В 50-60-е годы сформировалась своеобразная «европейская континентальная» школа танкостроения, ставившая во главу угла подвижность и огневую мощь, но жертвовавшая защищённостью. Характерным воплощением идей этой школы наряду с западногерманским «Леопардом 1» стал французский основной боевой танк АМХ-30.
«Давайте сделаем это вместе»
В 1956 году оборонные ведомства Франции и ФРГ вышли с инициативой совместного проектирования нового танка, который по своим параметрам превышал бы существовавшие в то время британский «Центурион» и американский М48. Согласно предложенной концепции новый танк должен был превосходить «конкурентов» по подвижности, быть более лёгким, но, в то же время, не уступать им по огневой мощи. В феврале следующего года в Бонне состоялось первое заседание совместной рабочей группы, призванной определить требования к будущему танку. Стороны сошлись на том, что боевую машину следует вооружить 105-мм пушкой, способной поражать вражеские танки на дистанции 2000 м. Верхний предел боевой массы танка определили в 30 т, хотя и допускалось незначительное его превышение. В июне 1957 года было подписано официальное соглашение о разработке нового танка, а в следующем году к программе присоединился третий участник — Италия.
Работы шли довольно быстро, и уже в сентябре 1960 года публике представили первый прототип, изготовленный во Франции. Как и предполагалось, уложиться в лимит в 30 т не удалось — танк весил на 2,5 т больше. Машину оборудовали 12-цилиндровым бензиновым двигателем SOFAM 12GS, развивавшим мощность 720 л.с. От будущих серийных АМХ-30 прототип отличался формой башни и передней части корпуса, а ствол его 105-мм пушки не имел теплоизоляционного кожуха. Вторая опытная машина была готова в июле 1961 года. В дальнейшем предполагалось изготовление ещё семи прототипов. В них следовало учесть итоги испытаний первых машин, проходивших на французском полигоне Майи-ле-Кан и западногерманском полигоне Меппен.
Ещё на ранних стадиях реализации проекта между его участниками возникли трения. Сначала немецкая сторона опасалась, что в проекте будут доминировать французы, а их самих оттеснят на роль субподрядчиков. Французов же не устроил выбор немцами в качестве вооружения нового танка британской пушки L7. К тому же, как часто бывает в международных программах, реализация проекта начала отставать от намеченных сроков. В итоге на совместном проекте поставили крест. В июле 1963 года комитет по вопросам обороны бундесрата одобрил решение о начале разработки танка собственными силами. Практически сразу же соответствующее решение принял французский парламент. В итоге появились «Леопард 1» и АМХ-30, а итальянцам пришлось довольствоваться импортом танков из США и ФРГ.
Чисто французский продукт
Разработка танка велась в конструкторском бюро Atelier de Construction d’Issy-les-Moulineaux. Французские специалисты сделали выбор в пользу танка с традиционной башней (а не качающейся, как на лёгком АМХ-13). Лимит массы в 30 т оставался в силе, хотя допускалось её увеличение до 35 т. Для беспрепятственной транспортировки по железной дороге длина танка по корпусу не должна была превышать 7 м, ширина — 3,1 м, а высота по крыше башни — 2,28 м. В качестве основного вооружения утвердили отечественную 105-мм пушку, а прицельные приспособления должны были обеспечивать ведение огня как днём, так и ночью. Танк следовало оборудовать дизельным двигателем мощностью не менее 700 л.с. Предполагалось оснастить машину системой защиты от оружия массового поражения, а также оборудованием для преодоления водных препятствий по дну.
В 1964-1965 годах прошли испытания семи прототипов АМХ-30А. От будущих серийных танков они отличались другой формой передней части корпуса и крыши моторно-трансмиссионного отделения, но башня уже была близкой к окончательному варианту, а бензиновый мотор заменили дизелем. Вспомогательное вооружение было представлено двумя пулемётами — 12,7-мм зенитным и 7,62-мм спаренным с пушкой. В конце 1965 года изготовили ещё две предсерийные машины. На одной из них установили командирскую башенку S-470 (такую же, как и на прототипах), а на другом — новую ТОР7, которая в итоге и попала на серийные машины. Испытания проходили в Сатори, Бурже и на других полигонах, а в Майи-ле-Кан АМХ-30А приняли участие в сравнительных тестах с прототипом «Леопарда 1». Испытания предсерийных экземпляров завершились летом 1966 года, а уже в августе их передали в 503-й танковый полк.
