Работы над заменой пистолета ТТ и выбором нового пистолетного патрона в СССР начались в конце 30-х годов. Успехом увенчались лишь конкурсные испытания 9-мм пистолетов для офицерского состава, стартовавшие вскоре после окончания войны. Новым армейским пистолетом в 1951 году стала конструкция Н.Ф. Макарова.
На смену «Токареву»
Использование штатного пистолета ТТ в армии показало ряд конструктивных и эксплуатационных недостатков оружия. Для их устранения было решено далее не дорабатывать конструкцию Токарева, а объявить конкурс на разработку нового пистолета под тот же 7,62-мм пистолетный патрон. В 1938 году наркоматы обороны и оборонной промышленности утвердили новые требования к единому общевойсковому пистолету. Так, высокое руководство требовало обеспечить возможность стрельбы из тонких щелей амбразуры танка, что предопределило характерный облик перспективного пистолета с открытым стволом по типу западных аналогов «Парабеллума» и «Вальтера» или отечественного револьвера «Наган».
Нависшая угроза войны вынуждала максимально упрощать конструкцию деталей для возможности развёртывания их производства на непрофильных предприятиях без специального оборудования. Помимо десятка конструкторов из различных конструкторских бюро участие в конкурсе принимал и Ф.В. Токарев, уязвлённый недооценкой военным начальством своего пистолета ТТ образца 1933 года. Однако дважды войти в одну реку у Токарева не получилось. К самому началу Великой Отечественной войны лучшим среди всех конкурсантов признали 18-зарядный пистолет П.В. Воеводина ТКБ-217.
Изготовление опытной партии пистолетов Воеводина 56-А-13 сначала на Тульском оружейном заводе №304, а затем и на Ижевском машиностроительном №74 затянулось на несколько лет. В условиях войны и при стремительно меняющихся обстоятельствах это стало приговором для отработанной с большим трудом конструкции пистолета. Доработанный и обновлённый вариант ТКБ-396 не смог спасти ситуацию. Уже в конце 1943 года появляются тактико-технические требования (ТТТ) №2552 на 7,65-мм самовзводный пистолет для генералов и офицерского состава. В этот момент инициатива в тульском ЦКБ-14 переходит к Коровину с пистолетом ТКБ-348, однако до конца войны советские офицеры отвоевали с револьверами «Наган» и пистолетами ТТ.
Советские 9 мм
Ещё до войны, в 1940 году, в качестве альтернативы 7,62-мм патрону на Научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения (НИПСВО) Красной армии испытывались пистолеты под 9-мм патрон «по типу Браунинга». На суд специалистов были представлены несамовзводный пистолет конструкции М.В. Марголина ТКБ-205 и самовзводный от инженеров ОКБ-15 под обозначением ПВК-1. Оружие предназначалось для вооружения высшего комсостава, и было рассчитано под 9-мм патрон образца 1939 года. Пока нет более точных данных, чтобы окончательно понять, был ли испытываемый патрон точной копией 9×17-мм патрона «Браунинга», или его всё-таки можно считать прообразом будущего отечественного 9×18-мм патрона. Оба пистолета испытаний не выдержали, однако позднее ТКБ-205 подвергался доработке и испытаниям. Несмотря на не самый «гладкий» старт отечественных девяти миллиметров до войны, в дальнейшем их ожидала вполне счастливая участь.
Новые ТТТ на 9-мм пистолетный патрон появились в ноябре 1945 года. Главной целью создания боеприпаса было заявлено наибольшее останавливающее действие в сравнении с калибром 7,65 мм. При этом решили налаживать серийный выпуск и «браунинговского» патрона. Именно эти два калибра в дальнейшем и стали спорить за право стать главным армейским параметром для советского офицера. Конструированием опытного отечественного пистолетного патрона занимался сотрудник ОКБ-44 (позднее НИИ-61, сегодня ЦНИИТОЧМАШ) Б.В. Сёмин.
Советский 9-мм патрон оказался крепким середнячком. Основные характеристики 9×18-мм патрона хоть и уступали 7,62×25-мм и 9×19-мм конкурентам, но превосходили 7,65×17-мм. Такие параметры вполне устраивали военных, а конструкторам оружия значительно облегчали задачу по воплощению идей в металле. Патрон, полученный путём обрезания гильзы 7,62-мм пистолетного патрона до 18 мм, получил фактический калибр, равный 9,2 мм. Лишние две сотые миллиметра по сравнению с западным стандартом ввели советский стандарт для стран «Восточного блока», несовместимый с оружием потенциального противника.
Первые партия ОП-1 опытных 9-мм патронов в апреле 1947 года испытаний не выдержала, однако уже через полгода седьмая партия ОП-7 успешно завершила свой экзамен. Патрон имел латунную гильзу и пулю со свинцовым сердечником в биметаллической оболочке. Успех новому патрону принесло использование специального пороха П-125 вместо ранее использовавшегося в пистолетных патронах марки П-45. Спустя менее десяти лет пуля патрона получила дополнительный стальной грибовидный сердечник и биметаллическую гильзу. В таком неизменном виде штатный патрон пистолета ПМ оставался более тридцати лет.
Барышев, Воеводин и Макаров
Старт работам над 9-мм пистолетом для офицерского состава был дан в декабре 1945 года с появлением ТТТ № 3115 на оружие. Принципиально они не отличались от ТТТ № 2552 двухлетней давности, за исключением калибра и корректировки некоторых параметров (габаритов и веса оружия, надёжности и кучности стрельбы). Параллельно планировались работы и над 7,65-мм пистолет по новым ТТТ № 3116. В 1946 году инженеры нескольких оружейных конструкторских бюро, как с учётом прошлых успехов и ошибок, так и практически с нуля в очередной раз приступили к опытным работам. С немалым личным багажом за спиной к конкурсу подошли П.В. Воеводин, С.А. Коровин, И.И. Раков и другие, но были и молодые оружейники, такие как Н.Ф. Макаров.
