После сражения у Баскских проходов (1809) и скандала в Адмиралтействе сэр Томас Кокрейн уволился из Королевского флота и стал парламентарием. Его политическая карьера прервалась уже в 1814 году, причём не слишком красиво, а через три года нуждавшийся в деньгах шотландец пересекал Атлантический океан, отправляясь к новому месту службы — в Чили.
Скандал
Началось всё с того, что утром в понедельник 21 февраля 1814 года человек в форме, представившийся полковником дю Бургом, адъютантом лорда Кэткарта, прибыл в Корабельную таверну в Дувре с вестью о том, что Наполеон I убит и Бурбоны победили. Попросив передать эту информацию в Адмиралтейство по семафорному телеграфу, полковник направился в сторону Лондона, останавливаясь у каждой гостиницы по пути, чтобы сообщить хорошие новости. Три неких «французских офицера», одетые в бурбонскую военную форму, также прилюдно отмечали в Лондоне восстановление монархии.
Под влиянием слухов британские облигации сильно выросли в цене, но когда обман раскрылся, падение их было просто сокрушительным. Началось расследование, кто же устроил этот постановочный спектакль. Оказалось, это был наш старый знакомый — Томас Кокрейн, затеявший всё это вместе со своим дядей Эндрю Кокрейном-Джонстоном. За полдня они, спешно продавая ценные бумаги по завышенной цене, заработали на двоих 1,1 млн фунтов стерлингов. Кокрейн был лишён ордена Бани, всех званий и места в парламенте. Правда, туда его переизбрали в 1816 году. Вопрос о том, был ли Томас Кокрейн действительно виновен в мошенничестве или же всё это были происки его недоброжелателей, до сих пор является предметом спора историков.
На распутье
В начале 1817 года посол Испании в Англии Хосе Луис де Карвахаль, герцог Сан-Карлос, предложил Томасу Кокрейну принять от Фердинанда VII титул вице-адмирала Испании и возглавить испанский флот в Южной Америке. Кокрейн бо́льшую часть жизни сражался против испанцев и рассматривал их как врагов, да и к Фердинанду VII относился без уважения.
Прошло несколько месяцев, и в мае того же года Кокрейн встретился с чилийским агентом в Лондоне Хосе Альваресом Кондарко, который по поручению Хосе Франсиско де Сан-Мартина закупал для Чили корабли. Агент предложил Томасу возглавить чилийский флот. В это время Кокрейну, погрязшему в финансовых проблемах, как раз грозила конфискация семейного поместья. Дело дошло даже до того, что между судейскими приставами и импровизированным «гарнизоном» в поместье, набранным из числа бывших подчинённых полководца, произошёл настоящий бой. 14 мая приставы всё же проникли в усадьбу и наложили на неё арест.
В поисках выхода из ситуации Кокрейн придумывал всё новые проекты. Например, он хотел построить паровой крейсер и продать его Чили при посредничестве агента Кондарко, а ещё надумал освободить Наполеона с острова святой Елены и переправить его в Южную Америку, чтобы там воевать против испанцев. К июню 1818 года Кокрейн решил принять предложение чилийцев. Дома он был опозорен, двери в Королевский флот для него закрылись, а значит, оставалось искать славу и деньги за рубежом. 5 августа 1818 года 43-летний Кокрейн на борту корвета «Роуз» покинул берега Туманного Альбиона и отплыл в Чили. 28 ноября 1818 года (в испанских источниках почему-то указывается 17 июня, но это, скорее всего, ошибка) он с женой и двумя детьми высадился в Вальпараисо.
Завоевание Чили
Посмотрим, что происходило в Чили незадолго до прибытия туда шотландца.
