Танк Т-72 участвовал практически во всех военных конфликтах на постсоветском пространстве: войне в Приднестровье, войне в Карабахе, чеченских войнах, войне в Южной Осетии и войне на востоке Украины. И все же самым необычным в долгой «карьере» танка Т-72 является не участие во множестве войн, а его использование в качестве основной машины в новом военно-прикладном виде спорта – танковом биатлоне
«Северные» против «южных»
В 60-е годы прошлого века конкуренция между сложившимися в СССР тремя танкопроизводящими центрами достигла своего апогея. Вокруг вернувшегося из эвакуации в Харьков конструктора А.А. Морозова сложилась так называемая группировка «южных». Этой группе танкостроителей, работавшей на заводе №75 (будущем заводе им. Малышева), было нелегко – после возвращения в 1952 году из Нижнего Тагила приходилось снова создавать коллектив конструкторского бюро (далее – КБ), восстанавливать культуру производства, обучать рабочих и инженеров завода новым технологиям. С другой стороны, костяк КБ Морозова обладал и самым большим опытом в разработке новых танков. Именно эти люди создавали танки Т-34, Т-34–85, Т-44, и Т-54, а у руководства страны Морозов и его подчинённые обладали непререкаемым авторитетом.
Несколько на обочине советского танкостроения оказалась ленинградская группировка, которая во время войны и в первые послевоенные годы специализировалась на разработке тяжёлых танков весом до 60 тонн. Когда же в конце 50-х годов стало ясно, что будущее за универсальными средними танками, целая конструкторская школа оказалась не у дел. С другой стороны, у этой группировки с каждым годом росла поддержка в государственных органах, отвечавших за вооружение армии. Это обуславливалось тем, что Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов в прошлом работал директором ленинградского танкостроительного предприятия «Большевик».
На арену выходят уральцы
В то же время на Урале сложилась третий коллектив, состоявший из молодых амбициозных конструкторов, сменивших команду Морозова на заводе №183 (будущем «Уралвагонзаводе»). До войны предприятие располагалось в Харькове, а в сентябре 1941 года было эвакуировано в Нижний Тагил, где и получило постоянную «прописку». Ленинградский и уральский коллективы составили так называемую группировку «северных».
После отъезда Морозова на Украину на должность руководителя КБ завода №183 был назначен Л.Н. Карцев. Первоначально возглавляемому им КБ отводилась функция сопровождения технической документации танка Т-54, его модернизация и усовершенствование. Это не устраивало Карцева, и он попытался «вклиниться» в конкурс на новый основной танк, но уральский «Объект 140» оказался настолько неудачной машиной, что разработчики сами попросили исключить его из конкурса. Вместо этого они вплотную занялись модернизацией Т-54, в результате чего появились новые его модификации (Т-54А и Т-54Б), а в 1958 году на вооружение был принят новый танк, разработанный уральцами – Т-55. Он столь незначительно отличался от предыдущей модели, что во многих источниках эти танки указывают через дефис Т-54/55. Созданный позднее танк Т-62 также не имел кардинальных отличий от двух предыдущих моделей. Такая ситуация весьма раздражала Морозова, который очень ревниво относился к своим конструкторским достижениям.
Т-64 — плод работы двух КБ
Между тем, в Харькове готовили «прорывную» машину, которая должна была вывести танковые войска СССР на более высокий качественный уровень, в результате чего на свет появился проект «Объект 432» – будущий танк Т-64. Впервые в мире на нём была установлена комбинированная броня, что значительно повышало устойчивость машины перед бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами (далее – БОПС) и кумулятивными боеприпасами. Харьковчане продолжали дальнейшее усовершенствование своей машины, когда на неё обратили внимание их уральские конкуренты.
По собственной инициативе Карцев начинает работы по усовершенствованию танка Т-64. Шёл 1965 год, харьковчане ещё не довели Т-64 до серийного производства, а КБ Морозова уже работало над установкой в башню нового танка более перспективного 125-мм гладкоствольного орудия Д-81 (таким образом, был создан проект «Объект 434», будущий танк Т-64А, который позднее и примут на вооружение). В Нижнем Тагиле начались параллельные работы по установке такого же орудия в башню танка Т-62. Так как Карцеву не понравился автомат заряжания МЗ, использовавшийся в Т-64, он распорядился вместе с установкой 125-мм орудия начать и работы над созданием нового автомата заряжания для Т-62. По мнению уральского конструктора, основным неудобством была укладка снарядов в башне в вертикальном положении, что усложняло доступ из боевого отделения в отделение управления в случае эвакуации оттуда механика-водителя. По замыслу Карцева, в новом автомате заряжания АЗ снаряды должны были располагаться горизонтально, в два ряда под вращающимся полом башни.
