Штурмовая и бомбардировочная авиация Краснознамённого Балтийского флота наносила регулярные удары по немецким транспортам и военным кораблям в гавани Пиллау с марта 1945 года. Однако лишь некоторые успехи советских лётчиков хорошо известны любителям военной истории. Одним из забытых эпизодов стало потопление штурмовиками Ил-2 транспорта «Вале» в ходе налётов 9 апреля 1945 года.
В одну строчку о событиях этого дня можно прочесть в немецком документе под названием «Ситуация на Балтике 12 апреля 1945 года, 08:00»: «09.04.45 при бомбёжке гавани Пиллау и Камштигаля затонули пароходы «Юлиус» [Julius], «Эльбинг-1» [Elbing I] и «Вале» [Vale], а также лихтер с боеприпасами». К сожалению, немецких данных за апрель 1945 года сохранилось очень мало, но благодаря советским документам и снимкам фотоконтроля результатов ударов самолётов 11-й ШАД ВВС КБФ гибель парохода «Вале» можно попытаться реконструировать.
Неудача пикировщиков
На утро 9 апреля командование ВВС КБФ располагало тремя ударными авиадивизиями: минно-торпедной 8-й МТАД и штурмовыми 9-й и 11-й ШАД. Судя по документам штаба ВВС КБФ, изначально планировалось, что по Пиллау будет наносить удар только 11-я ШАД. Стоит заметить, что авиация Краснознамённого Балтийского флота наносила удары по Пиллау с марта 1945 года. Задачами этих налётов были дезорганизация работы порта, уничтожение кораблей и судов противника. Обычно удары во взаимодействии друг с другом наносили пикировщики 12-го Гв.ПБАП 8-й МТАД и штурмовики 11-й ШАД. План таких ударов под кодовым названием «Заря» был специально разработан штабом ВВС КБФ.
Как сказано выше, было решено, что 9 апреля 1945 года атаковать будет только 11-я ШАД. Вечером 8 апреля дивизия получила следующий приказ:
«08.04.45, 21:30. Командующий ВВС КБФ приказал: командиру 11-й ШАД 09.04.45 по данным воздушной разведки 15-го ОРАП уничтожать транспорты и корабли противника в ВМБ Пиллау, Кёнигсбергском канале и на подходах. Операцию организовывать самостоятельно силами дивизии. Напряжение — три вылета на экипаж».
На этом основании командир 11-й ШАД отдал подчинённым собственный приказ:
«К 06:30 09.04.45 иметь в 30-минутной готовности к вылету на уничтожение кораблей и транспортов противника в порту Пиллау: командиру 47 ШАП — 22 экипажа, из них 1-я и 4-я группа — подавление ПВО с ФАБ-100 с АМ-А [авиационный взрыватель мгновенного действия — прим.ред.], 2-я и 3-я группа — ударные с бомбовой зарядкой по две ФАБ-250 с АВ-1-7 и донным АВ-87 с замедлением 7 секунд; командиру 8-го Гв.ШАП — 22 экипажа, из них: три группы с бомбовой зарядкой по две ФАБ-250 с АВ-1-7 и одна группа с ФАБ-100 с АМ-А; командиру 9-го ИАП — 24 экипажа на сопровождение Ил-2».
Нужно отметить довольно серьёзные силы, выделенные на подавление ПВО Пиллау. Полностью исключить потери и повреждения от зенитного огня они не смогли, но в любом случае свою роль сыграли.
Задействованные в утреннем налёте 9 апреля 1945 года пикировщики 12-го Гв.ПБАП имели на вечер 8 апреля следующий приказ: «09.04.45 к 06:30 иметь в готовности три самостоятельных ударных группы по 12 самолётов Пе-2 в каждой. Задача: во взаимодействии с торпедоносцами и топмачтовиками 1-го и 51-го МТАП… по данным воздушной разведки уничтожать боевые корабли противника в районе мыса Хель. Быть готовым к ударам по конвоям в море». Однако, проведя утром 9 апреля разведку, командование ВВС КБФ перенацелило пикировщики на Пиллау, добавив их к штурмовикам 8-го Гв.ШАП и 47-го ШАП.
