Во второй половине 1990-х огромная часть Афганистана вместе со столицей страны Кабулом контролировалась боевиками движения Талибан. Кроме того, там находился организатор множества террористических актов, лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. После событий 11 сентября 2001 года американское руководство потребовало от движения Талибан выдать террористов, однако получило отказ. Это стало причиной вооруженного конфликта, начавшегося 7 октября 2001 года и продолжающегося до сих пор.
Военная операция, направленная против террористов, проводилась США и их союзниками во многих точках земного шара и получила название «Несокрушимая свобода». Война в Афганистане стала основной частью это операции (англ. Operation Enduring Freedom — Afghanistan; OEF-A). Вскоре к войскам США присоединились и силы НАТО, действующие в рамках резолюции ООН. Этот конфликт продолжается до сегодняшнего дня, лишь в 2011 году начался постепенный вывод контингента западных войск из Афганистана.
С первых дней операции «Несокрушимая свобода» важной ее составляющей являются действия самолетов западной коалиции. Авиация выполняла и выполняет множество различных задач. Это и непосредственная поддержка наземных войск, нанесение точечных ударов по скоплениям террористов и их базам, разведка, десантные операции, доставка гуманитарной помощи. В статье будут рассмотрены основные типы летательных аппаратов, когда-либо участвовавших в борьбе с терроризмом в Афганистане.
Стратегический бомбардировщик В-52, разработанный фирмой «Боинг» еще в 1950-х годах, является одним из самых известных самолетов в мире. Он прошел через Вьетнам, войну в Персидском заливе, участвовал в бомбардировках Югославии. Важную роль «Стратофортрессы» сыграли и в операции «Несокрушимая свобода». В первые годы войны они нанесли множество бомбовых ударов по силам талибов. Только в 2001 году В-52Н применили треть от общего числа бомб, сброшенных на противника. Применялись ими и высокоточные боеприпасы.
Приняли участие в операции «Несокрушимая свобода» и стратегические бомбардировщики В-1В, разработанные фирмой «Рокуэлл». Самолеты данного типа применялись, в том числе, для нанесения точечных ударов с применением высокоточных боеприпасов типа JDAM. Самолетами «Лансер» в первые годы конфликта было сброшено порядка четырех тысяч корректируемых бомб. Один из самолетов В-1В был потерян в декабре 2001 года из-за проблем с двигателями, экипажу удалось спастись. Другой был уничтожен в результате аварии на аэродроме в 2008 году.
Неоднократно применялись в Афганистане и новейшие стратегические бомбардировщики В-2 «Спирит», построенные с использованием технологий малозаметности. Впервые новые самолеты были применены в Югославии двумя годами ранее, здесь же, в войне с террористами, их основной задачей стали точечные удары по наземным целям с применением высокоточных корректируемых бомб. Самолеты В-2 совершали вылеты с территории США с многочисленными дозаправками в воздухе, проводя в полете более суток.
Большую роль в операции в Афганистане играет транспортная авиация, занимающаяся доставкой грузов военного и гражданского назначения в столь отдаленную точку земного шара. Тяжелый транспортный самолет С-5 «Гэлакси», разработанный фирмой «Локхид», является одним из основных типов военно-транспортных самолетов США. С-5 доставляют в Афганистан боевую технику, в том числе танки и боевые самолеты.
Используются для доставки грузов в Афганистан и транспортные самолеты С-17 «Глоубмастер» разработки компании «Боинг». Этими самолетами перебрасываются как живая сила, так и гуманитарные грузы. В Афганистане побывали С-17 ВВС Великобритании, Австралии и Канады. «Глоубмастеры» перевозили и военную технику, в том числе танки. С этими самолетами связаны два летных происшествия в 2005 и 2009 годах, однако С-17 получили легкие повреждения и впоследствии были восстановлены.
Еще одним типом военно-транспортного самолета, участвующего в операции «Несокрушимая свобода», является С-130 «Геркулес», созданный компанией «Локхид». Этот летательный аппарат используется для перевозки солдат, грузов, легкой бронетехники. «Геркулесы» используются в Афганистане с самого начала вооруженного конфликта. Многие страны коалиции также применяют С-130 для доставки грузов. Используются и модификации этого самолета: МС-130 (для специальных операций) и АС-130 (самолет огневой поддержки). Всего с начала конфликта было потеряно восемь С-130 разных типов.
С первых дней операции «Несокрушимая свобода» в ней принимали участие истребители-бомбардировщики F-15E «Страйк Игл». Эти самолеты участвовали в одном из первых ночных налетов на базы террористов с применением высокоточных боеприпасов. Основной задачей F-15E в Афганистане является непосредственная поддержка войск. В ходе боевых действий эти самолеты применяют различные виды бомб, как свободнопадающие, так и корректируемые. В 2009 году один «Страйк Игл» был потерян во время боевого вылета в восточной части Афганистана, оба пилота погибли.
Один из наиболее известных самолетов современности, F-16 «Файтинг Фалкон», также принимает участие в войне в Афганистане. Самолеты данного типа, принадлежавшие ВВС США, участвовали в операции с первых дней, нанося бомбовые удары по позициям противника. Вскоре к ним присоединились F-16 других стран, в том числе Дании, Норвегии и Нидерландов, совершавших вылеты с киргизской базы Манас. В ходе войны были потеряны два самолета F-16: голландский (2006) и американский (2013). В обоих случаях пилотам выжить не удалось.
Большое количество вылетов в ходе операции в Афганистане совершают самолеты ВВС Франции. Одним из типов применяемых летательных аппаратов являлся истребитель «Мираж» F1, разработанный авиастроительной корпорацией «Дассо» в 1960-х годах. В 2007 году три таких самолета были развернуты на аэродроме Кандагар. Использовались они в основном для ведения разведки и непосредственной поддержки наземных войск. Потерь «Миражи» данной модификации не понесли.
