• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    43

    Бензиновые «тридцатьчетверки»

    • ВМВ
    • танки
    • СССР
    Алексей Макаров
    11 June '21

    Не будет преувеличением сказать, что визитной карточкой танка Т-34 являлся его двигатель – танковый дизель В-2-34, обеспечивавший «тридцатьчетверке» высокую подвижность. Однако не все танки Т-34 были оснащены дизелями. В один из наиболее тяжелых для страны периодов Великой Отечественной войны достаточно большое количество танков Т-34 вместо дизелей В-2-34 комплектовалось бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф. О причинах такой замены и о том, что из себя представляли танки Т-34 с бензиновыми двигателями и сами танковые двигатели семейства М-17 будет рассказано в настоящей статье.

    Карбюраторный двигатель от БТ-7 для Т-34

    По своей конструкции V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный танковый двигатель М-17Т являлся разновидностью авиационного двигателя М-17Ф, приспособленного для работы в условиях танка. При этом максимальная мощность двигателя М-17Ф (715 л.с.) за счет дросселирования была снижена и в двигателе М-17Т стала составлять 500 л.с. Также как и его авиационный «собрат», танковый двигатель М-17Т работал на авиационном бензине марки «Б-70». До войны двигатели М-17Т изготавливались в г. Рыбинске на заводе № 26 и устанавливались в серийные танки БТ-7. Следует отметить, что в семействе М-17 был еще один танковый двигатель – М-17Л, устанавливавшийся в танки Т-28 и Т-35, и отличавшийся от двигателя М-17Т главным образом большей максимальной мощностью (650 л. с.), а также наличием системы воздушного пуска.

    ​Танковый двигатель М-17Т - Бензиновые «тридцатьчетверки» | Warspot.ru
    Танковый двигатель М-17Т

    В связи с освоением в 1940 году массового производства более совершенных танковых двигателей – дизелей семейства В-2, которыми оснащались новые танки КВ, Т-34 и БТ-7М, бензиновые двигатели М-17Т и М-17Л перед войной были сняты с производства, а все приспособления, специальный инструмент и оборудование необходимые для их изготовления – законсервированы.

    Однако к вопросу об оснащении танков двигателями М-17Т вернулись в самом начале Великой Отечественной войны. Решение об установке двигателя М-17Т в танк Т-34 было принято 1 июля 1941 года Постановлением Государственного Комитета обороны (ГКО) № 1сс. Согласно этому документу, горьковский завод № 112 «Красное Сормово» должен был незамедлительно приступить к организации серийного производства танков Т-34, при этом на выпускаемые заводом танки разрешалось вместо дизелей В-2-34 устанавливать двигатель М-17Т. Развернуть производство двигателей М-17Т было поручено Горьковскому автомобильному заводу им. Молотова (ГАЗ). Этим же постановлением Наркомат среднего машиностроения (НКСМ) обязывался провести опытные работы по приспособлению бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива – дизельном топливе или газойле.

    Хотелось бы отметить, что решение об установке двигателей М-17Т в танки Т-34 было мероприятием вынужденным и временным, вызванным прежде всего тем, что харьковский завод № 75, являвшийся на тот момент единственным производителем дизелей семейства В-2, не мог полностью обеспечить двигателями значительно возросшую в связи с началом войны программу по выпуску танков. Для выхода из создавшегося положения 5 июля 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято Постановление № 29сс «О создании заводов-дублеров по производству танковых дизелей и моторов и об эвакуации заводов танковых дизелей». В соответствии с этим документом действующие предприятия, занимавшиеся дизелестроением, должны были эвакуироваться в глубь страны и на новых площадях развернуть производство дизелей семейства В-2 в количествах, полностью обеспечивающих программу по выпуску танков КВ и Т-34. Так, завод № 75 должен был эвакуироваться на площади Челябинского тракторного завода, авиадизельный цех ленинградского Кировского завода – в г. Свердловск на площади завода Уралтурбомаш, а дизельный цех Харьковского тракторного завода – в г. Сталинград на СТЗ. Неизбежное временное уменьшение выпуска дизелей В-2, вызванное эвакуацией предприятий и развертыванием их производственных мощностей на новых местах планировалось покрыть выпуском более простых в изготовлении, но менее совершенных двигателей М-17Т на заводе ГАЗ.

