Статья о 305-мм гаубице – вершине могущества артиллерии русской армии эпохи Первой мировой войны. Охарактеризованы технические особенности устройства этого мощного орудия и процесс его установки на огневой позиции.
На вершине артиллерийской пирамиды русской армии Первой мировой войны стояла 305-мм гаубица обр. 1915 г. – не только максимальный калибр для полевой артиллерии особой мощности, но и творение отечественной оборонной промышленности.
Хотя русские оружейники к концу Первой мировой войны заканчивали разработку орудия 406-мм калибра (гаубица по типу французской артсистемы), но в условиях русского ТВД в таком орудии не было надобности (стандарты позиционной войны на Русском фронте не дотягивали до западноевропейских) – и 12-дюймовка успешно справлялась со всем спектром задачам по разрушению целей любого уровня сложности.
Гаубица была сконструирована и изготовлена в 1915 г. Обуховским и Петроградским металлическими заводами. Первым из них изготавливались стволы и прицельные приспособления, а вторым – лафеты с установочными частями.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/811/content/%D0%98%D0%BB.1..jpg)
3 – прицел (левый); 4 – рукоять затвора; 5 – станок; 6 – фундаментная рама; 7 – деревянное основание.
Ствол орудия – трехслойный. Скрепление – смешанное посредством трубы и кожуха. Крутизна нарезов – прогрессивная.
Применялись поршневые затворы двух типов: системы Розенберга и системы Обуховского завода, отличающиеся лишь деталями. Открывание затвора обоих типов производилось вращением рукояти по часовой стрелке; при закрывании затвора рукоять вращается в обратную сторону. Причем выстрел был возможен лишь при полностью закрытом затворе, что обеспечивается особым предохранителем. Отличительная особенность затвора системы Розенберга заключается в том, что он может открываться как в правую, так и в левую сторону.
Люлька орудия – массивная, фигурная стальная отливка с коническим желобом по середине для ствола и с тремя цилиндрическими каналами, являющимися цилиндрами компрессора (два по бокам желоба) и накатника (один под желобом). При выстреле ствол откатывается по направляющим планкам люльки, с которой он связан посредством штоков компрессора и накатника.
Лафет – упругого типа с откатом по оси канала ствола. Применялся гидравлический компрессор и воздушно-гидравлический накатник (наполняемый веретенным маслом и воздухом, сжатым до 50–65 атмосфер). Подача масла в цилиндры компрессоров и накатника производится из специального бака с помощью насоса, смонтированного на лафете.
Станок гаубицы представлял собой массивную клепаную конструкцию, опирающуюся на фундаментную раму. Подъемный механизм – зубчатая дуга с тормозным приспособлением, не допускающим изменения угла возвышения при выстреле.
Приведение орудия в положение для заряжания производится посредством подъемного механизма.
305-мм гаубица обладала поворотным механизмом оригинального устройства: при вращении его маховиков станок лафета поворачивается вокруг центральной оси шарикового подпятника, причем задняя часть станка перекатывается на роликах по задней части фундаментной рамы.
Фундаментная рама – клепаная конструкция, служащая жестким основанием для всей системы: на основной ее части помещается шариковый подпятник, а по заднему срезу положены дуги, по которым перекатываются опорные ролики станка.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/812/content/%D0%98%D0%BB.2..jpg)
с уложенным деревянным основанием
Важную функцию выполняло деревянное основание орудия – разборное, четырехрядное, служащее упругим буфером, поглощающим возникающие при выстреле вертикальные силы, и предохраняющее систему от возможных продольных перемещений. Основание укладывалось в специально отрываемый в грунте котлован. На дно котлована укладывается установочное кольцо фундаментной рамы, а на него – четыре ряда брусьев деревянного основания. На верхний ряд брусьев кладется верхняя часть фундаментной рамы. Установочное кольцо, деревянное основание и верхняя часть фундаментной рамы скрепляются между собой болтами.
Щитового прикрытия гаубица не имела.
Большую роль играла грамотная организация подъездных путей, служащих для доставки системы от нормальной ж/д колеи до огневой позиции, а также для подвоза боеприпасов. Вес наиболее тяжелой части системы (повозки лафета), перевозимой на двух двухосных тележках, достигает 20 т. Ha каждую вагонетку укладывается 2 полных выстрела. Вагонетки передвигаются вручную. Ha 1 орудие было положено 300 м узкой ж/д колеи и 2 вагонетки.
От погреба с боеприпасами снаряды и заряды подвозятся на вагонетке. С вагонетки посредством специальных талей снаряды подаются на тележку, передвигающуюся по круговому рельсовому пути. Тележку передвигают вплоть до совмещения оси ее желоба с осью зарядного лотка, составляющей продолжение оси канала ствола, приведенного в положение для заряжания. С тележки по зарядному лотку снаряд прибойником досылается в канал ствола.
