27 июля 2002 года на Скниловском аэродроме на окраине Львова проходило авиашоу, посвящённое 60-летию образования 14-й воздушной армии СССР, штаб которой после войны находился в этом городе. В 12:41 в воздух поднялся тяжёлый истребитель Су-27УБ, которым управляли лётчики 14-го авиационного корпуса ВВС Украины Владимир Топонарь и Юрий Егоров, каждый из которых имел около 2000 часов налёта. Завершая выполнение полупетли на предельно малой высоте, пилоты попытались перейти к горизонтальному полёту, чтобы избежать столкновения с землёй. Однако истребитель задел дерево, ударился крылом о бетонное покрытие взлётной полосы, зацепил стоявший военно-транспортный самолёт Ил-76МД, трижды перевернулся и в 12:52 упал в толпу зрителей. Прогремел взрыв, самолёт охватил огонь. Пилоты успели катапультироваться и сохранили жизни, а вот пришедшим на авиашоу повезло куда меньше: в результате катастрофы погибло 77 человек, в том числе 28 детей. Ещё несколько сотен человек были ранены. Скниловская трагедия является печальным рекордсменом по числу жертв в истории авиашоу.
В тот же день министр обороны Украины подал в отставку, однако президент Леонид Кучма её не принял. С должности главнокомандующего ВВС был снят генерал-полковник Виктор Стрельников. Расследованием трагедии занялась Генеральная прокуратура Украины, которая привлекла к ответственности десять человек: обоих пилотов и их командиров. Причиной катастрофы было названо «отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании». Также отмечалось, что трибуны находились слишком близко к лётному полю, а фигуры пилотажа на сверхнизких высотах выполнялись прямо над головами зрителей, что, естественно, было недопустимо с точки зрения техники безопасности.
Владимир Топонарь был приговорён к 14 годам лишения свободы, Юрий Егоров — к восьми, их командиры — к срокам от четырёх до шести лет. Все они также должны были выплатить внушительные штрафы. Свою вину пилоты не признали и утверждали, что выданные им полётные карты существенно отличались от местности, на которой они действовали, а также что лететь им пришлось на машине, на которой они загодя не смогли потренироваться. Пилоты вышли на свободу раньше назначенных им сроков. Родственники погибших получили от 10 000 до 100 000 гривен, пострадавшим в катастрофе достались более скромные суммы.
Комментарии к данной статье отключены.