Левые партии в странах Латинской Америки всегда отличались высокой степенью радикализации. В Перу эволюция местной коммунистической партии в конце концов привела к созданию «Сияющего пути» (Sendero Luminoso) — чрезвычайно активной организации, которая отличалась очень жёсткими методами борьбы. Во главе с Абимаэлем Гусманом «Сияющий путь» сначала вёл пропагандистскую работу среди индейского населения в регионе Аякучо, а в начале 1980-х гг. члены этой организации перешли к террору и партизанской войне.
Образование «Сияющего пути» и его первые шаги
Политическая жизнь Перу в 1960–1970-х гг. отличалась напряжённостью. Страна пережила несколько военных переворотов. Экономика находилась в кризисе, что провоцировало социальные протесты и способствовало радикализации политических движений как слева, так и справа. Неудачные реформы президента Белаунде Терри привели к его смещению военной хунтой в конце 1960-х гг., но предпринятые ею реформы не дали результатов, и это обернулось новыми переворотами и общим ухудшением ситуации в стране.
Всё это способствовало появлению различных левых групп, стремившихся воспользоваться опытом СССР, Кубы или Китая для подготовки революции в Перу. Вполне естественным выглядело создание подобных групп в университетах, традиционно отличавшихся оппозиционными настроениями. Одним из таких университетов стал Университет Сан-Кристобаль де Уаманга (Universidad Nacional de San Cristóbal de Huamanga) в Аякучо, городе на юге Перу. Открытый ещё в 1677 году университет просуществовал до середины XIX века, а в 1959 году правительство открыло его вновь. Для Аякучо университет стал местом сбора наиболее радикально настроенных жителей. Среди тех, кто увлёкся левыми идеями, оказался и молодой преподаватель философии Абимаэль Гусман. Сначала он стал членом коммунистической партии, а в конце 1960-х гг. откололся от неё и создал свою собственную организацию. Название она получила из лозунга перуанского политического деятеля 1920-х гг. Хосе Карлоса Мариатеги: «Марксизм-ленинизм открывает сияющий путь в революцию».
Аякучо как никакой другой город подходил для Гусмана и его сторонников, стремившихся совершить революцию. Одноимённая провинция и её центр находились на удалении от столицы страны, Лимы, и до середины 1920-х гг. не имели даже нормальных путей сообщения с ней. Население провинции, состоявшее в основном из индейцев, было настроено враждебно по отношению к центральной власти. Враждебность проистекала из вековой эксплуатации индейского населения на сельскохозяйственных работах и в горнодобывающей промышленности, а также объяснялась недостаточной представленностью индейцев в органах власти. Наблюдатели отмечали, что среди лозунгов и высказываний на политических собраниях местного населения звучали фразы типа «Нам нужно правительство индейцев» и «Мы должны убить белых и уничтожить города, которые всегда нас угнетали». Подобными настроениями и воспользовались Гусман и его товарищи, соединив представления андских индейцев о возвращении или новом утверждении «золотого века» древних инков с идеями маоизма.
В конце 1960-х и 1970-х гг. Гусман ещё не настаивал на вооружённой борьбе. Его университетская карьера и харизма позволили собрать вокруг себя преданных товарищей и учеников, но дело пока не заходило дальше пропаганды и изучения зарубежного опыта партизанской войны.
Переход к вооружённой борьбе
На фоне относительного развития Перу, когда в стране увеличились средняя продолжительность жизни и доходы населения, а также появились успехи в искоренении неграмотности среди сельского населения, провинция Аякучо оставалась среди аутсайдеров. В провинции проживало примерно 3% обитателей страны, но на неё приходился только 1% расходов государственного бюджета — потому, например, на 500 000 жителей было всего 30 врачей. Земельные реформы, инициированные военными в правительстве, провинцию почти не затронули. В связи с этим идеи «Сияющего пути» о необходимости вооружённого восстания и революции, которая откроет новые возможности и поможет решить накопившиеся проблемы, выглядели особенно привлекательно для многих жителей Аякучо.
В апреле 1980 года Абимаэль Гусман заявил, что «борьба без оружия окончена» — настало время, когда «зажжётся несокрушимое пламя революции». Ставку Гусман и его товарищи сделали именно на индейское население. С одной стороны, это позволило заручиться его поддержкой в Аякучо и тех провинциях, где проживало много индейцев. С другой стороны — сужало социальную базу движения, поскольку стремление к построению некоего индейского крестьянского коммунизма не находило отклика у других слоёв перуанского общества. Интересно, что в 1970–1980-х гг. «Сияющий путь», как указывают исследователи, по-видимому, не получал никакой помощи извне, как это обычно бывало в случае других леворадикальных групп в странах Латинской Америки. Несмотря на приверженность идеям маоизма, как его понимал Гусман, никакой поддержки из КНР у движения не было, равно как и из СССР.
Несмотря на действия в сельской местности, лидеры «Сияющего пути» не забывали и о городах. Террористические акты в крупных населённых пунктах должны были помочь партизанской войне в сельской местности и привести к падению режима.
Военные действия «Сияющий путь» начал в мае 1980 года, сразу после заявления Гусмана. Историки указывают, что первые акции партии заключались во вмешательстве в провинциальные и общенациональные выборы, саботаже на предприятиях и разрушении инфраструктуры (особенно досталось линиям электроснабжения в Лиме), применении зажигательных бомб, атаке на полицейские участки, покушении на чиновников и военных, захвате мелких населённых пунктов, школ и радиостанций, откуда немедленно начинали звучать пропагандистские передачи, а также организации забастовок. Гусман и его сторонники (первые отряды насчитывали совокупно не более 300 человек) старались превратить отсталые районы в свой тыл, откуда приходили бы новые бойцы и поступало снабжение, а также нападать и разрушать то, что они считали символами буржуазного государства. Всё это должно было проходить в рамках широкой партизанской войны, которая привела бы, по мысли лидера партии, к коллапсу режима и его неминуемому падению.