    ​1-й лист рассылочного экземпляра постановления Государственного Комитета обороны № 1сс - Бензиновые «тридцатьчетверки» | Warspot.ru
    1-й лист рассылочного экземпляра постановления Государственного Комитета обороны № 1сс

    Напомним, что дизель В-2 по сравнению с бензиновым двигателем М-17Т имел целый ряд преимуществ, наиболее важными из которых были:

    • значительно меньший удельный расход топлива, увеличивавший запас хода танка по топливу;
    • более устойчивый тепловой режим работы;
    • простота в обслуживании (за счет отсутствия карбюраторов и «капризной» системы зажигания);
    • относительно низкая пожароопасность, обусловленная свойствами дизельного топлива.

    Так, температура вспышки бензина (температура, при которой бензин выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени) составляет около минус 40°С, температура же вспышки дизельного топлива выше плюс 40°С. Таким образом, относительно низкая пожароопасность дизельного топлива сводила практически к нулю количество пожаров, возникавших во время эксплуатации танков.

    Кроме этого, использование более дешевого и менее дефицитного дизельного топлива (марки «ДТ» или газойля марки «Э») в масштабах страны давало большой экономический эффект. Например, 100-километровый пробег на гусеницах танка БТ-7 с бензиновым двигателям М-17Т обходился государству в 188 рублей 50 копеек, а такой же пробег танка БТ-7М с дизелем В-2 – в четыре раза дешевле – 42 рубля 30 копеек. Столь значительная разница получалась из-за более низкой, по сравнению с бензином Б-70, стоимости дизельного топлива и высокой экономичности дизеля В-2.

    Приспособление бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива планировалось провести с целью частично компенсировать его недостатки перед дизелем В-2. Приказом НКСМ № 280сс от 2 июля 1941 года это задание было поручено заводу № 183 им. Коминтерна – головному заводу по производству танков Т-34. Также заводу № 183 было поручено разработать техническую документацию на установку двигателя М-17 в танк Т-34 и передать их заводу № 112.

    Трансплантация в «тридцатьчетвёрку»

    После получения задания завод № 183 незамедлительно приступил к работе и уже 10 июля 1941 года уведомил завод № 112 о том, что в чертежи серийной машины придется внести большое количество изменений. При установке двигателя М-17Т изменялась конструкция подмоторной рамы и моторной перегородки в корпусе танка; системы смазки, охлаждения, воздухоочистки и пуска двигателя, топливной системы, системы выпуска отработавших газов; главного фрикциона, приводов управления, электрооборудования, а также размещение укладки боеприпасов в танке.

    ​Копия чертежа установки двигателя М-17Т в танк Т-34, разработанного заводом № 183 в июле 1941 года - Бензиновые «тридцатьчетверки» | Warspot.ru
    Копия чертежа установки двигателя М-17Т в танк Т-34, разработанного заводом № 183 в июле 1941 года

    Проведенные заводом № 183 в середине июля 1941 года испытания установки двигателя М-17Т в танке Т-34 при работе в летних условиях на бензине не дали положительных результатов. При длительном движении танка на 4 передаче система охлаждения не обеспечивала нормальной работы двигателя, температура воды и масла превышала предельно допустимые значения. Однако несмотря на это чертежи на установку двигателя М-17Т в танк Т-34 были переданы заводу № 112 в начале августа 1941 года, притом без их утверждения заказчиком – Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА).

