В середине 60-х годов во Франции началась разработка бронемашины, предназначенной для замены бронетранспортёров AMX-VCI в мотопехотных частях. Итогом стало создание боевой машины пехоты АМХ-10Р, на несколько десятилетий ставшей основой оснащения механизированных частей французской армии.
В 1957 году на вооружение армии Франции поступил гусеничный бронетранспортёр AMX-VCI, созданный на базе лёгкого танка АМХ-13. Машина была в целом неплоха, однако не устраивала военных по ряду параметров. Довольно прожорливый бензиновый двигатель обеспечивал запас хода всего 400 км, система защиты от оружия массового поражения (ОМП) отсутствовала как таковая, к тому же БТР не умел плавать. Неудивительно, что не прошло и нескольких лет после начала поставок AMX-VCI, как французские военные задумались о его замене.
Концепция
Разработку требований для нового бронетранспортёра завершили в октябре 1965 года. Естественно, в них предусмотрели устранение основных недостатков AMX-VCI: новая машина должна была получить дизельный двигатель мощностью не менее 250 л.с., запас хода требовался не менее 500 км, следовало оснастить БТР системой защиты от ОМП и обеспечить возможность преодоления водных препятствий на плаву без применения дополнительных средств (вроде надувных поплавков). Машина должна была вмещать трёх членов экипажа и десять пехотинцев. Вооружить её следовало 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом, причём угол возвышения вооружения должен был обеспечить возможность стрельбы по низколетящим воздушным целям и наземным целям, расположенным с превышением (склоны гор, верхние этажи зданий). В качестве опции предусматривалась возможность дополнительного монтажа ПУ ПТУР. Командир машины должен был располагать одинаковыми с наводчиком возможностями по ведению прицельного огня из пушки и пулемёта. Требования к бронированию не оговаривались — само собой подразумевалось, что для лёгкой плавающей машины удастся обеспечить защиту лишь от пуль и осколков.
В апреле 1966 года требования были утверждены. К тому времени требуемая численность десанта сократилась до шести человек, но в январе 1967 года её увеличили до восьми. Эта цифра и стала окончательной. К тому времени стало ясно, что итогом разработки будет не традиционный бронетранспортёр, а качественно новая боевая машина пехоты. Она получила и соответствующее рабочее название — VCAI (Vehicule de Combat Amphibie d’Infanterie — амфибийная боевая машина пехоты).
Разработкой БМП занялось конструкторское бюро Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux (более известное под аббревиатурой АМХ), входящее в состав государственного оружейного концерна GIAT. Первые два прототипа были готовы относительно быстро — в 1968 году. Но затем последовала длительная доводка. В частности, на машинах испытывались различные варианты вооружения: башни Т20-13 и ТН20 с 20-мм пушками, а в качестве альтернативы — башня S470 с 12,7-мм пулемётом. В итоге остановились на ТН20. Первоначально предполагалось вооружить БМП пушкой М621, но её забраковали из-за недостаточной точности огня. Концерн GIAT разработал более совершенную пушку М693, отвечавшую всем требованиям армейцев. Также в ходе испытания оказалось, что десантное отделение слишком тесное, поэтому два следующих прототипа, появившихся в 1971 году, имели более длинный и высокий корпус.
Испытания были ещё далеки от завершения, но Министерство обороны уже в 1970 году заказало первую партию — 80 машин в вариантах БМП (67; получили обозначение АМХ-10Р) и командно-штабной машины (13; АМХ-10РС). Производство велось на заводе Atelier de Construction Roanne. Первая дюжина серийных АМХ-10Р поступила в 7-ю механизированную бригаду в 1973 году. Три года спустя новые БМП достигли боевой готовности, что было подтверждено масштабными учениями с их участием.
Конструкция
АМХ-10Р имеет компоновку, классическую для БМП: в передней части корпуса справа — моторно-трансмиссионное отделение, слева — отделение управления, за ними — боевое с двухместной башней, смещённой несколько влево от продольной оси машины, и далее в корму — десантное. Для доступа на рабочее место механика-водителя имеется круглый люк в крыше корпуса. Перед ним установлены три перископа, причём средний можно заменить прибором ночного видения CN2. Командир и наводчик в башне располагают люками, откидывающимися в стороны. БМП вмещает восемь десантников: один находится справа от башни спиной вперёд по направлению движения, второй — за ним спиной к борту, далее (непосредственно в десантном отделении) установлены четыре сиденья спинками друг к другу и два — спинками к бортам. Посадка и высадка обеспечивается через кормовую рампу с электроприводом, в которой имеются две двери. В крыше десантного отделения устроены два прямоугольных люка. В кормовой рампе имеются две амбразуры для огня из стрелкового оружия. В бортах десантного отделения амбразуры отсутствуют, но десантники могут вести огонь из приоткрытых люков. Десантники располагают пятью перископами для обзора поля боя.