Тактика «Сияющего пути» обычно заключалась в быстрых операциях по временному захвату интересующих партию объектов. Гусману и его сторонникам важно было навести страх на местные органы власти и показать свою силу местному населению, не задерживаясь долго в городках и не вступая в длительное противостояние с полицией и армией без необходимости. Это, конечно, сильно осложнило работу перуанским вооружённым силам, поскольку они вынуждены были брать под контроль очень обширные районы, где невозможно было предугадать место следующего удара «Сияющего пути». Тем не менее с высокой вероятностью появление бойцов партии ожидалось во время муниципальных выборов. Их первая акция как раз состояла в краже и сожжении бюллетеней для голосования.
С каждым годом после объявления Гусманом войны правительству число сторонников партии неуклонно увеличивалось. Количество бойцов выросло на порядок, а операции становились всё более масштабными и опасными для государства. Например, в марте 1982 года отряд «Сияющего пути» захватил тюрьму в Аякучо и освободил заключённых, а уже в декабре успешно атаковал и уничтожил объекты электроснабжения столицы государства.
С 1983 по 1993 год «Сияющий путь» организовал базы по всему Перу, хотя не во всех провинциях его присутствие было одинаковым. Прежде всего Гусман опирался, конечно, на территории с преобладанием индейского населения. В конце концов партия сумела стать важным звеном в поставках коки (что очень обеспокоило США), собирая с перевозчиков наркотика до 10% прибыли с каждого проданного килограмма. Также она начала контролировать выращивание и распределение сельскохозяйственной продукции, что уже серьёзно обеспокоило правительство страны, поскольку грозило продовольственной блокадой крупных городов.
Сендеристы действительно сумели очень эффективно встроиться в существовавшую систему выращивания и экспорта коки. Партия предлагала производителям и экспортёрам защиту от полиции и войск, в то же время поддерживая высокую цену на их продукцию. При этом «Сияющий путь» организовал несколько аэродромов, с которых самолётами наркотик отправлялся на переработку в Колумбию. Эта деятельность приносила партии от 20 до 50 млн долларов ежегодно, что и позволило ей долгое время существовать без помощи извне.
Ответные шаги правительства
Правительственный ответ на действия сендеристов заключался поначалу в организации специальных отрядов для борьбы с бойцами партии. Эти отряды (sinchis) были плохо экипированы, а недостаток выучки восполняли жестокостью обращения с задержанными членами «Сияющего пути» и помогавшими им крестьянами и горожанами. Правительство с самого начала объявило Гусмана и его товарищей террористами и не собиралось с ними особо церемониться, потому досудебные расправы и казни стали обычным делом. Конечно, это не увеличивало лояльность правительству со стороны местных жителей. В конечном счёте население стало одинаково бояться и полицейских, и сендеристов, поскольку и те, и другие были виновны в «исчезновении» (las desapariciones) сотен, а затем и тысяч людей. В 1986 году правительство было вынуждено уволить по обвинению в коррупции 1700 полицейских, включая 120 генералов и полковников.
В ответ на террор «Сияющего пути» полиция без колебаний стала расстреливать заключённых в тюрьмах при малейшей попытке бунта — в частности, так было в 1986 году в Лиме, где погибло 270 человек. Правительство развернуло мощную пропагандистскую кампанию, выставляя погибших в боевых действиях как жертв «Сияющего пути», который действительно часто проводил акции устрашения в тех местностях, где население не слишком охотно его поддерживало. В ответ на это сендеристы в 1987 году решили перенести основную борьбу в города, а также ответить на пропаганду правительства своей кампанией. Гусман даже давал интервью журналистам.
Правительство обратилось к США и получило от них помощь, но её оказалось недостаточно. Многие расценивали действия властей как излишне жестокие, а «Сияющий путь» тем временем завоёвывал новых сторонников. В попытке противопоставить сендеристам кого-то на низовом уровне, органы власти организовывали «Rondas Campensinas» — отряды самообороны (прежде такие группы боролись с похитителями скота), но их эффект был очень низок. Эти отряды базировались в специально назначенных деревнях, откуда прежние обитатели изгонялись и, конечно, пополняли ряды число сторонников и бойцов «Сияющего пути».
К 1992 году, когда в результате операции войск и полиции был задержан Абимаэль Гусман, жертвами конфликта стали десятки тысяч человек. Ещё сотни тысяч либо совсем потеряли свою землю, либо были насильно перемещены в другие регионы. Но даже арест и заключение лидера партии не положили конец действиям его сторонников. В 1990-х гг. «Сияющий путь» продолжил борьбу и начал новый виток противостояния левых радикалов и перуанского государства.
Литература:
- Casebook on Insurgency and Revolutionary Warfare, Volume II: 1962–2009.
- Latin American guerrilla movements: origins, evolution, outcomes / ed. Kruijt D., Rey Tristán E., Martín Álvarez A. — New York, NY: Routledge/Taylor & Francis Group, 2020.
- Shining and other paths: war and society in Peru, 1980–1995 / ed. Stern S.J. — Durham: Duke University Press, 1998.
- The Shining Path of Peru / ed. Palmer D.S. — New York: Palgrave Macmillan US, 1994.
Комментарии к данной статье отключены.