    Также не дали положительных результатов и опытные работы по приспособлению двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива. Проведенные в августе 1941 года испытания показали, что установленный в танк Т-34 двигатель М-17Т со специальным приспособлением для подготовки топлива, неудовлетворительно работал на газойле и на тракторном керосине.

    Таким образом, заводу № 183 не удалось минимизировать недостатки двигателя М-17Т за счет перевода его на работу на тяжелых сортах топлива. В заключении по этому вопросу, составленном специалистами ГАБТУ КА, было указано, что танк Т-34 с двигателем М-17Т имел следующие основные недостатки по сравнению с серийным танком Т-34 с дизелем В-2-34:

    «а) Уменьшенный почти вдвое запас хода.

    б) Повышенный температурный режим.

    в) Повышенную пожарную опасность.

    г) Необходимость более подготовленного экипажа для обслуживания танка».

    В итоге в середине сентября 1941 года руководством Наркомата танковой промышленности (НКТП) и ГАБТУ КА было принято совместное решение о необходимости доработки установки двигателя М-17Т в танке Т-34, при этом из-за начала эвакуации завода № 183 в г. Нижний Тагил, обязанность по доработке этой установки фактически легла на завод № 112. В соответствии с принятым решением завод № 112 обязывался устранить дефекты в работе системы охлаждения двигателя, обеспечив поддержание нормальной температуры воды и масла при любых режимах работы двигателя; отработать собственную 12-вольтовую схему электрооборудования танка, отличную от схемы, предложенной заводом № 183; разработать совместно с ГАЗом систему воздушного пуска двигателя, а также провести целый ряд других мероприятий по обеспечению нормальной работы элементов трансмиссии и двигателя М-17Т в танке Т-34. Кроме этого к 1 ноября 1941 года завод № 112 должен был разработать и представить на утверждение ГАБТУ КА и НКТП перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности танка Т-34 с двигателем М-17Т.

    ​Танк Т-34 с двигателем М-17Т на параде на Красной площади, 7 ноября 1941 года - Бензиновые «тридцатьчетверки» | Warspot.ru
    Танк Т-34 с двигателем М-17Т на параде на Красной площади, 7 ноября 1941 года

    С поставленными задачами завод № 112 частично справился и смог в кратчайшие сроки наладить выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т. Первые 20 таких танков Т-34 были изготовлены заводом № 112 и сданы заказчику в октябре 1941 года. Интересный факт – часть из этих машин, переданных 128-му отдельному танковому батальону, 7 ноября 1941 года в составе сводной колонны танков приняли участие в параде на Красной площади.

    С неба на землю

    Необходимо отметить, что в октябре 1941 года сложилось крайне сложное положение с обеспечением заводов, выпускавших танки КВ и Т-34, дизелями В-2К и В-2-34. Завод № 75 эвакуировался в г. Челябинск, а СТЗ и Уралтурбомаш только приступили к освоению производства дизелей. Не просто складывались дела и с выпуском новых двигателей М-17Т на ГАЗе. В силу ряда производственных затруднений и организационных недоработок план по выпуску двигателей М-17Т в августе 1941 года был выполнен ГАЗом на 20 %, а план сентября – на 14,6 %, всего же за эти два месяца заводом было изготовлено только 13 двигателей.

    Для выхода из этой непростой ситуации ГКО Постановлением № 732сс от 4.10.1941 года обязал начальника Управления ВВС П. Ф. Жигарева и народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) А.И. Шахурина передать НКТП 900 авиационных двигателей М-17Ф для их ремонта и переделки для последующей установки в танки КВ и Т-34 в период с октября по декабрь 1941 года включительно. НКТП в свою очередь 7 октября 1941 года издал приказ № 54сс, в соответствии с которым заводы Кировский, СТЗ и № 183 должны были немедленно приступить к переборке и приспособлению авиамоторов М-17, получаемых от УВВС для установки их в танки КВ и Т-34 вместо В-2. Этим же приказом руководство завода № 183 обязывалось начать установку двигателей М-17Т в танки Т-34, начиная с первого танка, выпускаемого в Нижнем Тагиле, а руководство СТЗ – подготовить производство к выпуску танков Т-34 с двигателем М-17Т таким образом, чтобы при отсутствии моторов В-2 возможно было устанавливать моторы М-17, не нарушая графика выпуска танков.

