Британская армия с большой неохотой приняла на вооружение Infantry Tank Mk.III, он же «Валентайн». Одна из причин заключалась в башне, в которой помещалось всего два члена экипажа, из-за чего командир танка был вынужден выполнять функции заряжающего. Идея получить «Валентайн» с трёхместной башней не покидала военных, и в итоге такой танк им дали. Дальше не всё пошло по плану, и с третьим членом экипажа в башне довольно быстро пришлось расстаться, но увеличенное пространство пригодилось для других проектов.
Две головы хорошо, а три — лучше
«Валентайн» оказался куда более полезным на поле боя, чем его предшественница «Матильда». Та имела и заветную трёхместную башню, и 75-мм броню, которые так хотела британская армия, но за всё пришлось платить увеличением массы. В результате 25-тонная «Матильда» оказалась не только неповоротливой, но и ненадёжной. Машины приходили в негодность, пройдя всего несколько сотен миль, что в условиях североафриканского театра военных действий было недопустимо.
17-тонный «Валентайн» ограничился 60 мм брони, зато средняя скорость движения оказалась весьма приемлемой, на порядок выше была и надёжность. Конструктор «Валентайна» Лесли Литтл отлично понимал: если развить характеристики его машины до уровня «Матильды» то все преимущества «Валентайн» потеряет. Об усилении бронирования можно было забыть, и даже к добавлению третьего члена экипажа в башне стоило подходить весьма осторожно.
Естественным решением виделось увеличение диаметра башенного погона и конструирование новой башни, однако это, несомненно, привело бы к чрезмерному росту массы танка. Литтл ограничился штатным погоном, но удлинил башню, добавив развитую кормовую нишу. В неё убрали радиостанцию, перед которой посадили командира. Получилось не очень комфортно, но сам факт получения трёхместной башни на погоне диаметром 57,5 дюймов (1460 мм) уже казался победой.
К середине мая 1941 года компания «Виккерс» закончила деревянный макет новой башни, который установили на штатный корпус. 12 мая макет осмотрела военная комиссия, которая посчитала новую башню существенным шагом вперёд, при этом конструкция явно была недостаточно проработана.
Сотрудники «Виккерс» считали, что выпуск новой башни можно будет начать через девять месяцев, что было недопустимо, так как к тому времени выпуск «Валентайнов» в Великобритании планировалось завершить. Руководство «Виккерс» обещало рассмотреть возможность ускорить производство. В это же время в канадском генштабе начались споры насчёт пользы от третьего члена экипажа: некоторые считали, что он нужен только на командирских машинах, другие отстаивали необходимость установки трёхместной башни на всех «Валентайнах».
Вопрос веса тоже стоял весьма остро. Башня сохранила прежнюю 60-мм броню по периметру. Толщина передней части крыши тоже оставалась прежней, составляя 20 мм, заднюю часть сделали тоньше — 10 мм вместо 15 мм. В итоге новая башня весила на 10 британских центнеров (500 кг) больше старой. По мнению сотрудников «Виккерс», «Валентайн» мог справиться с лишним весом, но на этой стадии для компенсации роста массы уже не исключали уменьшение толщины бортов корпуса.
Конструкцию одобрили к июлю 1941 года. К этому времени было принято решение уменьшить толщину бортов башни с 60 мм до 50 мм. Первые машины нового типа, получившие индекс «Валентайн» Mk.III, ожидали через шесть месяцев.
«Валентайн» оказался достаточно простым в производстве, и как часто бывает в подобных случаях, выпуск машины ограничивался способностями субподрядчиков. В данном случае камнем преткновения стал мотор AEC A190, и летом 1941 года британцы начали поиск альтернативы. Новый мотор нашёлся на другой стороне Атлантики: американская компания «Дженерал Моторс» предложила 138-сильный дизель GMC 6004. Каких-то особых преимуществ над 131-сильным А190 он не давал, зато американцы были готовы поставлять дизели в любых количествах. «Валентайн» Mk.II с GMC 6004 получил индекс «Валентайн» Mk.IV, а «Валентайн» Mk.III с этим двигателем стал именоваться «Валентайн» Mk.V. К слову, эти же моторы использовались на канадских «Валентайнах» Mk.VI и Mk.VII, а спарку таких дизелей под обозначением GMC 6046 ставили на средние танки М3А3 и М3А5, а также на М4А2 «Шерман» и машины на его базе.
