Шри-Ланка известна многолетним и кровавым противостоянием двух крупных этно-религиозных сообществ — сингалов-буддистов и тамилов-индуистов. Последние много лет боролись за создание на части территории острова своего независимого государства. Однако в годы Холодной войны Шри-Ланка также пережила два крупных восстания, едва не переросших в революцию, устроенных партией «Джаната Вимукти Перамуна». Почему же борьба за новое социалистическое государство не увенчалась успехом?
Апрельская революция 1971 года
Шри-Ланка относительно мирно переживала период деколонизации. В 1948 году остров, будучи колонией Великобритании, получил статус доминиона, а республикой он стал в 1972 году.
Нельзя сказать, что получение независимости принесло Шри-Ланке (это название стало официальным, когда была объявлена республика), или Цейлону, как его привыкли называть по всему миру, какие-то особые преимущества. Остров, служивший «витриной колониальной империи», оказался в плену давно назревших проблем, связанных с соперничеством двух больших и ряда мелких этно-религиозных сообществ. Уже в годы Первой мировой войны конфликты между сингалами, исповедующими буддизм, тамилами, придерживающимися индуизма, и небольшой группой сингало- и тамилоязычных мусульман возникли трения, вылившиеся в 1915 году в массовые беспорядки, очень жёстко подавленных колониальными властями.
После 1948 года споры никуда не делись. Приход во второй половине 1950-х гг. к власти представителей сингальского большинства, немедленно установивших свой язык в качестве единственного государственного и усиливших нажим на тамилов, накалил обстановку. Пытавшийся несколько разрядить её премьер-министр С.У.Р.Д. Бандаранаике пошёл на небольшие уступки тамилам и был убит буддийским фанатиком в сентябре 1959 года. Его супруга Сиримаво Ратватте Диас Бандаранаике после смерти мужа трижды занимала пост премьер-министра.
Её второй срок пришёлся на 1970–1977 гг. Именно в эти годы подняли голову тамильские националистические организации, из которых возникло знаменитое движение «Тигры освобождения Тамил-Илама», которое, однако, начнёт боевые действия против правительственных войск и полиции только в 1980-е гг. В 1971 году правительство Бандараинаке столкнулось с другой опасностью — левым движением. И в данном случае наибольшую опасность представляла партия «Janatha Vimukthi Peramuna» — «Джаната Вимукти Перамуна» (JVP — Народно-освободительный фронт), основу которой составили не тамилы-индуисты, а сингалы-буддисты.
Как отмечает историк Мик Мур, национальное руководство JVP «было тесно связано с множеством мелких марксистских партий и фракций, которые были характерной чертой шриланкийской политики». Как на национальном, так и на местном уровнях руководство происходило, подчёркивает Мур, из слоёв «среднего класса», людей с относительно высоким уровнем образования, которые считали себя несправедливо не допущенными к карьере государственных чиновников, которой, по их мнению, они заслуживали. «Однако лишь немногие из лидеров говорили по-английски, что было, пожалуй, самым сильным показателем их неэлитного статуса. JVP стал первым значительным политическим движением, возникшим в Шри-Ланке независимо от руководства представителей англоязычной элиты». На начальном этапе JVP представлял собой очень слабо организованное движение, характеризующееся значительными внутренними разногласиями.
Любопытно, что лидер движения — Рохана Виджевира — был потомственным левым. Его родители придерживались коммунистических взглядов и входили в Коммунистическую партию Цейлона. Он сам успел поучиться в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы в Москве в 1960–1963 гг. Однако по своим взглядам он скорее тяготел к маоизму, что сделало его персоной нон грата в СССР. Оказавшись на родине, он в 1965 году создал вместе с несколькими единомышленниками партию, которая в 1970 году получит название «Народно-освободительным фронт» — JVP.