    Немного позднее, 11 октября 1941 года, указание о ремонте авиационных двигателей М-17Ф, отработавших свой гарантийный ресурс в самолетах и получаемых от УВВС КА, и о переделке их для установки в танки Т-34 для завода № 112 было дано руководству завода ГАЗ.

    Фактически же танки Т-34 с двигателями М-17Т, а также с отремонтированными и переделанными авиационными двигателями М-17Ф выпускало два завода – завод № 112 и СТЗ. Программу завода № 183 по выпуску «тридцатьчетверок» отечественная промышленность смогла обеспечить дизелями полностью – все изготовленные после эвакуации в Нижний Тагил танки Т-34 оснащались дизелями В-2-34.

    Сколько было бензиновых Т-34?

    Всего за период с октября 1941 года по апрель 1942 года включительно было изготовлено и сдано заказчику 943 танка Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф, из них 632 танка заводом № 112 и 311 танков – СТЗ.

    Выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф

    1941 год

    1942 год

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Завод № 112

    20

    53

    83

    145

    131

    150

    50

    СТЗ

    15

    93

    109

    94 (всего за 1 квартал)

    –

    При этом за указанный период завод № 112 выпускал танки Т-34 только с двигателями М-17Т и М-17Ф, а СТЗ – одновременно танки Т-34 и с дизелями, и с бензиновыми двигателями, компенсируя таким образом нехватку дизелей В-2-34 установкой двигателей М-17Т и М-17Ф. После того как завод смог полностью обеспечить выпуск танков Т-34 дизелями В-2-34 собственного производства, от установки бензиновых двигателей на СТЗ сразу же отказались.

    Решение о прекращении выпуска танков Т-34 с двигателями М-17Т и М-17Ф на заводе № 112 было принято на заседании ГКО 14 марта 1942 года. Производство и ремонт двигателей М-17Т и М-17Ф на ГАЗе прекращался, а занимавшийся этой работой авиамоторный цех выделялся в самостоятельный завод и передавался в ведение НКАП для производства авиационных дизелей М-105Р. Приказом НКТП № 268с от 15 марта 1942 года директор завода № 112 обязывался немедленно начать подготовку производства к выпуску танков Т-34 с дизелем В-2 и с 1 апреля с.г. перейти на выпуск танков Т-34 с дизелем В-2.

    Поставка дизелей В-2-34 для завода № 112 должна была осуществляться с Кировского завода (г. Челябинск). Приказ наркомата заводом № 112 был выполнен, начиная с апреля 1942 года завод приступил к выпуску танков Т-34 с дизелями В-2-34. Последние 50 танков Т-34, оснащенные бензиновыми двигателями и изготовленные заводом № 112 в марте 1942 года из-за отсутствия на заводе траков окончательно были приняты заказчиком только в начале апреля 1942 года.

    Недостатки и попытки их устранения

    Как уже было отмечено выше, танки Т-34 с двигателями М-17Т и М-17Ф, по сравнению с танками Т-34, оснащенными дизелями В-2-34, имели целый ряд недостатков. Прежде всего это касалось системы охлаждения двигателя, которая в конце 1941 года так и не была доработана заводом № 112. И если зимой из-за относительно низких температур окружающего воздуха эксплуатация танков Т-34 с бензиновыми двигателями была возможна, то для нормальной эксплуатации в летних условиях такие машины были практически непригодны.

