Поговорка «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» как нельзя лучше подходит к войне. Многочисленные фотографии с любого театра военных действий показывают технику на фронтовых дорогах, густо облепленную пехотинцами. При этом в прифронтовой полосе обычно лучше возить десант не на броне, где он остаётся уязвимым для осколков и пуль, а в закрытом бронированном отделении. Разработка тяжёлого бронетранспортёра, способного провезти пехоту даже через мощный огонь отчаянно защищающихся в 1944-1945 гг. немцев, заняла бы довольно много времени, но канадцы нашли обходной путь.
Священник без рясы
Как и британские войска, канадцы получали самоходные артиллерийские установки «Прист» от американцев, но машины им не понравились. Артиллеристы предпочитали 25-фунтовки американским 105-мм гаубицам, и части с американскими самоходками постепенно переходили на «Секстоны» или даже на буксируемые 25-фунтовки. «Присты» надо было куда-то девать, а канадской пехоте как раз требовался способ быстро входить в прорыв вместе с танками. В конце июля 1944 года генерал Г.Г. Симмонс, командир 2-го канадского корпуса, нашёл решение. 31 июля генерал попросил разрешение на переделку американских машин, и получил разрешение на это в тот же день.
Процесс переделки был простым: орудие, его бронировка, боеукладки и сиденья расчёта снимались, амбразура заделывалась бронёй, вырезанной из не подлежащих восстановлению танков. Когда подходящая броня кончилась, амбразуру стали заваривать двумя листами 12,7-мм стали, заполняя пространство между ними песком. В любом варианте верхняя лобовая броня была намного слабее нижней. Примерно 40% самоходок в процессе переделки потеряли радиостанцию, далеко не у всех остался зенитный 12,7-мм пулемёт. Многие из машин были в весьма потрёпанном состоянии, но времени на ремонт или даже на 100-часовое обслуживание ненадёжных двигателей R-975 не было. В бывшей самоходке из экипажа оставался один механик-водитель. Количество пехотинцев не нормировалось, и в каждую машину набивалось по 10–15 солдат десанта.
Передовой ремонтный отряд, проводивший работы, получил название «Кенгуру». Работая до 19 часов в день, его люди с 1 по 5 августа переделали в бронетранспортёры 72 самоходки. Ещё четыре резервных машины были готовы к полудню 6 августа. Такие бронетранспортёры поначалу называли «расстриженными священниками», но довольно быстро к ним приклеилось имя в честь отряда ремонтников — «Кенгуру».
«Кенгуру» впервые задействовали уже вечером 7 августа, в часы перед началом операции «Тоталайз» — атаки союзников на город Кан. «Кенгуру» распределили между 4-й канадской пехотной бригадой из 2-й канадской пехотной дивизии и 154-й пехотной бригадой горцев из британской 51-й дивизии. За несколько дней канадцы смогли собрать 36 механиков-водителей, включая солдат из резервных частей и безлошадных танкистов. Также стихийно создали и лёгкую ремонтную часть (Light Aid Detachment — LAD), состоящую из 31 солдат под командованием капитана Данкана.
«Кенгуру» в этой операции использовали не только по назначению. Машины перевозили продовольствие и увозили раненых в тыл. Несмотря на импровизированную конструкцию, пехота приняла новые бронетранспортёры с энтузиазмом. Даже в таком виде они были лучше грузовиков или «Универсалов», не говоря уже о хождении через зону артобстрела противника пешком.
«Кенгуру» хорошо показали себя и в последующих операциях. Всего с канадцами они провоевали до 30 сентября, но бесконечно держать при себе машины было нельзя: плохое техническое состояние и низкая надёжность двигателя давали о себе знать. Кроме того, «Присты» были всего лишь взяты взаймы, и «Кенгуру» пришлось вернуть американцам. Однако концепция тяжелого бронетранспортёра показала себя хорошо, и было принято решение разработать собственный вариант машины.
Импортозамещение военного времени
Кандидат на шасси для нового бронетранспортёра уже был под рукой: канадская промышленность произвела свыше 2000 танков «Рэм», сотни которых находились в Великобритании. В условиях неисчерпаемого потока «Шерманов» канадские танки использовали лишь в тылу, в основном для обучения мехводов, и здесь наконец появилась возможность применить их в бою, пусть и не в качестве танков.