Осенью 1947 года состоялись первые полигонные испытания конкурсных пистолетов. В калибре 9 мм тройку главных претендентов на успех составили П.В. Воеводин и Н.Ф. Макарова из тульского ЦКБ-14, а также К.А. Барышев из НИПСМВО. Воеводин, несмотря на самый богатый опыт и вполне успешное участие в нескольких пистолетных конкурсах, оказался в хвосте тройки. Пистолет Барышева показал лучшую кучность, а образец Макарова оказался более надёжным и простым. Чуть позже попасть в эту тройку на место Воеводина попытался Г.В. Севрюгин с Ижевского механического завода.
Испытания доработанных (для Барышева и Макарова) образцов нового состава тройки оружейников прошли весной 1948 года. Сюрпризов на этот раз не возникло, а лидерство конструкции Макарова по большинству параметров лишь упрочилось. «Макаров» выдержал конкуренцию не только со стороны отечественных пистолетов, но и лучших зарубежных представителей своего класса. Сравнительным испытаниям подвергались изделия компаний «Вальтер», «Зауэр», «Браунинг», «Беретта» и «ЧеЗет».
Закономерным итогом многолетних усилий советских оружейников стало принятие на вооружение Советской армии пистолета Макарова (ПМ) в декабре 1951 года взамен штатного пистолета образца 1933 года (ТТ). Эту дату можно считать вехой в отечественной истории оружия. В течение многих десятилетий пистолет ПМ оставался главным личным оружием советского офицера. «Макаров» и по сей день находится в строю, а десяток новейших конструкций, прозванных журналистами «убийцами ПМ», до сих пор не могут заменить его. Однако время берёт своё, ПМ становится всё менее актуален, а патрон начинает безнадёжно уступать своим прямым конкурентам.
Первые шаги
Производство ПМ развернулось на Ижевском механическом заводе №622. Первая партия из более чем 5000 пистолетов, выпущенная в Ижевске в 1949 году, предназначалась для широких войсковых испытаний. По их итогам в конструкцию внесли ряд изменений, а доработанное изделие под условным шифром «510» с декабря 1952 года запустили в массовое серийное производство. Это были лишь первые шаги «младенца», которому ещё предстояло стать на ноги.
За первые пару лет освоения нового изделия в его конструкцию было внесено множество поправок, часть из которых изменила внешний облик «Макарова». Так, ПМ, получивший от ГАУ индекс 56-А-125, к 1954 году сменил профиль рамки возле спусковой скобы с прямого на косой. «Внутри» также не обошлось без существенных перемен: затворная задержка лишилась зуба для выключения её с помощью магазина. Соответственно магазин потерял специальный выступ для взаимодействия с зубом затворной задержки. Такие конструктивные особенности позволяли снимать затвор, удерживаемый затворной задержкой, при присоединении магазина. В случае снаряжённого магазина это позволяло стрелку автоматически дослать патрон в патронник и сэкономить несколько драгоценных секунд в прямом боестолкновении. Эта «фишка» ПМ, отвергнутая военными в те годы, сегодня пришлась бы ко двору участникам состязаний по практической или тактической стрельбе.
Уже к началу 60-х годов конструкция ПМ была отлажена до уровня «швейцарских часов», но это отнюдь не означало отсутствия недостатков в оружии. Для восьмизарядного пистолета ПМ имел значительный вес. В 1961 году открылись ОКР «Усовершенствование пистолета Макарова», основной темой которых стало снижение веса пистолета. В 1964 году Ижмех разработал и провёл успешные заводские испытания облегчённого до 614 г пистолета ПМ с меньшей на 10% трудоёмкостью изготовления.
Через год пистолет сбросил ещё несколько десятков граммов. «Отрезать» пришлось по миллиметрам, откуда только было возможно: укоротили ствол, затвор, магазин, рамку; уменьшили толщину рукоятки и размеры спусковой скобы; убрали антабку и клавишу затворной задержки; прицельные приспособления заменили на специальный жёлоб. Полигонные испытания облегчённых пистолетов показали равноценные результаты работы в штатном режиме. Однако крест на перспективах компактного ПМ поставили сбои при работе в условиях запылённости, а также проблемы досылания патрона при излишнем усердии во время присоединения магазина.
Наименование |
ТКБ-205 |
ПВК-1 |
Барышев |
ПМ |
56-А-125М |
---|---|---|---|---|---|
Длина, мм |
165 |
170 |
162 |
160 |
152 |
Высота, мм |
118,5 |
123 |
120 |
120 |
118 |
Ширина, мм |
22 |
24 |
30 |
30 |
28 |
Длина ствола, мм |
95 |
98 |
95 |
93 |
84 |
Вес с неснаряжённым магазином, г |
730 |
735 |
735 |
730 |
540 |
Вес со снаряжённым магазином, г |
817 |
821 |
815 |
810 |
620 |
Ёмкость магазина, патронов |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Источники и литература:
- Наставление по стрелковому делу. 9-мм пистолет Макарова (ПМ)
- М. Драгунов. В честной борьбе. Журнал «Калашников», №1, 2008
- Ю. Пономарев. Неосуществленные модернизации пистолета Макарова. Журнал «Калашников», №11, 2014
- Ю. Пономарев. Первые шаги легенды. Журнал «Калашников», №2, 2017
- В.Н. Дворянинов. Боевые патроны стрелкового оружия. Книга 3. Климовск: Д’Соло — 2015
Комментарии к данной статье отключены.