В 1965 году Нижний Тагил обязали выпускать харьковскую разработку, которую харьковчане никак не могли окончательно завершить, а уральцы не хотели производить. Карцев показал танк Т-62 с установленной в его башне 125-мм пушкой и автоматом заряжания АЗ министру оборонной промышленности СССР С.А. Звереву. Тот понимал, что разрешение на ведение дальнейших работ в этом направлении на «Уралвагонзаводе» чревато скандалом с Морозовым, поэтому предложил установить на Т-64А более удачный автомат заряжания. Но Карцев начинал исследовательские работы не ради того, чтобы потом производить в Нижнем Тагиле «морозовский танк» и в дальнейшем зависеть от харьковчан. Он подал министру встречное предложение модернизировать Т-64, установив на него танковый дизель В-45К мощностью 730 л.с. разработки челябинского КБ №75 с вентиляторным охлаждением, которое было менее экономичным, чем эжекторное, использовавшееся на Т-64, но зато более надёжным (по мнению уральцев).
«Объект 172»
Ходовую часть нового танка Карцев также предложил поменять – на ходовую созданного уральцами «Объекта 167», который ранее проиграл конкуренцию танку Т-64. Она отличалась большим размером опорных катков, которые изготавливались из дюралюминия, что стало новшеством, а также использованием лопастных гидроамортизаторов – в отличие от телескопических, применённых на харьковском танке. «Уралвагонзаводу» первоначально отказали в использовании новой ходовой, а новый проект получил индекс «Объект 172».
В 1969 году Л.Н. Карцев перевёлся с поста главы КБ завода №183 в Москву в аппарат Министерства обороны, и дальнейшие работы над «Объектом 172» возглавил его заместитель В.Н. Бенедиктов, 7 января 1970 года занявший должность главного конструктора завода.
В 1968–1970 годах проводились заводские и полигонные испытания «Объекта 172», которые показали ненадёжность использовавшейся на нём ходовой танка Т-64. На ходовую часть танка приходилось 29,9% отказов и 53% неисправностей, однако по этим показателям возникает множество вопросов, так как проводившиеся в дальнейшем сравнительные испытания танков Т-64 и Т-72 показали как минимум не меньшую надёжность ходовой Т-64 по сравнению с Т-72. Как бы там ни было, уральцам всё-таки разрешили использовать ходовую их собственной конструкции. В новом проекте, получившем обозначение «Объект 172М» от Т-64 остались лишь элементы конструкции корпуса с комбинированной и дифференцированной бронёй, а также трансмиссия.
На «Объекте 172М» была установлена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки – такая же применялась на Т-62. Масса нового танка возросла до 41 тонны (у Т-64А – 38,5 тонны), но за счет большей на 80 л.с. мощности двигателя и более широких (на 40 мм) траков, Т-72 обладал лучшей динамикой. Он разгонялся быстрее, чем Т-64А, а при работе на дизельном топливе обладал лучшей проходимостью (по некоторым данным, последнее утверждение не всегда было верно). На его башню вместо оптического дальномера установили лазерный (разработку Красногорского механического завода), что повысило качество прицеливания. Так же, как и на Т-62, на новой машине был установлен механизм удаления порохового поддона (заряжание 125-мм орудий раздельное) через специальный кормовой лючок башни.
В 1971 году «Объект 172М» вышел на полигонные испытания с новой ходовой частью и новым двигателем – взамен 730-сильного В-45К танк получил 780-сильный В-46. Кроме того, 125-мм гладкоствольное орудие Д-81 было заменено на 2А26М2 аналогичного калибра. Начиная с 1972 года, стали проходить войсковые испытания «Объекта 172М» во всех климатических и дорожных условиях, а 7 августа 1973 года танк был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72. В 1975 году ему было присвоено имя «Урал».
