Гигантский суперлинкор «Ямато» занимает особое место в сердцах японцев. За минувшие десятилетия этот уникальный шедевр кораблестроения стал в Японии объектом настоящего культа. Популярность «Ямато» глубоко проникла в массовую культуру Страны восходящего солнца. Читателям уже предлагалась статья, посвящённая образу корабля в аниме и манга. Теперь мы расскажем о том, как прославленный корабль выглядит в кинематографе.
«Бесполезный» и легендарный
История линкора «Ямато» хорошо знакома любителям военно-морской истории, но основные её детали стоит кратко повторить. С конца 20-х годов руководство японского флота разрабатывало проекты новых линкоров для гипотетической замены морально устаревших кораблей постройки Первой мировой войны. За несколько лет напряжённой конструкторской работы, сопровождавшейся различными интригами, возник проект постройки серии гигантских суперлинкоров, превосходивших по мощи все существовавшие в мире корабли своего класса.
По кораблестроительной программе 1937 года были заложены два корабля стандартным водоизмещением 68 000 т, вооружённые девятью 460-мм орудиями. Эти левиафаны строились в обстановке строжайшей секретности, их характеристики и даже внешний вид скрывались. Первый корабль, спущенный на воду в 1940 году и введённый в строй в декабре 1941 года, носил многозначительное имя «Ямато» (поэтическое название Японии). Из планировавшейся серии систершипов построили и ввели в строй второй корабль «Мусаси» и третий, срочно перепроектированный в тяжёлый авианосец «Синано».
Судьба линкоров типа «Ямато» наглядно продемонстрировала, как изменились реалии морской войны в годы Второй мировой. Изначально уникальные корабли считались слишком ценными для того, чтобы рисковать ими. Реальным боевым крещением для суперлинкора и его систершипа «Мусаси» стала оборона Филиппин в октябре 1944 года. К тому времени оба корабля мало что могли сделать под ударами американской авиации. «Мусаси» погиб, а «Ямато» весьма бледно показал себя в бою у острова Самар 25 октября 1944 года, где его противниками выступили эсминцы, миноносцы и небольшие эскортные авианосцы.
К началу 1945 года «Ямато» был единственным в мире суперлинкором и одним из немногих остававшихся в строю больших кораблей японского флота. В первых числах апреля гордость Императорских ВМС получила приказ на самоубийственный боевой поход к Окинаве, где только что высадился американский морской десант под защитой главных сил Тихоокеанского флота США. В операции под названием «Небо» (Ten-go Sakusen) «Ямато» могли сопровождать только один лёгкий крейсер и 8 эсминцев, воздушная поддержка отсутствовала.
Днём 6 апреля 1945 года отряд покинул Курэ и направился на юг. Утром следующего дня корабли были обнаружены американскими разведывательными самолётами. Примерно с 11:00 до 14:00 «Ямато» и его эскорт непрерывно атаковали палубные самолёты 58-го оперативного соединения 5-го флота США, всего около 400 машин. Ценой гибели 10 самолётов нападавшие добились, предположительно, 10 попаданий торпед и 13 — бомб. Около 14:00 команда начала покидать тонущий «Ямато», через двадцать минут на корабле взорвался артиллерийский погреб главного калибра. На линкоре погибли более 3000 человек, спаслись только 269. Из всего соединения уцелели 4 эсминца, подобравшие выживших.
Гибель «Ямато» изначально выглядела символическим самоубийством последних боеспособных кораблей Императорских ВМС. Этот эпизод не мог не остаться в коллективной памяти японцев как романтический пример образцовой воинской доблести и самопожертвования перед лицом неизбежного поражения. Да и сам по себе образ гигантского суперлинкора, не имевшего аналогов в мировом кораблестроении, неизменно пробуждал патриотическую гордость даже в формально пацифистском послевоенном обществе. Любопытным явлением стало то, что подобные сантименты вышли далеко за пределы сферы любителей военной истории и проникли в массовую культуру.
Знаковым событием оказался выход в 1974 году аниме-сериала «Космический линкор «Ямато», созданного коллективом молодых авторов, среди которых выделялся художник и сценарист Лэйдзи Мацумото, позднее заработавший репутацию классика. Подлинная история стала основой для грандиозной космической оперы о похождениях космического корабля, построенного в корпусе затонувшего «Ямато». Сюжет, откровенно использующий мотивы и образы Второй мировой войны, приобрёл невероятную популярность — до 1983 года вышли ещё два сезона и пять полнометражных фильмов саги. Можно вполне уверенно говорить, что культовый сериал стал буквально вторым рождением линкора «Ямато» в глазах японцев.
