Румыния времён Николае Чаушеску обладала весьма развитым военно-промышленным комплексом. Его продукция в значительной мере имела советские корни, но порой подвергалась существенным доработкам. Одним из плодов такого «военно-технического творчества» стала боевая машина пехоты MLI-84.
Принятие БМП-1 на вооружение советской армии означало радикальное изменение способа боевого применения мотопехотных частей. Чтобы союзники СССР по Варшавскому договору не отставали, следовало насытить боевыми машинами пехоты и их армии. Помимо прямых поставок, предпринимались попытки наладить лицензионное производство. Первой могла бы стать Польская Народная Республика, ещё в 1966 году заключившая соответствующее соглашение. Полякам передали почти полный комплект технической документации, началось возведение производственных цехов, но в 1969 году правительство ПНР отказалось от дальнейшей реализации проекта ввиду его высокой стоимости. Гораздо более успешной стала попытка ЧССР — в этой стране БМП-1 массово выпускались с 1970 по 1989 год, причём поставлялись они не только собственной армии, но и в СССР и другие страны. Ещё одна страна социалистического лагеря — Румыния — занялась освоением производства БМП-1 гораздо позже, уже в 80-е годы.
БМП для румынской армии
Лицензию на производство БМП-1 Румынии передали в 1982 году. К тому времени эта боевая машина была отнюдь не новой. Неудивительно, что советская сторона предоставила румынам право на внесение изменений в конструкцию, чем те не преминули воспользоваться. В первую очередь решили поменять силовую установку — вместо штатного дизеля УТД-20 мощностью 300 л.с. установили восьмицилиндровый дизельный двигатель 8V-1240-DT-S (360 л.с). Этот мотор был разработан Национальным институтом тепловых двигателей в Брашове совместно с австрийскими специалистами и производился брашовским заводом «Роман».
Новый двигатель был мощнее, но и габаритнее, поэтому пришлось переделать корпус БМП, не только удлинив его на полметра (с 6,73 до 7,32 м), но и увеличив ширину (с 2,94 до 3,15 м). Увеличили и ёмкость топливных баков (с 462 до 600 л), благодаря чему запас хода остался прежним, несмотря на возросший расход горючего. Была переделана подвеска, а клиренс увеличился с 370 до 400 мм. Как следствие, румынский вариант БМП-1 изрядно прибавил в весе: его масса составляла 16,6 т против 13,2 т у советского оригинала. А вот состав экипажа (3 человека) и десанта (8 человек) изменений не претерпел.
Основное вооружение машины, получившей наименование MLI-84 (Masina de Lupta Infanteriei, то есть «боевая машина пехоты») не претерпело существенных изменений по сравнению с БМП-1. В башне устанавливались 73-мм орудие 2А28 и спаренный с ним 7,62-мм пулемёт ПКТ. Над стволом орудия имелась направляющая для ПТУР, но вместо советской «Малютки» румыны применили её модернизированный югославский вариант — «Малютка-2Т». Наиболее интересным дополнением стал монтаж над десантным отделением (в левой задней части) 12,7-мм пулемёта ДШК с возимым боекомплектом 500 патронов. В 80-е годы этот пулемёт уже не мог считаться особо эффективным в качестве зенитного оружия. Вероятно, его монтаж был вызван желанием хотя бы частично компенсировать «ахиллесову пяту» основного вооружения БМП-1 — малый угол возвышения. Крупнокалиберный пулемёт на зенитном станке мог оказаться весьма полезным в горах или в городских условиях. Установка пулемёта повлекла за собой некоторые изменения в десантном отделении, в крыше которого было не четыре прямоугольных люка, как на БМП-1, а три (вместо левого заднего люка установили пулемётную турель). Амбразуру для стрельбы из автомата, находившуюся в левой задней двери, на MLI-84 перенесли в правую.
Выпуск MLI-84 осуществлялся на механическом заводе в городе Мизил, и массовым его назвать трудно: в 1985-1991 годах изготовили 178 машины.
