Немецкий пароход «Везерштайн» (Weserstein), построенный на гамбургской верфи «Дойче Верфт» (Deutsche Werft) по чрезвычайной мобилизационной программе, был сдан компании «Северогерманский Ллойд» (Norddeutscher Lloyd) 1 июня 1944 года. Судно принадлежало к большой серии германских пароходов военной постройки типа «Ганза I». Война коснулась его 27 ноября 1944 года, когда штурмовики 11-й штурмовой авиационной дивизии Краснознаменного Балтийского флота атаковали немецкие корабли и суда в порту Либава. В результате попадания бомбы пострадал груз судна и получили ранения три моряка. Пароход ушёл в Германию и стоял в ремонте до нового года, но через четыре месяца после возвращения судна в строй штурмовики 11-й шад вернулись и добили его.
Необходимо отметить, что накануне описываемых событий, 11 апреля 1945 года, пикирующие бомбардировщики 12-го гв.пбап и все четыре полка штурмовиков ВВС КБФ (7-й и 8-й гв.шап, 35-й и 47-й шап) нанесли два массированных удара по немецким транспортам и кораблям у косы Хель. В результате, по имеющимся на текущий момент немецким данным, было потоплено и повреждено не менее 12 транспортов и боевых кораблей при потере шести Ил-2. По-видимому, успех этого удара привёл к желанию командования ВВС КБФ повторить его, но вмешалась погода, и основной точкой приложения усилий пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков 12 апреля 1945 года стал порт Пиллау.
Перемена цели
Но начнём по порядку. Как и в предыдущие дни, основой для атак Пиллау стал план «Заря». С вечера 11 апреля пикирующие бомбардировщики 12-го гв.пбап нацеливались на удар по немецким кораблям и судам у косы Хель, но в 06:08 12 апреля 1945 года командир 8-й мтад отдал командиру полка следующий приказ:
«Приказываю в течение дня 12.04.45 27 Пе-2 под прикрытием 14-го гв.иап во взаимодействии со штурмовиками 9-й и 11-й шад нанести бомбардировочный удар с пикирования по транспортам и боевым кораблям в порту Пиллау. Первый удар в 10:00–10:05, второй удар 15:00–15:05, третий удар 19:10–19:15. Задача: потопить не менее трёх кораблей. Бомбы применять ФАБ-250 с коробчатым стабилизатором, ФАБ-100 чугунные. Результат удара обязательно сфотографировать».
Куда меньше сомнений было у командира 11-й шад. Ещё в 00:45 12 апреля 1945 года он отдал следующий приказ:
«Командирам 8-го, 47-го и 9-го авиаполков. Командир дивизии приказал: с 06:00 12.04.45 иметь в стартовой готовности в 8-м шап и 47-м гв.шап по 8 Ил-2, в 9-м иап — 8 Як-9 на уничтожение кораблей противника в море по данным воздушной разведки, вылет по сигналу с командного пункта дивизии. К 08:00 12.04.45 иметь в 30-минутной готовности на уничтожение транспортов противника в ВМБ Пиллау командиру 8-го гв.шап — 22 Ил-2, командиру 47-го шап — 20 Ил-2, командиру 9-го иап — 22 Як-9. Ведущим на первый вылет 8-й гв.шап. Бомбовая зарядка 50% ФАБ-250 (бомбы с простым стабилизатором расходовать запрещено), 50% ФАБ-100. Для групп подавления ПВО использовать ФАБ-100 чугунные с АМ-А, для ударных — сварные с коробчатым стабилизатором.
В составе авиаполков иметь не менее 60% экипажей, наносящих удар с низких высот. Организация удара согласно указаниям на 09.04.45. Напряжение — три вылета на каждый экипаж. Готовность к повторному удару через 1 час 30 минут после посадки. Командирам авиаполков прекратить распыление удара авиаполка по 4–5 объектам. Удар полка концентрировать на одном, максимум двух наиболее крупных транспортах до их полного потопления. Все самолёты, требующие облёта, облетать к 08:00, форсировать ввод матчасти в строй ко второму вылету».
Дольше всех на удары по кораблям в Данцигской бухте была нацелена 9-я шад, однако, в конце концов, и её решили перенацелить на район Пиллау.
Насколько сложны были метеоусловия, говорит тот факт, что сначала удар пикировщиков и штурмовиков вместо планируемых 10:00 перенесли на 11:00, но позже командование ВВС КБФ изменило своё решение, и вновь приказало штурмовикам нанести удар в 10:00. Как бы то ни было, приказы были отданы, самолёты готовились к вылетам, экипажам были разъяснены цели ударов.
