Сомнений в том, что следующая большая война окажется атомной, в 50-е годы XX века не было ни у кого. Любая из сторон предполагаемого конфликта спешно запасала ядерное оружие и средства его доставки. Отсутствие спутников наблюдения и надежных межконтинентальных ракет порождало совершенно апокалиптические концепции войны.
Теоретические выкладки и практические наработки высшего армейского руководства неумолимо свидетельствовали, что танкам и мотопехоте предстояло идти в бой в буквальном смысле этого слова под зарево близких ядерных взрывов. Технологический разрыв между основными боевыми танками вероятных противников неумолимо сокращался по любому из основных параметров. Тактическое ядерное оружие по этой причине рассматривалось как одна из форм непосредственной огневой поддержки, а, значит, возникала потребность и в соответствующих модификациях боевой техники.
Т-55 стал одним из первых танков массового производства, рассчитанным на тактику неограниченной атомной войны. Основой для него послужила глубокая модернизация Т-54Б.
Согласно мемуарам Леонида Николаевича Карцева, главного конструктора Уралвагонзавода, создавался танк нелегко. Таланты главы рабочего коллектива лавировать между решениями власти, конкурирующими военными заводами и военным лобби сыграли в судьбе танка не меньшую роль, чем непосредственные боевые качества и новаторские решения.
Действия главного конструктора в чем-то походили на приключения Остапа Бендера – заявки на комплектующие смежным заводам пропихивались в момент реструктуризации власти, когда спросить у высших инстанций, насколько те заявки оправданны, их руководство не могло в силу физического отсутствия такового – не только как отдельного человека, но и всего министерства как единой рабочей структуры!
В силу тех же причин и типичной для эпохи генерального секретаря Хрущева логики принятия решений, танк оказалось проще сдать как «новый», а не как очередную модернизацию «старого» – так появился «объект 155», впоследствии более известный как Т-55.
К этому моменту, позиции советского оружия во многом оказались скомпенсированы усилиями оружейников вероятного противника. На вооружение бронетехники их армий полным ходом шла длинноствольная 105-мм пушка Royal Ordnance L7, а броневая защита новых западных танков в заметной степени принижала эффективность 100-мм орудия советского производства.
Работы по усилению огневой мощи советских танков позже закончились появлением Т-62 с его 115-мм пушкой, но для танка на базе Т-54 количество потребных изменений конструкции явно превышало доступные пределы дешевой модернизации. Оставалось повышать комплексную эффективность машины – и тут, как нельзя лучше, сыграли взгляды на будущую войну.
Расчет сделали на огневую поддержку ядерным оружием – в условиях наличия такого же оружия у второй стороны конфликта. Разумеется, эта вводная неминуемо снижала и значимость выживания отдельной машины – а потому, комплекс технических новинок в принципе не ставил задачу повышения непосредственных боевых показателей танка. Для зачистки дезорганизованного ядерным ударом и в основном небоеспособного противника некоторый проигрыш в огневой мощи и средствах наблюдения за целью не имели значения.
Испытания ядерного оружия свидетельствовали, что сам танк мог выдержать подрыв тактического заряда на куда меньшем расстоянии, чем его экипаж. Проникающая радиация вблизи от эпицентра убивала танкистов вне зависимости от экранировки заброневого пространства. Безжалостная логика термоядерной войны диктовала, что полная защита невозможна, да и не имеет смысла. Речь шла в первую очередь о сохранении экипажем приемлемой дееспособности – хотя бы на время боя.
Для этого танк сделали по-настоящему герметичным: улучшили все уплотнители на люках и технологических отверстиях, убрали один вентилятор с крыши башни, а также установили автоматическую систему отключения бортовой электросети и двигателя по сигналу детектора гамма-излучения.
За те доли секунды, что ударная волна проходила расстояние в семьсот метров от эпицентра тактического ядерного взрыва до танка (минимальное расстояние, на котором противоатомная защита еще обеспечивала более-менее приемлемую защиту экипажа), он успевал загерметизироваться и убавить ход вплоть до полной остановки. Шквал радиоактивной пыли накрывал уже защищенную от ее проникновения машину. На большем расстоянии шансы экипажа возрастали еще сильнее.
