По итогам Второй Тихоокеанской войны (1879–1883) Чили захватило у Боливии и Перу ряд территорий в пустыне Атакама, богатых на месторождения селитры. Её добыча являлась основой чилийской экономики, шахты и заводы давали работу тысячам мужчин. Плохие условия труда и несвоевременная выплата заработка привели к волнениям среди рабочих, однако власти не спешили решать острый вопрос, а рассматривали демонстрации как акции неповиновения. Тем не менее проблема никуда не девалась. 10 декабря 1901 года в провинции Тарапака на севере страны началась всеобщая забастовка.
За неделю тысячи бастующих рабочих стянулись в Икику, главный город провинции. Президент Чили Педро Монтт и министр внутренних дел Рафаэль Сотомайор Гаэте поручили генералу Роберто Сильве Ренару разобраться с ситуацией, используя все необходимые средства, чтобы заставить шахтёров вернуться к работе. Число бастующих тем временем росло, и к 20 декабря в Икике собралось от 10 000 до 12 000 человек. Они требовали от правительства выступить посредником между ними и нанимателями, а работодатели настаивали на том, что никаких переговоров не будет, пока все не вернутся на свои рабочие места. Прибывший в город генерал Ренар потребовал, чтобы бастующие покинули школу Санта-Мария и площадь Мануэля Монтта, где они обосновались, сели на поезда и отправились восвояси. Рабочие ответили отказом.
20 декабря власти объявили о введении чрезвычайного положения. В тот же день во время встречи с чиновником на заводе по производству нитратов группа рабочих попыталась покинуть территорию предприятия, но окружившие завод солдаты стали по ним стрелять. Шесть человек погибло. На следующий день состоялись похороны, а после окончания церемонии рабочим было приказано покинуть школу Санта-Мария и собраться на ипподроме. Те опасались, что по ним тоже откроют огонь, и отказались подчиниться. В 14:30 генерал Ренар пообещал, что если в течение часа забастовщики не выполнят его требование, окружившие школу и площадь солдаты действительно откроют огонь. Подчинилась лишь небольшая часть рабочих. Когда время истекло, чилийские военные начали стрелять. Первыми их мишенями стали лидеры бастующих, стоявшие на крыше школы. Запаниковавшие люди побежали, пытаясь прорвать окружение. Солдаты принялись стрелять по ним из винтовок и пулемётов, а затем ворвались в здание и продолжили стрельбу внутри, причём их жертвами становились не только шахтёры, но и их жёны и дети.
В отчёте генерала Ренара сказано, что в ходе резни в школе Санта-Мария погибло 140 человек. По максимальным современным оценкам, жертв могло быть до 3600, однако сегодня принято считать, что их было около 2000 человек. Тех, кто уцелел, солдаты посадили на поезд и отправили работать. Родственникам погибших в Икике власти не выдали свидетельства о смерти, а тела захоронили в братской могиле на городском кладбище.
В 1914 году брат одного из бастовавших шахтёров напал на Ренара и нанёс ему семь ударов ножом, из-за чего генерал ослеп. В декабре 2007 года по случаю столетия трагедии в Чили был объявлен национальный траур.
Комментарии к данной статье отключены.