Причины и поводы военных конфликтов, возникающих между государствами, чрезвычайно разнообразны, а порой и нелепы: от перебежавшей через границу собаки, послужившей первопричиной нападения Греции на Болгарию в 1925 году, до неудачи в отборочных матчах чемпионата мира по футболу между Сальвадором и Гондурасом в 1969 году. Нередко причиной становятся споры из-за ценных природных ресурсов (нефть, уголь, удобрения и т.п.), причём последними иногда становятся не полезные ископаемые, а живые существа. Так, в начале 1963 года спор Франции и Бразилии о ловле лангустов в водах Атлантики близ берегов Южной Америки спровоцировал военное противостояние, аналогов которому в истории франко-бразильских отношений до того не имелось.
Добыча лангустов у берегов Бразилии
Человечество потребляет в пищу огромное количество морских животных. Помимо привычной всем рыбы, с давних времён объектом промысла являются и ракообразные, среди которых особую любовь гурманов снискали лангусты (лобстеры), похожие на омаров, но отличающиеся от последних отсутствием клешней. Из 10 родов колючих лангустов три имеют промысловое значение, поскольку широко распространены в тропических и умеренно тёплых областях мирового океана — в частности, у северо-западного побережья Бразилии.
Однако морские биоресурсы при интенсивном лове быстро истощаются. Так, к началу 1960-х гг. французские суда-лангустьеры практически свели на нет популяции лангустов в водах Франции и западноафриканских стран. Естественно, французы обратили своё внимание на бразильский шельф, где добыча ракообразных тогда только увеличивалась — с 40 тонн в 1955 году до 1741 тонны в 1961 году. Как указывают исследователи, Бразилия зарабатывала на продаже лангустов до 3 млн долларов ежегодно, а центрами добычи и торговли стали порты Форталезе и Ресифи.
Первые французские суда появились у берегов Бразилии в марте 1961 года с неким разрешением на «обследование» побережья. Однако быстро выяснилось, что они занимаются только ловлей лангустов в промышленных масштабах. Разрешение отозвали, улов изъяли, и тогда французы попытались перебраться на континентальный шельф за пределами 12-мильной полосы от берега, находившейся в юрисдикции Бразилии. В январе 1962 года бразильцы попытались арестовать несколько французских судов, промышлявших на расстоянии от 18 до 30 миль от побережья. Бразильский корвет «Ипиранга» (Ipiranga) задержал первое из них, чем вызвал нешуточный скандал.
Бразильцы оправдывали свои действия тем, что лангусты являются «естественными богатствами» континентального шельфа, а значит, согласно решению Женевской конвенции 1958 года, их добыча находится в ведении той страны, к побережью которой этот шельф примыкает. Таким образом, Бразилия обозначила свои претензии на эксплуатацию животных и ископаемых ресурсов до отметки примерно в 180 км от побережья, что, конечно, исключало всякую возможность добычи лангустов французами.
В спорах с французами бразильцы упирали на то, что лангусты полностью соответствуют букве конвенции, в которой упоминались организмы «сидячих» видов, т.е. либо прикреплённых к морскому дну, либо способных перемещаться только по нему. Ракообразные, как указывали бразильцы, в лучшем случае прыгали, но не плавали. В ответ французы выдвинули другой аргумент: лангусты подобны рыбам! Их перемещение нельзя назвать ходьбой в полном смысле этого слова, а, значит, они не являются «сидячими», и вопрос должен решаться в рамках соглашений о добыче рыбы в глубоководных районах. Бразильцы до сих пор с нескрываемой иронией пишут об ответе французам команданте Пауло Морейра да Силва (Paulo de Castro Moreira da Silva), известного океанографа, который тогда заметил:
«Что ж, мы столкнулись с интересным аргументом: если лангуст — рыба, потому что он передвигается прыжками, то, по этой аналогии, кенгуру — птица».
В Бразилии оценили ответ команданте, но, даже попав на страницы юмористических журналов, сюжет не стал полностью юмористическим. Французы продолжали ловить лангустов, лишая бразильских моряков заработка, поскольку французские флотилии были лучше оснащены и использовали запрещённые в Бразилии сети. Корабли бразильского ВМФ постоянно останавливали французских лангустьеров и конфисковывали их снасти и улов, капитаны подписывали обязательства больше не появляться в бразильских водах, но, конечно, практически все возвращались — французы просто не считали районы добычи принадлежащими Бразилии.