Впервые истребители-бомбардировщики «Мираж 2000D» приняли участие в операции «Несокрушимая свобода» практически сразу после формирования сил коалиции. Вплоть до 2002 года они наносили удары по противнику с применением управляемых бомб. Следующее их появление на театре военных действий пришлось на 2007 год, когда они были развернуты в Кандагаре. В мае 2011 года один из «Миражей» был потерян в результате отказа техники, пилотам удалось спастись.
Во время операции «Несокрушимая свобода» произошло боевое крещение нового французского многоцелевого истребителя «Рафаль». Три таких летательных аппарата были развернуты на авиабазе в Душанбе, Таджикистан. Самолеты модификаций В и С начали боевые вылеты в марте 2007 года, в том же месяце они нанесли удары с применением высокоточных боеприпасов. С 2009 по 2011 годы еще несколько «Рафалей» базировались на аэродроме Кандагар.
Истребители «Рафаль» палубной версии также применялись в ходе вооруженного конфликта в Афганистане. Впервые они прибыли на театр военных действий в 2002 году в составе авиагруппы авианосца «Шарль де Голль». Однако тогда им не удалось поучаствовать в боевых операциях. После 2007 года самолеты «Рафаль М» неоднократно совершали боевые вылеты над территорией Афганистана. Один самолет был потерян в 2010 году в результате неисправности, пилот был спасен.
Самолеты палубной авиации США также принимают активное участие в боевых вылетах над Афганистаном. С начала войны на боевом дежурстве находились истребители F-14 «Томкэт», разработанные фирмой «Грумман». Их задачи состояли в нанесении бомбовых ударов по боевикам Талибана. Летательные аппараты данного типа применялись в Афганистане вплоть до 2006 года, когда «Томкэт» был снят с вооружения в США. Один F-14 был потерян в 2002 году в результате неудачной ночной посадки на авианосец, экипажу удалось катапультироваться.
Самое активное участие в воздушных операциях над территорией Афганистана принимают палубные истребители F/A-18C/D «Хорнет», созданные компанией «Макдонелл-Дуглас». Самолеты этого типа применяются для нанесения ударов как свободнопадающими, так и высокоточными бомбами. Кроме американских F/A-18 в операции «Несокрушимая свобода» принимают участие CF-18 канадских ВВС. Один из «Хорнетов» ВМС США был потерян в 2007 году, пилоту удалось спастись.
Наследник «Хорнета», палубный истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнет», также принимает участие в операции по борьбе с терроризмом в Афганистане. Задачами «Супер Хорнетов», кроме точечных ударов и непосредственной поддержки войск, являются также разведка и эскортирование транспортных самолетов и бомбардировщиков в зоне боевых действий. В 2013 году был потерян один «Супер Хорнет», пилотам которого удалось катапультироваться.
Королевские ВВС Великобритании с самого начала операции «Несокрушимая свобода» являются участниками боевых операций. Множество боевых вылетов совершили пилоты штурмовиков вертикального взлета и посадки «Харриер» последних модификаций. С сентября 2004 года несколько таких машин развернуты в Кандагаре. Они применялись вплоть до 2009 года. В ходе боевых действий были потеряны два британских «Харриера», один из которых был уничтожен во время ракетного обстрела в 2005 году.
В 2009 году Королевские ВВС Великобритании произвели ротацию летного состава в Афганистане: «Харриеры» отправились домой, на боевом посту их сменили истребители-бомбардировщики «Торнадо». Эти самолеты принимают участие в боевых действиях, наносят точечные удары по позициям противника. В 2010 году в Афганистане побывали несколько «Торнадо» итальянских ВВС. Один британский самолет данного типа разбился в 2009 году, летчики остались в живых.
Один из самых известных самолетов американских ВВС, штурмовик А-10 «Тандерболт II», впервые прибыл на театр военных действий в 2002 году. Летательные аппараты данного типа являются незаменимыми во время операций по непосредственному прикрытию наземных сил. А-10 совершают огромное количество вылетов в Афганистане, применяя как неуправляемое, так и высокоточное оружие. Несмотря на большое количество вылетов, ни один «Тандерболт II» не был потерян во время операции «Несокрушимая свобода».
Помимо британских «Харриеров» в операции «Несокрушимая свобода» активное участие принимают штурмовики AV-8B, принадлежащие Корпусу морской пехоты США. Их первые боевые вылеты состоялись в ноябре 2001 года. Самолеты данного типа базируются на аэродромах Баграм и Кандагар. Их основной задачей является непосредственная поддержка наземных сил. В сентябре 2012 года шесть «Харриеров» КМП США были уничтожены во время нападения талибов на военную базу.
Для координации действий групп самолетов во время боевых вылетов и патрулирования, а также слежения за театром военных действий, ВВС США и НАТО используют в Афганистане самолеты ДРЛО Е-3А «Сентри». Кроме того, эти самолеты координируют действия спасательных групп в ходе поисков экипажей пропавших летательных аппаратов. Кроме Е-3А используются и палубные самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай», один из которых разбился в 2010 году.
Ни одну боевую операцию авиации сил западной коалиции в Афганистане невозможно представить без самолетов-топливозаправщиков КС-135 и КС-10, разработанных компаниями «Боинг» и «Макдонелл-Дуглас» соответственно. В ходе боевых вылетов совершается множество дозаправок в воздухе, являющихся одним из самых сложных элементов пилотирования. Используются в ходе операции «Несокрушимая свобода» и заправщики КС-130 на базе транспортного самолета «Геркулес». Один из таких летательных аппаратов был потерян в 2002 году.
Комментарии к данной статье отключены.