Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики строило свои воздушно-десантные войска с сильной оглядкой на опыт СССР. Как известно, благодаря принятию на вооружение боевых машин десанта уже в 70-е годы советские ВДВ превратились в лёгкие механизированные соединения. Их китайским коллегам пришлось ждать до начала XXI века, когда на вооружение, наконец, поступила БМД ZBD-03.
Первые воздушно-десантные части появились в составе Народно-освободительной армии Китая (НОАК) ещё в 1950 году, когда на базе 89-й пехотной дивизии сформировали 1-ю воздушно-десантную бригаду (с 1957 года — дивизия). В 1961 году произошло значительное расширение этого рода войск — 15-й армейский корпус был реорганизован в воздушно-десантный. Интересно, что при этом корпус передали из сухопутных войск в состав ВВС. Такое подчинение сохраняется до сих пор. Долгое время 15-й воздушно-десантный корпус состоял из трёх дивизий: 43-й (соединение специального назначения), 44-й (учебной) и 45-й (воздушно-десантной). В апреле 2017 года он был реорганизован, лишившись номера и став просто Воздушно-десантным корпусом ВВС НОАК. Все дивизии были расформированы, а на их основе создали бригады: шесть (по другим данным, четыре) воздушно-десантных, одну специального назначения и одну — обеспечения и поддержки.
Долгий путь
В течение нескольких десятилетий китайские воздушно-десантные войска оставались, по сути, лёгкой пехотой с очень ограниченным огневым потенциалом и незначительной манёвренностью на земле. Главных причин тому были две: отсутствие технологий, необходимых для создания лёгкой авиадесантируемой бронетехники, и слабость военно-транспортной авиации (как количественная, так и качественная). Заполучить образцы для копирования, скажем, танка Т-72, БМП-1 или РСЗО «Град» было в принципе несложно. Эта техника в 70-80-е годы эксплуатировалась во многих странах, а правящие круги некоторых из них были отнюдь не против поделиться с китайскими товарищами. А вот боевые машины десанта были эксклюзивом и за границу СССР практически не поставлялись.
Первая попытка снабдить китайских десантников бронетехникой была предпринята ещё во второй половине 70-х годов. Её итогом стал истребитель танков WZ-141 — машина, чьё главное вооружение (безоткатные орудия) было уже морально устаревшим. В итоге всё ограничилось парой прототипов.
Новый импульс работы по бронемашинам для десанта в Китае получили в 90-е годы, когда открылся доступ к информации о российской военной технике. Новым источником вдохновения для китайских конструкторов стали боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3. Активизации интереса к десантируемой бронетехнике способствовала и закупка для ВВС НОАК первых партий военно-транспортных самолётов Ил-76, существенно превосходящих по своим возможностям немногочисленные Y-8 — китайские копии Ан-12.
Разработка
Как и во многих других материалах о китайской военной технике, в этой статье мы часто вынуждены прибегать к неточным и приблизительным данным — ведь информация в открытых источниках сводится в основном к фотографиям и рекламным проспектам. Точная хронология создания китайской боевой машины десанта неизвестна. Официальное обозначение ZBD-03 намекает, что БМД приняли на вооружение в 2003 году. Однако в НОАК такие обозначения часто присваиваются «авансом», а реально тот или иной образец техники начинает поступать в войска лишь несколько лет спустя. В системе индексов «WZ» машина обозначалась как WZ-506. Наконец, встречается ещё одно обозначение — ZLC-2000. По мнению западных экспертов, оно относится к ранним сериям БМД.
Изучив конструкцию советских боевых машин десанта, китайские специалисты не могли не обратить внимание на далёкую от оптимальной компоновку, затрудняющую спешивание десантников. Поэтому они сразу же отказались от кормового расположения моторно-трансмиссионного отсека в пользу более традиционного переднего. Это позволило сместить десантный отсек в корму и снабдить его дверью. Компоновка ZBD-03 традиционна для западных боевых машин пехоты. Впереди справа расположено моторно-трансмиссионное отделение, слева — отделение управления с рабочим местом механика-водителя, за ними — боевое отделение с вращающейся башней, и дальше в корму — десантное отделение. Экипаж машины состоит из трёх человек, десант — из четырёх.
Конструкция
Корпус ZBD-03 — сварной. В отличие от советских БМД, он выполнен не из алюминия, а из стали. Учитывая это, а также большие по сравнению с БМД-2 размеры при равной (или даже несколько меньшей) массе, защищённость ZBD-03 трудно назвать удовлетворительной. Согласно опубликованным данным, в лобовой проекции броня китайской БМД защищает от 12,7-мм пуль стандарта НАТО, а в боковой — от 7,62-мм (но с какого расстояния — неясно).
Силовая установка — шестицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 210 л.с. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти двускатных опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего. Как и на советских БМД, применена гидропневматическая подвеска, обеспечивающая изменение клиренса. Так же, как и советские БМД, их китайский «родственник» является плавающим. Однако движение на плаву обеспечивается не водомётами, а за счёт перематывания гусениц.