Генерал Симмонс запросил канадский штаб в Лондоне о приказе на переделку сразу 100 «Рэмов». С танков снимались башни, подбашенные корзины, боеукладки и прочие ненужные бронетранспортёру агрегаты. Карданный вал прикрывали кожухом. Сидений для 10 пехотинцев, перевозившихся в машине, не было. В отличие от бронетранспортёра на шасси «Приста», в машине оставался не только механик-водитель, но и пулемётчик, заодно выполнявший обязанности радиста. Радиостанция Wireless Set №19 устанавливалась в корпусе рядом с пулемётчиком. Танковое переговорное устройство тоже оставили в машине, и экипаж бронетранспортёра мог общаться с пехотинцами.
После всех манипуляций «Рэм» заметно «похудел» — с 29,5 до 24,4 тонны. Официально машины назывались Ram Armoured Personnel Carrier, после декабря 1944 года просто Ram Carrier. Однако прозвище «Кенгуру» намертво пристало к машинам этого класса, а потому в марте 1945 года стало официальным.
Большинство бронетранспортёров «Рэм Кенгуру» переделывались из поздних вариантов танка с пулемётом в шаровой установке, но встречались и ранние машины с пулемётной башенкой. В любом случае в распоряжении стрелка-радиста было шесть ящиков с лентами по 250 патронов. Ни один танк, который пошёл на конверсию, не имел боковых люков, так что пехоте приходилось при посадке и высадке перелезать через борт.
В «Кенгуру» переделывались как сами танки «Рэм», так и другие машины на его шасси — например, артиллерийские тягачи «Рэм Ган Тауэр», на фотографиях которых иногда видны дополнительные буксировочные крюки. Установка радиостанции на этих «Кенгуру» была затруднена, так как не хватало места в пулемётной башенке, — пришлось размещать радиооборудование над трансмиссией, а не на борту.
Боевое применение «Кенгуру» показало, что одного пулемёта ни в башенке, ни в шаровой установке не достаточно, поэтому конце октября 1944 года поступил приказ установить на бронетранспортёры ещё один 7,62-мм «Браунинг». Шкворень для пулемёта установили в одно из отверстий, оставшихся от башенного погона. Так как отверстий было много, нередко ставили и третий пулемёт. Встречались и случаи применения 12,7-мм «Браунинга». В эти отверстия также вставляли стойки для крепления тента. Проводились и опыты с дополнительными бронелистами для защиты пулемётчика и перевозимой пехоты, но массовой эта модификация не стала.
Работать надо было быстро: конвертированные машины требовалось передать в войска 24 августа. Работа началась 15 августа с авральным темпом в 13 машин в сутки. Первую сотню «Кенгуру» получилось сдать 22 августа, но этого было мало, так как войска потребовали ещё 25 бронетранспортёров в качестве резерва. Работы закончили к 28 августа, но спешка была заметной. Из войск приходили жалобы на грязь, недостаточное количество горючего и даже на дефекты, которые приводили машину в негодность. Пришлось прекратить поставки и исправлять недостатки. 16 сентября пришёл заказ на ещё 25 «Кенгуру» для создания резерва.
К 5 ноября в 1-й канадской армии было 156 бронетранспортёров «Рэм Кенгуру», а к 9 декабря их стало 162. Идея тяжёлого бронетранспортёра понравилась и англичанам. К 14 октября 1944 года им было выделено 446 «Кенгуру», 21 декабря канадцы одобрили переделку ещё 330 машин. С 2 января 1945 года темп переделки машин вырос с 30 до 40 в неделю. В апреле британцы просили рассмотреть вариант переделки в бронетранспортёры неудачных танков «Кентавр», но в этом уже не было надобности: до конца войны хватило «Рэмов».
