Дамаск является если не самым древним городом на земле, то уж во всяком случае старейшим местом с непрерывно длящейся традицией обитания. Его история уходит корнями так глубоко, что даже древние историки не могли точно указать время, когда этот город был основан. На территории Дамаска неоднократно проводились археологические раскопки, и где бы ни работали исследователи, везде они встречали следы обитания. Самый древний обнаруженный на сегодня культурный слой датируется эпохой неолита, то есть его возраст составляет более 7000 лет.
Наиболее примечательными памятниками древней истории Дамаска являются его укрепления, цитадель, мечеть Омейядов и старый город. В него вели целых десять ворот, построенных ещё во времена римского господства и носивших некогда имена небесных светил. Ворота разделили судьбу укреплений старого города: одни из них оказались разрушены, другие заложены и перестали использоваться по назначению. На сегодняшний день полностью или фрагментарно сохранилось восемь из этих ворот. Четыре (Баб аль-Фарадж, Баб аль-Фарадис, Баб аль-Салам, Баб Тума) обращены на север, двое (Баб Кисан и Баб аль-Сагир) — на юг, Баб аль-Шарки смотрят на восток, а Баб ал-Джабия — на запад.
В новом интерактивном проекте Warspot обозначает основные вехи истории удивительного города, рассказывает о древней цитадели и мечети Омейядов и показывает, как выглядят сегодня ворота, ведшие паломников, торговцев и завоевателей в Дамаск.
Чтобы прочитать об истории Дамаска, нажмите на соответствующую кнопку. Маркерами обозначены цитадель, мечеть Омейядов, городские стены и ворота в них
Впервые Дамаск упоминается в египетских документах под 1468 годом до н.э. В начале I тысячелетия до н.э. город был политическим центром Арамейского царства, границы которого охватывали всю Сирию. В 732 году до н.э. Дамаск разрушили ассирийцы, а затем им владели вавилоняне и персы. В 332 году до н.э. город открыл ворота армии Александра Македонского. После распада его империи Дамаск перешёл под власть правивших в Сирии Селевкидов. В 64 году до н.э. его новыми хозяевами стали римляне. Под их властью Дамаск богател и активно перестраивался, здесь были возведены цитадель, акведук и самый большой в Сирии храм Юпитера.
В 636 году Дамаск открыл ворота арабам-мусульманам. Первый наместник города Муавия ибн Сафьян в 658 году стал халифом и основал династию Омейядов. Под их властью Дамаск пережил свой Золотой век. В это время в городе были воздвигнуты самые величественные здания, включая дворец халифа и знаменитую мечеть. Представители новой династии Аббасидов перенесли столицу халифата в Багдад, и Дамаск утратил своё прежнее значение. Власть над ним перешла к правителям Египта, а затем к туркам-сельджукам. Трижды город пытались осаждать крестоносцы. В 1174 году знаменитый правитель и полководец Салах ад-Дин объединил под своей властью Сирию и Египет, а Дамаск сделал столицей государства. В правление его потомков из династии Айюбидов город пережил новый расцвет. Развивались торговля и ремёсла, а особой славой пользовались оружейники, открывшие секрет знаменитой дамасской стали.
В 1260 году большой урон городу нанесло монгольское нашествие. Через сорок лет монголы вернулись и вновь сожгли город, а в 1400 году Тамерлан буквально сровнял его с землёй. Когда в 1516 году Сирию захватил турецкий султан Селим I, город всё ещё лежал в руинах. Под властью Османов Дамаск возродился. Благодаря оживившейся торговле здесь насчитывалось 17 крупных рынков и 57 караван-сараев. Дамаск издревле являлся местом, куда стекались паломники разных религий. Их пути отчасти и определили географию улиц современного города.
Во время Первой мировой войны Дамаск являлся базой действовавших в Сирии турецких и немецких войск. В 1919 году здесь было провозглашено создание независимой Сирии, но в действительности страной правила французская колониальная администрация, безжалостно подавлявшая восстания местного населения. Полную независимость страна обрела лишь в 1946 году.
