29 октября (16 октября по старому стилю) 1904 года в поселке Бежица Брянского уезда в семье рабочего-слесаря родился Александр Александрович Морозов. Начав работу в возрасте 14 лет, он прошёл путь от копировальщика до главного конструктора и внёс крупнейший вклад в отечественное танкостроение. Вспомним о его основных достижениях за 57 лет работы по созданию советских танков.
Начало пути
За участие отца в революционном движении 1905 года семья Морозовых из Бежицы была выслана в Бердянск. В 1911 году в связи с переводом отца под гласный надзор полиции Морозовы перебрались в Харьков. Трудовую деятельность Александр Морозов начал рано, в четырнадцать с половиной лет. В мае 1919 года он устроился по найму в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода (далее ХПЗ) на должность копировальщика. Как оказалось впоследствии, судьба Александра Александровича прочно и надолго сплелась с судьбой этого завода.
Проработав чуть более года копировальщиком, в июне 1920 года Морозов переводится на должность чертёжника, а затем в июне 1922 года становится конструктором. В период с ноября 1926 года по ноябрь 1928 года Морозов проходит службу в рядах Красной армии, после чего возвращается на ХПЗ в конструкторскую группу на прежнюю должность. Первый серьёзный опыт в области танкостроения молодой конструктор приобрёл при работе над танком Т-12 и его модификацией – танком Т-24. После окончания тракторного факультета техникума «Паровоздиза» в начале 1931 года он был назначен заведующим конструкторской группой. В то время ХПЗ приступал к освоению производства нового быстроходного танка БТ-2.
С 1931 по 1938 годы Александр Александрович занимался работой по проектированию и улучшению элементов трансмиссии и ходовой части танков серии БТ. В этом деле он проявил себя как талантливый конструктор. В частности, им лично в числе прочего были разработаны принятые в серийное производство новые трёхступенчатая коробка передач и мелкозвенчатая гусеница с повышенным ресурсом для танка БТ-7.
Заместитель М. И. Кошкина
Осенью 1938 года Комитет обороны при СНК СССР обязал завод № 183 (30 декабря 1936 года ХПЗ получил название «завод № 183 им. Коминтерна») разработать новый лёгкий быстроходный колёсно-гусеничный танк БТ-20 с 6 ведущими колёсами. Эта боевая машина должна была прийти на смену танкам БТ. Для выполнения важного правительственного задания в начале ноября 1937 года на заводе было создано конструкторское бюро «24» (КБ-24), возглавил которое М. И. Кошкин. Его заместителем был назначен Александр Морозов.
К марту 1938 года силами конструкторов КБ-24 эскизный проект танка А-20 был разработан и представлен для утверждения в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА. На состоявшемся 25 марта заседании эскизный проект танка А-20 утвердило командование АБТУ, после чего КБ-24 срочно приступило к следующему этапу опытно-конструкторских работ по танку А-20 – созданию технического проекта. Однако время внесло существенные коррективы в эти работы. Весной 1938 года высшее военное руководство страны существенно пересмотрело систему автобронетанкового вооружения РККА, в результате чего тактико-технические требования, по которым проектировался танк А-20, подверглись изменениям.
Теперь от конструкторов вместо одного нового танка требовалось спроектировать две опытные машины – одну колёсно-гусеничную и другую чисто гусеничную. В результате напряжённой работы в конце августа 1938 года КБ-24 представило на рассмотрение АБТУ технический проект на две машины – колёсно-гусеничный танк А-20 и гусеничный танк А-20Г, получивший впоследствии индекс А-32. После одобрения проекта Главным Военным Советом РККА КБ-24 приступило к изготовлению рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов танков А-20 и А-32 в металле. Но прежде чем построить и испытать новые танки, нужно было получить разрешение правительства.