Большая пушка любой ценой
Как и прогнозировали сотрудники «Виккерс», поставки новых «Валентайнов» начались лишь в 1942 году. К этому времени обнаружилась существенная проблема: 2-фунтовая (40-мм) пушка, которую начали разрабатывать ещё в 1932 году, за 10 лет службы успела устареть. В этом британские танкисты убедились ещё в 1941 году. Если лобовую броню Pz.Kpfw.IV, состоящую из двух 30-мм плит, ещё можно было пробить с 500 ярдов (400 метров), то поверхностно закалённая лобовая броня Pz.Kpfw.III толщиной 50 мм пробивалась только в упор, да и то далеко не во всех случаях.
Решение существовало: ещё в 1938 году управление артиллерии инициировало разработку более мощного 6-фунтового (57-мм) орудия. На первых парах оно не впечатлило британский генштаб, но к теме как раз вернулись в 1941 году. Поначалу пушку планировали ставить только на «Крусейдер» Mk.III, но позже новое орудие получил и «Черчилль» Mk.III.
Эти машины не были идеальными носителями нового орудия. «Крусейдер» не удовлетворял требованиям британских танкистов не только по вооружению, и к началу 1942 года уже подходили к завершению работы над его заменой. «Черчилль» менять никто не собирался, но эта 40-тонная машина не могла стать воистину массовой. Оставался лишь один вариант: установить 6-фунтовку в «Валентайн», но втиснуть крупное орудие в башню танка, где двум членам экипажа было не совсем просторно с 2-фунтовкой, было не просто.
В основу новой башни легла башня «Валентайна» Mk.III и Mk.V. Так как командир и без того упирался в ограждение 2-фунтовки, при установке 6-фунтового орудия он вновь стал выполнять обязанности заряжающего. Лоб башни тоже пришлось переделывать. Ради новой пушки конструкторы пожертвовали не только третьим членом экипажа в башне — из неё исчезло и вспомогательное вооружение, представленное 50-мм казнозарядным миномётом и пулемётом «Беза».
Если отсутствие миномёта частично компенсировали установкой дымовых мортирок на борту башни, то пулемёт ставить было некуда. Тем не менее, танк был нужен даже в таком виде. Как и ранее, запланировали две модиикации: «Валентайн» Mk.VIII с двигателем AEC A190 и «Валентайн» Mk.IX с двигателем GMC 6004. В итоге «восьмёрку» так и не построили: американских моторов в Великобритании поступало столько, что с про отечественный AEC A190 можно было забыть.
Прототип «Валентайна» Mk.IX с 6-фунтовкой прибыл на артиллерийский полигон в Лулворте в июне 1942 года. Испытания закончились к 17 июня. Танк показал себя хорошо, показав способность вести огонь по неподвижным и по движущимся целям на дистанции до 1500 ярдов. Стреляя с ходу, «Валентайн» поражал цели с 700 ярдов. Стрельба с использованием ручного спуска была довольно тугой, требуя усилия 60 фунтов (27 кг), но электроспуск снижал усилия вдвое. Расположение боеприпасов сочли удачным: заряжающий мог добраться до патронов без особых трудностей. Как это часто бывает, специалисты полигона составили список недостатков, которые следовало исправить, но в целом танкисты остались довольны новой машиной.
Также следовало испытать загазованность боевого отделения: более крупное орудие давало больше пороховых газов. Как и на других «Валентайнах», на «девятке» стояли заслонки на перегородке моторного отсека, при открытии которых мотор высасывал воздух из боевого отделения. Вытяжной вентилятор над орудием тоже помогал с выбросом пороховых газов, забирая воздух через рукав, расположенный над орудием. Испытания проводили на двух режимах: с максимальной вентиляцией (мотор включён и заслонки открыты), и только с вытяжным вентилятором. Оказалось, что для полной очистки воздуха в боевом отделении одного вентилятора не хватает.