Сепаратор-нагнетатель, своего рода «пылесос наоборот», гарантировал, что с момента прохождения над танком ударной волны повышенное давление внутри танка не даст радиоактивной пыли забиться в щели и попасть в отсек экипажа. У этого решения оказался и еще один результат – с этого момента танк мог эффективно преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров своим ходом – по дну. Требовалась лишь минимальная подготовка, куда проще наведения понтонов или какой-то иной переправы – особенно в условиях вражеского противодействия.
Кроме того, с башни танка убрали привычный для более ранних машин зенитный пулемет – для стрельбы по реактивным штурмовикам и бомбардировщикам он уже не годился, а до появления ударных вертолетов с управляемыми противотанковыми ракетами все еще оставались долгие годы.
Значительным усовершенствованиям подверглась и ходовая часть. Мощность двигателя возросла с 520 лошадиных сил у Т-54 до 580 лошадиных сил у Т-55. Переговоры по этой работе, согласно мемуарам Карцева, провели в том же решительном стиле, что и многие другие судьбоносные решения – договорились напрямую с заместителем главного конструктора СКБ № 75 Челябинского тракторного завода и директором завода, без участия главного конструктора Ивана Яковлевича Трашутина. Любые сомнения, которые тот мог бы высказать, и любые официальные согласования, которых он мог бы потребовать, неминуемо задержали бы сдачу новаторских узлов танка в производство. А их в конструкцию ввели немало:
В топливных баках-стеллажах предусмотрели ниши для боеукладки, что позволило заметно увеличить запас хода без ущерба для размера боекомлпекта. В условиях предполагаемого наступления через зону тактических ядерных ударов не приходилось даже мечтать о каком-либо постоянстве снабжения, так что подобное решение вполне отвечало ключевым требованиям к машине ядерной войны. Опасения, что подобное размещение топлива и снарядов окажется более уязвимым, чем раздельное, на практике не подтвердились.
Достаточно сложную конструкцию бесконтактной снарядной боеукладки между отсеком экипажа и моторным отсеком пришлось внедрять с помощью традиционного уже для Карцева личного вмешательства – чтобы доказать, что работа куда проще, чем кажется, главный конструктор потратил ночь в цеху с инструментами в руках. Даже в своих мемуарах он признал, что работа получилась куда сложнее, чем он рассчитывал, хотя и проще, чем утверждали сотрудники сборочного цеха. Проблему решил установленный прямо в цеху макет укладки, на котором цеховых рабочих обучали работать с неожиданно сложной в сборке конструкцией.
Система термической дымовой аппаратуры на основе впрыска топлива в выхлопной коллектор двигателя гарантировала достаточную плотность дымовой завесы без необходимости возить отдельные дымовые шашки. На их место установили еще две бочки с топливом по 200 литров каждая.
Вопрос пожарной безопасности танка решала унифицированная автоматическая система противопожарного оборудования.
Компрессор воздушной системы на сто пятьдесят атмосфер позволил не пользоваться внешним устройством перезарядки воздушных баллонов и заметно ускорял запуск двигателя. Особенно актуальным это решение оказалось зимой. При наличии сжатого воздуха завести двигатель можно было даже с полностью разряженными аккумуляторами.
Этот же компрессор наглядно доказал, что безоглядно заимствовать детали в авиации больше не получается. Взятый «как есть», он проявил себя ненадежным и уязвимым к слишком высокой для первоначального варианта рабочей температуре и пылевому загрязнению. Для воздушного редуктора пришлось делать отдельный металлический кожух, трубки воздухопровода постоянно разрушались от вибрации – и работы по устранению проблемы затянулись на полгода. К счастью для танковых конструкторов, авиаторы согласились доработать компрессор с учетом всех требований, но с этого момента конструкторы Уралвагонзавода старались куда осторожнее заимствовать детали, первоначально созданные конструкторами других отраслей.
В середине 1957 года танк официально приняли на вооружение. В 1958 новая боевая машина отправилась в серийное производство. Армейская жизнь Т-55 началась.