Танк Т-72 — долгая история улучшений
Т-72 претерпел множество модернизаций – как для экспорта, так и при поиске новых более совершенных технических решений. Так, на опытный экземпляр Т-72МН установили 130-мм нарезную пушку 2А50 (ЛП-36Е) – этот танк демонстрировали министру обороны маршалу А.А. Гречко, но в серию он не пошел.
Значительную модернизацию танк прошел в 1979 году, получив в результате индекс Т-72А. На нём был установлен лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3–49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, а пушка 2А46 заменила 2А26М2. На танке была установлена система запуска дымовых гранат 902Б, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, а также новая модификация двигателя – В-46–6.
В 1985 году на танки начали устанавливать навесную динамическую защиту «Контакт», разработанную НИИ «Стали», а также комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь». Двигатель заменили на В-84–1 мощностью 840 л.с., приспособленный к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Вместо 125-мм гладкоствольной пушки 2А46 установили пушку-пусковую установку 2А46М. На танк также была установлена система управления огнём СУО 1А40. Новой машине присвоили и новый индекс – Т-76Б.
Модернизация Т-72 после распада Советского Союза привела к созданию в 1992 году танка Т-72БУ, который был принят на вооружение под совершенно новым индексом – Т-90. После смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина решением правительства Российской Федерации ему присвоили имя «Владимир». На танк был установлен новейший комплекс управления огнём 1А45 «Иртыш», до этого устанавливавшийся на танки Т-80У и Т-80УД. После его доработки под совместную работу с автоматом заряжания танка Т-72 АЗ (на Т-80-УД стоит такой же автомат МЗ, как и на Т-64), он получил обозначение 1А45Т. Кроме того, на машину были установлены комплексы динамической защиты «Контакт-5» (ЭДЗ 4С22) и оптико-электронного подавления систем наведения ТШУ-1 «Штора-1».
Ещё одна интересная модернизация танка Т-72 – Т-72Б3, была впервые представлена широкой публике на Первых международных состязаниях по танковому биатлону, проводившихся в 2013 году в подмосковном Алабино. На машину установили новейшую систему управления огнём, снабжённую тепловизором, лазерным дальномером, лазерным каналом управления ракетой, многоканальным прицелом «Сосна-У», датчиком ветра и автоматом сопровождения цели. Система позволяет обнаруживать цели типа «танк» днём на дистанциях до 5000 метров, ночью – до 3500. Кроме того, танк снабдили встроенной динамической защитой «Контакт-5», двигателем В-84–1 мощностью 840 л.с. и новейшими средствами связи. Автомат заряжания пушки доработали под новые так называемые «длинные» боеприпасы и усовершенствовали конструкцию гусениц. С 2014 года на T-72Б3 устанавливается двигатель мощностью в 1130 л.с. Некоторые СМИ обвиняют команду России, выступавшую на международных соревнованиях по танковому биатлону в 2014 году в том, что она использовала именно этот танк, а не такие же машины, какие были у всех остальных команд (кроме команды Китая, выступавшей на китайском танке «Тип 96А»). Стоит заметить, что в подтверждение этих выводов приводятся только бездоказательные умозаключения.
Боевой путь нового танка
Впервые танки Т-72 приняли участие в боевых действиях во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов. В 1980 году Советский Союз передал Саддаму Хусейну 100 этих танков, однако после разгрома им Коммунистической партии Ирака отказался от дальнейших поставок. Тем не менее, уже в 1982 году Польша поставила Ираку ещё 250 танков Т-72 собственного производства, а в сентябре того же года возобновил поставки и СССР. Всего за время войны Ирак получил 1038 единиц танка Т-72.
В октябре 1980 года в бою под Кесре-Ширин иракский батальон танков Т-72 разгромил иранский батальон, на вооружении которого были британские Mk V «Чифтен». Танки Т-72 участвовали и во многих последующих сражениях той войны. Последней крупной операцией Ирано-иракской войны, в которой участвовали Т-72, стал захват острова Маджнун иракской армией в 1988 году. Остров обороняли 60 иранских танков британского производства Mk V «Чифтен» и FV101 «Скорпион». Иракская армия атаковала противника значительно большими силами в 2000 танков. В результате остров был захвачен, а все иранские танки – уничтожены или в виде трофеев попали к иракцам. За всё время войны иракскими войсками были потеряны только 60 танков Т-72.