Цитадель
Цитадель Дамаска расположена в северо-западном углу городских укреплений на левом берегу реки Барады (макет показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). В древности здесь был небольшой холм, на котором первую цитадель возвели Селевкиды. Позже римляне перестроили её и расширили. Свой сегодняшний облик цитадель обрела в 1216 году, когда брат Салах ад-Дина, султан Малик Адиль, обновил пострадавшие от сильного землетрясения стены и по их периметру воздвиг 13 новых башен.
По завершении всех работ цитадель стала мощнейшим фортификационным сооружением своего времени. Она вновь перестраивалась после монгольских нашествий и особенно сильно — после того, как город разгромил Тамерлан. В правление Османов укрепления утратили оборонительный смысл и стали использоваться в качестве тюрьмы. В 1986 году заключённых распределили по другим тюрьмам, а цитадель передали в ведение реставраторов. Восстановительные работы продолжаются уже более двух десятков лет, и на протяжении всего этого времени цитадель закрыта для туристов.
Стены цитадели сегодня поднимаются на 15 м в высоту, а их толщина доходит до 6 м. По верхнему ярусу идёт открытая галерея с бойницами для лучников. На башнях оборудованы несколько ярусов боевых галерей, а верхняя площадка предназначена для метательных машин. Особенно мощные укрепления возведены с северной стороны, вдоль течения Барады, где находятся главные ворота цитадели. Доступ к проёму ворот с правой стороны фланкируется огромной башней. Её кладка состоит из массивных прямоугольных блоков, вес каждого из которых достигает нескольких тонн.
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Проход под каменными сводами башни ведёт во внутренний дворик, а отсюда ещё один сводчатый коридор уводит в саму цитадель. Все эти запутанные ходы, повороты и другие ухищрения предназначены для того, чтобы создать противнику максимум затруднений при доступе внутрь.
Восточные ворота выполняли лишь вспомогательную функцию. Сегодня они, как и двое других меньших ворот на южной и западной стороне, заложены камнем.
Мечеть Омейядов
Место, которое занимает мечеть, уже несколько тысяч лет является объектом священного поклонения. Вначале здесь был храм Хадада — верховного бога арамеев. Обнесённый стенами священный участок храма был самым большим на территории Сирии и занимал пространство 380×310 м. В начале III века храм, теперь уже посвящённый Юпитеру Дамасскому, был перестроен, а священный участок при этом обнесли мощными стенами из массивных каменных блоков. Главные ворота с колоннадой находились с западной стороны. Само здание храма представляло собой трёхнефную базилику на высоком ступенчатом основании в глубине двора.
Римский император Феодосий в 388 году повелел закрыть языческое святилище и основал на его месте храм святого Иоанна Крестителя. Мусульмане, захватив Дамаск в 636 году, конфисковали западную половину храмового двора. В 708 году халиф Валид приказал полностью перестроить здание. Результатом его работ стала мечеть Омейядов.
Внутрь мечети можно было попасть через четверо ворот, из которых действующими остаются лишь двое. Ворота Баб аль-Барид находятся на месте западного входа в храм римского времени. Некогда к ним вела колоннада, от которой остались четыре 12-метровые колонны и фрагмент резного фронтона с полукруглой аркой. Коринфские колонны в притворе храма сохранились с той же эпохи. Створки ворот окованы позеленевшей от времени чеканной бронзой, которая датируется XIV веком. В огромном внутреннем дворе мечети могут одновременно находиться до 13 000 человек. В начале XIII века всё это пространство было замощено мраморными плитами. В центре двора расположены традиционный для мечетей фонтан и бассейн для омовений верующих.
Выходящий во двор фасад молельного зала украшен мозаикой. Со двора в зал ведут многочисленные двери.
Внутренняя планировка храма напоминает романскую базилику: два ряда мраморных колонн с резными капителями делят огромный зал на три части. В середине его пересекает трансепт, на высоте 36 м увенчанный куполом. В южной стене храма находятся четыре богато украшенных арабесками ниши-михраба, чьё расположение указывает верующим направление на Мекку. В центре зала между двумя михрабами возвышается ступенчатая кафедра для чтения Корана — минбар. Считается, что оба эти элемента были впервые введены в мусульманскую архитектуру именно здесь, в мечети Омейядов.