Серийные машины
Серийный вариант получил обозначение АМХ-30В, причём буква «В» трактовалась не как обозначение второй модификации, а как сокращение слова Bataille — «боевой». Производство танков осуществлялось на заводе Atelier de Construction de Roanne в городке Роан.
АМХ-30В имеет классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Рабочее место механика-водителя смещено влево от продольной оси. Доступ к нему обеспечивается через люк, открывающийся поворотом влево, а для обзора служат три перископа М223 (средний можно заменить прибором ночного видения ОВ-16А). Остальные три члена экипажа располагаются в башне: заряжающий — слева от орудия, наводчик и командир — справа.
Основное вооружение танка — 105-мм пушка CN-105-F1. Её ствол длиной 56 калибров снабжён полуавтоматическим клиновым горизонтальным затвором и теплоизоляционным кожухом. Эжектор отсутствует, а для удаления пороховых газов из ствола используется сжатый воздух. Живучесть ствола составляет 1000 выстрелов. Противооткатные устройства состоят из двух симметрично расположенных цилиндров гидравлического тормоза отката и одного гидропневматического накатника. Масса орудия составляет 2,47 т, откатывающейся части — 1,8 т. Спусковой механизм — электрический. Практическая скорострельность достигает 8 выстр./мин.
Боекомплект орудия состоит из 50 унитарных выстрелов, 3 из которых расположены перед заряжающим, 19 — в кормовой нише башни и 28 — в боеукладке справа от рабочего места механика-водителя. В боекомплекте орудия отсутствовали подкалиберные снаряды, а для поражения бронецелей использовались лишь кумулятивные боеприпасы: OBUS A (масса — 10,95 кг, начальная скорость — 1000 м/с), ОСС (11 кг, 1000 м/с) и ОСС-Т М456 (9,8 кг, 1175 м/с). Осколочно-фугасные снаряды ОЕ и MLE60 весили соответственно 12 и 12,1 кг и имели одинаковую начальную скорость (700 м/с). Кроме того, в боекомплект входили осветительный снаряд OBUS E (масса — 11,7 кг, начальная скорость — 290 м/с) и дымовой снаряд, весивший 12,8 кг (начальная скорость — 696 м/с). Бронепробиваемость кумулятивных снарядов составляла 400 мм по вертикальной брони и 160 мм — по брони, установленной под углом 65º.
Вспомогательное вооружение АМХ-30В было необычным. Его создатели отказались от традиционного спаренного пулемёта в пользу 20-мм пушки М693. Весила она 80 кг и могла эффективно поражать легкобронированные цели: на дистанции 1000 м её бронебойный снаряд пробивал 20-мм бронеплиту, наклонённую под углом 60º. Боекомплект М693 состоял из 500 снарядов. Наконец, у люка командира мог устанавливаться 7,62-мм пулемёт F1. На башне монтировались четыре 80-мм гранатомёта для стрельбы дымовыми гранатами.
Диапазон углов вертикальной наводки основного орудия составлял от −8 до +20º. В этом диапазоне 20-мм пушка наводилась синхронно с основным орудием, но максимальный угол её возвышения составлял +40º, что позволяло вести огонь по низколетящим воздушным целям. Система стабилизации оружия отсутствовала — французские военные считали её излишней, говоря, что танки и так стреляют только с места.
Наводчик располагал монокулярным оптическим прицелом М271 с восьмикратным увеличением. Для стрельбы ночью служил монокулярный прицел ОВ-17А с 5,4-кратным увеличением; подсветку цели в этом случае обеспечивал двухдиапазонный прожектор РН-8 (дальность действия в инфракрасном диапазоне — 800 м, белым светом — 1500 м).
Командирская башенка ТОР7 имела девять перископов, установленных по её периметру, а также перископический прибор наблюдения М270 с десятикратным увеличением. Командир также располагал бинокулярным ночным прицелом ОВ-23А с четырёхкратным увеличением, бинокулярным прицелом М267 для стрельбы из пулемёта и оптическим дальномером М208 (диапазон измерений — 600-3500 м). У командирской башенки устанавливался прожектор РН-9 (дальность действия в инфракрасном диапазоне — 500 м, белым светом — 700 м).