В 08:45 11-я ШАД получила новый приказ от командующего ВВС КБФ: «Командиру 11-й ШАД в 10:30 нанести удар по транспортам противника в Пиллау. В 10:33 удар наносят Пе-2 8-й МТАД».
Из документов 8-й МТАД: «08:57, командиру 12-го Гв.ПБАП. В 10:33 нанести удар 27 Пе-2 по транспортам в порту Пиллау. В 10:30 удар наносят Ил-2 Манжосова» [командир 11-й ШАД полковник Д.И. Манжосов — прим.ред.]. По сути, это было выполнение типового плана удара по Пиллау «Заря», который как написано выше, раз за разом проводили ВВС КБФ.
Сначала в 09:33 на взлёт пошли 22 Ил-2 47-го ШАП (ведущий капитан Г.Т. Попов), а через минуту стартовали 22 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий капитан К.В. Благодаров). Ещё через шесть минут, обеспечивая воздушное прикрытие, за штурмовиками последовали 24 Як-9 9-го ИАП (ведущий майор И.С. Платонов). В 09:45 для удара по Пиллау вылетели 27 Пе-2 12-го Гв.ПБАП (ведущий майор К.С. Усенко) под прикрытием 22 Як-9 14-го Гв.ИАП.
Первыми в атаку вышли самолёты 47-го ШАП. Один штурмовик по техническим причинам повернул домой, но остальные дошли до цели. В 10:28 с одного захода 10 Ил-2 с планирования с высоты 1500–300 м атаковали четыре батареи зенитной артиллерии, а 11 Ил-2 с высот 300–150 м — транспорт водоизмещением до 10 000 тонн. Экипажи наблюдали попадания двух ФАБ-250 в этот транспорт, взрывы и пожар на нём. Успех удара подтверждался фотографией горящего транспорта, снятого штурмовиком-фотоконтролёром. Атаковавшие зенитки штурмовики доложили о том, что подавили огонь двух зенитных батарей и вызвали большой силы взрыв на берегу военной гавани.
Штаб ВВС КБФ в оперсводке №198 от 9 апреля 1945 года (далее — «оперсводка») оценил результаты удара как потопление транспорта водоизмещением 6000 тонн. Судя по снимкам фотоконтроля, можно предположить, что именно в ходе этой атаки «Вале» получил повреждения, но финальный удар по нему будет нанесён через четыре часа.
Полностью подавить ПВО Пиллау не удалось: двум штурмовикам, которые пилотировали лейтенанты В.Я. Глухарёв и В.П. Остапенко, из-за боевых повреждений пришлось садиться на армейских аэродромах, ещё шесть самолётов, вернувшихся на аэродром, механики привели в порядок в течение суток.
Следом, в 10:28–10:30, немецкие корабли в Пиллау четырьмя группами атаковали 22 Ил-2 8-го Гв.ШАП. Группа капитана К.В. Благодарова, по докладам экипажей, атаковала транспорт в 6000 тонн в бассейне №2, добившись попаданий одной ФАБ-250 и двумя ФАБ-100. Группа младшего лейтенанта Х.Х. Абазова атаковала транспорт в 7000 тонн и тоже добилась попадания в него двумя ФАБ-100. Группы лейтенанта А.Г. Махова и младшего лейтенанта А.М. Ермолаева атаковали в военной гавани транспорт в 5000 тонн, но попаданий бомб экипажи не наблюдали.
В штабе ВВС КБФ полагались не только на доклады экипажей штурмовиков, но и на донесения истребителей сопровождения и самолётов-разведчиков 15-го ОРАП. В результате в той же оперсводке штаба ВВС КБФ значится следующее: «Потоплен один танкер водоизмещением 2000 тонн. Вызван взрыв до 15 вагонов железнодорожного состава». Зенитным огнём были повреждены шесть штурмовиков, которые вышли из строя на сутки. Истребители сопровождения 9-го ИАП воздушного противника не встретили, потерь и повреждений не имели.
