Не будет преувеличением сказать, что визитной карточкой танка Т-34 являлся его двигатель – танковый дизель В-2-34, обеспечивавший «тридцатьчетверке» высокую подвижность. Однако не все танки Т-34 были оснащены дизелями. В один из наиболее тяжелых для страны периодов Великой Отечественной войны достаточно большое количество танков Т-34 вместо дизелей В-2-34 комплектовалось бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф. О причинах такой замены и о том, что из себя представляли танки Т-34 с бензиновыми двигателями и сами танковые двигатели семейства М-17 будет рассказано в настоящей статье.
Карбюраторный двигатель от БТ-7 для Т-34
По своей конструкции V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный танковый двигатель М-17Т являлся разновидностью авиационного двигателя М-17Ф, приспособленного для работы в условиях танка. При этом максимальная мощность двигателя М-17Ф (715 л.с.) за счет дросселирования была снижена и в двигателе М-17Т стала составлять 500 л.с. Также как и его авиационный «собрат», танковый двигатель М-17Т работал на авиационном бензине марки «Б-70». До войны двигатели М-17Т изготавливались в г. Рыбинске на заводе № 26 и устанавливались в серийные танки БТ-7. Следует отметить, что в семействе М-17 был еще один танковый двигатель – М-17Л, устанавливавшийся в танки Т-28 и Т-35, и отличавшийся от двигателя М-17Т главным образом большей максимальной мощностью (650 л. с.), а также наличием системы воздушного пуска.
В связи с освоением в 1940 году массового производства более совершенных танковых двигателей – дизелей семейства В-2, которыми оснащались новые танки КВ, Т-34 и БТ-7М, бензиновые двигатели М-17Т и М-17Л перед войной были сняты с производства, а все приспособления, специальный инструмент и оборудование необходимые для их изготовления – законсервированы.
Однако к вопросу об оснащении танков двигателями М-17Т вернулись в самом начале Великой Отечественной войны. Решение об установке двигателя М-17Т в танк Т-34 было принято 1 июля 1941 года Постановлением Государственного Комитета обороны (ГКО) № 1сс. Согласно этому документу, горьковский завод № 112 «Красное Сормово» должен был незамедлительно приступить к организации серийного производства танков Т-34, при этом на выпускаемые заводом танки разрешалось вместо дизелей В-2-34 устанавливать двигатель М-17Т. Развернуть производство двигателей М-17Т было поручено Горьковскому автомобильному заводу им. Молотова (ГАЗ). Этим же постановлением Наркомат среднего машиностроения (НКСМ) обязывался провести опытные работы по приспособлению бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива – дизельном топливе или газойле.
Хотелось бы отметить, что решение об установке двигателей М-17Т в танки Т-34 было мероприятием вынужденным и временным, вызванным прежде всего тем, что харьковский завод № 75, являвшийся на тот момент единственным производителем дизелей семейства В-2, не мог полностью обеспечить двигателями значительно возросшую в связи с началом войны программу по выпуску танков. Для выхода из создавшегося положения 5 июля 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято Постановление № 29сс «О создании заводов-дублеров по производству танковых дизелей и моторов и об эвакуации заводов танковых дизелей». В соответствии с этим документом действующие предприятия, занимавшиеся дизелестроением, должны были эвакуироваться в глубь страны и на новых площадях развернуть производство дизелей семейства В-2 в количествах, полностью обеспечивающих программу по выпуску танков КВ и Т-34. Так, завод № 75 должен был эвакуироваться на площади Челябинского тракторного завода, авиадизельный цех ленинградского Кировского завода – в г. Свердловск на площади завода Уралтурбомаш, а дизельный цех Харьковского тракторного завода – в г. Сталинград на СТЗ. Неизбежное временное уменьшение выпуска дизелей В-2, вызванное эвакуацией предприятий и развертыванием их производственных мощностей на новых местах планировалось покрыть выпуском более простых в изготовлении, но менее совершенных двигателей М-17Т на заводе ГАЗ.
Напомним, что дизель В-2 по сравнению с бензиновым двигателем М-17Т имел целый ряд преимуществ, наиболее важными из которых были:
- значительно меньший удельный расход топлива, увеличивавший запас хода танка по топливу;
- более устойчивый тепловой режим работы;
- простота в обслуживании (за счет отсутствия карбюраторов и «капризной» системы зажигания);
- относительно низкая пожароопасность, обусловленная свойствами дизельного топлива.