Давление со стороны общественности на правительство в новопостроенной столице Бразилиа нарастало. Очередная попытка в январе 1963 года выдворить французские суда из зоны лова силой закончилась арестом трёх лангустьеров, напуганных приготовлениями к бою встреченного ими бразильского корвета. Последовали попытки договориться, которые сначала привели к личному разрешению от президента Жоау Гуларта (João Goulart) на ловлю для шести французских судов, а затем, после возмущения в обществе — к отзыву этого разрешения. В Париже произошедшее сочли оскорблением, бразильцев же разъярила якобы брошенная Шарлем де Голлем фраза: «Бразилия — несерьёзная страна» (Le Brésil n’est pas un pays serieux). Впрочем, бразильский посол в Париже потом утверждал, что он сам употребил это выражение во время интервью. На помощь своему промысловому флоту французы решили отправить военный корабль.
Противостояние
Для демонстрации решимости Французской республики защищать свои интересы в лангустовом бизнесе одного корабля было явно недостаточно, и 11 февраля 1963 года из Тулона вышла оперативная группа во главе с авианосцем «Клемансо» (Clemenceau). Его сопровождали крейсер ПВО «Де Грасс» (De Grasse), эсминцы «Кассар» (Cassard), «Жорегиберри» (Jaureguiberry) и «Тартю» (Tartu), фрегаты «Ле Пикар» (Le Picard), «Ле Гаскон» (Le Gascon), «Ль’Ажене» (L’Agenais), «Ле Беарне» (Le Béarnais), «Ле Вандьен» (Le Vendéen), танкер «Ля Без» (La Baise) и авизо «Поль Гоффени» (Paul Goffeny). Их миссия обозначалась как учебное плавание вдоль побережья Западной Африки.
На борту авианосца размещались противолодочные самолёты «Бреге» Br.1050 «Ализе», истребители-бомбардировщики SE.201 «Аквилон» и вертолёты «Сикорский» S-58. Крейсер ПВО «Де Грасс» был первым из одноименного класса. При водоизмещении чуть более 9000 тонн он нёс восемь универсальных 127-мм двухорудийных установок и 10 двуствольных 57-мм зенитных автоматов. Для решения задач ПВО предназначались и эсминцы, а фрегаты обеспечивали противолодочную оборону.
21 февраля эскадра прибыла в Дакар, а затем перешла в Абиджан. Там от неё отделился эсминец «Тартю», которому приказали помочь французским промысловым судам. Военные должны были проконтролировать, чтобы промысловики не пересекали 12-мильный рубеж у побережья, а до этой отметки ловля никем не останавливалась. Об этом французский посол уведомил бразильский МИД. Стало ясно, что к эсминцу в любой момент может присоединиться вся эскадра, которой на переход требовалось не более трёх суток.
После получения этих сведений президент Гуларт немедленно вызвал морского министра и командующего ВВС, а 23 февраля в Бразилиа собрался национальный совет безопасности. Было решено, что в экстренной ситуации необходимо, во-первых, заручиться поддержкой общества (впрочем, война в планы правительства не входила), а во-вторых, отслеживать перемещения французских кораблей в Атлантике со станций в Ресифи и Салинас-да-Маргарида.
Проблема возникла, когда командование попыталось быстро собрать эскадру, способную противостоять французским силам. Выяснилось, что многие моряки в отпуске, — а в Рио-де-Жанейро c 24 по 26 февраля полным ходом шёл традиционный карнавал, — не хватает топлива, а также танкеров для его транспортировки. Среди кораблей в наиболее хорошем состоянии были четыре эсминца класса «Пара» (Pará) — бывшие американские «Флетчеры» (Fletcher), переданные Бразилии в 1959–1961 гг. Остальные корабли либо стояли в доках, либо пребывали в таком состоянии, что привести их быстро в норму не было возможности. Быстрая ревизия показала, что для выхода в море на боевое задание эсминцам нужны боеприпасы (старых запасов не хватает для полноценного боя), спасательное снаряжение и шлюпки.