ZBD-03 оборудована одноместной башней, смещённой вправо от продольной оси машины. Слева и чуть впереди от башни, в корпусе, находится рабочее место командира. Он располагает широкоугольным перископом, вращающимся вместе с крышкой люка, однако это ситуации не меняет: обзор вправо-назад перекрыт башней. В бортах БМД имеется пять стрелковых амбразур и прицельных перископов: три с левого борта (в том числе для командира) и две — с правого. Ещё одна амбразура устроена в кормовой стенке. В крыше десантного отсека имеется два прямоугольных люка, а в кормовой стенке — одностворчатая дверь.
На БМД применена башня GCTWM, прототип которой испытывался на втором опытном образце WZ-141. Несмотря на тесноту и весьма примитивное обзорно-прицельное оборудование, башня оказалась удачной, найдя применение на целом ряде образцов китайской бронетехники. В ней установлена малокалиберная автоматическая пушка. В публикациях примерно десятилетней давности указывается, что это — клон американского «Бушмастера» калибром 25-30 мм. Однако современные исследователи сошлись на том, что на БМД применена 30-мм пушка, являющаяся производной советской 2А72, причем с укороченным стволом. Система боепитания двухленточная, боекомплект состоит из 350 снарядов (125 бронебойных и 225 осколочных). С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт, а в задней части башни имеется направляющая для ПТУР HJ-73 (развитие советской «Малютки-2»). Возимый боекомплект состоит из трёх ракет. По бокам башни установлены два трёхствольных дымовых гранатомёта.
Самолёт Ил-76МД (так же, как и новый китайский военно-транспортный самолёт Y-20) способен десантировать три ZBD-03. Десантирование осуществляется при помощи парашютной системы K/STW-17 с тормозной системой порохового типа.
Модификации
На основе ZBD-03 создано несколько специальных модификаций. Одной из них является командирская машина, внешне почти идентичная линейной БМД, но отличающаяся бóльшим числом антенн средств связи: линейная БМД имеет одну штыревую антенну на левой задней части корпуса, а командирская — три (слева и справа в задней части и справа — в передней). Также разработан самоходный ПТРК с ракетами HJ-8.
Ещё одним вариантом является бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Её передняя часть напоминает российский бронетранспортёр БТР-МДМ «Ракушка», а в задней находится грузовая платформа и складывающийся гидравлический подъёмный кран. Наличие платформы и крана позволяет предположить, что назначением машины является не столько эвакуация повреждённых БМД, сколько сбор грузов, сброшенных в зоне десантирования.
В 2018 году была продемонстрирована самоходная артиллерийская установка, вооружённая 120-мм орудием-миномётом — таким же, как на САУ 2С9 «Нона». Ранее китайцы монтировали такие артсистемы на различных колёсных носителях и гусеничной БМП ZBD-04A. Десантный вариант отличается упрощённой башней с ограниченными углами поворота (стрельба при угле горизонтального наведения, близком к 90º от продольной оси САУ, невозможна из-за сильного раскачивания машины).
На основе ZBD-03 предлагается два экспортных варианта — VN10 и VN5. Первая из них представляет собой, по сути, стандартную БМД с минимальными изменениями. А вот вторая, появившаяся в экспортных каталогах в 2014 году, — это уже лёгкая БМП, лишённая возможности десантирования с парашютами. Она примерно на две тонны тяжелее базовой машины, лучше бронирована, а также имеет возможность навески дополнительной брони. 30-мм пушка заменена другой — такого же калибра, но с более длинным стволом. Конструкция подвески упрощена (исключена возможность изменения клиренса). Сведений о заказах на VN10 и VN5 пока не поступало. А в 2021 году на полигоне был замечен усовершенствованный вариант ZBD-03 с более развитым обзорно-прицельным оборудованием.
Количество выпущенных ZBD-03 неизвестно. В западных публикациях встречаются цифры 50-100 единиц, но, скорее всего, они выше и составляют несколько сот единиц. БМД этого типа активно участвуют в мероприятиях боевой подготовки Воздушно-десантного корпуса ВВС НОАК. Однако, вероятно, в обозримом будущем они будут заменены более тяжёлыми машинами, лучше защищёнными и вооружёнными.
Боевая масса, т |
8,2 |
---|---|
Экипаж+десант, человек |
3+4 |
Вооружение (боекомплект) |
1 30-мм пушка (350 снарядов), 1 7,62-мм пулемёт, 1 ПУ ПТУР HJ-73 (3 ПТУР) |
Размеры, мм: |
|
длина высота ширина |
6000 2350 2100 |
Мощность двигателя, л.с. |
210 |
Максимальная скорость на суше (на плаву), км/ч |
65 (6) |
Запас хода, км |
500 |
Литература:
- army-guide.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- army-guide.com
- sinodefence.com
Комментарии к данной статье отключены.