Так, температура вспышки бензина (температура, при которой бензин выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени) составляет около минус 40°С, температура же вспышки дизельного топлива выше плюс 40°С. Таким образом, относительно низкая пожароопасность дизельного топлива сводила практически к нулю количество пожаров, возникавших во время эксплуатации танков.
Кроме этого, использование более дешевого и менее дефицитного дизельного топлива (марки «ДТ» или газойля марки «Э») в масштабах страны давало большой экономический эффект. Например, 100-километровый пробег на гусеницах танка БТ-7 с бензиновым двигателям М-17Т обходился государству в 188 рублей 50 копеек, а такой же пробег танка БТ-7М с дизелем В-2 – в четыре раза дешевле – 42 рубля 30 копеек. Столь значительная разница получалась из-за более низкой, по сравнению с бензином Б-70, стоимости дизельного топлива и высокой экономичности дизеля В-2.
Приспособление бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива планировалось провести с целью частично компенсировать его недостатки перед дизелем В-2. Приказом НКСМ № 280сс от 2 июля 1941 года это задание было поручено заводу № 183 им. Коминтерна – головному заводу по производству танков Т-34. Также заводу № 183 было поручено разработать техническую документацию на установку двигателя М-17 в танк Т-34 и передать их заводу № 112.
Трансплантация в «тридцатьчетвёрку»
После получения задания завод № 183 незамедлительно приступил к работе и уже 10 июля 1941 года уведомил завод № 112 о том, что в чертежи серийной машины придется внести большое количество изменений. При установке двигателя М-17Т изменялась конструкция подмоторной рамы и моторной перегородки в корпусе танка; системы смазки, охлаждения, воздухоочистки и пуска двигателя, топливной системы, системы выпуска отработавших газов; главного фрикциона, приводов управления, электрооборудования, а также размещение укладки боеприпасов в танке.
Проведенные заводом № 183 в середине июля 1941 года испытания установки двигателя М-17Т в танке Т-34 при работе в летних условиях на бензине не дали положительных результатов. При длительном движении танка на 4 передаче система охлаждения не обеспечивала нормальной работы двигателя, температура воды и масла превышала предельно допустимые значения. Однако несмотря на это чертежи на установку двигателя М-17Т в танк Т-34 были переданы заводу № 112 в начале августа 1941 года, притом без их утверждения заказчиком – Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА).
Также не дали положительных результатов и опытные работы по приспособлению двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива. Проведенные в августе 1941 года испытания показали, что установленный в танк Т-34 двигатель М-17Т со специальным приспособлением для подготовки топлива, неудовлетворительно работал на газойле и на тракторном керосине.
Таким образом, заводу № 183 не удалось минимизировать недостатки двигателя М-17Т за счет перевода его на работу на тяжелых сортах топлива. В заключении по этому вопросу, составленном специалистами ГАБТУ КА, было указано, что танк Т-34 с двигателем М-17Т имел следующие основные недостатки по сравнению с серийным танком Т-34 с дизелем В-2-34:
«а) Уменьшенный почти вдвое запас хода.
б) Повышенный температурный режим.
в) Повышенную пожарную опасность.
г) Необходимость более подготовленного экипажа для обслуживания танка».
В итоге в середине сентября 1941 года руководством Наркомата танковой промышленности (НКТП) и ГАБТУ КА было принято совместное решение о необходимости доработки установки двигателя М-17Т в танке Т-34, при этом из-за начала эвакуации завода № 183 в г. Нижний Тагил, обязанность по доработке этой установки фактически легла на завод № 112. В соответствии с принятым решением завод № 112 обязывался устранить дефекты в работе системы охлаждения двигателя, обеспечив поддержание нормальной температуры воды и масла при любых режимах работы двигателя; отработать собственную 12-вольтовую схему электрооборудования танка, отличную от схемы, предложенной заводом № 183; разработать совместно с ГАЗом систему воздушного пуска двигателя, а также провести целый ряд других мероприятий по обеспечению нормальной работы элементов трансмиссии и двигателя М-17Т в танке Т-34. Кроме этого к 1 ноября 1941 года завод № 112 должен был разработать и представить на утверждение ГАБТУ КА и НКТП перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности танка Т-34 с двигателем М-17Т.
