Статья о 305-мм гаубице – вершине могущества артиллерии русской армии эпохи Первой мировой войны. Охарактеризованы технические особенности устройства этого мощного орудия и процесс его установки на огневой позиции.
На вершине артиллерийской пирамиды русской армии Первой мировой войны стояла 305-мм гаубица обр. 1915 г. – не только максимальный калибр для полевой артиллерии особой мощности, но и творение отечественной оборонной промышленности.
Хотя русские оружейники к концу Первой мировой войны заканчивали разработку орудия 406-мм калибра (гаубица по типу французской артсистемы), но в условиях русского ТВД в таком орудии не было надобности (стандарты позиционной войны на Русском фронте не дотягивали до западноевропейских) – и 12-дюймовка успешно справлялась со всем спектром задачам по разрушению целей любого уровня сложности.
Гаубица была сконструирована и изготовлена в 1915 г. Обуховским и Петроградским металлическими заводами. Первым из них изготавливались стволы и прицельные приспособления, а вторым – лафеты с установочными частями.
Ствол орудия – трехслойный. Скрепление – смешанное посредством трубы и кожуха. Крутизна нарезов – прогрессивная.
Применялись поршневые затворы двух типов: системы Розенберга и системы Обуховского завода, отличающиеся лишь деталями. Открывание затвора обоих типов производилось вращением рукояти по часовой стрелке; при закрывании затвора рукоять вращается в обратную сторону. Причем выстрел был возможен лишь при полностью закрытом затворе, что обеспечивается особым предохранителем. Отличительная особенность затвора системы Розенберга заключается в том, что он может открываться как в правую, так и в левую сторону.
Люлька орудия – массивная, фигурная стальная отливка с коническим желобом по середине для ствола и с тремя цилиндрическими каналами, являющимися цилиндрами компрессора (два по бокам желоба) и накатника (один под желобом). При выстреле ствол откатывается по направляющим планкам люльки, с которой он связан посредством штоков компрессора и накатника.
Лафет – упругого типа с откатом по оси канала ствола. Применялся гидравлический компрессор и воздушно-гидравлический накатник (наполняемый веретенным маслом и воздухом, сжатым до 50–65 атмосфер). Подача масла в цилиндры компрессоров и накатника производится из специального бака с помощью насоса, смонтированного на лафете.
Станок гаубицы представлял собой массивную клепаную конструкцию, опирающуюся на фундаментную раму. Подъемный механизм – зубчатая дуга с тормозным приспособлением, не допускающим изменения угла возвышения при выстреле.
Приведение орудия в положение для заряжания производится посредством подъемного механизма.
305-мм гаубица обладала поворотным механизмом оригинального устройства: при вращении его маховиков станок лафета поворачивается вокруг центральной оси шарикового подпятника, причем задняя часть станка перекатывается на роликах по задней части фундаментной рамы.
Фундаментная рама – клепаная конструкция, служащая жестким основанием для всей системы: на основной ее части помещается шариковый подпятник, а по заднему срезу положены дуги, по которым перекатываются опорные ролики станка.
Важную функцию выполняло деревянное основание орудия – разборное, четырехрядное, служащее упругим буфером, поглощающим возникающие при выстреле вертикальные силы, и предохраняющее систему от возможных продольных перемещений. Основание укладывалось в специально отрываемый в грунте котлован. На дно котлована укладывается установочное кольцо фундаментной рамы, а на него – четыре ряда брусьев деревянного основания. На верхний ряд брусьев кладется верхняя часть фундаментной рамы. Установочное кольцо, деревянное основание и верхняя часть фундаментной рамы скрепляются между собой болтами.
Щитового прикрытия гаубица не имела.
Большую роль играла грамотная организация подъездных путей, служащих для доставки системы от нормальной ж/д колеи до огневой позиции, а также для подвоза боеприпасов. Вес наиболее тяжелой части системы (повозки лафета), перевозимой на двух двухосных тележках, достигает 20 т. Ha каждую вагонетку укладывается 2 полных выстрела. Вагонетки передвигаются вручную. Ha 1 орудие было положено 300 м узкой ж/д колеи и 2 вагонетки.