Корпус БМП — сварной, из алюминиевого сплава 7020. В лобовой проекции он обеспечивает защиту от 23-мм снарядов ЗУ-23-2 (с дистанции 500 мм) и 14,5-мм пуль, в бортовой — от 12,7-мм пуль, с кормы — от 7,62-мм пуль. Башня стальная.
БМП оборудована восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем RVI HS-115 мощностью 280 л.с. при 3000 об./мин. В состав трансмиссии входят гидрокинетинеская главная передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперёд и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водомётных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией сблокирован в очень компактный агрегат, на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего. Подвеска опорных катков — торсионная, на 1-м и 5-м катках имеются гидравлические амортизаторы.
Движение на плаву обеспечивается двумя водомётами, установленными в кормовой части машины. Машина оборудована волноотражающим щитком и двумя водооткачивающими помпами (в моторно-трансмиссионном и десантном отделениях).
На серийных БМП АМХ-10Р устанавливалась башня «Тукан II» (известная также под названиями ТН20 и PL17) с вынесенной установкой вооружения — на лафете сверху башни. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −10 до +50º. Скорость наведения оружия в горизонтальной плоскости — 50 град./с, в вертикальной — 30 град./с.
Вооружение состоит из 20-мм пушки М693 и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта AA NF1. Автоматика орудия работает за счёт отвода части пороховых газов, а теоретическая скорострельность достигает 740 выстр./мин. М693 имеет двухстороннюю систему боепитания: один магазин на 65 снарядов снаряжается бронебойными боеприпасами, другой (на 260 снарядов) — осколочно-зажигательным. Общий боекомплект составляет 800 снарядов (остальные уложены в корпусе БМП). Боекомплект спаренного пулемёта — 2000 патронов, из них 300 готовы к применению. По бокам башни установлены четыре 80-мм дымовых гранатомёта. От установки ПТУР отказались, но часть АМХ-10Р получили ПТРК «Милан» в качестве возимого оружия.
Прицельный комплекс был разработан фирмой SOPELEM. Наводчик использовал бинокулярный перископический прицел ОВ-40 (с дневным и ночным каналами), механически связанный с пушкой. Дневной канал имел шестикратное увеличение и поле зрения 10º, ночной — соответственно, пятикратное и 7º. Дальность прицеливания днём составляла 2100 м, ночью — 1500 м. Командир располагал монокулярным дневным прицелом М371 с одно- и шестикратным увеличением. Для стрельбы по низколетящим целям командир мог применять коллиматорный прицел (для его использования необходимо было открыть люк). Рядом с пушкой устанавливался прожектор РН-9А, работающий в видимом и инфракрасном диапазонах. Существенным недостатком комплекса вооружения являлось отсутствие стабилизатора — прицельный огонь был возможен лишь с остановок.
БМП оборудовалась коротковолновой радиостанцией TRVP-13, установленной в кормовой части башни и обслуживаемой командиром. Существовала возможность дополнительной установки средневолновой радиостанции TRVP-213 или TRVM-134. Машина оборудовалась противопожарной системой, системой защиты от ОМП и отопителем.
Варианты
На базе АМХ-10Р выпускались добрых полтора десятка спецмашин. Первой стала КШМ АМХ-10РС. Она вооружалась пулемётом на турели и вмещала семь человек — механика-водителя, командира, стрелка, двух радистов и двух офицеров управления. КШМ оборудовалась двумя или тремя радиостанциями TRVP-213, одной TRVM-134 и одной TRVP-13, а также столиком для карт и дополнительным дизель-генератором, в походном положении перевозившимся на крыше десантного отделения.
Целый ряд вариантов АМХ-10Р предназначался для работы с артиллерией. Среди них — машины передовых артиллерийских наблюдателей AMX-10Р SOA и AMX-10Р VOA, машина топогеодезической привязки AMX-10Р SAT, машины АСУ огнём артиллерии ATILA (AMX-10Р VFA для командира полка, AMX-10Р VLA для офицера связи и AMX-10Р SFA). На базе AMX-10P выпускались также носители РЛС разведки наземных целей RATAC.