Поддерживая темп стрельбы в один выстрел каждую минуту, экипаж танка отравился бы через час. Сотрудники полигона отметили, что вентилятор расположен плохо, что снижает его эффективность. Конструкция вентилятора не позволяла ему вытянуть более 20 кубических футов (0,566 кубометров) воздуха в минуту, в то время как для эффективной очистки боевого отделения от пороховых газов требовалось высасывать 150 кубических футов (4,24 кубометра) в минуту. Для безопасной стрельбы требовалось запустить мотор на высоких оборотах вхолостую и открыть все заслонки. Инструкции переданные в войска советовали использовать вентилятор только если мотор вышел из строя, а во всех других случаях открывать заслонки при стрельбе.
Испытания защиты новой орудийной установки от свинцовых брызг провели в августе. По сторонам установка была надёжно защищена планками, но при обстреле бронебойными пулями калибра .303 (7.7 мм) брызги проникали в боевое отделение снизу маски при максимальном возвышении орудия и сверху при максимальном склонении. Брызги также могли попасть в боевое отделение через отверстие для прицела. Бронебойные пули также смогли временно заклинить пушку. Пистолетная бойница тоже оказалась уязвимым местом. Заклинить лючок и поразить экипаж свинцовыми брызгами можно было даже стреляя обычными, не бронебойными пулями.
Несмотря на превосходство нового «Валентайна» над предшественником, у конструкции был один врождённый недостаток. К 6-фунтовке, как и к 2-фунтовке, не производилось осколочно-фугасных снарядов. Если на старых «Валентайнах» пехоту противника можно было поражать из пулемёта или, теоретически, осколочно-фугасными 50-мм минами (хотя танкисты предпочитали использовать свои миномёты исключительно для постановки дымовых завес), то «девятка» такую способность потеряла. У танка осталась только 57-мм пушка, стреляющая бронебойными болванками. В танке возилось всего 39 патронов к пушке, и даже самый опытный наводчик не мог позволить себе стрелять ими по пехоте.
Выход был один: вернуть в танк пулемёт. Этот фокус компании «Виккерс» удался. Конструкторы добавили ко лбу башни выступ, в который устанавливался пулемёт «Беза». Новый танк получил индекс «Валентайн» Mk.X. Прототип «десятки» прибыл на полигон в Лулворте и прошёл испытания в начале июня 1943 года.
Испытатели отметили интересную способность: спаренный пулемёт можно было отсоединить от основного орудия и наводить на цель независимо от него. Испытателям идея понравилась, хотя у установки пулемёта хватало недостатков. Пулемёт был плохо уравновешен: для того чтобы держать его горизонтально требовалось приложить усилие в 13 кг. Проблему решили, приварив к крыше боевого отделения пружину. Также исходное положение ящика с лентой для пулемёта приводило к заклиниванию при стрельбе.
Испытатели нашли для ящика более подходящее место, и проблема исчезла. Пулемёт не очень хорошо вписался в боевое отделение танка и мешал наводчику и заряжающему. Возимый боекомплект в 7 ящиков с лентами испытатели посчитали недостаточным, но проработали способ возить в танке аж 20 ящиков, переместив некоторую часть инструментов из боевого отделения в внешние ящики. Несмотря на все недостатки, испытатели посчитали установку пулемёта «аккуратно и хитро выполненной».
Орудийная установка не избежала обследования. Испытатели нашли значительный люфт в установке телескопического прицела, но по их мнению он не влиял на стрельбу на дистанции до 1000 ярдов. Как и «Валентайн» Mk.IX, танк мог точно стрелять как и с места, так и на ходу при скорости до 8 миль (13 км) в час. Мешок для стреляных гильз следовало укоротить, иначе он мешал при стрельбе из пулемёта. В докладе указано, что провести сравнительные испытания «Валентайна» Mk.III или Mk.IV с новой машиной не получилось, но, по мнению испытателей, «Валентайн» Mk.X одержал бы победу.
Наперегонки с модой
Однако, и «Валентайнrу» Mk.X не повезло. Дело было в том, что летом 1942 года в бой пошли американские танки «Ли» и «Грант» с универсальными 75-мм орудиями, а осенью — более совершенные «Шерманы». Как раз осенью 1942 года англичане начали думать о собственной крупнокалиберной пушке. В ноябре 1942 года в башне «Валентайн» Mk.IX испытали 12-фунтовую пушку с дульным тормозом от фирмы «Виккерс». Орудие казалось довольно привлекательным вариантом для перевооружения танка. Пробитие бронебойного снаряда было немного выше, чем у 6-фунтовки, зато у танка появился мощный осколочно-фугасный снаряд. Однако, скоро появился ещё один подходящий вариант.