Прогулки в сумке кенгуру
Пока ремонтные базы строили бронетранспортёры на шасси танка «Рэм», на континенте начали думать об организации штатных подразделений для этих машин. 28 августа бронетранспортёры собрали в 1-й канадский батальон бронетранспортёров (1st Canadian Armoured Personnel Carrier Squadron — 1 CAPCS). Ремонтный отряд «Кенгуру» официально прикрепили к этой части как лёгкий ремонтный отряд 1 CAPCS Королевского канадского корпуса электрических и механических инженеров (Light Aid Detachment 1st Canadian Armoured Personnel Carrier Squadron, Royal Canadian Electrical and Mechanical Engineers — LAD 1 CAPCS RCEME). Командиром батальона назначили капитана Корбо из полка «Грей и Симко». Капитан Данкан остался во главе ремонтной части. Временный штат батальона включал четыре взвода по 25 бронетранспортёров в каждом и 131 человека личного состава. 30 сентября канадцы обменяли свои «Присты» на «Рэмы».
Батальон придали всё тем же горцам из 51-й дивизии (2-й и 3-й взводы) и 53-й пехотной дивизии (1-й и 4-й взводы). 22 октября подразделение полностью перевели в распоряжение горцев, но ненадолго: вечером 23 октября батальон перебросили в 15-ю шотландскую пехотную дивизию.
24 октября батальон переформировали в 1-й канадский полк бронетранспортёров (1st Canadian Armoured Carrier Regiment — 1 CACR) под командованием подполковника Г.М. Черчилля. Заместителем командира стал майор Бингам. Полк состоял из штаба и двух батальонов бронетранспортёров. Каждый батальон имел четыре взвода по три отряда, по два бронетранспортёра в каждом. Ещё пять бронетранспортёров было в штабе батальона — всего 53 машины. Таким образом, в одном полку было 106 тяжёлых бронетранспортёров, чего хватало для перевозки батальона пехоты.
Полку также полагалось ещё шесть других машин на шасси «Рэма». Заметив эффективность «Кенгуру» в качестве подвозчика боеприпасов, канадцы выделили дополнительные машины такого класса, несколько отличные от «Кенгуру». Башенный погон оставался на месте, а на него устанавливали дюймовую (25 мм) бронеплиту с квадратным люком посередине. Из-за явного сходства с «Кенгуру» такие машины получили название «Валлаби» по имени родственных кенгуру сумчатых зверей.
В штабе полка имелся отдел связи под командованием лейтенанта Симпсона и отряд ремонтников с БРЭМ на шасси «Шермана» или «Рэма», всё ещё под командованием капитана Данкана. Отряд получил номер: теперь это был 123-й лёгкий ремонтный отряд (№123 Light Aid Detachment (Type E) RCEME 1st Armoured Personnel Carrier Regiment). Отряд состоял из офицера и 52 рядовых и сержантов. Всего же в полку было 25 офицеров и 522 рядовых и сержантов.
30 октября, после вывода 15-й шотландской пехотной дивизии из боёв, новоиспечённый полк «Кенгуру» остановился в Тильбурге на реорганизацию. Так как приказ перейти на штат полка поступил во время сражения, на практике организация сил не изменилась до этого перерыва. Майор Корбо остался с частью, став командующим батальоном «A». Командиром батальона «B» стал майор Болдуин.
Дополнительные кадры и машины прибывали медленно. На 5 ноября в наличии было всего 85 бронетранспортёров, 23 офицера, 268 рядовых и сержантов. Состояние прибывающих машин было плохим, и полк потратил весь ноябрь на ремонт матчасти. Связисты раздобыли дополнительные радиостанции, и теперь их получили все бронетранспортёры в полку. Для некоторых «Кенгуру» получилось раздобыть дополнительную радиостанцию №19 или пехотную радиостанцию.
11 октября была сформирована первая британская часть, вооружённая «Кенгуру», — 49-й полк бронетранспортёров (49th Armoured Personnel Carrier Regiment — 49 APCR) под командованием подполковника Кинга. Штат полка немного отличался от канадского: в нём было 20 офицеров и 456 рядовых и сержантов. Полк состоял из штаба и двух батальонов. В каждом батальоне был штаб с пятью «Кенгуру», хозяйственный взвод и четыре взвода бронетранспортёров. В каждом взводе был штаб с тремя бронетранспортёрами и три отряда по три «Кенгуру» — всего 12 машин. К 49-му полку впоследствии прибавился дополнительный батальон бронетранспортёров. Нумерация батальонов была не сквозной: батальоны получили обозначения А, C и F. Полк получил свои машины к 7 ноября 1944 года.
