Усиление Дамасского царства во второй половине IX века до н.э. на какое-то время привело к упадку Израиля. Однако гегемония Дамаска была недолгой. Новая экспансия Ассирийской державы в очередной раз изменила расстановку сил на Ближнем Востоке. Свою выгоду от этого приобрёл союзник Ассирии — Израиль.
Оговоримся, что история Израиля, написанная по Ветхому Завету, и история, составленная на основании археологических находок, — это две совершенно разные истории. Корреляция этих данных представляет собой серьёзную задачу, которая пока что не имеет общепринятого решения. В настоящем случае автор в целом придерживается реконструкций израильского археолога и историка Исраэля Финкельштейна, а датировки археологических памятников приведены по так называемой низкой (или краткой) хронологии.
Данники Ассирии
Новое возвышение Израиля косвенно связано с деятельностью ассирийского царя Адад-нирари III (810–783 годы до н.э.) и его ближайших преемников. Совершив несколько походов против маннейцев и мидян, Адад-нирари обратил своё внимание на Левант. Он нанёс поражение дамасскому правителю Бен-Хададу III, захватил его столицу и собрал большую дань. В конце VIII века до н.э. походы на Дамаск совершил Тиглатпаласар III (745–727 годы до н.э.) и вновь захватил город.
Упадок Дамаска оказался благом для Израильского царства, в истории которого начался новый период подъёма. Главной особенностью этого периода стала зависимость Израиля от Ассирии, благосклонность которой позволила израильским царям в какой-то мере восстановить былое могущество. В войнах с Дамаском Израиль всегда стоял на стороне ассирийцев, оказывая им помощь и выплачивая дань.
Самым известным свидетельством зависимости Израиля от восстановившего своё могущество Новоассирийского царства является Чёрный обелиск Салманасара III, который ныне хранится в Британском музее. Среди приносящих дань ассирийскому владыке царей небольших государств Ближнего Востока изображён коленопреклонённый израильтянин Йеху (библейский Ииуй).
Новая экспансия Израиля
Правившие после Йеху его сын Йехоахаз (библейский Иоахаз) и внук Йехоаш (библейский Иоас) продолжили политику опоры на Ассирию. К примеру, в одной из надписей ассирийских царей упомянут «Йа-а-су мат Са-ме-ри-на-а-а», в котором историки видят израильского (со столицей в Самарии) царя Йехоаша. Подобно отцу, Йехоахазу пришлось вести трудные войны против арамеев:
«У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание». (4 Цар 13:7)
В конце концов его сыну удалось трижды разгромить Бен-Хадада III:
«И взял назад Иоас, сын Иоахаза, из руки Венадада, сына Азаила, города, которые он взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы». (4 Цар 13:25)
Ещё одна победа была одержана над южным соседом — Иудейским царством. По свидетельству Ветхого Завета, Йехоаш
«пошёл в Иерусалим и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных на четыреста локтей. И взял всё золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Самарию». (4 Цар 14:13-14)
Военные победы обеспечили второй расцвет Израильского царства при сыне и преемнике Йехоаша, царе Иеровоаме II (даты правления по Игорю Тантлевскому — 793–753 годы до н.э.). Иеровоам «восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4 Цар 14:25), достигнув Хамата (библейский Емаф) и взяв под контроль торговый путь из Египта в Междуречье. По предположению И. Финкельштейна, северным пределом Израильского царства стал Дан, где было построено святилище (3 Цар 12:29). Согласно историку С. Хасегаве, археологический слой II городища Тель-Дан относится ко времени царя Иеровоама II, который перестроил город, завоёванный у арамеев Дамаска.
Ещё больше археологических свидетельств этого времени сохранилось в Хацоре — крупнейшем городище Верхней Галилеи. С середины XX века в этом месте состоялось несколько сезонов раскопок, которые позволяют восстановить многовековую картину развития города. Большинство археологов и историков согласны с тем, что арамейский слой VII городища был разрушен израильтянами — вероятно, Йехоашем или Иеровоамом. Слой VI, разрушенный землетрясением около 760 года до н.э., и слой V относятся ко времени нового возвышения Израиля. Свидетельством процветания являются найденные предметы роскоши — в частности, сосуды из слоновой кости.
Помимо завоеваний в северном направлении, экспансия Иеровоама II и его родственников привела к покорению областей Башан и Гилеад в Заиорданье. В результате Израильское царство восстановило своё прежнее влияние и стало надёжным союзником ассирийских царей в регионе. По заключению Хасегавы,
«Иеровоам II установил дружественные отношения с Ассирийской империей. Он сотрудничал с ассирийским тартану Шамши-илу, имевшим в то время большое влияние в Сиро-Палестинском регионе. Ассирийские военные кампании против Арпада, Хамата и Дамаска в 775–754 годах до н.э. открыли для Иеровоама возможности (…) Территориальная экспансия Иеровоама принесла Израильскому царству процветание, что нашло отражение в строительной активности в разных населённых пунктах».
