Уступая в популярности западногерманскому «Леопарду 1», французский основной боевой танк АМХ-30, тем не менее, попал на вооружение доброго десятка стран. В 70-80-е годы он составлял основу ударной мощи сухопутных войск Франции, а в некоторых странах служит и поныне.
На защите Французской Республики
Поставки танков АМХ-30В в армию Франции начались в 1966 году, когда первые машины получил 503-й танковый полк. 14 июля следующего года две роты новых танков (26 машин) приняли участие в традиционном военном параде по случаю Дня взятия Бастилии. Поначалу поставки АМХ-30В велись небольшим темпом (в 1971 году армия располагала лишь 180 танками этого типа), из-за чего пришлось даже отложить окончательное списание устаревших танков М47. Но к 1980 году количество новых танков достигло 1200, что позволило полностью перевооружить танковые части. А в январе 1982 года всё тот же 503-й полк получил первые АМХ-30В2. Это были машины нового выпуска; поставки танков, переделанных из АМХ-30В, начались в 1984 году. К тому времени стабилизировалась и организационная структура, претерпевшая ряд изменений в течение предыдущих лет.
Основной организационной единицей французской армии являлся полк (по сути — усиленный батальон). Применительно к танковым войскам в типовом варианте он состоял из трёх танковых эскадронов по 17 боевых машин (четыре взвода по четыре танка плюс командирская машина) и одного механизированного на БМП АМХ-10Р. Кроме того, два танка было в управлении полка. То есть, всего полк располагал 53 танками. Имелись АМХ-30 и в штате механизированного полка — одна рота с 16 танками (командирский танк в штат этих рот ввели лишь во второй половине 80-х годов).
Типовая бронетанковая дивизия включала (помимо других частей) три танковых и два механизированных полка, то есть, по штату в ней насчитывалось 193 танка. Имелись и исключения. В двух из шести бронетанковых дивизий (1-й и 3-й) было только по два танковых полка, но в каждом из них — по четыре танковых эскадрона (70 танков в полку, 174 — в дивизии). Танковые полки входили и в состав учебных лёгких бронетанковых дивизий (в русскоязычной литературе именуемых бронекавалерийскими): один в 12-ю дивизию и два — в 14-ю. Наконец, дислоцированный в Западном Берлине 11-й полк шассёр (егерей) имел три эскадрона по 13 танков плюс две машины в управлении — всего 41 АМХ-30В.
В общей сложности в середине 80-х годов в армии Франции имелось 20 танковых и 14 механизированных полков с танками АМХ-30В/В2. Их перечень по состоянию на 1984 год приведён в таблице:
Дивизия |
Танковые полки |
Механизированные полки |
---|---|---|
1-й армейский корпус (Мец) — 481 танк (включая 118 АМХ-30В и 38 АМХ-30В2 в учебных дивизиях) |
||
1-я БРТД (Трир, ФРГ) |
1-й полк кирасиров (Санкт-Ведель) 6-й полк драгун (Саарбург) |
8-я группа шассёр (Виттлих) 16-я группа шассёр (Саарбург) |
7-я БРТД (Безансон) |
1-й полк драгун (Луре) 3-й полк кирасир (Шеневьере) 5-й полк драгун (Вальдаон) |
35-й механизированный полк (Бельфор) 170-й механизированный полк (Эпиналь) |
12-я лёгкая БРТД (учебная) (Сомюр) |
507-й танковый полк (Фонтевро) |
114-й механизированный полк (Сен-Максен) |
14-я лёгкая БРТД (учебная) (Монпелье) |
11-й полк кирасир (Обань) 1-й полк шассёр (Канжюр) |
3-й механизированный полк (Ним) |
2-й армейский корпус (Баден-Баден, ФРГ) — 363 танка |
||
3-я БРТД (Трир, ФРГ) |
3-й полк драгун (Штеттен) 12-й полк кирасир (Мюльгайм) |
19-я группа шассёр (Виллинген) 42-й механизированный полк (Оффенбург) |
5-я БРТД (Ландау, ФРГ) |
2-й полк кирасир (Ройтлинген) 4-й полк кирасир (Битш) 5-й полк кирасир (Кайзерслаутерн) |
2-я группа шассёр (Нойштадт) 24-я группа шассёр (Тюбинген) |
3-й армейский корпус (Лилль) — 382 танка |
||
2-я БРТД (Версаль) |
2-й полк драгун (Лаон) 6-й полк кирасир (Оливе) 501-й танковый полк (Рамбулье) |
полк «Марш дю Чад» (Монтигери) 5-й механизированный полк (Бейне) |
10-я БРТД (Шалон-сюр-Марн) |
2-й полк шасер (Верден) 4-й полк драгун (Мурмелон) 503-й танковый полк (Мурмелон) |
1-я группа шассёр (Реймс) 150-й механизированный полк (Верден) |
Французский гарнизон Берлина — 41 танк |
||
|
11-й полк шассёр (Западный Берлин) |
|