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Гордостью мечети являются три минарета. Самый старый из них, минарет Невесты, был построен в 705 году на северной стороне святилища. Два других были пристроены при реконструкции храма в XIV веке. Юго-западный минарет Исы связан с местным преданием о том, что именно здесь в день Страшного суда пророк Иса (библейский Иисус) спустится с неба, чтобы судить живых и мёртвых.
Стены
Первые укрепления вокруг города возвели ещё римляне в III веке н.э. Они имели форму правильного прямоугольника, ориентированного по сторонам света. Позже эти стены многократно разрушались и перестраивались. Укрепления, дошедшие до нашего времени, в основном были возведены в эпоху господства Айюбидов в XII–XIII веках. При их постройке зачастую использовался камень более раннего времени. У ворот Баб аш-Шарки можно наблюдать, как старая каменная кладка сменяется более новой. Массивные прямоугольные блоки в основании стены относятся к римскому времени, выше располагаются менее тщательно обработанные блоки времени Омейядов, а ещё выше лежит слой кладки Айюбидов. Стены защищали жителей города от нападений врагов и разбойников пустыни, а сегодня большей частью потеряли былое значение. Они вплотную застроены домами, а на некоторых участках и сами оказались переоборудованы под жилища. Лишь на северной стороне расчищенный участок стен вдоль течения реки Барады может дать адекватное представление о некогда грозной мощи этих укреплений.
Кроме внешних укреплений в старом городе существовали и внутренние, разделявшие мусульманский, христианский и иудейский кварталы. Ночью ворота закрывались, и каждый квартал превращался в крепость. Сегодня внутренние стены большей частью снесены. Лишь в западной части города у ворот Баб ал-Джабия можно видеть небольшой участок сохранившейся стены с калиткой, служившей для пропуска случайных путников.
Баб аль-Фарадж (араб. باب الفرج — «Ворота Радости») — единственные уцелевшие городские ворота, которые были построены в мусульманскую эпоху, уже после того, как город в 1154 году захватил султан Нур ад-Дин Занги. Приказав устроить ворота менее чем в 25 м северо‑восточнее угла цитадели, султан, по-видимому, пошёл навстречу жителям прилегавших кварталов, которым не так легко было выйти из города. В 1239–1240 годах султан Аль-Малик ас-Салих отремонтировал ворота и воздвиг к северу от них ещё одно предмостное укрепление. При мамлюках в 1396–1397 годах ворота снова были отремонтированы и приобрели свой современный вид.
Двойные ворота Баб аль-Фарадж пересекают мост через реку Барада, которая протекает вдоль северной стороны городских укреплений (макет Дамаска показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). Две отдельные каменные арки соединены крытым узким проходом, вдоль которого сегодня располагаются торговые ряды. Северный портал имеет высоту 8,85 м, ширину 13,2 м, а толщина стен составляет 3 м. Ворота украшены чередующимися рядами камня в алеппском стиле. Более поздние дополнения аль-Малик ас-Салиха включают монолитную перемычку над аркой и четыре консоли для крепления машикулей (навесных бойниц). Проход под углом огибает здание выстроенной здесь же водяной мельницы и открывается на юг другим порталом высотой 9 м и шириной 8,5 м. Ворота выводят путника на современную улицу аль-Малик Фейсал и до сих пор служат главным северо-западным входом в старый город.
Баб аль-Фарадис (араб. باب الفراديس — «Райские ворота») — одни из древнейших ворот северной стены Дамаска (макет показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). Вероятно, они сохранились ещё с арамейской эпохи. При римлянах ворота были посвящены богу Меркурию и, по преданию, были украшены статуей этого божества. Их арабское название, скорее всего, возникло ещё в византийскую эпоху и было связано с тем, что ворота соединяли город с садами, произраставшими на северном берегу реки Барады. Ими пользовались кортежи знатных паломников, которые обычно приближались к городу с севера и направлялись отсюда прямо ко входу в мечеть Омейядов.
