В войне между Чили и Перу за богатые нитритами пограничные области победителя определяло господство на море. Новинке военного прогресса — миноноскам — предстояло доказать свою полезность. Этим крошечным корабликам нужно было бороться с могучими броненосцами, друг с другом, и… техническими неисправностями.
Alianza против врага и поломок
Уже в начале ноября 1879 года новоприбывшие перуанские миноноски №1 и №2 получили названия Alianza и República. 12 ноября они вышли из Кальяо в сопровождении вооружённого транспорта Talismán, но из-за поломок машин вернулись обратно. Из двух миноносок только Alianza находилась в сносном техническом состоянии. 17 марта 1880 года вместе с корветом Union под командованием Мануэля Фернандеса Давила она прорвалась в блокированный чилийцами порт Арика. 7 апреля 1880 года комендант Арики полковник Франсиско Болоньези приказал атаковать чилийские корабли в бухте Витор к югу от порта, где, как предполагалось, могла происходить высадка чилийцев. Корабль никого не обнаружил и вернулся без результата.
3 мая Alianza выходила ночью в море, чтобы торпедировать броненосец Almirante Cochrane, но из-за поломки котла вынуждена была вернуться. 24 мая Alianza выходила в район небольшой бухты Сама, чтобы атаковать чилийские транспорты, но не обнаружила противника и повернула обратно. Утром 25 мая 1880 года в 15 милях к северу от Арики миноноска была обнаружена блокирующей чилийской эскадрой, обстреляна броненосцем Cochrane и корветом Magallanes. Alianza сумела оторваться от врага и вернуться в Арику. В июне начались тёмные безлунные ночи. 1 июня миноноска вновь выходила в море, но не нашла чилийских кораблей. На следующий день перуанцы совершили вторую попытку, обнаружили чилийский броненосец, но в момент погружения шеста в воду взрывчатка на его конце оторвалась и затонула. Миноноска отвернула от цели и вернулась в порт.
6 июня 1880 года был совершён последний выход миноноски всё с той же целью, но снова безуспешно. На рассвете Alianza, возвращаясь в порт, застала Арику уже взятой чилийцами. Перуанцы попытались прорваться на север, но броненосец Cochrane и транспорт Loa начали их преследовать. Вначале перуанцы оторвались от врага, но через некоторое время в районе мыса Пиката паровая машина миноноски вышла из строя. Экипаж из 7 человек разрушил Alianza и был захвачен чилийцами в районе Мокегуа
Слишком передовые технологии
Вторая перуанская миноноска имела проблемную паровую машину, а потому никогда не развивала скорость больше 9 узлов. Не имея возможности атаковать на высокой скорости, República была вооружена передовым, но очень капризным оружием — самоходной управляемой торпедой американского изобретателя Джона Луи Лея. Перуанцы купили несколько образцов такого оружия.
Торпеда приводилась в движение поршневым двигателем, работавшим на сжатом углекислом газе. Управлялось изобретение Лея по двум кабелям с помощью электрических сигналов. В теории за очень небольшие деньги перуанцы получили отличное оружие для диверсий, однако с ним возникли некоторые сложности. 28 августа 1879 года в Антофагасте монитор Huascar атаковал торпедой Лея отряд чилийских кораблей, но торпеда развернулась и пошла в сторону перуанского броненосца. Только своевременные решительные действия одного из офицеров спасли корабль.
3 января 1881 года República вышла в море, чтобы атаковать всё тот же Cochrane, но управляющие провода порвались, и торпеда затонула. За перуанцами погнались вооружённый транспорт Toltén и чилийская миноноска Fresia. Видя бесперспективность погони, перуанцы уничтожили свой корабль.
Первый бой миноносок
В мае 1880 года чилийцы попытались увеличить эффективность блокады Кальяо с помощью нескольких миноносок, заказанных в начале войны в Великобритании и к тому времени вступивших в строй. Ночью 25 мая Janequeo и Guacolda курсировали напротив доков Кальяо и неожиданно наткнулись на перуанский паровой катер Independencia под командованием лейтенанта Гальвеса. Катер был вооружён малокалиберной пушкой и картечницей Гатлинга. Преследуемый Janequeo, катер Independencia повернул обратно к Кальяо, при этом намного более быстроходная чилийская миноноска почти таранила перуанцев в корму. Расстояние было настолько малым, что чилийцы не рисковали применить шестовую мину. Наконец командир Janequeo лейтенант Мануэль Сеньорет решил, что дистанция оптимальна, и замкнул электрическую цепь. Практически одновременно со взрывом, произошедшим под кормой перуанского катера, лейтенант Гальвес забросил на палубу чилийской миноноски ящик с 100 фунтами пороха и подорвал его выстрелами из револьвера.