Тягач 120-мм миномёта MO-120-RT-61 обозначался как АМХ-10Р ТМ. Вооружение его было аналогично АМХ-10Р, но устанавливалось в одноместной башне «Тукан I», а готовый к применению боекомплект пушки был уменьшен до 126 снарядов. Машина транспортировала шесть человек (механика-водителя, командира и четырёх членов расчёта миномёта), а также 60 мин.
БРЭМ АМХ-10Р ЕСН также имела башню «Тукан I». Она оборудовалась краном грузоподъёмностью 6 т и другим спецоборудованием. Не имели специального обозначения машина для обучения механиков-водителей (с остеклённой кабиной вместо башни) и санитарно-эвакуационная машина. Последняя не имела вооружения (кроме дымовых гранатомётов в кормовой части корпуса). Экипаж её состоял из механика-водителя и двух медиков. Машина могла транспортировать трёх раненых на носилках либо одного на носилках и трёх сидячих.
На базе АМХ-10Р был создан и самоходный ПТРК, вооружённый ПТУР «Хот». Машина имела башню «Ланселот», по бокам которой устанавливались две двухзарядные пусковые установки ПТУР. ПУ были подвижны в вертикальной плоскости (диапазон углов наведения составлял от −6 до +18º). Командир располагал прицелом М247 (дневной канал восьмикратного увеличения и ночной 3,5-кратного) и лазерным дальномером дальностью действия 8 км, наводчик — М509 (дневной канал 12-кратного увеличения и ночной трёхкратного). Возможна была установка тепловизионного прицела «Кастор». Возимый боекомплект составляли 14 ПТУР. Экипаж самоходного ПТРК включал пять человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих. Французская армия не приняла на вооружение этот вариант БМП, предпочтя самоходный ПТРК «Мефисто» (те же ПТУР «Хот», но на шасси колёсного БТР VAB). При этом он выпускался на экспорт — для Саудовской Аравии.
Вариант с ПТУР «Хот» был не первой попыткой создать истребитель танков на шасси АМХ-10Р. В середине 70-х годов испытывался вариант АМХ-10М ACRA (Anti Char Rapide Autopropulse), вооружённый 142-мм орудием-пусковой установкой (вроде той, что устанавливалась на американских танках М551 «Шеридан» и М60А2). Орудие устанавливалось в корпусе БМП и могло вести огонь, как обычными снарядами, так и ПТУР с лазерным наведением и дальностью пуска 4 км. Однако эта машина осталась лишь прототипом — равно как и вариант АМХ-10С с башней TR-105 от колёсной БРМ AMX-10RC со 105-мм пушкой F2.
Целый ряд машин на базе АМХ-10Р, не пошедших в серию по различным причинам, испытывался в 80-е годы. Среди них — вариант с башней SAMM TTB 140 с 40-мм пушкой «Бофорс» (угол вертикального наведения составлял от −10 до +50º), самоходный 120-мм миномёт с артиллерийской частью MO-120-RT-61, транспортёр боеприпасов RAV, предназначенный для взаимодействия с САУ AUF1. Одной из наиболее интересных машин являлся самоходный миномёт АМХ-10Р ТМС-81, вооружённый казнозарядным гладкоствольным миномётом МСВ, установленным во вращающейся бронированной башне. ТМС-81 впервые был продемонстрирован в 1981 году, но покупателей на него не нашлось.
Последними серийными вариантами AMX-10P стали машины семейства Marines, предназначенные для морской пехоты. Были разработаны три варианта этого семейства: БТР с 12,7-мм пулемётом М2НВ в одноместной башенке, БМП AMX-10ICV25 с башней «Драгар» с 25-мм пушкой М811 и машина огневой поддержки АМХ-10РАС90. Последняя получила двухместную башню TS90 с 90-мм пушкой CS90F4 и спаренным 7,62-мм пулемётом. Возимый боекомплект орудия составлял 30 выстрелов (20 в башне и 10 в корпусе). В кормовой части машины имелся десантный отсек на четырёх человек. От обычных АМХ-10Р машины семейства Marines отличались увеличенным прозрачным волноотражающим щитком, наличием четырёх водооткачивающих помп, водомётами увеличенного диаметра, доработанными гусеницами, создающими меньшее сопротивление при движении на плаву, а также более мощной силовой установкой — дизелем «Бодуэн» 6F11 SRX-V8 (300 л.с.). В 1981 году 34 такие машины (24 БМП и 10 в варианте с 90-мм орудием) заказала морская пехота Индонезии, а в 1993-1994 годах 44 единицы (22 БМП и 22 машины огневой поддержки) поставили в Сингапур. Машины сингапурского заказа стали последними выпущенными АМХ-10Р. В общей сложности изготовили, по разным оценкам, от 1750 до 1900 машин семейства АМХ-10Р.
