Компетентный источник в российской кораблестроительной индустрии 19 января сообщил информационному агентству «РИА-Новости» о планах спуска на воду в апреле текущего года дизельной подводной лодки «Краснодар». Эта субмарина, четвертая в серии проекта 636.3 «Варшавянка», была заложена на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге в феврале прошлого года. На июнь этого года запланирована передача флоту и третьей подлодки этой серии под названием «Старый Оскол». Планы высшего военного ведомства страны предусматривают ввод их в строй уже в 2015 году. Первые две лодки данного проекта («Новороссийск» и «Ростов-на-Дону») были переданы в состав ВМФ в 2014 году. Местом службы кораблей этой серии определен Черноморский флот.
Проект 636.3 «Варшавянка» (по классификации НАТО – Improved Kilo) был разработан в 1970-х годах и фактически является усовершенствованной версией основного проекта 877 «Палтус», который первоначально разрабатывался в СССР для стран-союзников по Варшавскому договору.
Все лодки этой серии названы в честь российских городов, имеющих почетные звания городов воинской славы – таких как Новороссийск, Ростов-на-Дону, Старый Оскол, Краснодар, Великий Новгород и Колпино. В сегменте неатомного подводного флота лодки этой серии пользуются заслуженным уважением за свои выдающиеся боевые возможности и эксплуатационные свойства. В этом проекте реализованы технические решения, благодаря которым субмарина обладает оптимальным соотношением своей акустической «невидимости» и «зоркости» (обнаруживает любые корабли противника на расстоянии, в 2-3 раза превышающем дальность, на которой может быть обнаружена она сама). Подлодка имеет водоизмещение более 3 тысяч тонн, развивает под водой скорость до 20 узлов, способна погружаться на глубину до 300 метров и управляется экипажем численностью 52 человека. На вооружении корабля имеется боезапас мин и торпеды для шести торпедных аппаратов, а также ударный ракетный комплекс «Калибр». Лодки этого проекта пользуются популярностью у зарубежных заказчиков и являются важным экспортным товаром.
Всего в минувшем году в состав ВМФ приняты четыре новые субмарины – две дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» и стратегические атомные ракетоносцы – «Владимир Мономах» (проект 955 «Борей») и «Северодвинск» (проект 885 «Ясень»). Последняя подлодка, возможно, является рекордсменом по длительности сроков строительства, так как была заложена на верфях предприятия «Севмаш» еще в 1993 году.
Командование ВМФ сообщает о планах получить до 2020 года 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических ракетоносцев проекта «Борей». В таком случае, в состав флота должно прибывать не менее четырех подводных корабля ежегодно. Однако в текущем году, кроме упомянутых двух субмарин проекта «Варшавянка», других поступлений в состав ВМФ России пока не предвидится. Очевидно, что имеет место некоторое отставание от запланированного графика обновления состава подводного флота.
Министерство обороны России неоднократно заявляло о том, что расходы на оборонную отрасль не будут сокращаться независимо от экономической ситуации в стране. По планам ведомства, государственный оборонный заказ в 2015 году вырастет на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в плане на 2017 год предусмотрено его увеличение более чем на 40% от показателей 2014 года. Так, судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» сообщает о рекордном в его истории количестве подводных лодок, принятых в строительство, спущенных на воду и сданных заказчику за один календарный год. Вместе с пятью экспортными заказами в 2014 году заводом был впервые достигнут показатель в 12 единиц.
Руководство ВМФ, преследуя цель ускоренного усиления флота, в нынешних условиях вынужденно изыскивать различные способы экономии финансовых ресурсов, решать проблемы импортозамещения и по-новому расставлять приоритеты развития. Как сообщает информированный источник из судостроительной отрасли, в верхах принято решение о конструктивном упрощении некоторых проектов подводных лодок, находящихся в стадии строительства, с целью сокращения сроков сдачи их в эксплуатацию. В частности, военно-морское командование решило отказаться от воздухонезависимых (анаэробных) энергетических установок на двух строящихся подводных лодках типа «Лада» (проект 677) – «Кронштадт» и «Севастополь» (сдача планируется на 2017-2018 годы). Такие установки позволяют дизельной подлодке до 3-4 недель находиться в скрытном подводном положении, почти достигая показателей атомной субмарины. Отказ от анаэробных энергетических установок означает сознательное ухудшение боевого потенциала корабля ради сокращения сроков строительства и скорейшей сдачи в эксплуатацию. Кроме финансовых проблем, основанием для такого решения могут быть и технические причины – например, недостатки в конструкции установок, обнаруженные в ходе их испытаний. О такой версии, в частности, сообщают источники из «Объединенной судостроительной корпорации».
Еще одной причиной отставания от графика обновления флота является технологическая разбалансированность и несогласованность среди поставщиков оборудования и вооружений. После включения в состав флота субмарина не сразу становится полноценной боевой единицей – как правило, долгие месяцы длятся доработки, устранение недоделок, допоставка, установка и отладка вооружений. К примеру, АПЛ «Северодвинск» вышла из ремонта в 2013 году, однако фактически встала в строй лишь годом позже, после окончания серии испытаний, получения ракет и другого боезапаса.
Существуют замечания и к вооружению подлодок. Всем памятна серия неудачных запусков баллистических ракет «Булава» (позднее, после нескольких удачных испытаний, ракету все же приняли на вооружение, хотя ее репутации был нанесен ущерб). Принято считать, что альтернативы «Булаве» не существует, однако некоторые специалисты не совсем согласны с таким мнением. Межконтинентальная жидкостная ракета «Синева» вполне может составить конкуренцию твердотопливной «Булаве», имея на 20% большую дальность полета и вдвое более мощную боевую часть. Ракете «Синева» принадлежит и рекорд дальности стрельбы – в 2008 году она поразила учебную цель в Индийском океане с расстояния 11,5 тысяч километров.
Очевидно, что графики ввода новых кораблей для ВМФ не выдерживаются, несмотря на рапорты командования об успешном выполнении годовых планов – на 95 или даже на 100%. Такой вывод несложно сделать, сравнив объявленные планы на предыдущие годы с показателями их выполнения.
В начале минувшего года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что в 2014 году ВМФ РФ получит около 40 новых кораблей. Фактически же по итогам года пресс-служба военно-морского флота сообщила о поступлении лишь шестнадцати кораблей общим водоизмещением в 37710 тонн (т.е. всего 40% от запланированного количества). Кроме того, на подводный крейсер «Владимир Мономах» приходится 65% от общего водоизмещения полученных боевых единиц. Иными словами, состав ВМФ РФ пополнился, в основном, маломерными единицами.
Военный эксперт Александр Мозговой на страницах издания «Независимое военное обозрение» высказывает мнение о том, что планы обновить российский флот до 2020 года на 40-50% в имеющихся обстоятельствах будут выполнены едва ли наполовину. Почти совпадает с ним в своих прогнозах и эксперт Дмитрий Горенбург из Гарвардского университета (Davis Center for Russian and Eurasian Studies), считающий, что Россия сможет построить только 50-70% от того количества кораблей, которые планирует получить к 2020 году.
Комментарии к данной статье отключены.