Оба полка поступили в подчинение 79-й бронетанковой дивизии, которая под прозвищем «Игрушки Хобарта» (Hobart's Funnies), данным по фамилии командира, собрала в себе различную специальную технику вроде огнемётных танков, десантных амфибий, минных тральщиков, и т.д. «Кенгуру» вернулись к службе только 8 января 1945 года, когда части батальона «B» помогали 1-му батальону саффолкского полка при штурме городка Венрай в Нидерландах.
Некоторые командиры относились к «Кенгуру» пренебрежительно, и машины часто использовались не по назначению: для перевозки продовольствия, в качестве тягачей, импровизированных БРЭМ и даже командирских машин. Так как присутствие «Кенгуру» на передовой положительно отражалось на боевом духе пехоты, командиры часто не отпускали бронетранспортёры ночью, что значительно затрудняло техническое обслуживание. Несмотря на это, машины показали себя хорошо с технической точки зрения: ни одна атака не сорвалась из-за поломки «Кенгуру». Безвозвратные боевые потери тоже были довольно низкими: в среднем 3,6% машин в месяц, по сравнению с 12,1% у «Шерманов».
В истории полка были и чёрные полосы. Например, в январе-феврале 1945 года в операциях «Блэккок» и «Веритабл» 75% «Кенгуру» части были повреждены в бою. С января по апрель 1945 года погибло или было ранено 25% личного состава. Командиров в этом сложно винить, так как ещё было не вполне понятно, как использовать новый вид техники. Памятка о более эффективном использовании «Кенгуру» в бою вышла только в марте. В ней командирам приказывалось не вести беспорядочный огонь из пулемётов, особенно ночью. Стрельба привлекала внимание противника, а вероятность попадания в свою же пехоту была отнюдь не нулевой. При ночных атаках «Кенгуру» теряли друг друга из виду, и памятка советовала прикрепить светоотражатели на корме машин.
Так как батальоны полка часто вводились в бой по отдельности, ремонтный отряд разделился надвое, чтобы более эффективно сопровождать свои машины. Но даже такое решение не могло держать машины в строю вечно, и в марте 1945 года «Кенгуру» осели в мастерских для капремонта. К 20 марта операция была закончена. «Кенгуру» получили расширители траков, благодаря чему проходимость машин возросла.
Отремонтированным бронетранспортёрам не было суждено долго воевать. Война для них закончилась 5 мая 1945 года. Уже 15 мая полк собрался в городе Энсхеде в Нидерландах, где машины привели в уставный вид, сняв всё дополнительное вооружение и обвес. К 11 июня батальон «A» сдал свои машины на хранение, а 15 июня расстался с «Кенгуру» и батальон B. 20 июня в 23:59 1-й канадский полк бронетранспортёров, 123-й лёгкий ремонтный отряд и отряд связи распустили. Правительство Канады подарило свои «Кенгуру» голландцам. Те машины, что остались в Великобритании, поступили в распоряжение британской армии. Там они использовались до 1955 года. 49-й полк бронетранспортёров продержался в строю дольше канадцев, но и его распустили 13 декабря 1945 года.
В бою «Рэм Кенгуру» показали себя очень хорошо. Конечно, у них были свои недостатки, так как шасси изначально не было рассчитано на использование в качестве бронетранспортёра. Место пулемётчика-радиста получилось тесным, а пехотинцам приходилось карабкаться через борт. Однако в качестве быстрого решения с рациональным использованием подручных материалов «Рэм» был идеальным выбором шасси, а «Рэм Кенгуру» получился очень неплохим бронетранспортёром.
Источники и литература:
- Архив Dept. of National Defence / Library and Archives, Canada
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- http://www.milart.blog
- Roger V. Lucy. Canada's Pride. The Ram Tank and its Variants — Service, 2014
Комментарии к данной статье отключены.