В ночь на 22 октября 1904 года русская эскадра контр-адмирала З.П. Рожественского, совершавшая переход на Дальний Восток вокруг Европы и Африки, в районе Доггер-банки в Северном море, попала в скверную историю. Располагая информацией о возможной атаке японских кораблей, корабли шли в состоянии повышенной боевой готовности и, столкнувшись в условиях сильного тумана с многочисленными британскими рыболовными траулерами, открыли огонь по ним и друг по другу. Выпустив около 500 снарядов, русские комендоры повредили пять траулеров, убили двоих и ранили шестерых рыбаков, поставив Россию на грань войны с Великобританией. В итоге пострадавшие рыбаки и их семьи получили денежные компенсации от российского правительства.
Самым невезучим оказался траулер «Крэйн» (Crane — «Журавль»), на котором погибли шкипер Джордж Смит (George H. Smith) и его помощник Уильям Леггет (William R. Legget), а само судно пошло ко дну. Широкую огласку получили действия ещё одного помощника шкипера (William Smith) и механика траулера Артура Ри (Arthur Rea), которые, несмотря на ранения, до последнего боролись за живучесть «Крэйна» и жизни своих товарищей. В результате Смит и Ри стали единственными людьми, награждёнными за участие в инциденте, причём довольно необычной наградой — «Медалью Альберта за спасение жизни» 1-го класса.
7 марта 1866 года указом королевы Великобритании для проявивших отвагу в спасательных операциях на море была учреждена «Медаль Альберта за спасение жизни» (Albert Medal for Lifesaving), названная так в честь покойного супруга королевы Виктории. В 1867 году медаль получила два класса — первый, или «золотой», и второй, или «бронзовый», а в 1877 году её статут был распространён и на подвиги по спасению человеческих жизней на суше. Название медалей изменились в 1917 году: Медаль Альберта 1-го класса стала «Золотой медалью Альберта», а Медаль Альберта 2-го класса теперь именовалась просто «Медалью Альберта».
Медаль Альберта стала одной из самых редких британских наград — до её упразднения в 1970 году «морской» и «сухопутной» версий 1-го и 2-го класса удостоились 25/45 и 216/282 человека соответственно, или всего менее 600 человек.
Награда отличалась красотой и изяществом исполнения. Она имела форму овального медальона из золота или бронзы размерами 58×31 мм, обрамлённого рамкой в виде ремня с пряжкой и увенчанного королевской короной. По периметру располагалась надпись «For Gallantry In Saving Life At Sea» («За отвагу при спасении жизни на море») или «For Gallantry In Saving Life On Land» («За отвагу при спасении жизни на суше»). В центральный медальон, покрытый голубой или красной эмалью для «морской» или «сухопутной» версий соответственно, был вписан вензель королевской четы «VA», в «морской» версии дополненный якорем. Обратная сторона медали был гладкой — на ней гравировали имя и фамилию награждённого, а также краткое описание подвига. Носилась медаль на синей или красной шёлковой ленте шириной 1 и 3⁄8 дюйма (35 мм) с четырьмя узкими белыми полосами для 1-го и двумя широкими белыми полосами для 2-го класса.
Комментарии к данной статье отключены.