Служба
Со второй половины 70-х годов АМХ-10Р стала основным средством транспортировки мотопехоты во французских сухопутных войсках. В 1979 году армия насчитывала 520 машин этого семейства, а в 1990 году их численность достигла пика (960 экземпляров), чтобы уменьшиться до 600 машин в 2010 году и до 330 — в 2015-м. По состоянию на середину 80-х годов АМХ-10Р являлись основным вооружением механизированных полков бронетанковых дивизий (по два на дивизию). Такой полк состоял из пяти рот: управления, обслуживания и поддержки, танковой и трёх механизированных. Механизированная рота располагала дюжиной АМХ-10Р и одной КШМ АМХ-10РС, в танковой имелось три БМП (в механизированном взводе) и одна КШМ. Рота управления, обслуживания и поддержки имела среди прочего шесть АМХ-10Р в варианте тягача миномёта. Помимо этого, каждый танковый полк имел механизированный эскадрон (по организации аналогичный механизированной роте), а в танковых эскадронах было по одной КШМ АМХ-10РС. Имелись машины семейства АМХ-10Р и в артиллерийских полках, вооружённых САУ AUF1.
В операции «Буря в пустыне» участие французских БМП АМХ-10Р было минимальным — Франция направила в Саудовскую Аравию преимущественно части сил быстрого реагирования с колёсной бронетехникой, а «тяжёлые» части были представлены лишь одним танковым полком. Более активно они применялись в миротворческих операциях в 90-е годы и начале XXI века — в частности, на Балканах. В 2015 году армия Франции окончательно списала БМП АМХ-10Р, заменив их новыми колёсными БМП VBCI, а вот машины передовых артиллерийских наблюдателей и некоторое количество КШМ эксплуатируются до сих пор.
Первым зарубежным покупателем АМХ-10Р стала Греция, заказавшая в 1974 году 105 машин (включая несколько КШМ и санитарно-эвакуационных). Поставки были осуществлены в 1976-1977 годах. К настоящему времени эти машины уже сняты с вооружения.
Довольно популярными АМХ-10Р оказались на Ближнем Востоке. Первой оказалась Саудовская Аравия, ставшая крупнейшим зарубежным эксплуатантом АМХ-10Р. В 1975-1983 годах она получила 293 машины, включая 92 самоходных ПТРК, некоторое количество КШМ, медико-эвакуационных машин, БРЭМ и тягачей миномётов, а в 1988 году — 24 носителя РЛС RATAC.
В 1976-1977 годах три десятка АМХ-10Р (включая несколько КШМ) получил Катар. В 1988 году эта страна докупила ещё пять АМХ-10Р и одну АМХ-10РС. 25 экземпляров в 1999 году Катар передал армии Боснии и Герцеговины. В 1977-1979 годах 18 машин (в том числе АМХ-10РС и АМХ-10ЕСН) получили ОАЭ (точнее, армия эмирата Абу-Даби).
В 1981-1982 годах 100 АМХ-10Р поставили в Ирак. В это число вошли машины модификаций VLA и VFA. Несмотря на несколько войн, какое-то количество их уцелело, и в 2015 году предприятие «Ибн Маджид» (Басра) начало модернизацию этих машин, устанавливая дополнительное бронирование.
АМХ-10Р стала одной из первых в мире классических боевых машин пехоты. Прослужив свыше четырёх десятилетий, она так и не дождалась сколь-нибудь серьёзной модернизации. Машина считалась простой в обслуживании и отличалась неплохой подвижностью. В то же время её комплекс вооружения был далёк от идеала: отсутствие стабилизации вооружения затрудняло прицельную стрельбу, а отказ от монтажа ПТРК делал невозможной борьбу с танками.
Боевая масса, т |
14,2 |
---|---|
Экипаж+десант, человек |
3+8 |
Вооружение (боекомплект) |
1 20-мм пушка (800 снарядов), 1 7,62-мм пулемёт (2000 патронов) |
Размеры, мм: |
|
длина высота ширина клиренс |
5780 2570 2780 450 |
Мощность двигателя, л.с. |
280 |
Максимальная скорость на суше (на плаву), км/ч |
65 (7) |
Запас хода, км |
600 |
Литература:
- armstrade.sipri.org
- army-guide.com
- chars-francais.net
- tanks-encyclopedia.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- zonwar.ru
Комментарии к данной статье отключены.