27 февраля 1939 года в Москве в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны под председательством В. М. Молотова. В повестке этого судьбоносного для отечественного танкостроения заседания, на котором присутствовал И. В. Сталин, основным значился вопрос «Об утверждении макетов танков», в том числе и танков А-20 и А-32. Представление высшему руководству страны проектов этих машин было доверено А. А. Морозову как ведущему инженеру. По результатам непростого обсуждения Комитет Обороны постановил изготовить и испытать танки А-20 и А-32. Опытные образцы обоих танков были изготовлены и летом 1939 года прошли полигонные испытания, получив высокую оценку военных. Комиссия под председательством Е. А. Кульчицкого констатировала: «Танки А-20 и А-32, как опытные образцы, выполнены заводом № 183 хорошо, а по своей прочности и надёжности выше всех опытных образцов, ранее выпускаемых».
В дальнейшем, несмотря на положительные результаты испытаний, от серийного производства колёсно-гусеничного танка А-20 было решено отказаться, а вот танк А-32 ждала совсем иная, блестящая судьба. После усиления его броневой защиты постановлением Комитета Обороны № 443сс от 19 декабря 1939 года он был принят на вооружение РККА под названием Т-34.
Несомненно, что одним из главных достижений А. А. Морозова как конструктора являлось активное участие в создании легендарной «тридцатьчетвёрки», ставшей в годы Великой Отечественной войны основой танковых войск Красной армии. И это было высоко оценено правительством страны. Учитывая большой вклад в дело укрепления обороноспособности государства, 10 апреля 1942 года Постановлением СНК СССР № 488 А. А. Морозову, Н. А. Кучеренко и М. И. Кошкину (посмертно) за разработку среднего танка Т-34 будет присуждена Сталинская премия 1-й степени. Но это будет позже, а сейчас вернёмся в предвоенные годы.
Главный конструктор
В начале мая 1939 года танковые КБ завода № 183 – КБ-24 и КБ-520, осуществлявшее до этого конструкторское сопровождение серийного производства танка Т-35, объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520 с соответствующими кадровыми перестановками. Народный комиссар среднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе № 183 новую должность главного конструктора завода, а начальником объединённого КБ-520 назначается А. А. Морозов. После принятия на вооружение танка Т-34 основной задачей, стоявшей перед КБ-520 в 1940 году, являлось обеспечение его серийного выпуска. Ответственность за это важнейшее задание легла в том числе и на плечи Морозова. Дело в том, что весной 1940 года на испытаниях опытных образцов танка Т-34 главный конструктор М. И. Кошкин простудился, сильно заболел и фактически с середины апреля не смог исполнять свои обязанности, а 26 сентября 1940 года от болезни скончался. В этот непростой для завода № 183 период А. А. Морозов совместно с Н. А. Кучеренко приняли на себя руководство коллективом конструкторов.
Под руководством Александра Александровича в конструкцию Т-34 были внесены многочисленные изменения, улучшившие боевые и эксплуатационные качества машины, сделавшие её более технологичной и в итоге позволившие к концу 1940 года наладить серийный выпуск необходимого Красной армии танка.
Параллельно с доводкой танка Т-34, конструкторы завода № 183 под руководством А. А. Морозова к лету 1941 года разработали новый, более совершенный танк Т-34М, призванный заменить собой серийную «тридцатьчетвёрку». В начале июня завод № 183 приступил к изготовлению опытного образца этого танка и подготовке его серийного производства. К концу 1941 года завод должен был поставить Красной армии 500 танков Т-34М.
Но этим планам не суждено было сбыться. 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. С этого момента основной задачей, стоявшей перед танковыми заводами, являлось максимальное увеличение выпуска уже освоенных в производстве танков, в том числе и танка Т-34. В связи с этим от производства танка Т-34М было решено отказаться, а все силы завода № 183 были брошены на выпуск серийной машины.
Осенью 1941 года из-за тяжелейшего положения на фронтах завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил. Коллективу завода предстояло на новой площадке в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск танка Т-34. В 1942–1943 годах, в целях уменьшения трудоёмкости и увеличения скорости выпуска танков, силами сотрудников КБ-520 под руководством и при непосредственном участии А. А. Морозова в конструкцию танка Т-34 были внесены многочисленные упрощения. Это позволило в разы (по сравнению с довоенным производством) увеличить количество выпускаемых машин, столь необходимых Красной армии. За эти достижения в 1943 году А. А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Необходимо отметить, что параллельно со снижением трудоёмкости изготовления танка конструкторы постоянно занимались усилением боевых свойств «тридцатьчетвёрки» (вооружение, защищённость, подвижность). Результатом этой работы стало создание в конце 1943 года танка Т-34–85, ставшего одним из символов нашей Победы.
