В 1933 году, с приходом к власти нацистов, в Германии активизировались работы по созданию новых вооружений. В первую очередь это касалось артиллерии. Для разрушения французской «Линии Мажино» и бельгийских фортов было принято решение создать мортиры особенно большого калибра. В 1934 году германское Управление вооружений сухопутных войск распространило среди соответствующих предприятий техническое задание на разработку орудия, способного одним снарядом вывести из строя объект с бетонными стенами толщиной до 9000 миллиметров.
В 1935 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала 600-мм мортиру, на основе которой и было принято решение вести дальнейшие разработки. Проекту было присвоено кодовое наименование «Проект 040», но более популярным стало название «Карл» — в честь генерала Карла Беккера, курировавшего проект и внесшего несколько ценных замечаний и предложений разработчикам.
Проектные изыскания привели к созданию в 1937 году опытного образца мортиры калибра 600 мм. Вес мортиры для того времени был чудовищным – 54,5 тонны. Проведённые полевые испытания и стрельбы выявили целый ряд проблем, требовавших немедленного решения.
Дальность стрельбы мортиры 4-тонными снарядами составляла всего 1 км, что не устраивало заказчика. Орудие, находящееся столь близко от линии фронта, было бы слишком быстро обнаружено инструментальной разведкой противника и уничтожено. Кроме того, большой вес мортиры затруднял её доставку, монтаж и выдвижение на позиции. Поэтому фирме «Рейнметалл-Борзиг» было поручено разработать самоходный тягач, на котором монтировалась бы артиллерийская установка и с которого бы проводились стрельбы.
Вес снарядов уменьшили вдвое и увеличили длину ствола, в результате чего дальность стрельбы выросла до 4-х километров, однако пробивная способность снарядов при этом уменьшилась до 3-3,5 метров железобетона. Военные не возражали — баланс между дальностью выстрела и пробивной способностью снарядов был найден.
Определённые трудности возникли и с разработкой самоходного лафета. До этого разработок подобной техники нигде в мире не велось, поэтому немецким инженерам пришлось начинать «с чистого листа». Был создан тягач с восемью опорными и восемью поддерживающими катками. В качестве силового агрегата был выбран 750-сильный 12-клапанный двигатель DB507 разработки компании «Daimler-Benz», который к тому времени уже использовался на торпедных катерах. Двигатель размещался в передней части установки.
Для того, чтобы лафет выдерживал 700-тонную нагрузку отдачи, внутренние концы торсионов подвески жёстко не закрепляли, что позволяло перед выстрелом опускать тягач «на брюхо» — этот процесс занимал около десяти минут. После окончания стрельб проводилась обратная операция — тягач поднимался, и установка могла начинать движение.
Для гашения отдачи орудия применялась система двухуровневого отката. На первом этапе откатывалось орудие в люльке, на втором – откатывалась сама люлька, подвижно закреплённая на тягаче.
Вес орудия вместе с тягачём-лафетом получился огромным — 97 тонн. Мощности двигателя хватало, чтобы перемещать артсистему только со скоростью 10 км/ч. К тому же, малая дальность стрельбы «Карла» повышала возможность его обстрела противником. Исходя из этого, было принято решение защитить расчёт орудия противоосколочной бронёй из катаных стальных листов толщиной 10 мм. Кроме того, для повышения грузоподъёмности количество опорных катков увеличили с 8-ми до 11-ти. В результате этого вес артсистемы увеличился до 126 тонн.
Для мортиры были разработаны три типа снарядов:
-
легкие бетонобойные — весом в 1,7 тонны (в т. ч., 280 кг тротила);
-
тяжелые бронебойные — весом в 2,17 тонны (в т. ч., 348 кг тротила);
-
фугасные — весом в 1,25 тонны (в т. ч., 460 кг тротила).
Скорострельность «Карла» составляла 1 выстрел за 10 минут. Боезапас – 8 снарядов. Для перевозки боезапаса и его перегрузки использовались два тягача-погрузчика на базе танка Pz.Kpwf. IV Ausf. E. Каждый из них мог везти по 4 снаряда и был снабжён 2,5-тонным краном для перегрузки их на лоток мортиры, где единовременно помещалось 3 снаряда. Заряжалась мортира раздельно (пороховой заряд подавался отдельно от снаряда), механизмы наведения орудия были ручными и позволяли устанавливать его ствол на углах наклона от 4° до 70°. Максимальная длительность полёта снаряда составляла 49 секунд.
При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе мортира перевозилась на трейлерах, в разобранном виде. С этой целью установка разбиралась на четыре части:
- люльку ствола весом в 42 тонны;
-
верхний лафет весом в 41,8 тонны;
-
мост и ходовую часть весом в 21,6 тонны;
-
самоходный лафет весом в 82,3 тонны.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
В 1940 году началось производство первой серийной партии мортир «Проекта 040». Так как за всё время было выпущено всего 7 таких артсистем, включая прототип, то каждая мортира получила собственное название. Первые серийные экземпляры назвали по-библейски: «Адам» и «Ева». Однако потом идеологическая «установка» поменялась, и все последующие мортиры получили имена богов скандинавского пантеона: «Один», «Тор» «Локи» и «Циу» (или «Тюр»). Прототип же получил название «Фенрир» — в честь сказочного волка, убийцы бога Одина. Позже, «для порядка», мортирам «Адам» и «Ева» были присвоены новые имена — «Бальдр» и «Вотан».
«Адам» поступил в войска в ноябре 1940 года. «Ева», «Тор» и «Один» — в середине апреля 1941 года. Последние две установки – в августе 1941 года. Первое боевое крещение мортиры получили в сражениях Вермахта с Красной Армией.
Комментарии к данной статье отключены.