25 апреля на страницах российского интернет-издания «Взгляд» было опубликовано сообщение о том, что у причалов санкт-петербургского предприятия «Адмиралтейские верфи» состоялся спуск на воду подводной лодки «Краснодар». На торжественном мероприятии в честь этого события присутствовали работники судоверфи, а также высокопоставленные гости – главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, представители администрации города и руководства завода.
Дизель-электроход «Краснодар» проекта 636.3 относится к третьему поколению неатомных подводных лодок. Проект 636.3 является развитием предшествующих конструкторских разработок КБ «Рубин» и создан на основе проекта 877 «Палтус», по которому строились подлодки для ВМФ СССР. Строительство лодок на экспорт велось по проектам 877Э и 877ЭКМ, содержавшим в себе некоторые усовершенствования. Кроме того, была дополнительно разработана ещё одна экспортная версия подлодки – проект 636, впоследствии получивший наименование «Варшавянка». Он был запущен в серию в середине 1990-х годов и фактически является улучшенной версией проекта 877ЭКМ. В процессе эксплуатации лодки этой серии подтвердили верность основных конструкторских решений, поэтому их производство продолжается до настоящего времени.
Сегодня проект 636 является основным в классе российских неатомных подводных лодок (НАПЛ). Этот тип субмарин пользуется популярностью у иностранных заказчиков, что делает его выгодным экспортным продуктом (стоимость одной лодки составляет 300 миллионов долларов США). В настоящее время десять подлодок этого проекта состоят на вооружении ВМФ Китая, три – строятся для Вьетнама, две уже построены и несут службу в составе вьетнамских ВМС, а ещё на одну подписан контракт. Всего в мире насчитывается более шестидесяти подлодок, построенных в России с начала 1980-х годов по проектам 877/Э/ЭКМ и 636/06360 и несущих службу в составе ВМС Алжира, Индии, Ирана, Китая, Польши и Румынии.
По существующим морским нормам и правилам, современные корабли должны быть спроектированы таким образом, чтобы в случае нарушения герметичности корпуса и при аварийном заполнении водой двух или более отсеков корабль сохранял плавучесть. НАПЛ «Краснодар» имеет двойной корпус и разделена на шесть водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает её высокую выживаемость. Длина подлодки по ватерлинии составляет около 74, а ширина в наибольшей части корпуса – 10 метров. Полное водоизмещение субмарины превышает 3000 тонн, а её скорость в подводном положении достигает 20 узлов. Предельная глубина подлодки составляет 300 метров, а максимальная автономность плавания – примерно 45 суток. При экономном режиме хода и имея увеличенный запас топлива, подлодка способна выполнить поход протяжённостью до 7500 морских миль.
Подлодка несёт мощное ракетное и торпедно-минное вооружение и может находиться в подводном положении длительное время, сохраняя способность нанесения удара. По данным производителя, в боевом арсенале лодки имеются четыре противокорабельные крылатые ракеты, 18 торпед и 24 мины. Технические решения, реализованные в конструкции субмарины, делают её малошумной и труднообнаружимой гидролокационными приборами противника. Проектанты утверждают, что подлодки серии «Варшавянка» засекают все надводные и подводные корабли противника на дистанции, в 3–4 раза превышающей ту, на которой может быть обнаружена она сама. Благодаря инерционному навигационному оборудованию, фиксирующему все изменения скорости, глубины и курса, «Краснодар» способен нанести прицельный ракетный удар без предварительного всплытия и обновления своих координат. Зарубежные специалисты называют данный тип подлодок «чёрными дырами» за сложность их обнаружения и опасность, которую они несут для надводных кораблей. По мировой классификации подводные лодки проекта 636.3 относятся к группе «Improved Kilo».
Военно-морской флот России заказал судостроителям шесть лодок класса «Варшавянка», и все они предназначены для несения боевой службы в акватории Чёрного моря. Первые две единицы («Новороссийск» и «Ростов-на-Дону») уже приняты в состав ВМФ, а третья подлодка («Старый Оскол») 24 апреля успешно завершила прохождение государственных испытаний и после оформления надлежащих документов вступит в строй (как ожидается, это произойдет в июне текущего года). Ещё две лодки этой серии («Великий Новгород» и «Колпино») в настоящий момент находятся в стадии строительства и должны быть спущены на воду к концу текущего года. От времени начала строительства до вступления в строй подлодок данной серии проходит в среднем два года, причём с каждой последующей субмариной этот срок сокращается, что свидетельствует о росте квалификации судостроителей и совершенствовании производственного процесса. Как сообщил главком ВМФ, после завершения серии 636.3 судостроители приступят к производству подводных лодок проекта 677 «Лада» с улучшенными боевыми и техническими характеристиками.
Комментарии к данной статье отключены.