Единственным эпизодом боевого применения французских танков АМХ-30 стала война в Персидском заливе. Участие Франции в этой кампании осуществлялось в рамках операции «Дагэ». В течение августа 1990-января 1991 годов в Саудовскую Аравию были переброшены основные компоненты французских Сил быстрых действий — 6-я лёгкая бронетанковая (бронекавалерийская) и 4-я аэромобильная дивизии, а также ряд частей из 9-й пехотной дивизии марин. Таким образом, был создан достаточно подвижный и подготовленный для действий в условиях пустыни контингент сил быстрого развёртывания, включавший наземный и воздушный эшелоны. Его существенным недостатком являлось отсутствие танков, что могло создать серьёзные трудности при преодолении иракской обороны. Поэтому в начале января 1991 года в Саудовскую Аравию перебросили часть, не входившую в Силы быстрых действий — 4-й полк драгун из состава 10-й бронетанковой дивизии. На его вооружении состояло 44 танка АМХ-30В2 (3 эскадрона по 14 танков и 2 танка в управлении). Перед переброской в Саудовскую Аравию танки прошли некоторые доработки. В частности, на них установили дополнительные дымовые гранатомёты. Ещё шесть танков АМХ-30В старой модификации получили колейные минные тралы КМТ-5 советского производства (переданные из арсеналов бывшей Национальной народной армии ГДР). Эти машины, обозначавшиеся как AMX-30B Demin, также прибыли в Саудовскую Аравию, но как боевые танки не учитывались. Все танковые экипажи были укомплектованы исключительно кадровыми военнослужащими (напомним, что во Франции в то время действовала система комплектования армии по призыву).
Согласно планам коалиционного командования, французским войскам было поручено прикрытие левого (западного) фланга главной группировки многонациональных сил. Для этих целей создали дивизию «Дагэ», в которую вошли все французские части, а также приданные американские (2-я бригада 82-й воздушно-десантной дивизии). В свою очередь, дивизия «Дагэ» подчинялась американскому 18-му воздушно-десантному корпусу.
С 17 по 19 февраля 1991 года части дивизии «Дагэ» выдвинулись из лагеря в исходный район Рафха и развернулись вдоль границы с Ираком. Перед французами поставили задачу прорыва передового оборонительного рубежа, разгрома 28-й и частей 45-й пехотных дивизий противника, стремительного выдвижения в направлении Эс-Сальман, а также последующего выхода на рубеж реки Евфрат у Самавы с целью перерезать шоссе Багдад — Басра, завершить создание внешнего кольца окружения иракских войск и не допустить её деблокирования.
Для выполнения поставленной задачи французское командование сформировало две тактические группы: Западную и Восточную. 4-й полк драгун вместе с мотопехотным полком, полком армейской авиации и американской воздушно-десантной бригадой образовали Восточную группу.
Наступление началось 24 февраля в 4:00. Фронтальным ударом обеих тактических групп был прорван передовой оборонительный рубеж, и к исходу дня Восточная группа продвинулась на 45-50 км от границы, выполнив ближайшую задачу. Танки АМХ-30В2 стали решающим фактором, способствовавшим успеху — они успешно поражали как вражескую бронетехнику, так и полевые укрепления.
26 февраля тактические группы ударами по сходящимся направлениям разгромили резервы противника и овладели городом Эс-Сальман. К исходу 27 февраля дивизия «Дагэ» вышла к реке Евфрат, овладев городом Самава и перерезав шоссе Багдад — Басра. Тем самым задача, поставленная перед дивизией, была выполнена.
За четыре дня боевых действий дивизия «Дагэ» преодолела 250 км. Среднесуточный темп наступления превысил 60 км. Боевые действия велись в основном «колёсами», а не «огнём», широко применялись обходные манёвры. Хотя для таких боёв более подходящими считались колёсные бронемашины, но и танки АМХ-30В2 зарекомендовали себя в целом неплохо, показав достаточную надёжность, защищённость и огневую мощь. Потери французов были минимальными: 2 погибших и 33 раненых. Ни одна единица бронетехники уничтожена не была. Со своей стороны, французы уничтожили 20 иракских танков (ещё два Т-72 стали трофеями), 17 бронемашин, 114 грузовиков и много другой техники. Около 3000 иракцев попали в плен, остальные бойцы 28-й и 45-й дивизий, противостоявших дивизии «Дагэ», попросту разбежались. О роли, которую сыграли АМХ-30В2 в этой операции, свидетельствуют цифры: танки за период боёв выпустили 270 снарядов, а бронемашины AMX-10RC — 290. Но последних в составе дивизии «Дагэ» насчитывалось 108 — в 2,5 раза больше, чем танков.