В 10:30–10:33 27 Пе-2 12-го Гв.ПБАП с высоты 2100 м с пикирования сбросили бомбы по кораблям и транспортам в Пиллау. В результате удара экипажи наблюдали пожары на четырёх транспортах, но штаб ВВС КБФ в оперсводке зафиксировал: «27 Пе-2 (ведущий майор Усенко) в 10:30 с высоты 3000–2100 м безрезультатно бомбили транспорты в порту Пиллау».
Зенитным огнём был повреждён Пе-2 лейтенанта И.А. Шестакова, который сделал вынужденную посадку на аэродроме Виттенберг. Позднее самолёт отремонтировали, экипаж не пострадал. В экипаже старшего лейтенанта А.П. Мирошниченко осколками зенитного снаряда был тяжело ранен штурман лейтенант А.Г. Никитин. Истребителям 14-го Гв.ИАП повезло меньше: огнём зенитной артиллерии был сбит Як-9 опытнейшего лётчика, командира эскадрильи капитана И.И. Голосова, который упал в 3-4 км севернее Пиллау.
Вторая серия
В целом первый совместный удар пикировщиков и штурмовиков по Пиллау вышел не слишком успешным, поэтому командование ВВС КБФ решило перенацелить 12-й Гв.ПБАП на совместные с 9-й ШАД удары по немецких кораблям и судам у косы Хель. Из документов 8-й МТАД:
«10:52, командиру 8-й МТАД. Командующий ВВС КБФ приказал: 09.04.45 нанести два удара по боевым кораблям у мыса Хель, совместно с самолётами Ил-2 Слепенкова [командир 9-й ШАД подполковник Я.З. Слепенков — прим.ред.]. Первый удар наносят Ил-2 в 15:00 с целью обеспечения атаки самолётов Ил-2. Самолёты Пе-2 удар наносят в 15:03. Второй удар Ил-2 наносят в 19:20, Пе-2 в 19:23».
Заметим, что в результате ударов 8-й МТАД и 9-й ШАД немцы понесли потери у мыса Хель, но эти события требуют отдельного исследования, поэтому вернемся к действиям 11-й ШАД по Пиллау. Несмотря на то что пикировщики перенацелили на корабли и суда у мыса Хель, для штурмовиков 11-й ШАД ничего не изменилось: им было приказано наносить удары по порту Пиллау.
В 10:10 командующий ВВС КБФ отдал следующий приказ: «Командиру 11-й ШАД последующие удары по транспортам противника в порту Пиллау наносить самостоятельно». После этого самолёты 11-й ШАД, перевооружившись, во второй раз отправились бомбить корабли и суда в Пиллау.
В 12:35 стартовали 25 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий майор Ф.Н. Тургенев), а через три минуты взлетели 22 Ил-2 47-го ШАП (ведущий капитан Г.Т. Попов). Через семь минут после 47-го ШАП стартовали 28 Як-9 9-го ИАП (ведущий подполковник А.Д. Джапаридзе), обеспечивающие прикрытие.
В 13:20–13:22 штурмовики 8-го Гв.ШАП одним заходом атаковали тральщик и сторожевой катер на выходе из военной гавани. Экипажи наблюдали взрыв одной ФАБ-250 у борта тральщика. От зенитного огня получили повреждения шесть штурмовиков, вышедшие из строя на сутки. В 13:22 одним заходом с планирования с высоты 1100–100 м до девяти сторожевых катеров в военной гавани и в восточной части морского аэродрома бомбили штурмовики 47-го ШАП. По докладам экипажей, они добились попадания бомбами ФАБ-100 в два сторожевых катера, а также подавили огонь трёх зенитных батарей. Зенитным огнём были повреждены пять штурмовиков, которые были восстановлены в течение суток. Получили ранения два воздушных стрелка. Участие истребителей 9-го ИАП свелось к подтверждению потопления экипажами 47-м ШАП катерного тральщика: немецкая авиация над Пиллау отсутствовала.