    Еще одним существенным недостатком «бензиновых» танков Т-34 была их повышенная пожароопасность. Для решения этой проблемы заводом № 112 был проведен ряд мероприятий, включавших в себя установку в танке двух огнетушителей (одного переносного и одного стационарного с трубопроводами, ведущими в моторное отделение) и дополнительного охлаждения выхлопных коллекторов двигателя, а также составлены специальные указания, внесенные в инструкцию по обслуживанию танка и в памятку механику-водителю. Но несмотря на это из войск периодически поступали жалобы о случаях возгораний и пожаров танков Т-34, оснащенных двигателями М-17Т и М-17Ф, возникавших в процессе эксплуатации главным образом из-за переливания бензина в карбюраторах. Кроме этого, в случае поражения топливных баков бронебойными или кумулятивными снарядами вероятность взрыва паров горючего в баках и последующего возникновения пожара у танков Т-34, оснащенных бензиновыми двигателями, была значительно выше, чем у танков Т-34, оснащенных дизелями.

    ​Уничтоженный экранированный танк Т-34 с двигателем М-17Т - Бензиновые «тридцатьчетверки» | Warspot.ru
    Уничтоженный экранированный танк Т-34 с двигателем М-17Т

    Также постоянные нарекания со стороны военных были вызваны и низкой надежностью бензиновых двигателей, особенно это касалось двигателей М-17Ф, прошедших капитальный ремонт и приспособленных для установки в танк Т-34 (большое количество таких двигателей было установлено на сталинградских машинах). Основными причинами частых поломок этих двигателей являлись подтекание масла в различных соединениях и уплотнениях двигателя, а также подтекание воды в рубашках цилиндров. Из объяснений представителей военной приемки ГАБТУ КА на СТЗ следовало, что эти дефекты являются результатом не совсем качественного ремонта моторов М-17Ф и большим износом их, так как моторы, поступающие на СТЗ минимум проработали в авиации 500 – 700 моточасов, а некоторые из них больше 1000 моточасов.

    С целью исправления вышеуказанных недостатков и дефектов 8 апреля 1942 года в НКТП был издан приказ № 303с по обеспечению исполнения плана мероприятий по улучшению эксплуатации танков в весенне-летних условиях. Согласно этому приказу завод № 112 должен был разработать улучшенную систему охлаждения двигателя М-17Т обеспечивающую нормальную эксплуатацию танка Т-34 в летних условиях. Этим же приказом руководство заводов № 112 и СТЗ обязывались разработать инструкцию по замене бензиновых двигателей в танках Т-34 на дизеля В-2-34, а руководство 1-го отдела НКТП – к 18.IV составить и согласовать с БТУ КА график на поставку заводами рембазам ГАБТУ КА моторов В-2, со всеми измененными деталями для замены двигателя М-17 и деталей для улучшения системы охлаждения на тех танках, на которых двигатель М-17 остается.

    В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на все недостатки бензиновых двигателей М-17Т и М-17Ф, их использование позволило в наиболее сложный период для отечественного танкостроения изготовить и дать Красной Армии почти тысячу боеспособных и крайне необходимых танков Т-34, которые несомненно внесли большой вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками на начальном этапе Великой Отечественной войны.

    Алексей Макаров

    история советского танкостроения

    Главный конструктор на Warspot.ru
    Главный конструктор
    Легендарный парад защитников Москвы на Warspot.ru
    Легендарный парад защитников Москвы
    Атлант советского танкостроения на Warspot.ru
    Атлант советского танкостроения
    Поделиться
    • 39
    • 2134
    • 27
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    "Тридцатьчетверки" против альпийских стрелков на Warspot.ru
    "Тридцатьчетверки" против альпийских стрелков
    Ударный инструмент танковой гвардии на Warspot.ru
    Ударный инструмент танковой гвардии
    Импровизация в промышленных масштабах на Warspot.ru
    Импровизация в промышленных масштабах
    «Первый маршал» на зарубежных гастролях на Warspot.ru
    «Первый маршал» на зарубежных гастролях
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google