13 апреля интернет-издание Lenta.ru опубликовало сообщение о том, что авианосец «Сан-Паулу» поставлен в сухой док в Рио-де-Жанейро для подготовки к капитальному ремонту, после завершения которого его пребывание в составе ВМФ Бразилии будет продлено до 2039 года. Если эти планы будут реализованы, то авианосец установит рекордный для боевого корабля срок пребывания в строю – 79 лет.
Многоцелевой авианосец «Сан-Паулу» (NAe São Paulo, A12) является флагманом бразильского военно-морского флота с 2001 года. До этого он входил в состав военно-морских сил Франции под именем «Фош» («Foch» R 99) и был вторым по счёту кораблём в серии проекта «Клемансо» (Classe Clemenceau). Авианосец «Фош» был заложен в 1957 году на судоверфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере, спущен на воду в 1960 году, в 1963 году принят в состав ВМФ Франции, а в 2000 году – списан и продан Бразилии за 12 миллионов долларов. Военно-морской флот Бразилии нуждался в срочной замене своему единственному авианосцу «Минас Жерайс», которому на тот момент уже исполнилось сорок лет.
Полное водоизмещение «Сан-Паулу» составляет почти 34 тысячи тонн, длина – 265 метров. Корабельная энергетическая установка мощностью 126 тысяч л. с. позволяет развить скорость до 30 узлов. Численность экипажа составляет около 1200 человек, а авиагруппа насчитывает до 30 единиц техники, среди которых истребители A-4 Skyhawk, транспортные самолеты Grumman C-1A Trader, противолодочные вертолёты SH-3A/B Sea King, поисково-спасательные вертолёты UH-12/13 Ecureuil и транспортные вертолёты UH-14 Super Puma.
В настоящее время авианосец проходит докование в Адмиралтейском доке Рио-де-Жанейро с целью осмотра и дефектовки подводной части корабля, а также определения объёмов предстоящих корпусных ремонтных работ. Доковые работы продлятся 90 суток, и к концу июня проверка технического состояния машин и механизмов корабля завершится. На основании данных этой проверки специалисты точно определят предстоящие объёмы работ, будет составлен детальный и пообъектный план ремонта. Генеральным подрядчиком капремонта авианосца выступает компания Arsenal de Marinha do Rio de Janeiro (AMRJ), выполняющая судостроительные и ремонтные работы для ВМФ Бразилии. В качестве субподрядчика в работах принимает участие французская государственная оборонная судостроительная корпорация DCNS.
Капитальный ремонт авианосца займёт не менее пяти лет, и за это время ветеран флота пройдёт кардинальное обновление. В частности, предстоит замена главной энергетической паротурбинной установки, которая обеспечивает жизнедеятельность корабля с момента его ввода в строй. Модернизации будет подвергнут авиационно-технический комплекс авианосца, а также системы обеспечения жизнедеятельности и живучести судна, трубопроводные, электросиловые и радиотехнические сети.
Кардинальное обновление ожидает и системы вооружения корабля. В частности, будет обновлена его авиационная группа (за счёт модернизации одних авиамашин и полной замены других). Кроме того, на корабле будет установлена современная боевая информационно-управляющая система (БИУС) и новый комплекс вооружений ПВО. В настоящее время парк авиационной техники корабля состоит из самолётов и вертолётов устаревших типов, созданных ещё в 50–60-х годах. Так, транспортный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Grumman C-1A Trader был разработан в США в 1955 году и снят с вооружения в 1988 году. Выбор морально устаревшей авиационной техники для комплектации авианосца «Сан-Паулу» в период его покупки у Франции был обусловлен не только финансовыми соображениями, но и некоторыми техническими ограничениями, присущими данному классу авианосцев (размеры лётной палубы, характеристики авиатехнического оборудования и т. д.).
Окончание капитального ремонта авианосца «Сан-Паулу» запланировано на 2019 год, после чего ему предстоит пройти полный комплекс ходовых испытаний. После завершения всех проверок и испытаний авианосец вернётся в строй.
Со времени своего спуска на воду «Сан-Паулу» прошёл множество текущих и капитальных ремонтов.Так, в 1980 году были проведены ремонтные работы силовых установок, лётной палубы и помещений для экипажа, а системы управления корабля были модернизированы под новые самолёты Super Étendard. В 1987–88 годах на авианосце были выполнены работы по обновлению радиоэлектронного оборудования и усилению систем ПВО, а также установлены всепогодные зенитно-ракетные комплексы «Кроталь» малой дальности. В 90-х годах на борту корабля появились установки для ракет «Мистраль», кроме того, модернизации подвергся авиационно-технический комплекс, обеспечивающий взлёт и посадку самолётов Rafale M.
В последний раз «Сан-Паулу» проходил капитальный ремонт после серьёзного пожара, случившегося на его борту в 2005 году. В течение нескольких лет восстановительного ремонта (завершен в 2009 году) восстановлению и обновлению подверглись все без исключения системы корабля, включая БИУС, а также системы вооружения и жизнеобеспечения, основные и вспомогательные силовые установки, палубный авиатехнический комплекс и авиатехника. По сообщениям бразильских СМИ, одна лишь модернизация истребителей A-4 Skyhawk обошлась военному бюджету страны в 140 миллионов долларов США.
Комментарии к данной статье отключены.