Модернизация
Моральная устарелость БМП MLI-84 была очевидной уже в момент запуска её в производство. В первой половине 90-х годов в Румынии обсуждался вопрос закупки более современных БМП, но из-за нехватки средств проект остался на уровне разговоров. Разумной альтернативой представлялась модернизация физически новых боевых машин. Соответствующее решение приняли в 1995 году. Координатором программы модернизации стало Агентство военной техники и технологии, а участниками — фирмы «Мизил», «Ромарм», «Про Оптика» и «Артего». Привлекли и зарубежных контрагентов — израильскую фирму «Рафаэль», германские «Диль» и «Рейнметалл», американские «Катерпиллер», «Дженерал Дайнэмикс» и «Харрис».
Главными целями модернизации являлись повышение огневой мощи, подвижности и выживаемости машины на поле боя. Ключевым вопросом стала замена основного вооружения. Первоначально предполагалось оборудовать модернизированную БМП MLI-84M двухместной башней с 30-мм автоматической пушкой, но впоследствии выбор сделали в пользу одноместной башни «Рафаэль» OWS-25R с вынесенной установкой вооружения. Производство таких башен наладила по израильской лицензии фирма «Ромарм».
Башня OWS-25R весит 1100 кг. На ней установлена 25-мм автоматическая пушка «Эрликон» КВА-В07АА с эффективной дальностью огня 2500 м. Боекомплект состоит из 650 снарядов, включая 200, готовых к применению (60 бронебойных и 140 осколочных). С орудием спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ (боекомплект 2000 патронов), установленный справа от пушки. Слева находится пусковая установка ПТУР. Первоначально предполагалось вооружить БМП комплексом «Милан-2Т», но в итоге выбор сделали в пользу израильского «Спайк-LR» с максимальной дальностью пуска 4000 м.
Диапазон углов вертикального наведения основного вооружения составляет от −11 до +60º, чего вполне хватает для стрельбы по низколетящим воздушным целям, верхним этажам зданий и объектам, расположенным с превышением по отношению к БМП. Двухплоскостной стабилизатор вооружения обеспечивает прицельную стрельбу в движении на скорости до 30 км/ч.
Наводчик располагает дневным прицелом переменного увеличения (1- и 8-кратным), а также ночным (7,5-кратного увеличения), представляющим собой пассивный прибор ночного видения. Предполагалось применить тепловизор, но от этого намерения отказались. Также наводчик располагает лазерным дальномером с верхним пределом измерений, составляющим 5 км. Для обзора местности он имеет четыре перископа PFI-240. Однако полноценная система управления огнём с баллистическим вычислителем на MLI-84M отсутствует.
Механик-водитель БМП располагает тремя перископами PFI-160, средний из которых может заменяться пассивным прибором ночного видения ACN1P. У командира имеются собственный обзорно-прицельный прибор и два вспомогательных перископа. В общем, средства обзорно-прицельного комплекса MLI-84M хотя и превосходят установленные на БМП-1, но всё же не отвечают современным требованиям.
Повышению выживаемости на поле боя способствует оснащение MLI-84M комплексом предупреждения о лазерном облучении SALIR-M, разработанным в Румынии. Он состоит из трёх блоков детекторов (два установлены по бортам машины, а один — в корме), блока электроники и пульта управления, установленного на рабочем месте командира. Комплекс способен обнаруживать лазерное облучение и выдавать команду на отстрел дымовых гранат. Время реакции составляет 50 мс. БМП оборудована шестью 81-мм дымовыми гранатомётами, смонтированными по бортам корпуса: по одному — в передней части и по два — ближе к корме.
В ходе модернизации отечественный дизель заменили импортным шестицилиндровым «Катерпиллер» С9, развивающим мощность 400 л.с. Это повлекло за собой необходимость переделки системы охлаждения. Коробка передач — механическая пятиступенчатая (пять скоростей вперёд и одна назад). Основными изменениями в ходовой части стали новые ведущие колёса и более износостойкие гусеницы. Также MLI-84M получила новую противопожарную систему французской фирмы «Сафран» и усовершенствованную систему защиты от ОМП. Машина оборудована двумя радиостанциями «Харрис» и танковым переговорным устройством «Дженерал Дайнэмикс».
Подвижность модернизированной БМП на суше осталась на уровне MLI-84, а вот касательно амфибийных качеств имеются разночтения. Одни источники утверждают, что потяжелевшая MLI-84M утратила возможность плавать и может лишь преодолевать водные препятствия глубиной до 1,2 м вброд со скоростью до 10 км/ч. Другие же считают, что она сохранила амфибийность и способна двигаться на плаву со скоростью до 7 км/ч.