Тонущую Janequeo удалось пришвартовать к стоявшим на якоре лодкам и высадить экипаж, но сама миноноска затонула через пять минут. Вскоре затонула и Independencia. 8 перуанцев погибли от взрыва, ещё 7 подобрала подоспевшая чилийская миноноска Guacolda. Выживший, но раненый лейтенант Гальвес в знак уважения к его отваге на следующий день был отпущен чилийцами.
Janequeo лежала на глубине всего около 13 м, и на следующий же день перуанцы начали приготовления к подъёму миноноски. С 27 по 29 мая происходили постоянные стычки у места гибели миноноски. Ночью перуанцы вели подъёмные работы, но днём чилийские корабли отгоняли их. В конце концов чилийцы решили окончательно разрушить Janequeo. 8 июня под прикрытием броненосца Huascar миноноска Guacolda подошла к обозначенному перуанскими бакенами месту гибели Janequeo. Чилийский водолаз Хосе Вальдебенито спустился на дно и заложил пороховой заряд на корпус. Затем миноноска была полностью разрушена взрывом.
Второй бой миноносок
В конце 1880 года блокаду главной и единственной перуанской военно-морской базы в Кальяо осуществляла чилийская эскадра, состоявшая из броненосца Huascar, корвета Chacabuco, канонерки Pilcomayo и вооружённого транспорта Angamos. По словам командира эскадры Оскара Торо, «глазами и ушами» его сил были миноноски Fresia, Guacolda, Colo-colo и Tucapel. У перуанского флота к этому времени оставались следующие силы: старый монитор Atahualpa, корвет Union, винтовой транспорт Rímac, вооружённые картечницами паровые баркасы и небольшие пароходы Arno, Tocopilla, Urcos, Callao, Capitanía и Resguardo, а также миноноска República. Днём чилийские корабли стояли на якоре у острова Сан-Лоренцо, а ночью входили в бухту при поддержке четырёх миноносок.
В ночь на 5 декабря 1880 года чилийские миноноски совершали свой обычный обход бухты Кальяо и заметили выходивший из порта небольшой перуанский пароход Arno. Зафрахтованный правительством у компании Molfino y Ricini, пароход был вооружён одной 40-фунтовой пушкой, одной 32-фунтовой пушкой и картечницей.
Все четыре чилийские миноноски ринулись в атаку на перуанский пароход. В свою очередь, перуанцы попытались завлечь чилийцев под огонь береговых батарей. Вскоре чилийские миноноски оказались под обстрелом с берега, затем в перестрелку включились крупные корабли. Huascar сблизился с берегом до 2500 м и вступил в бой с перуанскими фортами. Корвет Chacabuco и канонерка Pilcomayo открыли огонь по батареям с 5000 м.
Когда бой длился уже более часа, с дистанции около 1800 м снаряд с береговой батареи попал в корму Fresia и произвёл значительные разрушения. Fresia попыталась спрятаться от обстрела за корпусом Chacabuco, но чилийцы не смогли удержать миноноску на плаву, и она затонула на глубине 27 м. В кратчайший срок миноноска была поднята, отремонтирована, и уже через две недели продолжила свою службу в составе блокирующей эскадры.
После победы в битве при Мирафлоресе (15 января 1881 года) чилийская армия стремительно продвигалась по суше к Кальяо и перуанской столице Лиме. Высшее военное командование военно-морского флота Перу решило срочно затопить все корабли — этот приказ был выполнен на рассвете 17 января. Только небольшие пароходы Capitanía и Arno попытались прорвать блокаду и уйти в порт Чанкай. Это удалось только Arno, но неизвестно, что случилось с кораблём и его экипажем позднее.
«Высокогорная» миноноска
20 октября 1883 года марионеточное правительство почти полностью оккупированного чилийцами Перу подписало мирный договор с Чили. Тем не менее не все перуанцы сложили оружие. После поражения в битвы при Уамачуко (10 июля 1883 года) перуанский генерал Касерес, сопровождаемый лишь несколькими помощниками, бежал на юг страны, чтобы собрать новые силы для продолжения сопротивления. Одновременно перуанский контр-адмирал Лисардо Монтеро Флорес переместился в городок Пуно на берегу высокогорного озера Титикака.
На борту боливийского парохода Yavari адмирал Монтеро вместе со своими людьми переправился на боливийский берег озера, где его ждал президент союзной Боливии генерал Нарцисо Камперо с двумя батальонами. Союзники планировали переправить боливийских солдат на защиту перуанского города Арекипа. Однако 29 октября 1883 года Арекипа пала, а чилийцы под командованием генерала Веласкеса на трёх поездах двинулись к озеру. Местные власти в Пуно без сопротивления приняли оккупантов.