Так как американские 75-мм орудия понравились британцам, а унификация снарядов облегчила бы производство, баллистику пушки использовали при разработке нового орудия на основе 6-фунтовки. Новая 75-мм пушка официально именуемая Ordnance, Quick Firing, 75 mm (в документах также проходила ка 6-pdr/75 mm и 75 mm QF) помещалась в любой танк, в котором уже стояла 6-фунтовка. В результате повысить огневую мощь «Валентайна» оказалось довольно просто. 75-мм пушка в башне танка «Валентайн» IX с регистрационным номером Т.66991 поступила на испытания в Лулворте уже в марте 1943 года. В качестве эталона на те же испытания поступил обычный «Валентайн» Mk.IX с регистрационным номером Т.67160.
При стрельбе по неподвижным целям с 500-1000 ярдов и по движущимся целям с 1400 ярдов пушки показали себя одинаково. Наводчики жаловались, что танк заметно сильнее трясёт при стрельбе из 75-мм пушки, чем 57-миллиметровой. Испытатели отметили, что из-за более низкой начальной скорости 75-мм снаряда и хорошо видимых разрывов наблюдать за попаданиями было легче. 75-мм пушка также давала меньше дыма при стрельбе, что помогало наблюдению из танка. Несмотря на наличие дульного тормоза, выстрел поднимал меньше пыли, чем 6-фунтовка. В основном, облака пыли появлялись в 15 футах по сторонам машины и быстро оседали.
При стрельбе по цели на дистанции в 550 ярдов с хода на скорости в 5-7 миль в час, 75-мм пушка показала ещё один недостаток. Заряжание занимало больше времени, как из-за более крупного и тяжелого патрона, так и из-за особенности боеукладок, изначально сконструированных для 6-фунтового патрона. Вынув 75-мм патрон из укладки, заряжающему ещё приходилось снять с него скобу. На скорострельность при стрельбе на ходу эти факторы не влияли, так как наводчик целился медленно, но испытатели отметили что максимальная скорострельность 6-фунтовки при стрельбе с места была бы выше.
Скорострельность ограничивал ещё один фактор: токсичность. Концентрация угарного газа после стрельбы из 75-мм пушки была примерно в два раза выше, чем в танке с 6-фунтовкой. Вести огонь можно было только с рабочим двигателем, один вентилятор в башне с пороховыми газами не справлялся.
Пушка себя вела хорошо — испытатели отметили лишь две застрявшие гильзы из-за попавшей в камору пыли. Некоторые снаряды не удалось зарядить из-за деформации при доставке. Система отката работала удовлетворительно. Длина отката орудия на начало испытания составляла 11,35 дюйма и к пятому выстрелу выросла до 11,6 дюйма, после чего оставалась стабильной.
Как обычно, испытатели нашли массу недостатков, особенно в конструкции боеукладки. Однако это не помешало им признать, что новое орудие имеет массу преимуществ над 6-фунтовкой.
Новый танк приняли на вооружение под названием «Валентайн» Mk.XI. Конструкция серийных танков основывалась на «Валентайнt» Mk.X, а не Mk.IX, так что спаренные пулемёты на этих танках тоже были. На этом конструирование «Валентайнов» закончилось. Лёгкий и простой танк пришёлся весьма кстати, когда британцам требовалось восполнить танковый парк после разгрома во Франции в 1940 году, но к 1943 поставки из США во многом решили проблему количества. Когда-то внушительная броня толщиной в 60 мм больше не годилась, так как более эффективная защита имелась уже и у крейсерских танков. Соревноваться с ними по скорости «Валентайн» не мог с самого начала. Танки всё ещё использовались в качестве шасси для спецмашин, но даже установка более мощных орудий не смогла существенно продлить срок службы «Валентайна».
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- D. Fletcher, The Great Tank Scandal: British Armour in the Second World War
- D. Fletcher, The Universal Tank: British Armour in the Second World War Part 2
Комментарии к данной статье отключены.