19 апреля 1989 года американский линкор «Айова» принимал участие в учениях FLEETEX 3–89, находясь примерно в пятистах километрах к северо-востоку от острова Пуэрто-Рико. В этот день огромный корабль, спущенный на воду в далеком 1942 году и успевший принять участие во Второй мировой и Корейской войнах, выполнял учебные стрельбы из своих 406-мм орудий 16″/50 Mark 7.
В половине десятого утра огонь открыл боевой расчёт башни № 1, после чего одновременный залп тремя орудиями должна была дать башня № 2. На мостик поступили доклады о готовности к стрельбе правого и левого орудий, а вот командир центрального орудия Эрик Лоуренс доложил о возникших при заряжании небольших проблемах. После этого по телефону внутренней связи стали поступать всё более тревожные сообщения, последним из которых стал крик старшины 2-й башни Зиглера «Oh, my God! The powder is smoldering!» («Боже мой! Порох тлеет!»). В 9:53 центральное орудие башни №2 взорвалось. Сила взрыва была такова, что им смяло внутрибашенные переборки. А через несколько минут воспламенились заряды в пороховом погребе, и раздался ещё один мощный взрыв. 47 членов экипажа «Айовы», находившихся в башне, погибли.
После трагедии было проведено несколько расследований, но общепринятой версии о том, что же именно стало причиной взрыва орудия во второй башне линкора, нет до сих пор. Среди предположений назывались как умышленная диверсия, устроенная членом расчёта орудия Клейтоном Хартвигом, который якобы решил таким образом свести счёты с жизнью, так и дефекты (переуплотнение) зарядных картузов. По итогам повторного официального расследования, проведённого американским военно-морским флотом в 1991 году, было заявлено, что однозначного ответа на вопрос о причинах трагедии попросту не найдено.
Комментарии к данной статье отключены.