Первыми на взлёт в 09:16 пошли штурмовики 8-го гв.шап, ведомые гвардии майором Ф.Н. Тургеневым — всего взлетел 21 самолёт. Через четыре минуты за ними последовали 19 Ил-2 47-го шап, которые вёл капитан Ю.А. Акаев. Для их прикрытия в 09:25 вылетели 22 Як-9 9-го иап под руководством майора М.П. Носкова. По традиции последними, в 09:26, для фотоконтроля удара вылетели два Як-9 разведывательного звена 9-го иап. Вскоре после взлёта выяснилось, что у одного штурмовика из 8-го гв.шап не убираются шасси, и он повернул домой.
Штурмовики 9-й шад базировались ближе своих товарищей, поэтому взлёт самолёты дивизии начали только в 09:50. Это была группа 7-го гв.шап гвардии старшего лейтенанта Н.М. Карлова, состоящая из 16 Ил-2, прикрытая четвёркой Як-9 12-го иап старшего лейтенанта И.А. Шкурко. В 10:07 за ними последовала вторая группа, состоящая из 16 Ил-2 35-го шап под руководством капитана Ф.И. Пилипенко; их прикрывали три Як-9 старшего лейтенанта Л.Н. Ручкина из 12-го иап. Ещё через пять минут взлетела группа воздушного боя в составе восьми Як-9 12-го иап, которых вёл капитан П.Р. Гонтарь, и группа контроля удара из двух Як-9 управления авиадивизии во главе с самим командиром 9-й шад подполковником Я.З. Слепенковым.
Позже всех, между 10:15 и 10:27, произвели взлёт 27 Пе-2 12-го гв.пбап, которых вёл гвардии майор С.В. Попов. Для их прикрытия взлетели 23 Як-9 14-го гв.иап. Стоит отметить, что пикировщики до цели дошли не все: три из них повернули домой по техническим причинам. Следом за ударной группой вылетел на контроль удара по Пиллау разведчик Пе-2 12-го гв.пбап под прикрытием четвёрки Як-9 21-го иап.
Первыми, как и ожидалось, порт Пиллау атаковали штурмовики 11-й шад. В 09:58 к цели тремя группами подошли штурмовики 47-го ШАП, которых вели капитан Ю.А. Акаев, лейтенант И.Г. Мышкин и лейтенант П.А. Радзиевский. При этом 14 Ил-2 действовали с высот 150–70 метров, а пять Ил-2 с планирования с высот 900–300 метров курсом 190° атаковали стоящие рядом два транспорта водоизмещением до 8000 тонн каждый в бассейне №1 и один транспорт водоизмещением до 6000 тонн в бассейне №2.
Экипажи израсходовали 20 ФАБ-250, 36 ФАБ-100, 66 РС-82, а также 1360 ВЯ, 2750 ШКАС и 440 БС. Экипажи штурмовиков наблюдали два прямых попадания ФАБ-250 в транспорт водоизмещением 8000 тонн, стоявший в бассейне №1 (однотрубный, двухмачтовый, окраска шаровая), на котором вызвали сильный взрыв и пожар. Также, по наблюдениям экипажей, они добились одного прямого попадания в транспорт в 6000 тонн, стоявший в бассейне №2; на нем тоже наблюдался взрыв и пожар. По итогам боевого вылета штаб ВВС КБФ засчитал полку только повреждение транспорта в 6000 тонн.
Противник вёл по атакующим штурмовикам 47-го шап сильный огонь, но потерь не было, хотя три самолёта вышли из строя на срок до 2 суток.
Удача гвардейцев
За 47-м шап в бой пошли экипажи 8-го гв.шап. Свои цели атаковали три группы штурмовиков, которые вели гвардии майор Ф.Н. Тургенев, гвардии старший лейтенант А.Г. Махов и гвардии лейтенант Б.В. Бурштейн.
В период 09:58–10:00 с высот 1100–100 метров с боевого курса 200° одним заходом шесть Ил-2 группы старшего лейтенанта А.Г. Махова подавляли огонь зенитной артиллерии в районе бассейнов №1 и №2, обеспечивая атаку двух ударных групп Ил-2. По донесению экипажей, они уничтожили батарею зенитной артиллерии трёхорудийного состава на позициях в 300 метрах на северо-восток от бассейна №2.