О внешнем виде и размерах ворот историкам приходится судить лишь по их северной части, поскольку южная сегодня практически исчезла. Можно предположить, что в плане они имели вид прямоугольника с сохранившейся высотой фасада 7 м и шириной почти 8 м, а внутрь вёл проход глубиной 7,5 м. Высота входной арки 4,3 м, ширина — 3,5 м. Сверху лежит притолока, вытесанная из цельного базальтового столба и украшенная надписью, которая рассказывает о ремонте ворот при султане Наджм ад-Дине в 1241 году. Сохранились две деревянные створки ворот, покрытые горизонтальными полосами шипованного железа.
Сегодня ворота Баб аль-Фарадис являются одним из самых оживлённых мест старого города Дамаска — через них проходит путь шиитских паломников к мечети Сайида Рукайя.
Баб аль-Салам (араб. باب السلام — «Ворота мира») — ворота в северной стене города, расположенные к востоку от Баб аль-Фарадис (макет Дамаска показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). Они не обслуживают ни одной большой дороги и расположены на пересечении двух второстепенных путей. Один из них проходит вдоль крепостных стен на восток в направлении ворот Баб Тума, а другой после пересечения реки Барады соединяется с ведущей в северном направлении дорогой на Алеппо. Хотя до середины XII века источники хранят молчание о воротах Баб аль-Салам, скорее всего, этот проход существовал уже в византийскую эпоху, а позже упоминался под разными названиями. Ибн Асакир, рассказывавший о строительных работах Нур ад-Дина в Дамаске, сообщает, что прежде эти ворота были заложены, однако Нур ад-Дин в 1164 году распорядился привести их в порядок. Он же велел назвать ворота Баб аль-Салам, поскольку, по словам ибн Асакира, здесь врагам было особенно трудно атаковать город из-за ответвлений Барады и множества находившихся на её берегу садов.
В нынешнем виде ворота Баб аль-Салам имеют прямоугольную, почти кубическую форму. Их высота составляет 9 м, ширина фасада — 10 м, глубина прохода — более 8 м, высота арки — 6,5 м, а ширина — 4 м. Наружный фасад выполнен из ровных крупных блоков известняка шириной около 0,6 м. Притолока ворот шириной 2,95 м вырезана из цельного блока базальта и снабжена надписью о ремонтных работах, предпринятых в 1243 году. В боковых частях дверного косяка хорошо заметны выемки для петель воротных створок — сегодня они отсутствуют, но ещё в начале ХХ века, судя по фотографиям, висели на своём месте.
Баб Тума (араб. باب توما, — «Ворота Фомы») — ворота в северо-восточной части стены (макет Дамаска показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока), а также прилегающий к ним городской квартал, населённый христианами. Первоначально эти ворота были посвящены богине Венере, а нынешнее название получили в эпоху христианизации Сирии в честь апостола Фомы. По одной легенде, рядом с воротами располагался храм, посвящённый апостолу. По другой, они получили своё имя в честь племянника императора Ираклия. В древности отсюда начинался большой торговый путь в направлении Алеппо и Пальмиры, который пересекал реку Бараду в 30 м от ворот, а затем уходил в северо-западном направлении.
В средние века ворота потеряли своё былое значение — возможно, потому, что торговые караваны по пути в Алеппо более не входили в сам город, а располагались на открытом пространстве за его стенами. Мусульманские паломники, шедшие в Дамаск с севера, при приближении к его стенам забирали восточнее, чтобы вступить в город через ворота, расположенные ближе к мечети Омейядов или к цитадели. Так Баб Тума стали по преимуществу городскими воротами, ведшими в христианский квартал. Через них в 1260 году делегация жителей Дамаска вышла из города на переговоры с монголами Хулагу-хана. После отступления монголов ворота на протяжении нескольких десятилетий оставались закрытыми, так как христианские обитатели города вызывали подозрения у мусульман.
Баб Тума имеют форму прямоугольника с шириной фасада 8 м, глубиной 5,6 м и первоначальной высотой 9 м. Ворота были отреставрированы во время правления Нур ад-Дина, рядом с ними была построена мечеть и поставлен минарет. Среди наиболее заметных реставраций, повлиявших на вид самих ворот и прилегавших к ним стен, следует отметить работы, предпринятые султаном ан-Насиром Давудом бин Исой в 1228 году. В это время ворота приобрели нынешний вид и обзавелись двумя машикулями (навесными бойницами) по сторонам воротной арки. Память о проведённых работах сохранилась в надписи на притолоке ворот. В мамлюкскую эпоху, в 1333 году, масштабную реставрацию ворот предпринял наместник города Танкиз.