Используя гребные лодки, перуанцы и боливийцы совершали вылазки в окрестностях Пуно. Чтобы пресечь партизанские действия и прервать последнюю связь между Перу и Боливией, Веласкес попросил у флота одну из миноносок. Выбор пал на Colo-colo.
В городе Ило моряки погрузили миноноску на железнодорожную платформу. Вместе с Colo-colo к высокогорному озеру отправился экипаж, механики и прочий персонал в количестве 2 офицеров и 25 нижних чинов под командованием первого лейтенанта Анхеля Кустодио Линча Ирвинга. Отдельно было упаковано оружие миноноски — две двуствольные картечницы английской компании Норденфельд, а также боеприпасы к ним.
Появление хорошо вооружённой и скоростной (12 узлов) чилийской миноноски на Титикаке нарушило перуанские коммуникации и полностью парализовало действия партизан в этом районе. Вскоре все перуанские суда на озере, которые нашли убежище в Боливии, сдались чилийским властям. В Боливии угрожающее присутствие Colo-colo и нахождение чилийских сил на границе перечеркнуло планы оказать поддержку перуанцам и начать боевые действия в окрестностях Пуно.
Заключение
К началу конфликта между Чили и Перу миноноски как класс находились в стадии зарождения, однако специалисты понимали их потенциал, тем более что примеры Гражданской войны в США и очередного противостояния России и Турции дали очевидные примеры практики их применения. Более слабая перуанская сторона видела в своих миноносках дешёвый асимметричный ответ на пару чилийских броненосцев, но несовершенство конструкции американских минных лодок братьев Герешоф не позволило перуанским морякам проявить себя.
Чилийцы также пытались применить свои крошечные кораблики против главных сил врага и тоже потерпели неудачу. Зато миноноски отлично проявили себя при разведке и дозорной службе. По словам чилийского офицера Мануэля Томсона, «миноноски стали глазами и ушами нашей эскадры».
Американским и британским носителям минного оружия на службе латиноамериканских флотов в той войне отчаянно не хватало мореходности и «длинной руки» в виде самоходных мин (торпед). Тем временем флоты великих европейских держав уже пополнялись более крупными мореходными миноносцами с самоходными торпедами Уайтхеда, а тенденция к увеличению размеров и боевых возможностей миноносцев привела к тому, что их потомки заняли главенствующую роль в современных военно-морских силах.
Источники:
- Ahumada Moreno, Pascual (1888). Guerra del Pacífico, recopilación completa de todos los documentos oficiales, correspondencias y demás publicaciones referente a la guerra que han dado a la luz la prensa de Chile, Perú y Bolivia, conteniendo documentos inéditos de importancia, tomo IV. Valparaíso: Imprenta i Lib Americana.
- Bulnes, Gonzalo (1914). Guerra del Pacífico, Tomo II, de Tarapacá a Lima. Valparaíso: Sociedad Imprenta y Litografía Universo.
- Machuca, Francisco (1928). Las Cuatro campañas de La Guerra del Pacífico, Tomo II. Valparaíso: Imprenta Victoria.
- Markham, Clements R. (1883). The war between Peru and Chile 1879-1882. London: Sampson Low, Marston and Company Limited.
- Melo Moreno, Rosendo (1911). Historia de la Marina del Perú. Lima: El Auxiliar del Comercio.
- Vicuña Mackenna, Benjamín (1881). Historia de la Campaña de Lima. Santiago de Chile: Imprenta Cervantes.
- Yábar Acuña, Francisco (2001). Las Fuerzas Sútiles y la defensa de costa en la Guerra del Pacífico. Lima: Fondo de Publicaciones Dirección de Intereses Marítimos.
- Machuca, Francisco (1927). Las Cuatro campañas de La Guerra del Pacífico. Tomo I. Imprenta Victoria. Valparaíso.
- Melo, Rosendo (1904). Historia de la Marina del Perú. Tomo II. Talleres Gráficos de la Marina. Lima.
- Paz Soldán, Mariano Felipe (1979). Narración Histórica de la Guerra de Chile contra Perú y Bolivia. Editorial Milla Batres. Lima.
- Vegas, Manuel (1929). Historia de la Marina del Perú: 1821 −1924. Talleres Gráficos de la Marina. Lima.
- Vicuña Mackenna, Benjamín (1880). Historia de la Campaña de Tarapacá. Imprenta Cervantes. Santiago.
- Yábar, Francisco (2001). Las Fuerzas Sútiles y la Defensa de Costas en la Guerra del Pacífico. Fondo de Publicaciones Dirección de Intereses Marítimos. Lima.
Комментарии к данной статье отключены.