80 лет назад указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1942 года за проявленное мужество, храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 72-й Краснознамённый смешанный авиаполк ВВС Северного флота был преобразован во 2-й гвардейский смешанный авиаполк. Но спустя несколько месяцев после этого знаменательного события 1 мая гвардейское знамя было вручено… летчикам 78-го истребительного авиаполка под командованием самого известного североморского лётчика Героя Советского Союза майора Бориса Сафонова. Попробуем разобраться, как и почему это произошло.
Чехарда званий, командиров и самолётов
В приказе Народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова от 18 января 1942 года говорилось:
«72-й Краснознамённый смешанный авиационный полк за 4,5 месяца боевых действий сбил в воздушных боях сто восемнадцать самолётов и уничтожил на аэродромах двадцать четыре самолёта противника, уничтожил штурмовыми действиями более двух тысяч человек вражеской пехоты, потопил три транспорта, уничтожил три береговые батареи, многократно разрушал причалы и сооружения в портах противника. За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава… полк преобразовать в гвардейский…»
Бесспорно, это было радостное событие на Северном флоте, но в тоже время поставившее командование в затруднительное положение. Дело в том, что на тот момент большая часть особо отличившихся летчиков-истребителей, воевавших летом и осенью 1941 года в составе 72-го сап во главе со своим лидером, североморским асом Борисом Сафоновым, благодаря которым и было завоевано право называться гвардейцами, теперь служили в другом полку — 78-м иап.
С другой стороны, в 72-м сап в истребительных эскадрильях теперь преобладали молодые летчики из летных училищ и запасных авиаполков, прибывшие на Северный флот в последние месяцы 1941 года. Получилось так, что эти пилоты, не участвовавшие ни в одной воздушной схватке с противником, одномоментно стали гвардейцами.
Командованию ВВС Северным флотом предстояло разрешить это создавшееся двусмысленное положение в обоих авиаполках. Кроме того, говоря современным языком, давно назревала потребность в проведении оптимизации самого 72-го сап, ставшего теперь гвардейским.
Дело в том, что пять его эскадрилий базировались на четырех аэродромах! Вот что собой представлял 2-й гв.сап в начале 1942 года: штаб располагался на аэродроме Ваенга-Вторая и в прямом подчинении у комполка была лишь одна эскадрилья — бывшая сафоновская под командованием капитана Александра Коваленко, летавшая на И-16. Обе бомбардировочные эскадрильи вели боевые действия с основного аэродрома Ваенга-Первая. Эскадрилья «чаек» И-153 дислоцировалась на аэродроме Челнопушка (Чалмпушка), вместе с ней большая часть эскадрильи И-15 бис, а одно звено И-15 бис в составе четырёх самолётов осуществляло ПВО военно-морской базы Иоканьга и базировалось там же на ледовом озере.
Управлять и обеспечивать высокую боевую готовность эскадрилий, разбросанных по разным аэродромам, было довольно хлопотным делом. С окончанием полярной ночи активность боевых действий в небе Заполярья начинает возрастать, тем острее встаёт вопрос о необходимости реорганизации 2-го гв.сап. И ко всему прочему, ВВС СФ получили несколько десятков истребителей «Харрикейн», из прибывавших союзных конвоев в Мурманский морской порт – напрашивалось решение о формировании нового североморского истребительного авиаполка. И такая масштабная реорганизация ВВС Северного флота произошла во второй половине марта 1942 года.
Выписка из приказа Командующего ВВС СФ № 0027 от 15 марта 1942 года «Об организации и перемене мест дислокации частями Северного флота»:
«6. Командиру 2-го кгап:
а) передать в подчинение командира 27 иап матчасть и личный состав из 2-й АЭ (И-153) и полностью 3-ю АЭ (И-15бис);
б) передать в подчинение командира 78-го иап матчасть и личный состав 1-й АЭ (“Харрикейн”) и остальную часть 2-й АЭ (И-16);
в) принять в свое подчинение матчасть и личный состав 1-й, 2-й и 3-й 78-го иап;
г) к 20.03.42 полностью дислоцировать подразделения, КП полка и подразделения 30 Авиабазы на аэродром Первая-Ваенга.