Операция «Дагэ» стала кульминацией карьеры французских АМХ-30. Уже с 1993 года началась замена их новыми танками «Леклерк», сопровождавшаяся значительным сокращением армии (достаточно сказать, что к настоящему времени из двадцати танковых полков, имевшихся в середине 80-х годов, осталось лишь четыре). Все танки АМХ-30В/В2 уже сняты с вооружения, но армия продолжает эксплуатировать БРЭМ AMX-30D и инженерные машины EBG. Последними АМХ-30В2, остававшимися в строю ещё в 2016 году, были четыре танка группы FORAD, отвечающей за имитацию противника на учениях.
В европейских странах
Первой зарубежной страной, заинтересовавшейся танками АМХ-30, стал Израиль. В 1964 году рассматривался даже вариант лицензионного производства корпусов этих танков (башни поставлялись бы из Франции). Однако по настоянию израильских военных выбор сделали в пользу гораздо лучше защищённого «Чифтена». Следующими потенциальными кандидатами являлись Нидерланды и Бельгия. В первом случае дело не дошло даже до испытаний АМХ-30 голландскими военными. Бельгийское же руководство рассматривало кандидатуру французского танка весьма серьёзно. Но сделка сорвалась после того, как французская сторона в целях экономии расторгла соглашения с бельгийскими фирмами о производстве ряда комплектующих для АМХ-30. В итоге и Нидерланды, и Бельгия приобрели западногерманские «Леопарды 1».
Прорывным для экспорта АМХ-30 стал контракт с Грецией, подписанный в 1969 году. Он предусматривал поставку 190 танков и 14 БРЭМ AMX-30D. Первая партия из 55 танков поступила уже в 1971 году, остальные вместе с БРЭМ были поставлены в 1976-1978 годах. Танками укомплектовали 20-ю бронетанковую дивизию, прозванную «французской» (её механизированные батальоны были вооружены французскими БМП АМХ-10Р). К началу ХХI века греческие АМХ-30 сняли с вооружения, а часть их передали Кипру (52 танка в 1996-1998 годах и 9 — в 2003). Кипр в 1990-1991 годах получил также 35 танков АМХ-30В2 и одну БРЭМ AMX-30D из Франции. По крайней мере, часть киприотских АМХ-30 до сих пор остаётся в строю.
Вторым импортёром АМХ-30 стала франкистская Испания. Это государство, содержавшее военный контингент в своей колонии Западная Сахара, столкнулось с проблемой: правительство США запретило направлять туда танки М47 и М48, полученные по линии военной помощи. Пришлось искать альтернативный вариант. «Леопард 1» не подошёл по одной простой причине — на нём стояла пушка британской разработки, а правительство Соединённого Королевства придерживалось политики строгого эмбарго на поставку вооружений режиму Франко. А вот Франция не была столь щепетильной. В 1970 году она согласилась поставить 19 танков АМХ-30В. Вероятно, машины взяли из числа заказанных для французской армии, поскольку контракт был выполнен уже в 1970-1971 годах. Танки поступили на вооружение танковой роты «Бакали», входившей в состав 3-й Сахарианской терции Испанского легиона и дислоцировавшейся в городе Эль-Аюн.
В ноябре 1975 года Испания отказалась от суверенитета над Западной Сахарой, выведя оттуда свои войска. Вместе с ними вернулись и танки. Тем временем в Севилье на заводе «Санта-Барбара» уже полным ходом велось производство лицензионного варианта АМХ-30Е, начатое в октябре 1974 года. Первоначальный заказ составлял 180 машин, а в 1979 году его увеличили ещё на 100 экземпляров. Таким образом, сухопутные войска Испании получили 299 танков АМХ-30. К ним прибавились 10 БРЭМ AMX-30D и две учебные машины для подготовки механиков-водителей (с остеклённой рубкой вместо башни), поставленных из Франции в 1973 году, а также 18 шасси для ЗРК «Роланд» AMX-30R (местного производства).