С поставленными задачами завод № 112 частично справился и смог в кратчайшие сроки наладить выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т. Первые 20 таких танков Т-34 были изготовлены заводом № 112 и сданы заказчику в октябре 1941 года. Интересный факт – часть из этих машин, переданных 128-му отдельному танковому батальону, 7 ноября 1941 года в составе сводной колонны танков приняли участие в параде на Красной площади.
С неба на землю
Необходимо отметить, что в октябре 1941 года сложилось крайне сложное положение с обеспечением заводов, выпускавших танки КВ и Т-34, дизелями В-2К и В-2-34. Завод № 75 эвакуировался в г. Челябинск, а СТЗ и Уралтурбомаш только приступили к освоению производства дизелей. Не просто складывались дела и с выпуском новых двигателей М-17Т на ГАЗе. В силу ряда производственных затруднений и организационных недоработок план по выпуску двигателей М-17Т в августе 1941 года был выполнен ГАЗом на 20 %, а план сентября – на 14,6 %, всего же за эти два месяца заводом было изготовлено только 13 двигателей.
Для выхода из этой непростой ситуации ГКО Постановлением № 732сс от 4.10.1941 года обязал начальника Управления ВВС П. Ф. Жигарева и народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) А.И. Шахурина передать НКТП 900 авиационных двигателей М-17Ф для их ремонта и переделки для последующей установки в танки КВ и Т-34 в период с октября по декабрь 1941 года включительно. НКТП в свою очередь 7 октября 1941 года издал приказ № 54сс, в соответствии с которым заводы Кировский, СТЗ и № 183 должны были немедленно приступить к переборке и приспособлению авиамоторов М-17, получаемых от УВВС для установки их в танки КВ и Т-34 вместо В-2. Этим же приказом руководство завода № 183 обязывалось начать установку двигателей М-17Т в танки Т-34, начиная с первого танка, выпускаемого в Нижнем Тагиле, а руководство СТЗ – подготовить производство к выпуску танков Т-34 с двигателем М-17Т таким образом, чтобы при отсутствии моторов В-2 возможно было устанавливать моторы М-17, не нарушая графика выпуска танков.
Немного позднее, 11 октября 1941 года, указание о ремонте авиационных двигателей М-17Ф, отработавших свой гарантийный ресурс в самолетах и получаемых от УВВС КА, и о переделке их для установки в танки Т-34 для завода № 112 было дано руководству завода ГАЗ.
Фактически же танки Т-34 с двигателями М-17Т, а также с отремонтированными и переделанными авиационными двигателями М-17Ф выпускало два завода – завод № 112 и СТЗ. Программу завода № 183 по выпуску «тридцатьчетверок» отечественная промышленность смогла обеспечить дизелями полностью – все изготовленные после эвакуации в Нижний Тагил танки Т-34 оснащались дизелями В-2-34.
Сколько было бензиновых Т-34?
Всего за период с октября 1941 года по апрель 1942 года включительно было изготовлено и сдано заказчику 943 танка Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф, из них 632 танка заводом № 112 и 311 танков – СТЗ.
Выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф
|
1941 год |
1942 год |
|||||
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
|
Завод № 112 |
20 |
53 |
83 |
145 |
131 |
150 |
50 |
СТЗ |
15 |
93 |
109 |
94 (всего за 1 квартал) |
– |
При этом за указанный период завод № 112 выпускал танки Т-34 только с двигателями М-17Т и М-17Ф, а СТЗ – одновременно танки Т-34 и с дизелями, и с бензиновыми двигателями, компенсируя таким образом нехватку дизелей В-2-34 установкой двигателей М-17Т и М-17Ф. После того как завод смог полностью обеспечить выпуск танков Т-34 дизелями В-2-34 собственного производства, от установки бензиновых двигателей на СТЗ сразу же отказались.
Решение о прекращении выпуска танков Т-34 с двигателями М-17Т и М-17Ф на заводе № 112 было принято на заседании ГКО 14 марта 1942 года. Производство и ремонт двигателей М-17Т и М-17Ф на ГАЗе прекращался, а занимавшийся этой работой авиамоторный цех выделялся в самостоятельный завод и передавался в ведение НКАП для производства авиационных дизелей М-105Р. Приказом НКТП № 268с от 15 марта 1942 года директор завода № 112 обязывался немедленно начать подготовку производства к выпуску танков Т-34 с дизелем В-2 и с 1 апреля с.г. перейти на выпуск танков Т-34 с дизелем В-2.
