22 ноября министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщил о том, что в распоряжение Национальной гвардии Украины поступили специализированные автомобили «Раптор». Машина изготовлена на базе шасси грузового автомобиля КрАЗ модели 6322 «Солдат» и предназначена для перевозки военнослужащих. Известно, что ее бронезащита соответствует одному из уровней стандарта НАТО STANAG 4569. Кременчугский автомобильный завод производит несколько моделей военных автомашин различного класса («Кугуар», «Спартан», «Шрек»), которые также поставляются Вооруженным силам и Национальной гвардии Украины.
Усовершенствование модели 6322 «Солдат» на шасси 6х6 состоит в установке на автомобиль защитной брони, а на место кузова – специального усиленного фургона, предназначенного для защиты перевозимых военнослужащих. О толщине применяемого металла информации пока нет, но косвенно о нем можно судить по ощутимой разнице в весе «Раптора» и серийного бортового «Солдата» 6322 – 25200 и 22800 кг соответственно. Таким образом, общий вес бронезащиты автомобиля и установленного на нем оборудования составляет 2,4 тонны. Дизельный восьмицилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью 330 л. с. способен разогнать машину до скорости 80 км/ч. «Раптор» имеет два топливных бака ёмкостью по 250 литров каждый и на одной заправке может пройти более 1000 километров.
Бронированный фургон «Раптора» рассчитан на 24 бойца, имеет автономное отопление и кондиционирование, а также оборудован люками для эвакуации. Кроме того, он оснащен смотровыми окошками с бронестеклом и бойницами для ведения огня при движении автомобиля. В настоящее время обсуждаются планы по оборудованию фургона дополнительной поворотной башней для пулеметчика. Фургон имеет свойства автономной капсулы (внутреннее освещение, автономную систему отопления и кондиционирования), поэтому, будучи снятым с автомашины, при подключении к источнику электроэнергии может быть использован в качестве стационарного пункта для блокпоста либо иного помещения военного назначения – штаба, лазарета, жилого блока.
«Раптор» обладает повышенной проходимостью, так как Кременчугский автомобильный завод ранее специализировался на выпуске тяжелых грузовиков и тягачей для горнорудной промышленности, нефтедобычи и лесозаготовок. Благодаря высоко расположенной раме грузовик КрАЗ способен преодолевать броды глубиной до 1,5 метров, бездорожье и склоны с углом наклона до 60°.
Перевозка солдат в тылу и оперативная доставка их на поле боя всегда была одной из важнейших задач для любой армии. В условиях же современных войн и локальных конфликтов от своевременной доставки солдат к месту боя часто зависит исход целой операции. Автомобиль типа КрАЗ «Раптор» функционально отличается от другой военной техники, используемой для транспортировки солдат – в частности, от БМП и БТР, также перевозящих небольшие воинские подразделения (8-12 человек). Основное отличие состоит в том, что прямое участие в боевых действиях для «Раптора» не предусмотрено – более того, боевое столкновение является для машины нежелательной ситуацией, так как ее бронезащита минимальна и не рассчитана на прямое попадание снаряда или бронебойной пули крупного калибра. Задача «Раптора» и ему подобных автомашин состоит лишь в том, чтобы оперативно доставить солдат к месту назначения (до поля боя), а также обеспечить быструю передислокацию подразделений или эвакуацию раненых.
Транспорт для перевозки солдат должен соответствовать нескольким главным требованиям – быть вместительным, высокопроходимым, надежным и неприхотливым в обслуживании. Кроме того, он должен быть защищен от пуль и осколков, а также иметь возможность вести оборонительный бой. Вместе с тем, следует иметь в виду, что открытость кузова часто является положительным фактором в условиях внезапного нападения на транспортное средство, так как позволяет солдатам быстро покинуть его при обстреле. Многие страны мира производят такие машины в силу того, что конструктивно они немногим отличаются от обычных грузовиков. Армейские грузовики, как правило, представляют собой автомашины с открытым кузовом и тентом. Бронезащита на такие автомобили устанавливается редко – чаще всего, в тех случаях, когда машина превращается в некое подобие мобильной огневой точки. Так, во время войны во Вьетнаме американская армия широко использовала так называемые «гантраки» (gun-trucks). Гантраком может служить любой грузовой автомобиль или пикап, в кузове которого устанавливается вооружение – пулемет, миномет, артиллерийское орудие или турель небольшой ракетной установки. Сегодня такие боевые единицы весьма популярны у различного рода повстанческих и партизанских формирований.
Бронирование автомашины КрАЗ «Раптор» и оснащение её пулеметным гнездом (именно такое требование было озвучено министром внутренних дел Украины) вызвано специфическими условиями военных действий, в которых ей предстоит работать. Так называемая «гибридная война» ведется в условиях нечеткой линии противостояния, преимущественно партизанскими методами и с повсеместным использованием мобильных легковооруженных групп, устраивающих засады и неожиданные атаки.
Очевидно, что использование неприспособленных гражданских транспортных средств для перевозок военнослужащих во время боевых действий приводит к неоправданным потерям. Поэтому в условиях конфликта на востоке Украины создание такой машины как «Раптор» выглядит достаточно обоснованным решением, которое будет способствовать снижению числа потерь среди личного состава украинских силовых структур.
Комментарии к данной статье отключены.