Кроме технического сопровождения серийного производства и модернизации танка Т-34, в КБ-520 в 1942–1943 годах не прекращалась работа по проектированию новых образцов танков. В это непростое время были разработаны опытные танки Т-34М (вариант 1942 года) и Т-43. Несмотря на то, что эти танки не были приняты на вооружение и серийно не выпускались, наработки, полученные в процессе их проектирования, в дальнейшем были использованы при создании средних танков Т-34–85 и Т-44.
За разработку танков Т-34–85 и Т-44 в январе 1946 года А. А. Морозову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
После окончания Великой Отечественной Войны А. А. Морозов продолжил работу на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В первые послевоенные годы коллектив конструкторов под его руководством в основном занимался доводкой танка Т-54, проектирование которого было начато ещё во время войны. В результате этой работы Т-54, сконструированный под руководством А. А. Морозова и представлявший собой развитие танка Т-44, был принят на вооружение Советской Армии в апреле 1946 года, и в дальнейшем заменил собой танк Т-34–85. За разработку этой машины в июне 1948 года А. А. Морозов стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.
В ноябре 1951 года А. А. Морозов вернулся из Нижнего Тагила в родной для него Харьков на должность главного конструктора КБ завода № 75 (в дальнейшем ставшего ХКБМ). В Харькове конструкторское бюро, возглавляемое А. А. Морозовым, занималось разработкой новых специальных систем для среднего танка Т-54 (ПАЗ – противоатомная защита, ТДА – топливно-дымовая аппаратура и ОПВТ – оборудование подводного вождения танков), а также проектированием новых перспективных танков.
Под руководством А. А. Морозова были созданы такие грозные боевые машины, как средний танк Т-64, ставший родоначальником второго послевоенного поколения советских танков, а также основной боевой танк Т-64А, в конструкции которого была реализована концепция современного танка, не утратившая своего значения и до настоящего времени.
57 лет и 2 месяца работы
В начале июня 1976 года приказом министра оборонной промышленности СССР А. А. Морозов был освобождён от обязанностей начальника и главного конструктора ХКБМ по собственному желанию.
Из дневниковых записей А. А. Морозова:
«29.05.76 г. Итак, наконец, моя мечта осуществилась – приказ об освобождении от руководства КБ подписан и издан!»
«01.06.76 г. … Я начинаю «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить своё рабочее место в кабинете для его освоения новым н-ком КБ. Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет н-ком КБ»
«03.06.76 г. … Сегодня и завтра мои последние дни работы, после отпуска буду уже в новой роли – члена НТС МОП при ХКБМ»
14 июня 1979 года после продолжительной болезни А. А. Морозова не стало. Из некролога, подписанного Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым:
«… А. А. Морозов пользовался заслуженным авторитетом, большой любовью и уважением у всех, кто работал с ним и знал его. Он воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, успешно решающих задачи дальнейшего совершенствования и развития техники.
Плодотворная деятельность Александра Александровича Морозова заслужила признательность всего советского народа и была отмечена высокими правительственными наградами. За выдающиеся заслуги перед Родиной в развитии советского танкостроения он был дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной премии СССР, награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями Советского Союза.
Светлая память о выдающемся конструкторе танков Александре Александровиче Морозове – верном сыне Коммунистической партии Советского Союза, пламенном патриоте социалистической Родины навсегда сохранится в сердцах советских людей».
- Автобиографии А. А. Морозова.
- Дневниковые записи А. А. Морозова.
- «Александр Морозов: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания» – издание ММК «История танка Т-34».
- «Танки и люди. Дневник главного конструктора А. А. Морозова» – Харьков, 2007.
- Документы из фондов архивов РГВА, РГАЭ, ЦАМО.
Комментарии к данной статье отключены.