Гибель «Вале»
Успехи второго удара были скромными, и штурмовики отправились атаковать Пиллау в третий раз. В 14:04 взлетели 18 Ил-2 47-го ШАП (ведущий капитан Ю.А. Акаев), а через три минуты — 18 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий старший лейтенант С.Н. Красовский). Последними в 14:15 стартовали 20 Як-9 9-го ИАП (ведущий майор М.П. Носков).
В 14:56 обе группы штурмовиков одновременно вышли в атаку по кораблям.
«Илы» 47-го ШАП одним заходом с высот 900–100 м атаковали транспорт водоизмещением 8000 тонн (чёрного цвета, однотрубный, длина 130 метров, ширина 17 метров), стоящий у стенки бассейна №1 военной гавани, и четыре мотобота. По докладу экипажей, они наблюдали два прямых попадания ФАБ-250, cброшенных капитаном Акаевым, в транспорт, на котором произошёл взрыв и возник пожар. Зенитным огнём был тяжело повреждён один Ил-2, но лётчик смог посадить его на передовом армейском аэродроме.
Штурмовики 8-го Гв.ШАП двумя группами с высот 1100–100 м атаковали транспорт водоизмещением 8000 тонн (двухтрубный, длина 140 м, ширина 24 м) c левой стороны у стенки в бассейне №1. Третья группа подавляла зенитный огонь в районе бассейнов №1 и №2 — её вёл лидер общей группы старший лейтенант Красовский. Экипажи наблюдали попадания в транспорт двух ФАБ-250 (майора Ф.Н. Тургенева и лейтенанта Б.В. Бурштейна), за которыми последовали взрыв и пожар на судне. Немецкие зенитчики повредили два штурмовика, но механики восстановили их в течение 24 часов, получил ранение один воздушный стрелок.
Интересно, что истребители прикрытия несколько по-другому оценили результаты налёта. В донесении 9-го ИАП говорилось: «20 Як-9 (ведущий майор Носков) в период 14:15–15:40 вылетали на сопровождение Ил-2, бомбивших Пиллау. Истребителей противника не было. Наблюдали прямое попадание двух ФАБ-250 третьей группы 8-го Гв.ШАП и одной бомбы группы 47-го ШАП в транспорт противника. На транспорте произошёл взрыв и пожар». В результате штаб ВВС КБФ в оперсводке зафиксировал транспорт в 8000 тонн как совместно потопленный 8-м Гв.ШАП и 47-м ШАП.
Именно в этот момент началась агония «Вале». Немцы оттащили транспорт на другую сторону бассейна №1 военной гавани, где он окончательно затонул. Самое интересное, что на том же месте, где получил смертельные повреждения «Вале», позже будет потоплен другой немецкий транспорт, но это уже другая история. К этому можно добавить лишь, что позднее комиссия, оценивавшая результативность ударов с воздуха ВВС КБФ, указала в своём отчёте: к гибели транспорта «Вале» привели три попадания авиабомб ФАБ-250.
Это массивное грузовое судно встречается на фотографиях гораздо реже потопленного тремя неделями ранее транспорта «Мендоза» и известно в основном специалистам. Построенный в 1939 году в Эмдене на верфи «Нордзееверке» (Nordseewerke Emden GmbH) пароход имел водоизмещение 5950 тонн при длине 135,2 м, ширине 18 м и осадке 7,2 м, и развивал скорость 11,5 узлов. «Вале» эксплуатировался гамбургской судоходной компанией «Фригга» (Seereederei Frigga AG), и к весне 1945 года уже был знаком с советскими штурмовиками: 23 апреля 1944 года на севере Норвегии судно получило лёгкие повреждения от пушечно-пулемётного огня и осколков бомб, сброшенных самолётами 46-го ШАП ВВС Северного флота.