7. Командиру 78-го иап:
а) передать в подчинение командира 2-го гкап матчасть и личный состав 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий;
б) принять в свое подчинение матчасть и личный состав 1-й АЭ и часть 2-й АЭ (И-16) от командира 2-го гкап;
в) к 20.03.42 полностью дислоцировать подразделения, КП полка и подразделения 31 Авиабазы на аэродром Вторая-Ваенга. К этому времени сформировать 2-ю АЭ (“Харрикейн”).
3. Командиру 27-го иап:
б) принять в свое подчинение матчасть 2-й АЭ (И-153) и полностью матчасть и личный состав 3-й АЭ (И-15бис) от 2-го ГКАП;
в) к 20.03.42 дислоцировать подразделения, КП полка и подразделения 27 Авиабазы на аэродром Челнопушка, Иоконьга и лагерях Озерки.
8. В связи с организацией полков и переменой мест дислокации:
— командира 78 иап майора Сафонова допустить к исполнению должности командира 2-го Краснознаменного гвардейского авиаполка;
— командира 2-го кгап майора Туманова допустить к исполнению должности командира 78-го иап.
Командующий ВВС СФ генерал-майор авиации Кузнецов
Военный комиссар ВВС СФ полковой комиссар Сторубляков
Начальник штаба ВВС СФ подполковник Зенкин»
Кардинальные изменения меньше всего коснулись сафоновского авиаполка. По приказу Командующего ВВС Северного флота, майор Сафонов 78-й иап сдал капитану Ивану Туманову и в свою очередь принял от него гвардейский 2-й гв.сап. «Передать» и «принять» так было сформулировано в приказе от 15 марта 1942 года. На практике всё было намного проще: к сафоновскому полку просто добавили две бомбардировочные эскадрильи: 4-ю — с тремя пикирующими бомбардировщиками Пе-2 и 5-ю — с десятью СБ, четырьмя ДБ-3Ф и одним ТБ-3, которые и до приказа командующего все это время базировались вместе с его полком на аэродроме Ваенга-Первая. И поменяли «вывеску» полка, теперь он стал 2-м гвардейским Краснознамённым авиаполком. А остальное все осталось по-прежнему — место дислокации, батальон аэродромного обслуживания и все три истребительные эскадрильи со своей матчастью и лётно-техническим составом.
Пожалуй, к изменениям в сафоновсом полку ещё нужно добавить тот, факт, что у Бориса Сафонова сменился военный комиссар. Вместо старшего политрука Петра Редкова, который с ним был с первых дней войны ещё в 4-й эскадрилье, был назначен батальонный комиссар Филипп Проняков. Ранее он «комиссарил» в одной из бомбардировочных эскадрилий 72-го сап, за что был награжден орденом Красного Знамени, а в ноябре 1941 года был назначен военкомом этого полка. Таким образом, Борис Сафонов «принял» гвардейский авиаполк вместе с его военкомом.
Намного большие перемены претерпел тумановский, теперь уже бывший гвардейский авиаполк. У него забрали помимо двух бомбардировочных ещё две истребительные эскадрильи И-153 и И-15 бис, на базе которых был сформирован новый истребительный авиаполк — 27-й иап под командованием капитана Николая Хряшкова, ранее возглавлявший эскадрилью И-15 бис. Дислокация этих двух истребительных эскадрилий после реорганизации осталась прежней, только теперь на аэродроме Челнопушка был сформирован штаб нового авиаполка.
В сухом остатке у капитана Туманова оказались лишь эскадрилья И-16 и накануне сформированная эскадрилья «Харрикейнов» под командованием старшего лейтенанта Петра Сгибнева. Кроме этого, капитану Туманову предстояло сформировать ещё и третью эскадрилью на базе выделенных в полк «Харрикейнов». Новую эскадрилью возглавил старший лейтенант Леонид Жданов, ранее успешно воевавший в тумановской эскадрилье на И-153. Таким образом, у капитана Туманова на аэродроме Ваенга-Вторая теперь под рукой были все три эскадрильи.