Ещё в июне 1815 года на помощь чилийским индепендентам отправилась небольшая аргентинская эскадра Уильяма Брауна в составе шхун «Геркулес», «Конститьюшн» и «Фалькон». У мыса Горн «Конститьюшн» пропала без вести, а остальные корабли 10 января 1816 года прибыли к Кальяо и там начали проводить крейсерские операции против испанских судов. Уже на следующий день они захватили бригантину «Гобернадора», которую вооружили и включили в состав эскадры. Далее Браун бомбардировал Кальяо, но неудачно, и к концу января блокаду пришлось снять. Корабли отправились к Гуаякилю, который надеялись захватить внезапным налётом. Однако бомбардировка успеха не принесла. Более того, флагманскую шхуну «Геркулес» так сильно повредил огонь испанских батарей, что Браун был вынужден сдаться, прежде чем его судно затонуло. Начались переговоры, и аргентинские каперы согласились отказаться от дальнейших действий против порта, если им выплатят 140 000 песо и отпустят Брауна. На том и порешили.
Затем каперы захватили ещё несколько призов и прибыли на Галапагосы, где продали свою добычу и отправились обратно в Буэнос-Айрес.
В 1817 году революционер Хосе Франсиско де Сан-Мартин вместе с аргентинскими добровольцами перешёл Кордильеры и вторгся в Чили. Он завоевал южную часть страны, кроме Талькауано. Центральная и северная части вместе с портами Вальдивия и перуанскими Консепсьоном и Кальяо остались за роялистами. Всё решилось в битве на равнинах Майпу, где Бернардо О’Хиггинс и Сан-Мартин нанесли своим противникам поражение. Сан-Мартин после боя издал декларацию следующего содержания:
«За двадцать четыре дня мы провели кампанию. Мы покорили самый высокий горный хребет в мире, покончили с тиранами и дали Чили свободу».
14 февраля 1817 года армия Чили (хотя чилийцев в ней было меньшинство — в основном европейцы и аргентинцы) вошла в Сантьяго.
В тот же день были образованы властные институты нового государства. О’Хиггинс стал верховным директором Чили, то есть главой исполнительной власти. Сан-Мартину был предложен пост главнокомандующего, но он отказался и вернулся в Аргентину. О’Хиггинс, признавая авторитет соратника, упросил его всё-таки возглавить армию, чтобы подготовить дальнейшее продвижение на север и завоевание Перу. Так Сан-Мартин стал капитан-генералом Чили. Вдобавок был сформирован Совет управляющих, которые по сути составили первый кабинет министров новой страны.
Идея морской войны против Испании вышла на новый уровень. Сан-Мартин и О’Хиггинс пришли к выводу, что роялистски настроенное Перу будет всегда угрожать Чили вторжением, а испанский флот, базирующийся на перуанские порты, станет проводить блокаду страны. От Аргентины Чили отрезано Андами, и снабжение оттуда будет затруднено. Соответственно, на первый план вышла задача нейтрализовать перуанские военно-морские базы и обеспечить снабжение Чили по морю.
Создание чилийского флота
Первым кораблём, на котором был поднят чилийский флаг, стал 220-тонный британский бриг «Игл», в 1816 году конфискованный испанскими властями и переименованный в «Агилу». 26 февраля 1817 года бриг прибыл в Вальпараисо. Команда не подозревала, что город захватили повстанцы. Чтобы ввести капитана в заблуждение, патриоты подняли на береговых батареях испанский флаг. Аргентинский полковник Рудесиндо Альварадо, комендант Вальпараисо, вместе с таможенниками понялся на борт и конфисковал бриг «во имя революции». Корабль был вооружён 16 орудиями и укомплектован 25 английскими моряками, а также 18 чилийскими солдатами. Первым командиром «Агилы» стал Раймонд Моррис — офицер Андской армии, который во время Наполеоновских войн служил моряком на Королевском флоте.
