В XIX веке скотоводы и плантаторы в провинции Рио-Гранди-ду-Сул (сейчас это одноимённый штат на крайнем юге Бразилии) столкнулись с тем, что их продукция — в первую очередь вяленое мясо, предназначавшееся для внутреннего рынка — проигрывает импортным товарам из Аргентины и Уругвая, так как облагается более высокими налогами. Тяжёлая экономическая обстановка в конце концов вылилась в полноценный вооружённый конфликт — войну Фаррапус (от португальского слова farroupilha — «оборванец»). Повстанцев, основную массу которых составили пастухи, фермеры и рабы, возглавили генерал Бенту Гонсалвес да Силва, некогда богатый землевладелец, и полковник Антониу ди Соуза Нету. В 1835 году генерал да Силва захватил столицу провинции, город Порту-Алегри, однако вскоре угодил в плен. Чтобы закрепить достигнутые успехи, Антониу ди Соуза Нету, уже носивший звание генерала, 11 сентября 1836 года провозгласил создание независимой от Бразильской империи Республики Риу-Гранди.
Первоначально столица нового государства находилась в городе Пиратини, но за девять лет существования республика поменяла пять столиц. Президентом был заочно избран Бенту Гонсалвес да Силва. В его отсутствие обязанности главы государства исполнял Хосе Гомис Жардин. В 1837 году генерал бежал из плена и вернулся в мятежную провинцию, где принял на себя полномочия президента и оставался на этой должности до 1843 года, когда подал в отставку. Его пост вновь занял Хосе Гомис Жардин.
Тем временем восстание набирало обороты. В соседней провинции Санта-Катарина повстанцы в 1839 году захватили крупный порт Лагуна, в чём им немало помог итальянский революционер Джузеппе Гарибальди, который за три года до того возглавил флот молодой республики — пусть этот флот и был невелик. Повстанцы удерживали город на протяжении четырёх месяцев и успели провозгласить там ещё одно государство — Республику Жулиана. Прежде чем имперские войска вернули под свой контроль захваченные территории в Санта-Катарине, Республика Жулиана успела образовать недолговечную конфедерацию с Республикой Риу-Гранди. А последняя даже обрела частичное международное признание. Её суверенитет признали три государства: Аргентина, Великобритания и Франция. При этом европейские державы выдвинули условие: свободный доступ своих кораблей в порты Республики Риу-Гранди. Уругвай также начал процесс признания республики, но не успел завершить все необходимые процедуры.
После падения Лагуны война Фаррапус пошла на спад и 1 марта 1845 года завершилась подписанием договора Пончо Верде, в соответствии с которым Республика Риу-Гранди ликвидировалась. Повстанцам, в том числе участвовавшим в войне рабам, объявлялась амнистия, а местные жители получили право самостоятельно выбирать главу провинции.
Комментарии к данной статье отключены.