Следующим конфликтом, в котором приняли участие танки Т-72, стала война в Ливане. 9 июня 1982 года 76-я и 91-я сирийские танковые бригады, на вооружении которых находились танки Т-62, попали в окружение к югу от озера Карун. На выручку этим бригадам сирийское командование бросило части 1-й бронетанковой дивизии, на вооружении которой были, в том числе, и танки Т-72. Вступив в бой с израильскими M60 и уничтожив часть из них, дивизия без потерь прорвала кольцо окружения. После этого элитные части вернулись на границу Сирии, перегруппировались и продолжили движение к Захле.
11 июня от девяти до двенадцати сирийских танков Т-72 81-й бригады были подбиты противотанковыми ракетами TOW в бою с 409-м противотанковым батальоном ЦАХАЛа. Причиной этой неудачи послужило продвижение сирийских танков без нормально организованной разведки. Тем не менее, все повреждённые танки сирийцам удалось эвакуировать на свою территорию, где они были восстановлены.
Следующая война, в которой участвовали танки Т-72, сильно дискредитировала их. Во время войны в Персидском заливе Т-72 воевали в составе иракских и кувейтских войск. 2 августа 1990 года в 2:00 часа ночи иракская группировка, насчитывавшая 120 тыс. солдат и 350 танков, вторглась на территорию Кувейта. В южном пригороде Кувейт-Сити танковая дивизия Национальной гвардии Ирака «Хаммурапи» неожиданно для себя столкнулась с 35-й танковой бригадой Кувейта, на вооружении которой находились Т-72 югославского производства. Подробности боя автору неизвестны, но уже к 4 августа вооружённые силы Кувейта были или разгромлены, или отступили в соседнюю Саудовскую Аравию.
В результате проведённых международной коалицией операций «Буря в пустыне» и «Сабля пустыни» в январе-феврале 1991 года Ирак потерял от 100 до 130 тыс. солдат, около 360 самолётов и порядка 2600 танков, из которых около 250 составляли Т-72. Основная часть вооружённых сил коалиции была сформирована из подразделений сухопутных сил, ВМС и ВВС США, поэтому главным противником иракских танков оказались американские M1 «Абрамс». Хотя подавляющее большинство иракских танков было уничтожено ударами с воздуха, несколько боестолкновений произошло и на земле. Из-за того, что и американская, и иракская стороны максимально фальсифицировали результаты этих боёв, достоверно утверждать о потерях танков Т-72 и «Абрамс» не представляется возможным. Так, США первоначально утверждали, что за всё время кампании не потеряли ни одного «Абрамса», но позднее признали потерю девяти своих танков. В то же время, советские военные наблюдатели, находившиеся в Ираке, сообщали о десятках бронированных машин, потерянных американцами.
В целом иракцев подвело отсутствие у их танковых войск новейших БОПС, а также комплексов динамической защиты на всех танках. После распада СССР американцы обстреляли на полигоне попавший им в руки танк Т-72, снабжённый комплексом ДЗ «Контакт-5». Выяснилось, что машину советского производства не могли пробить даже ОБПС M829A1, считавшийся на тот момент лучшими противотанковыми боеприпасами американского производства. Американцам понадобились десять лет работы и миллиардные инвестиции, прежде чем были получены боеприпасы, способные пробить броню этого танка.
Последние иракские танковые войска были добиты американскими вооружёнными силами в результате вторжения в Ирак в 2003 году, при этом достоверные данные о потерях бронетехники обеими сторонами отсутствуют.
Танки Т-72 участвовали и в таких конфликтах как чадско-ливийские войны 1981, 1983 и 1987 годов, а также в гражданской войне в Ливии (2011 год). Кроме Ливии на Африканском континенте эти танки использовались правительством Судана против Движения за справедливость и равенство – антиарабской исламистской повстанческой группировки, действующей в западном Судане. Кроме того, индийские Т-72 использовались военными подразделениями этой страны во время проведения миротворческой операции в Сомали.
В 1986–1990 годах Индия применяла Т-72 в ходе миротворческой операции на Шри-Ланке, во время которой часть их была потеряна, что известно из фотоснимков танков, подорвавшихся на минах, однако общее число потерь бронетехники достоверно неизвестно.
Т-72 участвовали и в Боснийской войне 1992–1995 годов (в основном, тут присутствовали модели югославского производства М-84), а в наши дни эти боевые машины активно используются в гражданской войне, уже несколько лет продолжающейся в Сирии.