31 марта 1817 года «Агила» отправился к островам Хуана Фернандеса, чтобы освободить перевезённых туда испанцами патриотов. Миссия прошла успешно. На обратном пути за бригом пустились в погоню роялистские суда «Венганза» и «Потрилльо», но «Агиле» удалось сбежать. При этом, по воспоминаниям Морриса,
«английские матросы, презрительно смотревшие на креолов, не слушали своих офицеров даже под угрозой ружей и начали грабёж ничтожных пожитков освобождённых патриотов на островах».
14 июля 1818 года «Агила» сменил имя на «Пейредон». 8 октября в крейсерстве он захватил торговый испанский фрегат «Перла», а 12 октября отогнал от Вальпараисо шхуну «Венжанс», купленную Испанией у французов.
Вторым кораблём чилийского флота стал бриг «Кармельо», захваченный в Сан-Антонио 7 апреля 1817 года и переименованный в «Араукано». Его вооружили шестью карронадами и отослали в единственное плавание с бригом «Рамблер». По возвращении корабль был признан не подлежащим ремонту и списан тем же летом. Тут впору немного рассказать о «Рамблере» — бывшем купеческом бриге США, купленном в Бостоне в мае 1817 года. Его вооружили 18 пушками и четырьмя карронадами, а первым командиром стал французский офицер Жуан Жозеф Тортель. Совместно с английским судном «Мэри», приобретённым патриотами примерно в то же время, «Рамблер» сопровождал торговые конвои купцов из Англии и США — стран, которые были готовы торговать с Чили.
5 марта 1818 года в Вальпараисо прибыл английский 850-тонный фрегат «Виндхэм», который раньше принадлежал Британской Ост-Индской компании. Его вместе с другим кораблём компании — «Сан-Мартином» — чилийцы приобрели в Даунсе через уже известного нам Хосе Альвареса Кондарко за 180 000 песо или 36 000 фунтов стерлингов — гигантские деньги! За такую сумму на английских верфях можно было заказать нормальный боевой 40-пушечный фрегат. Правда, заплатили они только 130 000, а ещё 50 000 остались должны. В Вальпараисо корабль вооружили 50 орудиями, укомплектовали экипаж (350 человек, все офицеры британцы, матросы большей частью янки) и переименовали в «Лаутаро». Первым командиром фрегата стал ирландец Джордж О’Брайен Ломонд — бывший лейтенант Роял Неви. На фрегате впервые разместилась рота морской пехоты под командованием англичанина Уильяма Миллера.
27 апреля 1818 года «Лаутаро» атаковал блокировавший Вальпараисо испанский фрегат «Эсмеральда». О’Брайен даже высадил на борт противника 20 человек для абордажа, однако испанцы перерубили абордажные крюки и ушли в море. Сам О’Брайен в этом бою погиб, но блокаду Вальпараисо всё же удалось снять. «Лаутаро» занялся другим испанским кораблём — бригом «Песуэла», который получил несколько залпов в корпус и спешно бежал в Талькауано. Затем чилийский фрегат какое-то время преследовал «Эсмеральду», но догнать не смог, а на обратном пути захватил торговый испанский бриг «Сан-Мигель», на котором плыли богатые испанские путешественники. Те заплатили за свою свободу, и эти деньги позволили патриотам окончательно рассчитаться с Англией за «Лаутаро». Новым командиром флагмана чилийской эскадры стал англичанин Джон Хиггинсон.
Испанские проблемы
Как раз в этот момент началась масштабная переброска войск из Испании в Перу. Фердинанд VII купил у России корабли и решил силой подавить выступления в колониях. Особую тревогу у него вызывало положение в Перу, поэтому 21 мая туда из Кадиса направился большой конвой в составе 11 транспортов под защитой 44-пушечного фрегата «Мария Изабель» — того самого российского «Святого Патрикия». На транспортах находились Кантабрийский полк (1600 солдат), два эскадрона драгунов (300 человек с лошадьми), 90 артиллеристов и 90 сапёров.