С авиацией дело обстояло несколько лучше. Разведка морской акватории возлагалась на противолодочные самолёты P2V «Нептун» из береговой авиагруппы, базирующейся на востоке страны в Сальвадоре (штат Баия). На северо-востоке по-прежнему использовались старые B-17 в поисково-спасательном и разведывательном вариантах SB-17G и RB-17G. Эти самолёты, базировавшиеся в Ресифи, не имели специального оборудования для разведки, которая могла быть только визуальной. Большое подкрепление должно было прийти с авиабазы Санта-Крус, где базировались эскадрилья недавно принятых на вооружение довольно современных противолодочных самолётов «Грумман» S2F-1 «Тракер», способных в одиночку обнаружить и уничтожить вражескую подлодку.
В рамках операции «Лангуст» (Operação Lagosta) имеющиеся военно-морские силы Бразилии должны были сосредоточиться в Ресифи во главе с крейсером «Тамандаре» (Tamandaré). Однако из-за проблем с силовыми установками отправку многих кораблей либо отменили, либо задержали. Кроме того, из США поступило сообщение, что они запрещают использовать эсминцы класса «Пара» против своих союзников-французов. Поскольку корабли были получены в лизинг, их использование контролировалось Вашингтоном.
24 февраля бразильские самолёты засекли французский эсминец, который проводил учебные стрельбы. Перехваченные сообщения с него для французских лангустьеров показали, где состоится встреча эсминца и промысловиков. 28 февраля там уже был бразильский эсминец «Парана» (Paraná). Эсминцы вышли на визуальный контакт, и вокруг «Тартю» собралось несколько лангустьеров. Бразильцы получили приказ вмешаться в случае попытки французского эсминца приблизиться к местам лова.
К 1 марта в Ресифи собрались дополнительные морские силы, в том числе испытывавший большие проблемы с вооружением и ходовой частью крейсер «Баррозу» (Barroso), а также учебная подводная лодка «Риашуэлу» (Riachuelo), торпеды которой не имели боевой части. В связи с огромными сложностями с эксплуатацией имеющихся боевых кораблей на северо-восток Бразилии, по словам военных историков, отправили буквально всё, что плавало и имело хоть какое-то вооружение.
Впрочем, французское командование решило заменить «Тартю» на авизо «Поль Гоффени», поскольку первый нуждался в топливе, а гонять танкер было нецелесообразно — без топлива тогда осталась бы основная эскадра. Гнать к берегам Бразилии авианосец парижские политики пока не намеревались. Смена кораблей показала бразильцам, что Франция не намерена форсировать события, а ищет мирный выход из создавшейся ситуации без потери лица. Всё-таки воевать с Бразилией из-за лангустов никто не хотел, пусть даже французская боевая группа и могла, судя по всему, разгромить имевшиеся у бразильцев в Ресифи силы.
В течение первых двух недель марта, пока французские лангустьеры покидали зону промысла, от эскадры в Западной Африке замену авизо не присылали. 10 марта «Поль Гоффени» и четыре промысловика ушли в сторону Африки. Как выяснилось впоследствии, решение было больше экономическим, чем политическим — простой промысловых судов, жавшихся к военным кораблям, влетал судовладельцам в копеечку, и их необходимо было отправить туда, где они смогут возобновить ловлю лангустов.
Весь март бразильские корабли патрулировали воды на северо-востоке, но не заметили активности иностранных промысловиков. К апрелю 1963 года вопрос о ловле лангустов французскими судами был исчерпан: Франция не захотела начинать военные действия, которые выглядели бы чистым безумием, которое немедленно пресекли бы США. Вашингтон также фактически запретил Бразилии вести боевые действия, указав, что наиболее современные и боеспособные корабли бразильского флота не будут участвовать в боевых действиях против союзников США.
Так закончился один из наиболее странных конфликтов холодной войны, показавший, что защита экономических интересов необходима, но в сложившихся геополитических условиях устраивать войну, как это могло произойти в XIX веке, всё же невыгодно по политическим причинам.
Источники и литература:
- https://blog.nationalarchives.gov.uk
- https://www.naval.com.br
- http://www.revistadehistoria.com.br
- Le conflit de la langouste entre la France et le Brésil // Politique étrangère, n°2 — 1963 — 28ᵉannée — p.97–100
Комментарии к данной статье отключены.