Воспользовавшись работой группы подавления ПВО, вышла в атаку группа гвардии майора Ф.Н. Тургенева. Шесть штурмовиков атаковали транспорт водоизмещением до 4000 тонн в бассейне №2, а ещё один Ил-2 — транспорт в 4000 тонн в бассейне №1. Последними подключились семь Ил-2 гвардии лейтенанта Б.В. Бурштейна: штурмовики его группы атаковали транспорт и сухогрузную баржу с боеприпасами в бассейне №1.
Экипажи 8-го гв.шап доложили о прямом попадании ФАБ-250 в транспорт водоизмещением до 4000 тонн, стоящий в бассейне №1, которого добился гвардии младший лейтенант М.Н. Смирнов. На транспорте наблюдался взрыв и пожар большой силы. Ещё одного попадания ФАБ-250 добился сам гвардии лейтенант Б.В. Бурштейн — его бомба угодила в сухогрузную баржу. Остальные бомбы рвались на берегу и в бассейне №1 и №2 в непосредственной близости от транспортов, что привело к взрыву склада с боеприпасами между бассейнами №1 и №2. Всего по целям было израсходовано 24 ФАБ-250, 28 ФАБ-100, 66 РС-82, 3000 ВЯ и 4130 ШКАС.
Несмотря на усилия группы подавления ПВО, противник вёл по атакующим штурмовикам сильный огонь. Опять обошлось без безвозвратных потерь, но сразу восемь Ил-2 вышли из строя на срок до двух суток. Пострадали лётчик гвардии лейтенант П.Д. Лаврик, которому осколками малокалиберных снарядов поцарапало лицо, руки и грудь, и воздушный стрелок гвардии младший сержант Н.И. Павликов, который получил лёгкие ушибы.
Штаб ВВС КБФ оценил успехи полка в один потопленный транспорт на 4000 тонн и одну потопленную баржу с боеприпасами на 1000 тонн. Именно в ходе этой атаки погиб «Везерштайн». Из советского послевоенного отчёта об обследовании порта Пиллау известно следующее:
«Бомба попала в палубу транспорта в 30 метрах от кормы на расстоянии 1 метра от левого борта. Пробиты две палубы (толщина каждой 10 мм), разрыв бомбы произошёл у днища транспорта. Расстояние между палубами 4 метра. От взрыва нанесены разрушения в подводной части транспорта, вследствие чего затоплены кормовые трюмы. Бомба имела стальной корпус и была снаряжена головным взрывателем АВ-1-7с и донным АВ-87 с установкой замедления на 7 секунд».
Итог для парохода подвела советская комиссия по результативности: «Транспорт заполнен водой, стоит с дифферентом на корму». Отдельно стоит отметить, что потопление судна было засчитано всем экипажам 8-го гв.шап, принимавшим участие в атаке на Пиллау в этот день.
«Виганд» и другие
Через полчаса, в 10:28, в атаку вышли 16 Ил-2 35-го шап, которых вёл капитан Ф.И. Пилипенко. Их целью стал конвой в составе транспорта и пяти сторожевых катеров, обнаруженный в аванпорту Пиллау. Всего по целям было израсходовано шесть ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 32 РС-82, а также 2600 ВЯ, 5000 ШКАС и 280 БС. Экипажи доложили, что прямыми попаданиями ФАБ-250 и ФАБ-100 потоплен транспорт на 3000 тонн. Помимо этого, повреждения получил один сторожевой катер, подожжён ангар на аэродроме и подавлена батарея зенитных автоматов. Штаб ВВС КБФ засчитал полку потопление транспорта на 3000 тонн и повреждение сторожевого катера.
Огонь немецких зенитных орудий оказался точным, и лейтенанту М.Г. Харламову пришлось совершить вынужденную посадку на фюзеляж на одном из советских аэродромов. Экипаж не пострадал, но штурмовик отправился в ремонтные мастерские.
Почти сразу после атаки 35-го шап свои цели нашёл и 7-й гв.шап. В 10:31 ведомые гвардии старшим лейтенантом Н.М. Карловым 16 Ил-2 в снижении с 900 до 100 метров с боевого курса 80° в 500–800 метрах от порта на внешнем рейде Пиллау штурмовали один сторожевой корабль, одну БДБ, одну СДБ и одну мореходную баржу водоизмещением до 2000 тонн. Израсходовав 12 ФАБ-250, 38 ФАБ-100, 45 РС-82, 8100 ВЯ, 3100 ШКАС и 560 БС, экипажи доложили о потоплении СДБ и БДБ, а также о повреждении морской баржи. Штаб ВВС КБФ не стал вносить правки в донесения пилотов и засчитал всё, о чем они заявили.