Неудачи преследовали конвой с самого начала. У одного из транспортов открылась течь, и его пришлось оставить на Тенерифе. 30 июня 1818 года другой транспорт — «Тринидад» — оторвался от конвоя. 22 июля солдаты подняли на нём мятеж и вынудили команду следовать в Буэнос-Айрес. Мятежники передали информацию о конвое патриотам, сообщив, что конечным пунктом каравана являлся порт Талькауано. На перехват конвоя вышли почти все чилийские военно-морские силы: 50-пушечный фрегат «Лаутаро», 60-пушечный «Сан-Мартин» (бывший «Камберленд» — второй корабль, купленный у британской Ост-Индской компании), корвет «Чекабуко» (бывший испанский капер «Санта Роза», чья команда, укомплектованная в основном южноамериканцами, взбунтовалась и 23 мая 1818 года перешла на сторону патриотов) и бриг «Араукано». Командовал соединением бывший офицер испанского флота Мануэль Бланко Энкалада.
9 октября чилийцы покинули Вальпараисо, однако из-за противных ветров подошли к Талькауано только через 17 дней. За это время три испанских транспорта успели достичь места назначения и были недоступны для атаки.
От местных рыбаков на острове Санта-Мария Энкалада узнал, что где-то недалеко находятся четыре транспорта и фрегат «Мария Изабель». Поиски увенчались успехом: у острова Квирикина был обнаружен бывший русский фрегат. Чилийцы в английской манере ринулись на испанца. Капитан «Марии Изабель» Дионисио Капас успел дать четыре залпа, но затем понял, что его хотят взять на абордаж, и направил свой корабль на скалы острова Рокуан. Экипажи «Сан-Мартина» и «Лаутаро» открыли мушкетный огонь, стараясь уничтожить марсофлотов и заставить испанца потерять ветер. С испанского корабля в море посыпались матросы. Капас оставил для обороны «Марии Изабель» только 60 морских пехотинцев. К тому моменту, когда 150 испанских моряков достигли берега, абордажные команды чилийцев захватили фрегат, и по испанцам дали залп заряженные картечью пушки их же корабля.
Бой с испанским экипажем на берегу продолжался всю ночь, а утром переменился ветер, и вместе с приливом это дало патриотам возможность снять фрегат с мели и увести с собой. Используя «Марию Изабель» как наживку, Энкалада захватил транспорты «Магдалина», «Елена» и «Долорес», а бриг «Чекабуко» ещё два: «Хересану» и «Кариоту».
Итого из 12 кораблей — 11 транспортов и одного фрегата — порта назначения достигли лишь четыре. Потери чилийцев составили 27 человек убитыми и 22 ранеными. У испанцев в плен были взяты 600 солдат и 36 офицеров. Экипаж «Марии Изабель» потерял неизвестное число людей погибшими и ранеными, но судя по всему, их было немало.
26 ноября под гром салютов эскадра вместе с призами вошла в Вальпараисо. «Мария Изабель» был восстановлен, переименован в «О’Хиггинс» и вошёл в состав Чилийского флота. Таким образом, он плавал под тремя флагами: российским, испанским и чилийским.
Продолжение следует
Литература и источники:
- David John Cubitt. Lord Cochrane and the Chilean Navy, 1818–1823, with an inventory of the Dundonald papers relating to his service with the Chilean Navy. — University of Edinburgh, 1974.
- Brian Vale. Cochrane in the Pacific: Fortune and Freedom in Spanish America. — London: I B Tauris, 2008.
- Carlos López Urrutia. Historia de la Marina de Chile. — Andrés Bello, 1969.
- Moises Enrique Rodriguez. Freedom's Mercenaries: British Volunteers in the Wars of Independence of Latin America (1810–1825). — Lanham, Maryland, 2006.
- Etcheverry Gerardo. Principals naves de guerra a vela de Chile: todoababor.es
- Thomas Cochrane. The Autobiography of a Seaman. — The Lyons Press, 2000.
Комментарии к данной статье отключены.