В японской культуре возникла несколько парадоксальная ситуация, при которой фантастическая интерпретация судьбы прославленного корабля появилась на экране едва ли не раньше, чем его реалистичное изображение. Впрочем, в начале XXI века своё слово наконец-то сказали и мастера кинематографа.
«Ямато» (2005)
В 2005 году исполнилось шестьдесят лет со дня гибели суперлинкора. Японское общество демонстрировало неутихающий интерес к этой теме. Например, в городе Курэ, известном огромной военно-морской базой, открылся посвящённый «Ямато» музей, привлёкший самое горячее внимание публики. Неудивительно, что в такой атмосфере весной 2005 года начались съёмки полнометражного художественного фильма Otoko-tachi no Yamato («Люди с «Ямато»). Литературной основой картины стала популярная в Японии книга, имеющая репутацию современной классики — одноимённый роман писательницы Хенми Дзюн, впервые изданный в 1983 году. В работе широко использовались материалы Музея «Ямато» в Курэ.
Режиссёром фильма Otoko-tachi no Yamato стал ветеран японского кинематографа Дзюнъя Сато, известный тесным сотрудничеством с кинематографом СССР и России (на его счету советско-японский фильм 1980 года «Путь к медалям» и японо-российский фильм 1992 года «Сны о России»). Съёмки картины велись с большим размахом — была специально построена полноразмерная модель носовой части корпуса линкора «Ямато» с различными образцами вооружения. После окончания съёмочного процесса уникальную площадку временно открыли для свободного осмотра, и она пользовалась огромной популярностью у туристов.
Фильм Otoko-tachi no Yamato вышел в японский прокат в декабре 2005 года, зрители и кинокритики приняли его очень тепло. Сборы в 5 млн долларов США вдвое превысили съёмочный бюджет, фильм и его актёры номинировались на ряд престижных японских кинопремий. Дзюнъя Сато получил в 2006 году престижную «Голубую ленту» (премию Токийской ассоциации кинокритиков) за лучшую режиссуру. За пределами Японии картина официально выходила на DVD под названием «Ямато» (Yamato) — широкой известности она не обрела, однако была замечена любителями исторического кино и удостоилась положительных рецензий.
Сюжет фильма «Ямато» представляет собой беллетризованный рассказ о судьбе линкора и его команды в 1943-1945 годах. Среди героев присутствуют как реально существовавшие, так и выдуманные люди. Главный герой, матрос Камио Кацуми (актёр Кенити Мацуяма), попадает на корабль неопытным юным рекрутом, мужает и находит себе друзей, переживает трагические события 1945 года — гибель «Ямато», атомную бомбардировку Хиросимы, капитуляцию Японии. Часть событий происходит в 2005 году, когда постаревший Кацуми знакомится с дочерью своего фронтового товарища и вспоминает былое.
В фильме довольно подробно показана жизнь команды на борту «Ямато», однако непосредственно исторических событий присутствует не так уж много. Например, драматичные бои за Филиппины в октябре 1944 года отображены коротким и малоинформативным эпизодом. Бесспорным смысловым и эмоциональным центром картины, занимающим значительное место в общем хронометраже, выступает последний поход и гибель линкора в апреле 1945 года. Несколько схематично, но довольно подробно показаны дискуссии в генеральном штабе ВМС, подготовка к операции, расставание членов команды с близкими и родными. И, конечно, особое внимание уделено воздушно-морскому сражению 7 апреля 1945 года, которое в изображении кинематографистов выглядит настоящим самурайским эпосом.
Самой сильной стороной фильма «Ямато» стоит назвать качество съёмок. Удачное использование модели линкора и компьютерной графики обеспечивает зрителю буквально-таки эффект присутствия на борту корабля — как в повседневной обстановке, так и в бою. Сюжет и образы героев особенно примечательны тем, что воплощают весьма консервативные и даже старомодные идеалы японского патриотизма, способные удивить зрителя, искренне верящего в «пацифистскую Японию». Хотя обстоятельства трагической гибели «Ямато» и членов его команды можно было бы без особых усилий интерпретировать в открыто антивоенном ключе, в фильме события апреля 1945 года поданы именно как грандиозный акт массового героического самопожертвования во имя Японии. Судя по реакции японских зрителей, казалось бы, архаичный образ «разбивающейся яшмы» нашёл в их сердцах горячий отклик.
«Великая война Архимеда» (2019)
Следующий исторический полнометражный фильм, в котором «Ямато» не только появился на экране, но и сыграл заметную роль в сюжете, основан на комиксе-манга Arukimedesu no Taisen художника и сценариста Норифуса Мита, издающемся с 2015 года. Военно-историческое произведение не переводилось с японского языка ни на один европейский (включая и любительские переводы), но в Японии оно пользуется интересом у читателей. К настоящему моменту вышли уже 25 томов графического романа, издание продолжается.