От погреба с боеприпасами снаряды и заряды подвозятся на вагонетке. С вагонетки посредством специальных талей снаряды подаются на тележку, передвигающуюся по круговому рельсовому пути. Тележку передвигают вплоть до совмещения оси ее желоба с осью зарядного лотка, составляющей продолжение оси канала ствола, приведенного в положение для заряжания. С тележки по зарядному лотку снаряд прибойником досылается в канал ствола.
Прицельных приспособлений было два – правое для горизонтальной и левое для вертикальной наводки. Каждое из них состоит из дугового качающегося прицела с панорамой Герца и кронштейна прицела, укрепленного на цапфе люльки.
Перевозится гаубица только по железной дороге нормальной и узкой колеи, для чего она предварительно разбирается на отдельные части: ствол, лафет, люльку, фундаментную раму и деревянное основание. Ствол с затвором и лафет перевозятся на двух двухосных тележках; люлька – на одной тележке по узкоколейному пути. Ha этих же тележках они ставятся на ж/д платформы нормальной колеи.
Огневая позиция для батарей, вооруженных 305-мм гаубицами, выбирается преимущественно в лесу, невдалеке от линии железной дороги на слабопересеченной местности.
Переход из походного положения в боевое включает в себя следующие последовательные этапы: а) прокладка узкой ж/д колеи от огневой позиции до встречи с нормальной ж/д колеей; б) перегрузка повозок системы с платформ нормальной ж/д колеи на узкую колею; в) доставка повозок системы по узкой ж/д колее на огневую позицию; г) отрыв котлована для укладки деревянного основания (к этой работе приступают сразу же после выбора огневой позиции; д) укладка деревянного основания; е) сборка системы; ж) укладка узкоколейного пути от погреба с боеприпасами до огневой позиции.
Для перегрузки материальной части с платформ применялись особые домкраты.
После доставки на огневую позицию частей артсистемы приступают к укладке деревянного основания в заблаговременно отрытый котлован, представляющий собой яму с прямоугольным основанием размерами 775 на 640 см и глубиной в 2,5 м. Сзади котлована укладывается прямой участок узкоколейной железной дороги, которым заканчивается подъездной путь, идущий к позиции от нормального ж/д пути.
Ha дно котлована опускается установочное кольцо, в каждое из 30 отверстий которого вставляются фундаментные болты. После этого последовательно укладываются 4 ряда брусьев деревянного основания, причем фундаментные болты пропускаются сквозь соответствующие им отверстия в брусьях. Когда укладка деревянного основания закончена, на вагонетке подвозят основную часть фундаментной рамы и при помощи домкратов плавно опускают на деревянное основание, следя, чтобы фундаментные болты прошли сквозь соответствующие отверстия в фундаментной раме.
Для установки станка вдоль боковых сторон котлована ставят на городках попарно друг против друга 4 домкрата. В промежутке между домкратами настилаются поверх фундаментной рамы звенья узкой ж/д колеи. Станок устанавливается между домкратами так, чтобы нижний погон шарикового подпятника был над основной частью фундаментной рамы. Станок канатами подвязывается к балкам парных домкратов и с их помощью поднимается на такую высоту, чтобы штыри станка вышли из отверстий в тележках для его перевозки. После этого убираются тележки и рельсы, и станок посредством домкратов плавно опускается на фундаментную раму – так, чтобы концы фундаментных болтов вошли в отверстия для них в шариковом подпятнике. После этого на концы фундаментных болтов навинчиваются гайки.
Для сборки ствол гаубицы и люлька устанавливаются на своих тележках на прямом участке узкоколейной железной дороги позади котлована – впереди люлька, а за ней ствол. По обеим сторонам ствола гаубицы вновь устанавливаются попарно 4 домкрата. Балки домкратов пропускаются под стволом, который при вращении рукояток домкратов поднимается на такую высоту, чтобы ось ствола расположилась на продолжении оси люльки. После этого люльку надвигают на дульную часть ствола.
Соединенный с люлькой ствол по рельсовому пути за канаты перетаскивается в станок и устанавливается так, чтобы цапфы люльки пришлись над ладыгами станка.
Продолжительность всех работ по переходу из походного в боевое положение составляла 2–5 суток.
Таковы главные конструктивные особенности этого замечательного орудия, служившего в русской и Красной армиях.
Все фото: Тихомиров Н. Артиллерия особой мощности. – М., 1935.
Комментарии к данной статье отключены.