Именно в 1970 году JVP развил особенную активность: члены партии накапливали оружие, расклеивали плакаты и листовки, постоянно вели работу по поиску новых членов партии (набралось до 10 000 человек, разбитых на мелкие отряды, главы которых подчинялись единому командному центру во главе с Виджевирой). Подобная активность не могла быть не замечена полицией, потому Виджевира был арестован, но вскоре отпущен после прихода к власти С. Р. Д. Бандаранаике, которая опасалась больше офицеров — сторонников прежнего режима.
В результате чисток в аппарате полиции и разведки момент был упущен, и JVP смог продолжить свою работу без помех. Однако в марте 1971 года Виджевира снова попался полиции и угодил в тюрьму. Так что высшее руководство партии решило начать атаку 5 апреля 1971 года. Было намечено, что несколько групп вооружённых студентов в столице должны быть взять под свой контроль арсенал, аэропорт, захватить премьер-министра и полицейские участки, под ударом также должны были попасть ряд высших армейских и полицейских чинов. Особый отряд выделялся для организации побега Виджевиры.
Однако атака на полицейские участки в одном из городов началась раньше запланированного срока. Правительство успело перегруппировать силы, защитить премьер-министра и оказать мощное сопротивление, когда началась основная атака. Восставшим не удалось выполнить ни одну из поставленных целей, даже нападение на тюрьму, где содержался Виджевира, провалилось. Тем не менее, ряд сельских районов перешёл под контроль восставших, но у них не было оружия, чтобы организовать оборону.
Есть неподтверждённые сведения о попытках КНР и КНДР оказать бойцам JVP помощь, но ничего не вышло. Правительство быстро мобилизовало все доступные силы и не постеснялось обратиться за помощью к Великобритании, Пакистану и Индии, которые либо предоставили свои силы, размещавшиеся на военных базах на острове, либо быстро перебросили на Цейлон авиацию и пехоту. Индийский флот помог установить блокаду вокруг острова для недопущения контрабанды оружия и передачи его повстанцам. Любопытно, что военная помощь поступила также от многих других государств, так СССР обеспечил поставку нескольких самолётов и вертолётов.
К июню 1971 года JVP был разгромлен, а его отряды либо были уничтожены, либо сдались в плен. Десятки тысяч молодых цейлонцев прошли через исправительные лагеря, а вся верхушка партии, включая Виджевиру, приговорена к длительным, в несколько десятков лет, срокам заключения. Общие боевые потери сторон превысили, судя по всему, 5000 человек. Многие из арестованных и заподозренных в симпатии к JVP были подвергнуты пыткам и расстреляны без всякого суда. Впоследствии некоторые из участников таких расправ были арестованы и осуждены. На страну особенно тяжёлое впечатление произвёл суд над солдатами и офицерами — убийцами Премавати Манампери, молодой, известной своей красотой учительницы из Катарагамы.
Восстание 1987–1989 гг.
Лидеры JVP вышли на свободу в конце 1970-х гг. после очередной смены правительства. Однако за это время разгорелся конфликт между сингальской политической элитой и тамилами, требовавшими создания своего собственного государства на северных территориях острова. JVP и Виджевира попытались переориентироваться и опереться не только на сингальскую, но и тамильскую часть острова. Их риторика и призывы к классовой борьбе имели такой успех, что на президентских выборах 1982 года Виджевира стал третьим по числу набранных голосов кандидатом.
Ввиду начавшихся столкновений в 1983 году между тамильскими сепаратистами и правительственными войсками руководство страны не без основания заподозрило JVP в подготовке нового восстания и попыталось заблаговременно принять меры, запретив эту партию, а после убийства конфликтовавшего с JVP лидера независимого студенческого профсоюза и вовсе объявив её террористической организацией. В ответ Национально-освободительный фронт начал серию террористических актов в столице и крупных городах острова. Как и в 1971 году, сторонники JVP начали собирать оружие и осуществили ряд банковских ограблений для пополнения партийной кассы.