Немецкие зенитчики вновь встретили атакующих сильным огнём, в результате чего в районе цели был потерян экипаж гвардии лейтенанта Мамикона Тиграновича Сергиянца и гвардии младшего сержанта Михаила Ивановича Баженова.
Последними над Пиллау появились пикировщики 12-го гв.пбап. В период 10:58–11:01 в пикировании с 3300 до 2100 метров с боевым курсом 90–150° сразу 24 бомбардировщика Пе-2 нанесли удар по транспорту водоизмещением 5000 тонн в бассейне №1 военной гавани — всего было сброшено 66 бомб ФАБ-250. По донесению экипажей, они наблюдали прямое попадание в центральную часть транспорта, а также большое количество разрывов на пирсах и портовых сооружениях. Штаб ВВС КБФ записал на счёт полка повреждение транспорта в 5000 тонн.
Немецкие зенитчики вели сильный огонь и сумели подбить один из «Петляковых». В аварийном акте говорилось:
«При выводе из пикирования самолёт получил повреждения правого мотора осколком снаряда зенитной артиллерии, на сборе подстроился, но стал отставать, и на траверзе Кёнигсберга отвалил в сторону Эльбинга. По радио ничего не передавал. По докладу истребителей, самолёт произвёл посадку в районе Кёнигсберга и взорвался (предположительно, сел на минное поле)».
С задания на этом самолёте не вернулся экипаж в составе лётчика гвардии лейтенанта Алексея Григорьевича Щёткина, штурмана гвардии лейтенанта Павла Григорьевича Лобанова и стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Петра Дмитриевича Лопатенко.
Не меньше проблем пикировщикам создали немецкие истребители. Всего лишь пара «Мессершмиттов» Bf 109 — вероятно, из эскадры JG 51 — внезапно атаковала бомбардировщики на выходе из пикирования. Для сопровождавших пикировщики истребителей из 14-го гв.иап атака оказалась неожиданной: они доложили, что воздушного противника не наблюдали. В результате на Пе-2 гвардии лейтенанта А.М. Захарова была разбита левая шайба вертикального оперения, но лётчик сумел довести самолёт до аэродрома. Для второго Пе-2 атака «Мессершмитта» стала фатальной. Из аварийного акта:
«При выводе из пикирования в результате атаки одного Ме-109, который огнём пушек разрушил стабилизатор, самолёт неуправляемый упал в районе цели. Отражения атак не производилось, т.к. истребитель противника подошёл незамеченным из-за шайбы киля… При выводе из пикирования сзади-слева атакован одним Ме-109 с дистанции 50 м, [который] разрушил левую часть стабилизатора. Самолёт с задиром свалился на крыло. Упал в районе цели в воду. Парашютистов не наблюдалось».
Вместе с самолётом в полном составе погиб экипаж, состоявший из лётчика гвардии старшего лейтенанта Андрея Петровича Мирошниченко, штурмана гвардии лейтенанта Степана Васильевича Куклина и стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Фёдора Ивановича Иванова.
После атаки пикировщиков налётов на Пиллау 12 апреля 1945 года больше не было, причиной чему вновь стала переменчивая погода. По немецким данным, помимо погибшего «Везерштайна» в этот день получил попадание стоящий в порту пароход «Виганд» (Wiegand) на 5869 брт. Этому судну сильно повезло: бомба, попавшая в носовую часть, не взорвалась. Пароход совершил переход в Рендсбург, где с 14 по 21 апреля прошёл ремонт. Сожалеть о том, что потопить «Виганд» не вышло, не стоит: после войны судно по репарациям передали СССР, где оно получило имя «Михаил Фрунзе». Под советским флагом транспорт ходил до 1968 года, после чего отправился на слом.
Кто добился попадания в «Виганд» — штурмовики 11-й шад или пикирующие бомбардировщики 12-го гв.пбап — на текущий момент установить невозможно, поскольку немецкие документы, способные прояснить подробности, отсутствуют. Впрочем, событиями 12 апреля 1945 года война не закончилась, и за следующий месяц самолёты ВВС КБФ нанесли ещё много успешных ударов по немецким кораблям и судам.
Комментарии к данной статье отключены.