Надо отметить, что «рокировка» с наименованием «гвардейский» в ВВС Северного флота не являлась чем-то исключительным в то время в военно-воздушных силах КА и ВМФ. Так, например, подобная реорганизация проводилась весной 1942 года и в составе ВВС Карельского фронта, когда за боевые успехи в 1941 году 65-й штурмовой авиаполк под командованием Героя Советского Союза В. И. Белоусова 7 марта 1942 года был удостоен звания гвардейский и был преобразован в 17-й гвардейский шап.
В это время костяк штурмового полка со своим командиром осваивал новую матчасть – истребители «Харрикейн» во вновь сформированном 767-м иап. И здесь командование ВВС Карельского фронта пошло тем же путем: на базе старой матчасти – И-153 и И-15 бис сформировало новый полк – 828-м шап, а 767-му иап поменяли «вывеску» — на 17-й гв.шап. В то же время 767-й иап был заново сформирован – укомплектован из молодого пополнения и новой матчасти, все теми же «Харрикейнами».
Командиры гвардейского полка
Как известно, судьба отмерила Борису Феоктистовичу Сафонову командовать гвардейским полком недолго – он погиб 30 мая 1942 года в бою над союзным конвоем PQ-16. После его гибели во второй раз гвардейский полк возглавил И. К. Туманов. Иван Константинович не был летчиком асом – на его боевом счету числился всего лишь один сбитый 8 июля 1941 года вражеский истребитель Ме-109, но как командир-организатор, с этой точки зрения, он был лучшей кандидатурой для замены легендарного летчика и командира в составе ВВС Северного флота. Увы, 6 ноября 1942 года он погиб в авиакатастрофе.
30 января 1943 года на должность командира 2-го гв.сап была утверждена кандидатура командира эскадрильи 78-го иап Героя Советского Союза – самого результативного на тот период двадцатидвухлетнего капитана Петра Григорьевича Сгибнева. Срок командования гвардейским авиаполком у капитана Сгибнев оказался еще короче, чем у майора Туманова – 3 мая 1943 года он разбился. В дни празднования Первомая приказом командующего ВВС СФ был наложен запрет на все вылеты, не связанные с боевыми действиями. Но, молодой и порывистый Петр Сгибнев не усидел в эти майские дни за праздничным столом и решил «размяться» в воздухе, что и стало причиной его гибели.
Пока подбирали новую кандидатуру, способную возглавить гвардейский полк, чуть меньше месяца исполнял обязанности командира полка майор Марат Васильевич Семенихин – он в управлении 6-й истребительной авиадивизии ВВС СФ занимал должность помощника командира дивизии по летной подготовке и воздушному бою. Затем гвардейский авиаполк принял майор Дмитрий Федорович Маренко, в конце мая прибывший с высших офицерских курсов ВМФ. Ранее с первых дней войны он воевал на Черноморском флоте в составе 32-го иап, преобразованный 31 мая 1943 года в 11-й гвардейский иап. За свои боевые успехи в составе ВВС ЧФ командованием полка представлялся к награждению орденом Ленина, но в итоге был награждён орденом Красного Знамени. До конца войны Д.Ф. Маренко успешно командовал 2-м гв.сап имени Б. Ф. Сафонова. Лично регулярно вылетал на боевые задания. По окончании боевых действий в небе Заполярья был представлен к ордену Нахимова 2-й степени. В наградном листе, в частности, отмечалось:
«Волевой и решительный командир, в воздушных боях смел, инициативен и находчив, показывает образцы мужества и отваги своим личным примером. Пользуется заслуженным авторитетом среди всего личного состава авиаполка.
За умелое руководство боевыми действиями авиаполка в результате чего только за три месяца сбито 31 самолет противника, за лично произведенные 12 успешных боевых вылетов и сбитый самолет противника. за воспитание у лётного состава на личном примере высокого боевого духа, мастерства, мужества и отваги достоин награждения… Командир 6 авиадивизии ВВС СФ генерал-майор авиации Петрухин, 23.10.1944».
Комментарии к данной статье отключены.