Интересно, что ввод индийских войск на территории, занятые тамильскими сепаратистами, стал для JVP сильным фактором убеждения. Виджевира и его товарищи теперь уже не считали нужным заигрывать с тамилами, но прямо говорили о нескольких опасностях для сингалов-буддистов: тамильский сепаратизм; индийский империализм, который будет поддерживать тамилов; индийские тамилы, которые прибывали на остров в качестве рабочих-мигрантов; и где-то на фоне всего этого маячил американский империализм, а также его местные агенты — правительство Джаявардене (которое, кстати, и отпустило из тюрем и исправительных лагерей всех бойцов и сторонников JVP), а затем Премадасы, а также «старые левые», не погнушавшиеся вступить в коалицию с правительством и поддержать ввод индийский миротворцев. В общем, борьба JVP с правительством становилась истинной борьбой сингалов против своих врагов, а также борьбой классовой за построение лучшей формы государства и общества.
Первые налёты на военные базы и столкновения с войсками JVP и его военное крыло «Deshapremi Janatha Viyaparaya» — DJV начали в середине 1987 года. За этим последовала кампания политического террора и экстремистских акций, направленная на устрашения противников и их физическое устранение. Виджевара и его сторонники воспользовались тяжелым положением правительства в связи с действиями тамильских сепаратистов (которых, к слову, DJV старалось не трогать и не атаковать без нужды). Потому мобильные группы повстанцев сумели убить тысячи (если не десятки тысяч, по оценке правительства) людей по всему острову, а среди их жертв были члены парламенты, чиновники, армейские и полицейские офицеры.
Впрочем, список этим не ограничивался. Среди жертв террора оказались школьные директора, бизнесмены, журналисты, в конце концов, простые члены партий — соперников и противников JVP. Одновременно, партия постаралась переманить на свою сторону сельскохозяйственных рабочих, склоняя их к многодневным забастовкам. Также партия постаралась придать себе имидж защитницы интересов сингалов-буддистов, что придало ей вес в глазах среднего класса.
Президент Джаявардене не смог справиться с ситуацией и ушёл из политики. Сменивший его Премадаса попытался переломить ситуацию, воспользовавшись не только внешней помощью (Великобритания, Израиль) как это было в 1971 году, но и развернув систему гражданской обороны в виде иррегулярных вооружённых отрядов, действовавших сходными с JVP методами. Их безжалостная борьба с DJV и уничтожение всех, кто только подозревался в связях с левыми, принесло плоды.
Также множество людей угодило в концентрационные лагеря, где, как и в 1971 году, процветали пытки и расправы без суда и следствия. Сумев переломить ситуацию в свою пользу, правительственные войска в 1989 году захватили Виджевару и, судя по всему, просто убили его (обстоятельства смерти лидера партии до сих пор не прояснены). Также постепенно были захвачены и остальные начальники отрядов, также сгинувшие в заключении. Больших судов над восставшими, равно как и над превысившими свои полномочия военными не было. К началу 1990-х гг. все следы восстания были уничтожены.
Народно-освободительный фронт Шри-Ланки очень интересный феномен постколониального мира. Смешав в своей риторике левые и националистические элементы, лидеры фронта походили на китайских или северокорейских революционеров, и, чувствуя это, пытались получить от них помощь. Ситуация на острове, конфликт между этно-религиозными группами придал восстанию JVP размах больший, чем он, наверное, мог получить при обстоятельствах мирного времени.
Литература:
- Bush K.D. The Intra-Group Dimensions of Ethnic Conflict in Sri Lanka. London: Palgrave Macmillan UK, 2003.
- Warnapala W.A.W. The Marxist Parties of Sri Lanka and the 1971 Insurrection // Asian Survey. 1975. Vol. 15, № 9. P. 745–757.
- Moore M. Thoroughly Modern Revolutionaries: The JVP in Sri Lanka // Modern Asian Studies. 1993. Vol. 27, № 3. P. 593–642.
- Paul C. et al. Paths to victory: detailed insurgency case studies. Santa Monica, CA: RAND, 2013. 468 p.
Комментарии к данной статье отключены.