Четвёртый налёт: «Юлиус» и «Эльбинг»
Хотя штурмовикам 11-й ШАД и удалось добиться весомого успеха, командир дивизии приказал нанести удар по Пиллау в четвёртый раз за день. В 18:09 стартовали 18 Ил-2 47-го ШАП (ведущий подполковник З.Ф. Лазарев), а через три минуты — 18 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий старший лейтенант В.М. Дубина). Прикрытие составили взлетевшие в 18:20 20 истребителей Як-9 9-го ИАП (ведущий капитан П.С. Сычёв).
Первыми достигли цели «Илы» 47-го ШАП. В 18:55 одним заходом с высоты 1100–100 м они атаковали два транспорта водоизмещением 4500 и 3500 тонн, а также три быстроходные десантные баржи (БДБ), стоящие в бассейне №1 военной гавани. Группа подавления зенитного огня обрабатывала три батареи в северной части бассейнов №1 и №2. Экипажи наблюдали два прямых попадания ФАБ-250 в транспорт водоизмещением 4500 тонн, сильный взрыв и пожар. Ещё одна ФАБ-250 угодила в транспорт водоизмещением 3500 тонн, вызвав большой взрыв, а четвертая — в одну из БДБ. Штаб ВВС КБФ оптимизм пилотов и стрелков 47-го ШАП не оценил, и в оперсводке отмечено только повреждение транспорта водоизмещением 3500 тонн. Группа подавления ПВО со своей задачей полностью справилась: ни один из самолётов не был сбит и не отправился в ремонт.
Штурмовики 8-го Гв.ШАП вышли в атаку через 10 минут. Они сбросили бомбы с планирования с высоты 900–100 м. Первая из трёх групп, ведомая старшим лейтенантом Дубиной, подавляла огонь ПВО, группа лейтенанта Махова атаковала транспорт водоизмещением до 4000 тонн на входе в бассейн №1, а группа младшего лейтенанта Ермолаева — транспорт водоизмещением до 5000 тонн и стоящие рядом у стенки бассейна №3 две сухогрузные баржи.
В результате атаки экипажи наблюдали прямое попадание одной бомбы ФАБ-250 в рядом стоящие баржи, на которых был вызван взрыв и пожар. Прямых попаданий в транспорт не было: по докладу экипажей, бомбы разорвались в 2–3 метрах от борта транспорта. Штаб ВВС КБФ, как обычно, заявки урезал, и в оперсводке упомянуто лишь о потоплении самоходной баржи. Немецкие зенитчики смогли повредить три Ил-2, но механики восстановили их в течение суток.
Вероятно, именно в ходе этой атаки 8-го Гв.ШАП погиб транспорт «Юлиус». По данным справочника по кригсмарине Эриха Грёнера, это случилось у внешнего мола Пиллау. По советским же документам, как видно из сказанного выше, атак по немецким кораблям у внешнего мола Пиллау 9 апреля не производилось. Если исходить из наружного вида судна (небольшое, с надстройками в кормовой части — чем напоминает самоходную баржу) и донесений экипажей 8-го Гв.ШАП, то «Юлиус» потопила именно эта группа штурмовиков. Остаётся надеяться, что удастся найти снимки фотоконтроля всех атаковавших в тот день групп штурмовиков и судьба этого судна прояснится.
В целом атаки по Пиллау 9 апреля 1945 года можно оценить как весьма успешные. С минимальными потерями лётчики 11-й ШАД достоверно потопили минимум два транспорта и лихтер. Загадкой остаётся упоминание немцами транспорта «Эльбинг-1»: судно с таким названием было потоплено штурмовиками ВВС КБФ ещё 9 октября 1944 года у Моонзундских островов. Возможно, в немецком донесении допущена ошибка, и в действительности 9 апреля 1945 года было потоплено другое судно. Не стоит забывать и то, что на текущий момент не все документы о потерях немецкого военного и торгового флота доступны исследователям, поэтому часть кораблей и судов, потопленные в Пиллау в марте-апреле 1945 года, не идентифицирована по сей день.
Источники:
- Документы филиала архива МО в Гатчине (Архив ВМФ)
- Документы британского национального архива — перехваты по операции «Ультра»
Комментарии к данной статье отключены.