Во время французской оккупации Сирии в 1920–1930-х годах мечеть, а затем и минарет были демонтированы. В 1990-х годах городские власти снесли примыкавшие к воротам жилые кварталы, и в результате этого переустройства получилась круглая площадь, выполняющая сегодня роль транспортной развязки.
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Баб Шарки (араб. باب شرقي, — «Восточные ворота») были построены около 200 года н.э. на остатках находившихся здесь ранее построек и были посвящены Солнцу. Ворота имеют характерный для римской архитектуры трёхарочный проход, соответствовавший тогдашнему делению улицы. Центральная арка шириной 13 м предназначена для повозок, а боковые арки служили для пешеходов. Скорее всего, с обеих сторон проход был фланкирован башнями. Сегодня высота арок кажется недостаточной, поскольку улица римского времени лежала на 1,5 м ниже современного уровня. Долгое время боковые проходы были заложены каменной кладкой. Их реставрация прошла во времена французского мандата в 1920-х годах.
В 634 году, во время арабского завоевания Дамаска, через Восточные ворота в город вступил знаменитый мусульманский военачальник Халид ибн аль-Валид. Несмотря на соглашение о капитуляции, заключённое между завоевателями и городской верхушкой, защитники Дамаска оказали ожесточённое сопротивление завоевателям у Восточных ворот. Этот инцидент послужил предлогом для репрессий, включая раздел крупнейшего храма святого Иоанна и строительство здесь мечети Омейядов. По иронии судьбы, в эти же ворота в 749 году вошёл аббасидский военачальник Абдалла бен Али, покончивший с эпохой господства Омейядов.
Баб Шарки легко узнаваемы по белому минарету над ними, на который, по преданию, поднимался Иисус (Иса). На самом деле минарет был построен во время правления Нур ад-Дина в 1163 году. От ворот начинается Виа Ректа («Прямая дорога»), которая проходит через весь старый город с востока на запад. Когда-то по обеим сторонам улицы возвышалась крытая колоннада — её остатки сохранились внутри ворот. Прямая улица служила границей между кварталами. К югу от неё располагался еврейский квартал Харет аль-Ахуд, к северу — заселённый христианами район Баб Тума. Здесь же находится большинство христианских памятников Дамаска.
Заголовок1
Заголовок2
Баб Кисан (араб. باب كيسان — «Ворота Кисана») расположены на южном участке стены, в точке её перегиба на северо-восток (макет показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). Ворота были построены в римскую эпоху и посвящались Сатурну. По средневековым преданиям, через них из Дамаска бежал апостол Павел. Сегодня здесь даже показывают окно, через которое святого якобы тайно спустили со стены в корзине на верёвке, однако оно относится к гораздо более позднему времени. Нынешнее название ворот восходит к Кисану абу-Харизу — освобождённому рабу омейядского халифа Муавии бин Аби Суфьяна, который прославился при взятии города. Путешественник Х века Аль-Мукаддаси использовал также название Баб аль-Кадир, то есть «Большие ворота», вероятно, в противоположность «Малым воротам» — Баб аль-Сагир, расположенным рядом на той же стороне городской стены.
Ворота имеют прямоугольную в плане форму, их высота составляет 11 м, а нынешняя ширина фасада — 9 м. По обеим сторонам прохода находятся помещения, в которых размещалась стража. В середине XII века при Нур ад-Дине ворота были заложены камнем, однако через 200 лет, в 1363 году, их по приказу наместника Леванта Саифа аль-Дина Манкали снова открыли и отремонтировали. Чтобы усилить защиту ворот, он приказал фланкировать их восточнее массивной башней с несколькими галереями для лучников и открытой боевой площадкой сверху. Остатки этого сооружения выявили современные археологи.