Характеристики Т-55 ранних серий выпуска:
- Масса, тонн: 36
- Длина с пушкой вперед, мм: 9000
- Длина, мм: 6200
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 человека
- Вооружение: 100-мм пушка Д-10Т2С; 2×7,62-мм пулемета
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Тип двигателя: В-55, дизельный
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 500
Разумеется, как и любой иной танк холодной войны, Т-55 почти незамедлительно начал подвергаться улучшениям и модернизациям. Политики балансировали на грани близкой войны, так и не переросшей в активные боевые действия – а потому любую принятую на вооружение боевую машину требовалось непрерывно совершенствовать.
К 1960 году танк получил систему принудительной воздушно-жидкостной очистки приборов наблюдения от радиоактивного пепла, жидкого ила, пыли, а также любых иных загрязнений. Теперь в предполагаемых боевых условиях экипажу не требовалось покидать защищенный объем, чтобы привести в порядок средства наблюдения за полем боя.
Также были добавлены призматический наблюдательный прибор наводчика и дублирующий гидропневматический привод управления главным фрикционом. С ним даже неопытный водитель мог заметно увереннее вести танк.
Напряженная политическая обстановка заставляла конструкторов относиться к термоядерной войне как вероятному событию, а потому, систему противоатомной защиты активно совершенствовали. К 1962 году Т-55 подвергся комплексной модернизации средств защиты экипажа. Для сокращения потенциальных источников радиоактивного загрязнения и общего повышения живучести под обстрелом с лобовой детали корпуса убрали курсовой пулемет, за счет чего боеукладка увеличилась еще на шесть снарядов. Отсек экипажа обшили противорадиационным защитным подбоем, который в силу своей толщины успешно дублировал функции противоосколочного.
Результат модернизации стал известен под индексом Т-55А. На его же основе создали командирскую машину Т-55АК с дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством – на машину командира батальона ставилось две отдельных радиостанции большой мощности.
К тем же годам создается и поступает на вооружение ТО-55 – с огнеметом на месте спаренного пулемета и возможностью пусков огневой смеси быстрыми сериями, практически в автоматическом режиме.
К 1962 году на вооружении СССР состояло более 9000 машин – вполне достаточно, чтобы начать поставки танка государствам-союзникам. За период с 1962 по 1970 год в общей сложности 1800 Т-55 и Т-55А были поставлены на вооружение в ГДР. Чехословакия и Польша выпускали его по лицензии с 1964 г. до середины 1970-х. Все это время танк непрерывно модернизировался в ожидании так и не случившейся войны.
Гусеницы танка в 1965 году заменили более живучими, с ресурсом в 2000-3000 километров хода. Прогресс в баллистике позволил удержать эффективность не подлежащей замене 100-мм пушки на должном уровне. В 1967 году на вооружение танка поступил снаряд БМ-8, способный пробить 275 мм брони с дистанции в два километра. Более поздние снаряды обладали еще лучшими бронебойными качествами.
К 1970 году на танк вернули зенитный пулемет – успешный дебют вертолетов на поле боя снова потребовал средство борьбы с относительно медленными, но опасными низколетящими воздушными целями.
К этому времени Т-55 служил по всей планете. В СССР Т-54, Т-55 и Т-62 разных модификаций составляли до 85% общего танкового парка. Согласно данным Jane's, общее количество выпущенных Т-55 всех модификаций на вооружении шестидесяти стран мира на конец XX века достигло 100.000 штук. Низкий силуэт, малая требовательность к подготовке экипажа и высокая мобильность вкупе с эволюцией подкалиберных и кумулятивных боеприпасов успешно сохранили его позиции даже в современных условиях.
Да, глобальной ядерной войны так и не случилось. Тем не менее, Т-55 завоевал репутацию неприхотливой, боеспособной и доступной машины в огромном количестве малых войн по всему земному шару... но это уже совсем другая история.
Список источников:
- Танки. – Минск: «ООО Попурри», 2003
- Современные танки. – М.: «Арсенал-Пресс», 1995
- Танкомастер. – М.: 2001, № 6
- Карцев Л.Н. Воспоминания Главного конструктора танков // «Техника и вооружение», 2008, №№ 1-5, 8, 9, 11.
- Steven Zaloga. T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944-2004 – Oxford, Osprey.
Комментарии к данной статье отключены.