В отличие от Омри и Ахава, цари дома Йеху не вели масштабного военного строительства. В частности, оборонные сооружения Самарии этого времени (археологический слой IV) были построены в предыдущие периоды, а на протяжении VIII века до н.э. только подвергались ремонту и реконструкции. Археологи даже в столице не находят свидетельств больших богатств. Возможно, это было последствием выплаченной Йеху огромной дани ассирийскому царю, о которой свидетельствует надпись на обелиске Салманасара:
«Дань Иахуа из дома Омри: я получил от него серебро, золото, золотые вазы, золотые кубки, золотые чаши, золотые кувшины, скипетры для царя и бальзамовое дерево».
Из археологических находок этого времени наиболее интересны монументальные сооружения Мегиддо («конюшни царя Соломона»), которые заслуживают отдельного рассмотрения.
Кроме военно-политического покровительства Новоассирийской державы, возвышение Израиля было связано с экономическим процветанием. О нём среди прочего свидетельствуют надписи на 63 глиняных черепках (остраконах) из Самарии, датируемые началом VIII века до н.э. В надписях говорится о крупных поставках вина и оливкового масла в столицу из окружающей сельской местности. Есть также свидетельства того, что Израиль поддерживал оживлённые торговые связи с другими странами через порты Дор и Атлит.
Одним из последствий краха созданной дамасским царём Хазаелем «империи» был переход контроля над торговым путём в Восточном Синае к израильтянам. На севере этот путь замыкала торговая фактория в Газе. Одно из городищ на этом пути, Кунтиллет Айруд, содержит целый комплекс свидетельств устойчивой связи с Израилем. Прежде всего это надписи, указывающие на храм Йахве в Самарии, а также множество других. В целом исследователи приходят к выводу, что городище находилось под большим культурным влиянием Израиля. Кроме того, по мнению М. Наамана, рисунок сидящего на троне правителя на штукатурке городской стены мог изображать одного из израильских царей. Общий вывод Финкельштейна относительно находок в Кунтиллет Айруде гласит:
«В первой половине VIII века до н.э., вероятно, при Иеровоаме II, Израиль контролировал пустынную торговлю по [дороге] Дарб эль-Газза, а значит, и её северный торговый пункт».
Пророки против царей
Согласно Ветхому Завету (4 Цар 14:25), расширение пределов Израиля было предсказано Ионой — одним из библейских пророков, историческими прототипами которых являлись многочисленные проповедники (nabi) в Иудее и Израиле. Некоторые из них обладали большим влиянием и воздействовали не только на простых людей, но и на царей.
Оборотной стороной политического взлёта Израиля стало углубление социальных противоречий, связанное с обнищанием основной массы населения. Пророки, среди которых были Амос и Осия, часто выступали с критикой социального неравенства. Вот как они характеризовали израильское общество: «продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий» (Ам 2:6), «вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом» (Ам 6:11), «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4:2).
За творимые в Израиле несправедливости страну ждала кара свыше. Пророк Амос из селения Текоа предрекал упадок и гибель Израильского царства:
«взыщу с Израиля за преступления его (…) И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь». (Ам 3:14-15)
По всей видимости, эти «предсказания» являются отражением позднейших событий в истории Древнего Израиля.
Конец дома Йеху
Потомки Йеху закончили так же, как и «дом» убитого этим узурпатором Ахава. Иеровоама II сменил на троне его сын Зехарйаху (библейский Захария), который погиб в результате заговора Шаллума (библейский Саллум). Вероятно, переворот в Самарии стал отражением временного ослабления Ассирийской империи и усиления его противника — царя Урарту Сардури II (764–735 годы до н.э.). Эти изменения привели к приходу к власти в Дамаске царя Резина, а в Самарии — его вероятного союзника Шаллума.
Убийцу вскоре сменили на троне новые цари-узурпаторы. Период расцвета Израильского царства подходил к концу. Новые правители отказались от проассирийской ориентации своих предшественников, что в итоге привело к краху всего государства и падению Самарии.
Продолжение следует
Литература и источники:
- Finkelstein, I. Forgotten Kingdom: The Archaeology and History of Northern Israel. — Atlanta, 2013.
- Hasegawa, Sh. Aram and Israel during the Jehuite Dynasty. — Berlin–Boston, 2012.
- Liverani, M. Israel’s History and the History of Israel. — L., 2003.
- Smoak J., Schniedewind W. Religion at Kuntillet ‘Ajrud // Religions. — 2019. — Vol. 10, № 211.
- Библия. Книги Ветхого и Нового Завета (Синодальный перевод).
- Тантлевский, И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — СПб., 2005.
Комментарии к данной статье отключены.