Прицельных приспособлений было два – правое для горизонтальной и левое для вертикальной наводки. Каждое из них состоит из дугового качающегося прицела с панорамой Герца и кронштейна прицела, укрепленного на цапфе люльки.
Перевозится гаубица только по железной дороге нормальной и узкой колеи, для чего она предварительно разбирается на отдельные части: ствол, лафет, люльку, фундаментную раму и деревянное основание. Ствол с затвором и лафет перевозятся на двух двухосных тележках; люлька – на одной тележке по узкоколейному пути. Ha этих же тележках они ставятся на ж/д платформы нормальной колеи.
Огневая позиция для батарей, вооруженных 305-мм гаубицами, выбирается преимущественно в лесу, невдалеке от линии железной дороги на слабопересеченной местности.
Переход из походного положения в боевое включает в себя следующие последовательные этапы: а) прокладка узкой ж/д колеи от огневой позиции до встречи с нормальной ж/д колеей; б) перегрузка повозок системы с платформ нормальной ж/д колеи на узкую колею; в) доставка повозок системы по узкой ж/д колее на огневую позицию; г) отрыв котлована для укладки деревянного основания (к этой работе приступают сразу же после выбора огневой позиции; д) укладка деревянного основания; е) сборка системы; ж) укладка узкоколейного пути от погреба с боеприпасами до огневой позиции.
Для перегрузки материальной части с платформ применялись особые домкраты.
После доставки на огневую позицию частей артсистемы приступают к укладке деревянного основания в заблаговременно отрытый котлован, представляющий собой яму с прямоугольным основанием размерами 775 на 640 см и глубиной в 2,5 м. Сзади котлована укладывается прямой участок узкоколейной железной дороги, которым заканчивается подъездной путь, идущий к позиции от нормального ж/д пути.
Ha дно котлована опускается установочное кольцо, в каждое из 30 отверстий которого вставляются фундаментные болты. После этого последовательно укладываются 4 ряда брусьев деревянного основания, причем фундаментные болты пропускаются сквозь соответствующие им отверстия в брусьях. Когда укладка деревянного основания закончена, на вагонетке подвозят основную часть фундаментной рамы и при помощи домкратов плавно опускают на деревянное основание, следя, чтобы фундаментные болты прошли сквозь соответствующие отверстия в фундаментной раме.
Для установки станка вдоль боковых сторон котлована ставят на городках попарно друг против друга 4 домкрата. В промежутке между домкратами настилаются поверх фундаментной рамы звенья узкой ж/д колеи. Станок устанавливается между домкратами так, чтобы нижний погон шарикового подпятника был над основной частью фундаментной рамы. Станок канатами подвязывается к балкам парных домкратов и с их помощью поднимается на такую высоту, чтобы штыри станка вышли из отверстий в тележках для его перевозки. После этого убираются тележки и рельсы, и станок посредством домкратов плавно опускается на фундаментную раму – так, чтобы концы фундаментных болтов вошли в отверстия для них в шариковом подпятнике. После этого на концы фундаментных болтов навинчиваются гайки.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/813/content/%D0%98%D0%BB.3..jpg)
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/814/content/%D0%98%D0%BB.4..jpg)
Для сборки ствол гаубицы и люлька устанавливаются на своих тележках на прямом участке узкоколейной железной дороги позади котлована – впереди люлька, а за ней ствол. По обеим сторонам ствола гаубицы вновь устанавливаются попарно 4 домкрата. Балки домкратов пропускаются под стволом, который при вращении рукояток домкратов поднимается на такую высоту, чтобы ось ствола расположилась на продолжении оси люльки. После этого люльку надвигают на дульную часть ствола.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/815/content/%D0%98%D0%BB.5..jpg)
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/816/content/%D0%98%D0%BB.6..jpg)
Соединенный с люлькой ствол по рельсовому пути за канаты перетаскивается в станок и устанавливается так, чтобы цапфы люльки пришлись над ладыгами станка.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/817/content/%D0%98%D0%BB.7..jpg)
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/818/content/%D0%98%D0%BB.8..jpg)
Продолжительность всех работ по переходу из походного в боевое положение составляла 2–5 суток.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/002/819/content/%D0%98%D0%BB.9..jpg)
Таковы главные конструктивные особенности этого замечательного орудия, служившего в русской и Красной армиях.
Все фото: Тихомиров Н. Артиллерия особой мощности. – М., 1935.
Комментарии к данной статье отключены.