Танками АМХ-30Е укомплектовали 1-ю бронетанковую дивизию «Брунете». В 1988 году началась модернизация танков, причём велась она по двум стандартам. 149 боевых машин доработали до уровня АМХ-30ЕМ1, предусматривавшего замену оригинальной трансмиссии американской автоматической «Аллисон» CD-850-6А и усовершенствование некоторых других узлов ходовой части. Доработка оказалась неудачной — новая трансмиссия была склонной к перегреву. Уже в начале 90-х годов АМХ-30ЕМ1 вывели в резерв, заменив полученными из США танками М60А3. Ещё 150 АМХ-30Е в 1988-1993 годах подвергли более глубокой модернизации, включавшей полную замену силовой установки (дизель MTU 833 Ka-501 мощностью 850 л.с. и автоматическая трансмиссия ZF LSG-3000), замену торсионов на усиленные (от АМХ-30В2), установку новой системы управления огнём «Хьюз» Mk 9. В боекомплект танков ввели бронебойный подкалиберный снаряд СЕТМЕ 437А испанской разработки. На двух экземплярах испытывалась динамическая броня «Сабблир», но в серии она не устанавливалась. Танки, получившие обозначение АМХ-30ЕМ2 служили до начала 2000-х годов. Из танковых частей они были вытеснены «Леопардами 2», но некоторое время ещё эксплуатировались в разведывательных бронекавалерийских полках — пока не были заменены колёсными бронемашинами «Чентауро».
В середине 80-х годов велись переговоры с Индонезией о поставках танков АМХ-30Е нового производства, но они завершились ничем. А в 2004 году была предпринята попытка продать бывшие в употреблении АМХ-30ЕМ2 Колумбии. Речь шла о партии численностью от 33 до 46 машин. В итоге испанское правительство отказалось от сделки, мотивируя это недостаточным количеством исправных танков.
Ближний Восток и Южная Америка
Крупнейшим импортёром танков АМХ-30 и машин на их базе стала Саудовская Аравия, причём по разнообразию эксплуатируемых вариантов она не уступала Франции. В 1976-1982 годах в эту страну поступили 290 танков AMX-30S, 57 БРЭМ AMX-30D и 12 мостоукладчиков АМХ-30Н. В 1978-1980 годах саудиты получили 51 САУ AUF1, в 1979-1982 — 53 30-мм спаренных ЗСУ AMX-30SA, а в 1980-1990 — 50 шасси АМХ-30С1 для ЗРК «Шаин». Два последних варианта, равно как и мостоукладчик, поставлялись только в Саудовскую Аравию. По состоянию на 2002 год исправными ещё числились 160-170 танков AMX-30S. Реальное состояние саудовского парка АМХ-30 и машин на их базе в настоящее время неизвестно.
Катар в 1977 году получил 30 (по другим данным, 24) танков AMX-30S и одну БРЭМ AMX-30D, а десять лет спустя — 24 (по другим данным, лишь 10) АМХ-30В2. Несмотря на свою малочисленность, катарские танковые части сумели отличиться в операции «Буря в пустыне». Две роты АМХ-30 совместно с подразделениями морской пехоты США и национальной гвардии Саудовской Аравии 29 января-1 февраля 1991 года участвовали в битве за Хафджи — первом наземном столкновении в ходе операции «Буря в пустыне». Войска коалиции успешно отразили попытку иракской 5-й механизированной дивизии завладеть саудовским городом Хафджи. Катарские танкисты уничтожили три Т-55 и захватили четвёртую машину ценой потери одного АМХ-30. В настоящее время, несмотря на поступление новых танков «Леопард 2А7», некоторое количество АМХ-30 всё ещё остается в строю армии Катара.
Третьей страной зоны Персидского залива, купившей АМХ-30 (в отличие от соседей, не в «пустынном» варианте, а в стандартном АМХ-30В) стали Объединённые Арабские Эмираты. 64 танка вместе с четырьмя БРЭМ AMX-30D поступили в эту страну в 1980-1982 годах. В 90-е годы они были заменены «Леклерками». 36 танков ОАЭ в 1997 году передали армии Боснии и Герцеговины.
В Южной Америке АМХ-30 поступили на вооружение двух стран. Первой из них стала Венесуэла, первоначально планировавшая закупку 142 танков, но вынужденная ограничиться 82 АМХ-30В и четырьмя БРЭМ AMX-30D. Техника была поставлена в 1973-1974 годах и поступила на вооружение 11-й бронетанковой бригады. В конце 80-х годов венесуэльские АМХ-30 прошли модернизацию, получив обозначение AMX-30V. На танках заменили французскую силовую установку на американскую, включающую дизель «Континентал» AV1790-5A (750 л.с.) и трансмиссию «Аллисон» CD-850-6А. Также установили новую систему управления огнём «Лансадот» Mk I производства израильской фирмы «Элбит», вспомогательную силовую установку мощностью 7 кВт, топливные баки увеличенной ёмкости. Модернизированные танки продолжают оставаться в строю. А вот армия Чили свои АМХ-30 списала в 2004 году. Эта страна заказала 50 АМХ-30В в 1974 году, но после поставки 21 машины французское правительство наложило эмбарго на завершение контракта.
Литература:
- armee-francaise-1989.wifeo.com
- armstrade.sipri.org
- army-guide.com
- chars-francais.net
- tanks-encyclopedia.com
- weaponsystems.net
- zonwar.ru
Комментарии к данной статье отключены.