Художественный фильм снимался летом-осенью 2018 года на знаменитой студии Toho. Режиссёром и соавтором сценария выступил Такаси Ямадзаки — мастер, не только хорошо знакомый с тематикой военной драмы, но и ранее работавший над кино про линкор «Ямато». В 2010 году он снял полнометражный игровой фильм «Космический линкор «Ямато» по мотивам культового фантастического аниме. Большим достижением Ямадазаки стала серьёзная и реалистичная военная драма 2013 года «Бессмертный «Зеро» о судьбе японского лётчика в годы Второй мировой — в 2015 году картина получила две премии японской киноакадемии.
Фильм «Великая война Архимеда» (англоязычное название — The Great War of Archimedes) вышел в японский прокат в июле 2019 года, затем последовали издания на DVD/Blue-ray дисках и выход на стриминговых сервисах. В 2020 году картина номинировалась на три премии японской киноакадемии, но не получила ни одну из них. Доход в прокате составил более 16 млн долларов США, что позволяет говорить о коммерческом успехе. За пределами Японии фильм был замечен, главным образом, любителями военной истории — отзывы на него противоречивы, но среди них можно найти и весьма благосклонные рецензии.
Фильм «Великая война Архимеда» — беллетризованная история создания линкора «Ямато», объединяющая реальные события с выдуманными. Среди героев присутствуют как исторические деятели, так и вымышленные лица. Основные события кинокартины происходят в 1933 году, когда в командовании Императорских ВМС разворачивается дискуссия о программе строительства мощнейших в мире суперлинкоров. В интриги высокопоставленных флотоводцев оказывается втянут главный герой произведения — вымышленный персонаж, гениальный молодой математик Тадаси Каи (популярный актёр Масаки Суда), протеже адмирала Исороку Ямамото.
Сюжет «Великой войны Архимеда» выглядит свежо и необычно — это своеобразный кораблестроительный триллер на историческом материале. Адмиралы интригуют вокруг кораблестроительных программ, главный герой проводит сложнейшие инженерные расчёты, важную роль в событиях играют разнообразные боевые корабли Японии — от суперлинкора до миноносца. Произведение неуловимо напоминает анимационный фильм «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки, посвящённый истории создания истребителя «Зеро», где дана столь же широкая панорама японского авиастроения 30-х годов, но без такого неповторимого лиризма и философичности.
Как и в шедевре студии Ghibli, где в центре внимания находится авиаконструктор Дзиро Хорикоси, главный герой «Великой войны Архимеда» воплощает выдающегося молодого учёного, талант которого поставлен на службу военным и используется для создания уникального оружия. Математик Тадаси Каи становится кораблестроителем, употребляет свой талант на то, чтобы создать прекрасное и совершенное чудо техники — но его шедевр обречён на гибель. Не зря фильм «Великая война Архимеда» многозначительно начинается сценой потопления линкора «Ямато» американскими самолётами: удивительный корабль, гордость своей нации, становится символом тщетности надежд.
При всём этом «Великую войну Архимеда» трудно назвать откровенно антивоенным произведением. Главный герой изначально выглядит беззаботным космополитом — рассуждает о бессмысленности военных расходов и мечтает эмигрировать в США, чтобы комфортно заниматься наукой. Но по приглашению адмирала Ямамото он поступает на службу во флот, участвует в работе над суперлинкором и становится профессиональным морским офицером. Сам Ямамото, как это обычно бывает в японской исторической беллетристике, показан мудрым и благородным вождём, объектом искреннего восхищения со стороны подчинённых. Наконец, линкор «Ямато» в фильме невозможно воспринимать иначе как символ Японии, воплощённый в металле дух нации.
Целью этой статьи не было стремление рассмотреть все случаи появления линкора «Ямато» в японском кинематографе. Мы привели лишь два наиболее ярких примера — это фильмы довольно известные, доступные широкому кругу зрителей и ставящие судьбу корабля в основу сюжета. Можно констатировать, что образ «Ямато» наглядно воплощает противоречивое восприятие Второй мировой войны в Японии. На примере кинокартин хорошо видно, как боль утрат и жертв соединяется в коллективной памяти с традициями «Духа Ямато», востребованными японским обществом даже спустя десятки лет после разгрома империи.
Источники и литература:
- https://asianwiki.com/
- https://www.imdb.com
- Кофман В. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006
Комментарии к данной статье отключены.