В начале 1920-х годов по инициативе директора Французского института археологии и мусульманского искусства в Дамаске Юстаса де Лорея в воротах прошли масштабные реставрационные работы. Древние остатки ворот были включены в нынешнее здание в неовизантийском стиле. Тогда же башни ворот украсили круглые медальоны с начальными буквами имени Христа. В 1925 году внутри ворот была открыта часовня, посвящённая святому Павлу.
Баб аль-Сагир (араб. باب الصغير — «Малые ворота») — древнейшие городские ворота Дамаска, посвящённые верховному божеству неба, покровителю грома Хададу, греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Проходившая через ворота дорога вела к центральному храму города, на месте которого сегодня стоит мечеть Омейядов. Нынешнее название Баб аль-Сагир объясняется тем, что по размерам они уступают другим воротам города. Ещё одно их название — Баб аль-Хадид («Железные ворота») — связано или с железными пластинами, которыми были обиты деревянные створки ворот, или с расположенным поблизости кузнечным кварталом.
Высота ворот сегодня составляет около 9 м, они имеют в плане немного трапециевидную форму. Ширина наружного фасада составляет 7,55 м, внутреннего — 11 м. Глубина ворот достигает 9,6 м. С внутренней стороны ворот над аркой в стене видны две надписи. Одна из них, сделанная куфическим шрифтом в 1156 году, представляет собой налоговый указ султана Нур ад-Дина, который регулировал таможенные сборы с торговцев, прибывавших в город с караванами из Ирака. Другая надпись рассказывает о ремонтных работах, предпринятых в 1223 году по приказу султана Исы аль-Айюби.
В восточной части постройки находится минарет шестиугольной формы на квадратном основании, который опирается как на сами ворота, так и на примыкающую крепостную стену. Сразу за воротами находится древнее кладбище, где покоятся почитаемые члены семьи пророка, его сподвижники, а также халифы из династии Омейядов. Именно поэтому дорога от ворот до кладбища на протяжении веков была усеяна мечетями и медресе, которые создавали благочестивую репутацию всему району и способствовали развитию его ремесленной и коммерческой деятельности.
Баб аль-Джабия (араб. باب الجابية — «Ворота Джабии») были построены в конце II века н.э. и посвящены богу Марсу. Согласно арабской легенде, Марс был изображён на воротах, а его статуя стояла в самих воротах для защиты города. Как и другие римские ворота, первоначально Баб аль-Джабия выглядели как трёхарочный проход, в котором центральная часть предназначалась для повозок и всадников, а два боковых прохода — для пеших путников. Тот же строительный принцип сегодня можно наблюдать на хорошо сохранившихся восточных воротах Баб Шарки.
Баб аль-Джабия были главным входом в город с западной стороны (макет показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). Здесь начиналась Прямая улица (via Recta), которая протянулась на 1,6 км с запада на восток через весь старый город и ныне носит имя Медхад-паши. Она упоминается в Евангелиях и книге Деяний Апостолов. Неподалёку от ворот, на месте нынешней мечети Омейядов, находился римский храм Юпитера, а также построенный Иродом Великим театр (современный Байт аль-Аккад). Своё значение ворота сохраняли также в мусульманскую эпоху.
Современное название Баб аль-Джабия связано с городом эль-Джабия на Голанских высотах, столицей римских союзников — арабов Гассанидов. В мусульманскую эпоху центральная и боковая арка ради безопасности были заложены камнем, и в качестве городских ворот функционировал лишь боковой проход, оставленный для пешеходов. Сохранившиеся надписи упоминают о ремонтных работах, предпринятых в правление султана Нур ад-Дина в 1171–1172 годах, затем снова при Айюбидах и, наконец, в 1288–1289 годах при мамлюках.
Сегодня высота ворот составляет 8 м, ширина — 7 м, глубина — 9 м. На двери сохранились створки, покрытые горизонтальными полосами шипованного железа. На железные створки торговцы вешают свой товар, а в предназначенных для стражи помещениях разместились мелкие лавочки.
В нескольких метрах от Баб аль-Джабия сохранились ещё одни ворота, которые ранее на ночь закрывали доступ в городские кварталы. В одной из створок видна маленькая дверца, которую, случалось, открывали для припозднившихся путников.
Комментарии к данной статье отключены.