Поставка дизелей В-2-34 для завода № 112 должна была осуществляться с Кировского завода (г. Челябинск). Приказ наркомата заводом № 112 был выполнен, начиная с апреля 1942 года завод приступил к выпуску танков Т-34 с дизелями В-2-34. Последние 50 танков Т-34, оснащенные бензиновыми двигателями и изготовленные заводом № 112 в марте 1942 года из-за отсутствия на заводе траков окончательно были приняты заказчиком только в начале апреля 1942 года.
Недостатки и попытки их устранения
Как уже было отмечено выше, танки Т-34 с двигателями М-17Т и М-17Ф, по сравнению с танками Т-34, оснащенными дизелями В-2-34, имели целый ряд недостатков. Прежде всего это касалось системы охлаждения двигателя, которая в конце 1941 года так и не была доработана заводом № 112. И если зимой из-за относительно низких температур окружающего воздуха эксплуатация танков Т-34 с бензиновыми двигателями была возможна, то для нормальной эксплуатации в летних условиях такие машины были практически непригодны.
Еще одним существенным недостатком «бензиновых» танков Т-34 была их повышенная пожароопасность. Для решения этой проблемы заводом № 112 был проведен ряд мероприятий, включавших в себя установку в танке двух огнетушителей (одного переносного и одного стационарного с трубопроводами, ведущими в моторное отделение) и дополнительного охлаждения выхлопных коллекторов двигателя, а также составлены специальные указания, внесенные в инструкцию по обслуживанию танка и в памятку механику-водителю. Но несмотря на это из войск периодически поступали жалобы о случаях возгораний и пожаров танков Т-34, оснащенных двигателями М-17Т и М-17Ф, возникавших в процессе эксплуатации главным образом из-за переливания бензина в карбюраторах. Кроме этого, в случае поражения топливных баков бронебойными или кумулятивными снарядами вероятность взрыва паров горючего в баках и последующего возникновения пожара у танков Т-34, оснащенных бензиновыми двигателями, была значительно выше, чем у танков Т-34, оснащенных дизелями.
Также постоянные нарекания со стороны военных были вызваны и низкой надежностью бензиновых двигателей, особенно это касалось двигателей М-17Ф, прошедших капитальный ремонт и приспособленных для установки в танк Т-34 (большое количество таких двигателей было установлено на сталинградских машинах). Основными причинами частых поломок этих двигателей являлись подтекание масла в различных соединениях и уплотнениях двигателя, а также подтекание воды в рубашках цилиндров. Из объяснений представителей военной приемки ГАБТУ КА на СТЗ следовало, что эти дефекты являются результатом не совсем качественного ремонта моторов М-17Ф и большим износом их, так как моторы, поступающие на СТЗ минимум проработали в авиации 500 – 700 моточасов, а некоторые из них больше 1000 моточасов.
С целью исправления вышеуказанных недостатков и дефектов 8 апреля 1942 года в НКТП был издан приказ № 303с по обеспечению исполнения плана мероприятий по улучшению эксплуатации танков в весенне-летних условиях. Согласно этому приказу завод № 112 должен был разработать улучшенную систему охлаждения двигателя М-17Т обеспечивающую нормальную эксплуатацию танка Т-34 в летних условиях. Этим же приказом руководство заводов № 112 и СТЗ обязывались разработать инструкцию по замене бензиновых двигателей в танках Т-34 на дизеля В-2-34, а руководство 1-го отдела НКТП – к 18.IV составить и согласовать с БТУ КА график на поставку заводами рембазам ГАБТУ КА моторов В-2, со всеми измененными деталями для замены двигателя М-17 и деталей для улучшения системы охлаждения на тех танках, на которых двигатель М-17 остается.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на все недостатки бензиновых двигателей М-17Т и М-17Ф, их использование позволило в наиболее сложный период для отечественного танкостроения изготовить и дать Красной Армии почти тысячу боеспособных и крайне необходимых танков Т-34, которые несомненно внесли большой вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Комментарии к данной статье отключены.