Танк Т-72 участвовал практически во всех военных конфликтах на постсоветском пространстве: войне в Приднестровье, войне в Карабахе, чеченских войнах, войне в Южной Осетии и войне на востоке Украины. Во время чеченских войн Т-72Б зарекомендовал себя как надёжная боевая машина. Значительные потери среди танков этого типа были вызваны в основном плохим командованием, которое зачастую отправляло танковые роты на штурм населённых пунктов без надёжного прикрытия их флангов пехотой. Во время новогоднего штурма Грозного 31 декабря 1994 года для контейнеров динамической защиты, установленных на танках, не оказалось взрывчатки – она была выдана экипажам уже после штурма, когда подразделения понесли тяжёлые потери.
Во время Второй чеченской войны (1999–2009 годы) танковые подразделения вооружённых сил Российской Федерации (далее – ВС РФ) уже не несли таких потерь, как это было в Первую чеченскую войну (1994–1996). Машины использовались под надёжным прикрытием пехоты и, в основном, выполняли функции огневой поддержки и подавления опорных пунктов боевиков.
Во время Южноосетинской войны 2008 года Т-72 участвовали в боях как с грузинской, так и с российской сторон. При этом ВС РФ потеряли два танка, а ВС Грузии – 18, из которых 8 единиц российская армия захватила в качестве трофеев. Символом этого военного конфликта стали два грузинских Т-72, уничтоженных осетинскими ополченцами на улицах Цхинвала.
Т-72 — «танк-спортсмен»
И все же самым необычным в долгой «карьере» танка Т-72 является не участие во множестве войн, а его использование в качестве основной машины в новом военно-прикладном виде спорта, стремительно набирающем популярность в России – танковом биатлоне. Первый этап соревнований по танковому биатлону проводится на полигонах военных округов между лучшими экипажами танковых подразделений ВС РФ. Затем на подмосковном полигоне в Алабино состязаются лучшие экипажи округов, а финальной стадией являются соревнования лучших экипажей стран, согласившихся принять участие в международных состязаниях по танковому биатлону.
Условия прохождения трассы, как правило, изменяются от соревнований к соревнованиям. Так, в 2013 году в финале международных состязаний экипажи трижды проходили маршрут, протяжённость которого составляла 6–10 км. На первом этапе они вели стрельбу из пушки одним управляемым противотанковым снарядом на дистанции 2000 метров по цели, имитирующей танк, на втором – из зенитного 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта НСВТ по мишени, имитирующей вертолёт на дистанции 1200 метров, и на третьем – тремя бронебойными снарядами по макету танка из орудия в положении «под 90°» с ходу на дистанциях 1800, 1700 и 1500 м. Как и в обычном биатлоне, промахи чреваты штрафным кругом протяжённостью 500 метров. Трасса изобилует различными препятствиями – такими как водные преграды, противотанковые рвы, колейные мосты, «минные поля», эскарпы. Наезд на «мину» или съезд с «колейного моста» приводит к добавлению штрафных секунд экипажам, а неаккуратный наезд на эскарп или неправильное преодоление танкового рва могут привести к травмированию экипажа внутри танка.
В финале 2014 года от каждой страны между собой соревновались уже не отдельные экипажи, а группы по три экипажа, проходившие трассу по эстафетному принципу. От стрельбы из НСВТ и пушки управляемым снарядом организаторы в этот раз отказались (возможно, из-за плачевных показателей этих стрельб в прошлом году), и каждый экипаж проходил два стрелковых рубежа: первый – для стрельбы из спаренного с пушкой 7,62-мм танкового пулемёта по мишени расчёта противотанкового гранатомёта на дистанции 600–700 метров и из пушки тремя бронебойными снарядами по макетам танков сходу в положении орудия «под 90°».
В 2014 году значительно увеличилось представительство стран-участниц – если в 2013 году в соревнованиях участвовали команды России, Армении, Казахстана и Беларуси, то сейчас этот список пополнили танкисты из Китая, Индии, Киргизии, Сербии, Монголии, Венесуэлы, Анголы и Кувейта. Есть все предпосылки к тому, что количество и география стран-участниц, а также список соревнующихся между собой моделей танков с каждым годом будут увеличиваться. Пока же основными «рабочими лошадками» танкового биатлона остаются машины Т-72Б3.
Комментарии к данной статье отключены.