Корпус АМХ-30В — сварной (с литой носовой деталью), из гомогенной брони. Её толщина в лобовой части составляла 79 мм, по бортам — 30-57 мм, крыши и днища — 15 мм, кормы — 30 мм. Литая башня весила 11 т. Толщина башни в лобовой проекции составляла 81 мм, по бортам и в корме — 50 мм, крыши — 20 мм. Таким образом, даже на фоне танков Второй мировой войны бронирование АМХ-30В было откровенно слабым. Этот факт несколько компенсировался тем, что лобовые бронелисты корпуса были установлены под большими углами наклона, а башня имела оптимальную с точки зрения снарядостойкости форму (форма башни АМХ-30В считалась лучшей среди танков 60-х годов).
Танк оборудовали 12-цилиндровым V-образным дизелем жидкостного охлаждения HS110-2, развивающим мощность 720 л.с. (при 2600 об./мин). Механическая трансмиссия 5SD-200D обеспечивала пять скоростей вперёд и пять — назад. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных опорных катков диаметром 636 мм, пяти поддерживающих роликов, натяжного колеса переднего расположения и ведущего — заднего. Подвеска опорных катков — рычажно-торсионная, дополнительно первый и пятый катки снабжены гидравлическими амортизаторами. Гусеница состоит из 83 траков с открытыми шарнирами, а её ресурс составляет 5000 км.
Средства связи АМХ-30В были представлены радиостанциями TRVP 13A, TRVP 113 и TRVP 213. Экипаж располагал танковым переговорным устройством (ТПУ), а снаружи кормовой части корпуса находился телефон для связи с пехотой, подключённый к ТПУ. В состав бортового оборудования входили система защиты от ОМП, противопожарная система и обогреватель обитаемых отделений, а также оборудование для преодоления водных преград по дну.
Подтянуть характеристики
АМХ-30В появился практически одновременно с «Леопардом 1», но западногерманский танк в процессе производства прошёл несколько модернизаций, а с 1979 года его сменил в производстве танк нового поколения «Леопард 2». Французам же пришлось довольствоваться быстро устаревающими боевыми машинами, выглядевшими, довольно бледно не только на фоне танков других стран НАТО, но и новейших советских танков. Поэтому уже в 1973 году началась реализация программы модернизации AMX-30 Valorisé («усовершенствованный»). Окончательно её объём определился к 1979 году. До стандарта, получившего обозначение АМХ-30В2, доводились уже поставленные боевые машины, выпускались и новые танки этой модификации. Первые АМХ-30В2 поступили в части в январе 1982 года.
АМХ-30В2 оборудовали системой управления огнём М508 СОТАС (COnduite de Tir Automatic pour Char), разработанной на основе СУО колёсной бронемашины AMX-10RC. Она включает в себя лазерный дальномер М550, монокулярный прицел наводчика М544 (с десятикратным увеличением) и ночной прицел DIVT 13А CANASTA (впоследствии заменённый тепловизионной камерой DIVT 16 «Кастор»). Командир для стрельбы из пушек использовал монокулярный прицел М496, а для стрельбы из пулемёта и ведения огня из 20-мм пушки на больших углах возвышения — бинокулярный прицел М541. Имелся и ночной прицел ОВ-49. Оптический дальномер заменили лазерным.
Боекомплект орудия расширили за счёт бронебойных подкалиберных снарядов OFL 105 F2 (масса — 6,2 кг, начальная скорость — 1525 м/с). Система стабилизации орудия по-прежнему отсутствовала.
Бронирование АМХ-30В2 осталось без изменений — лишь на вновь выпущенных танках несколько увеличили толщину маски пушки. Также были установлены узлы для крепления дополнительных накладных бронеплит, но, по всей видимости, на АМХ-30В2 они не применялись.
Двигатель HS110-S2 получил более эффективный турбокомпрессор, а его мощность увеличилась до 768 л.с. Механическую трансмиссию, вызывавшую немало нареканий, заменили гидромеханической ENC-200 «Минерва».
В 90-е годы часть АМХ-30В2 получила комплекты динамической защиты BRENUS, состоящие из 112 контейнеров. Боевая масса танка, оборудованного таким комплектом, возросла до 37,7 т по сравнению со стандартными 36 т. А с 1998 года танки, всё ещё остававшиеся в строю, начали оборудоваться дизельными двигателями «Рено-Мак» Е9 V8 RVI мощностью 750 л.с.
Общий объём поставок танков АМХ-30 для французской армии составил 1355 единиц, включая 166 вновь изготовленных АМХ-30В2. Ещё 493 АМХ-30В2 получили путём модернизации АМХ-30В.