Машины на базе MLI-84
Ещё в 80-е годы на удлинённом шасси MLI-84 создали 122-мм САУ OAPR-89. Эта артсистема заслуживает отдельной статьи, поэтому скажем лишь о том, что румынская промышленность выпустила 42 такие самоходки. Прослужили они сравнительно недолго и в 2005 году были сняты с вооружения. На бумаге остался разработанный тогда же проект истребителя танков ТАА со 100-мм пушкой «Решита».
Несколько специализированных вариантов созданы на основе модернизированной БМП MLI-84M. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина TEHEVAC оборудована гидравлическим краном грузоподъёмностью 2,2 т, лебёдкой, дизель-генератором, сварочным агрегатом, гидравлическим домкратом и комплектом инструмента. Ещё две спецмашины отличаются переделанным корпусом увеличенной высоты. Первая из них — это КШМ батальонного звена PMB (Punct de comanda Mobil al Batalionului). Её экипаж состоит из механика-водителя и командира, а внутри машины оборудованы рабочие места для четырёх-пяти офицеров. РМВ имеет расширенный состав средств связи, компьютеры и рабочие столы. Санитарно-эвакуационная машина MEDEVAC имеет экипаж из четырёх человек и рассчитана на транспортировку пяти раненых (двух на носилках и трёх сидячих). В состав спецоборудования входят кислородный аппарат, дефибриллятор и другие средства оказания первой медицинской помощи. Нереализованным остался проект самоходного миномёта со 120-мм системой «Кардом» израильской фирмы «Солтам».
Служба
БМП MLI-84 поступили на вооружение нескольких механизированных батальонов румынской армии. Модернизированный вариант MLI-84M приняли на вооружение в 2003 году, а поставки начались два года спустя. Первоначально предполагалось, что в рамках программы стоимостью 300 млн долларов к новому стандарту приведут все имеющиеся машины MLI-84, но вскоре количество запланированных к модернизации БМП сократили до 130, а в итоге модернизировали лишь 101. Вероятно, в это число вошли и спецварианты. Параллельно с модернизацией сокращалось количество остававшихся в строю базовых MLI-84: в 2008 году армия Румынии располагала 81 такой БМП, а через год их осталось лишь 26. В настоящее время немодернизированных MLI-84 в строевых частях уже нет, но на складах имеется ещё около 40 таких машин.
БМП MLI-84M поступили на вооружение двух механизированных батальонов (280-го и 300-го) 282-й механизированной бригады, штаб которой расположен в Фокшанах. Согласно открытым данным, каждый батальон состоит из трёх механизированных рот по одиннадцать БМП MLI-84M (три взвода по три машины плюс две в управлении роты), а штаб батальона располагает двумя КШМ РМВ.
Батальоны, вооружённые БМП MLI-84M, активно участвуют в мероприятиях боевой подготовки согласно национальным планам и программам НАТО. В 2017 году парламент одобрил выделение средств на модернизацию 48 MLI-84M, но сведения о реализации этого проекта отсутствуют. Вероятно, эти машины останутся в строю ещё несколько лет, пока не будут заменены (министерство обороны Румынии вынашивает планы закупки около ста новых БМП).
|
MLI-84 |
MLI-84M |
---|---|---|
Боевая масса, т |
16,6 |
17,1 |
Экипаж+десант, человек |
3+8 |
3+8 |
Вооружение |
1 73-мм орудие, 1 12,7-мм и 1 7,62-мм пулемёт, 1 ПУ ПТУР «Малютка-2Т» |
1 25-мм пушка, 1 7,62-мм пулемёт, 2 ПУ ПТУР «Спайк-LR» |
Размеры, мм: |
||
длина высота ширина |
7320 3150 2110 |
7320 3300 2942 |
Клиренс, мм |
400 |
400 |
Мощность двигателя, л.с. |
360 |
400 |
Максимальная скорость на суше (на плаву), км/ч |
70 (7) |
65 (-) |
Запас хода, км |
600 |
550 |
Литература:
- army-guide.com
- tanks-encyclopedia.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- pancerni.abajt.pl
Комментарии к данной статье отключены.