Варианты, варианты, варианты…
Во второй половине 70-х годов для экспорта в арабские государства создали танк AMX-30S (Sahara), оптимизированный для боевых действий в пустынной местности. Он получил дефорсированный двигатель (620 л.с. при 2400 об./мин), улучшенную пылезащиту и изменённый состав прицельного оборудования (включая установку лазерного дальномера). Такие танки поставлялись в Саудовскую Аравию и Катар. В 1988 году, снова-таки с прицелом на оружейный рынок Ближнего Востока, в сотрудничестве с западногерманскими фирмами был разработан вариант AMX-30 Super. Этот танк получил дизель MTU MB 883 Ka-501 мощностью 850 л.с., гидромеханическую трансмиссию ZF LSG 3000 и СУО MOLF фирмы STN. Однако на этот вариант покупателей не нашлось, равно как и на другие экспортные модификации — АМХ-32 и АМХ-40.
На базе АМХ-30 был создан целый ряд боевых и вспомогательных машин различного назначения. О некоторых из них мы уже рассказывали (САУ AUF 1), другие же заслуживают отдельных рассказов (ЗРК «Роланд» и «Шаин», тактический ракетный комплекс «Плутон», ЗСУ АМХ-30SA (она же АМХ-30DCA) или так и не пошедший в серию танк со 142-мм орудием/пусковой установкой ACRA). В данной статье мы остановимся на тех машинах, которые непосредственно взаимодействовали с танками АМХ-30В/В2.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина AMX-30D оборудована подъёмным краном грузоподъёмностью 12 т (до 15 т, если стрела установлена параллельно продольной оси корпуса), сошником в передней части корпуса, основной лебёдкой с тяговым усилием 350 кН (диаметр троса — 34 мм, длина — 90 м) и вспомогательной (35 кН, диаметр троса — 11,2 мм, длина — 112 м). Вооружение представлено 7,62-мм пулемётом. Экипаж БРЭМ состоял из трёх человек. Прототип БРЭМ появился в 1971 году, а серийное производство началось четыре года спустя. Французская армия получила 134 AMX-30D.
В 80-е годы на вооружение инженерных полков французской армии поступила машина EBG (Engin Blinde de Genie). Инженерная машина оборудована гидравлическим манипулятором, бульдозерным отвалом, лебёдкой с тяговым усилием 200 кН, а также устройством для дистанционного минирования (пять кассет по пять мин, отстреливаемых на дальность до 250 м). Экипаж — три человека. Армии Франции поставили 48 экземпляров EBG.
На шасси АМХ-30 создали и танковый мостоукладчик АМХ-30Н, способный обеспечить преодоление преград шириной до 20 м (длина перевозимого колейного моста составляла 22 м) техникой массой до 46 т. Его прототип появился ещё в 1968 году, в сентябре 1971 года заказали пять предсерийных машин, но в итоге на вооружение французской армии АМХ-30Н так и не попал. Зато дюжину таких мостоукладчиков экспортировали в Саудовскую Аравию.
Несмотря на не слишком выдающиеся тактико-технические характеристики, АМХ-30 в течение нескольких десятилетий составлял основу вооружения танковых войск Франции и экспортировался в целый ряд стран Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. О службе этих боевых машин — в следующей части нашего рассказа.
|
AMX-30В |
AMX-30В2 |
---|---|---|
Боевая масса, т |
36 |
37 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Вооружение (боекомплект) |
1 105-мм пушка (50 снарядов), 1 20-мм пушка (500 снарядов), 1 7,62-мм пулемёт (2070 патронов) |
1 105-мм пушка (50 снарядов), 1 20-мм пушка (500 снарядов), 1 7,62-мм пулемёт (2070 патронов) |
Размеры, мм: |
||
длина по корпусу (по пушке)
|
6590 (9480)
|
6590 (9480)
|
высота
|
2290
|
2290
|
ширина
|
3100
|
3100
|
клиренс |
440
|
440
|
опорная длина гусениц
|
4120
|
4120
|
ширина гусениц |
575 |
575 |
Мощность двигателя, л.с. |
720 |
768 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
65 |
Ёмкость топливных баков, л |
970 |
900 |
Запас хода, км |
600 |
450 |
Преодолеваемые препятствия, м |
||
высота стенки
|
0,93
|
0,93 |
ширина рва
|
2,9
|
2,9
|
глубина брода без подготовки (с подготовкой)
|
1,3 (2,2)
|
1,3 (2,2)
|
глубина водного препятствия с использованием ОПВТ |
4 |
4 |
Литература:
- army-guide.com
- chars-francais.net
- tanks-encyclopedia.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- zonwar.ru
Комментарии к данной статье отключены.