10 декабря атомный подводный ракетоносец «Владимир Мономах» официально передан судостроителем (ПО «Северное машиностроительное предприятие») Военно-морскому флоту России. О том, что акт приемки подписан госкомиссией, сообщил источник в оборонном ведомстве. Осенью подлодка завершила прохождение испытаний, в сентябре произвела пуск ракеты «Булава» и теперь поступает в распоряжение военных моряков.
«Владимир Мономах» – подводная лодка проекта «Борей», третья по счету после субмарин «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». По проекту «Борей» в России ведется строительство еще двух подводных лодок четвертого поколения («Князь Владимир» и «Князь Олег»), а на декабрь запланирована закладка шестой – «Князь Суворов». Кроме того, Минобороны РФ заявило о планах на строительство еще нескольких подлодок этого класса. Отряд подводных атомных крейсеров, вооруженных ракетами «Булава», должен составить основу морского ядерного щита России на срок до 2030 или 2040 года и обеспечить высокий уровень обороноспособности страны.
Планируется, что каждый ракетоносец возьмет на борт по 16-20 ракет «Булава» и 6 крылатых ракет, при этом каждая МБР «Булава» будет нести по 6-10 боеголовок мощностью по 100-150 килотонн. Подводная лодка «Владимир Мономах» имеет в длину 170 метров, наибольшая ширина ее корпуса составляет 13,5 метра, а полное подводное водоизмещение – 24 тысячи тонн. Под водой лодка может идти со скоростью до 29 узлов на глубине до 500 метров, а ее экипаж насчитывает около 110 человек, из которых 55 офицеров, при этом срок автономного плавания корабля составляет 90 суток.
Развитие проекта по созданию ракеты «Булава» для атомных субмарин, стартовавшего в 1997 году, продвигалось не очень успешно в силу различных причин. Некоторые из пробных пусков «Булавы» были неудачными – ракеты взрывались вскоре после старта или отклонялись от курса, что ставило под угрозу и проект «Борей», который должен был получить их на вооружение. В последующем многие из этих проблем удалось преодолеть, и из последних девяти учебных пусков «Булавы» неудачным оказался лишь один, 19-й по общему счету.
По мнению международного эксперта по вопросам вооружений редактора издания World Politics Ричарда Вайца, Россия просто не могла позволить себе неудачу в реализации тандема проектов «Борей»-«Булава», так как он оказался крайне дорогостоящим и в некоторые годы «съедал» до трети всего российского оборонного бюджета. На сегодня выполнено 22 пуска ракеты «Булава», которые, как правило, осуществлялись с акватории Белого или Баренцева морей в сторону ракетного полигона Кура на Камчатке на расстояние около шести тысяч километров.
ВМФ России имеет в своем распоряжении 50 атомных подводных лодок различных классов, среди которых всего 14 вооружены баллистическими ракетами, и именно эти субмарины составляют главную ударную мощь подводного флота. Десять из четырнадцати этих лодок относятся к Северному флоту, а еще четыре несут службу с составе Тихоокеанского флота, что косвенно свидетельствует о том, какие направления Министерство обороны считает более уязвимыми и важными в стратегическом плане. На Черном и Балтийском флотах атомных подлодок с баллистическими ракетами нет, а количество дизельных субмарин можно назвать символическим – по 2-3 единицы. В целом большая часть всех подлодок ВМС РФ (41 из 70) подчинена командованию Северного флота, что также может быть обусловлено относительно большей стратегической свободой передвижения расположенных там лодок. Преградить российским субмаринам путь в стратегически важный район Северной Атлантики практически невозможно, в отличие от подлодок, курсирующих в закрытых акваториях Черного и Балтийского морей.
По данным из разных источников, до 2020 года Минобороны РФ планирует ввести в строй от 8 до 20 атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами «Булава». О том, что несколько лодок типа «Борей-А» и «Ясень-М» будут заложены на верфи «Севмаша» уже в 2015 году, подтвердил в интервью ТАСС руководитель предприятия Михаил Будниченко. Директор предприятия не указал точное количество субмарин, запланированных к постройке, однако сообщил о том, что закладка новых подлодок будет приурочена к знаменательным историческим датам. Для того, чтобы успевать обновлять свой быстро стареющий подводный флот (нормативный срок службы российской подлодки составляет всего 20 лет), 80% которого было построено еще до 1990 года, Россия должна вводить в строй несколько новых подводных лодок ежегодно. На сегодняшний день в боевом строю находится примерно половина российских атомоходов. Остальные лодки проходят ремонт или находятся в отстое в ожидании ремонта или списания. Если советские подводные лодки в 80-х годах выполняли около 200 дальних походов ежегодно, то сейчас российский флот может позволить себе лишь один-два похода в год. Некоторые источники сообщают о том, что правительство выделило 132 миллиарда долларов для строительства большой серии подводных лодок до 2020 года, однако эти сведения выглядят не вполне достоверными в силу особенностей механизма выделения средств, когда бюджет страны планируется, утверждается и исполняется в пределах одного финансового года. Возможно, речь идет о том, что России нужны несколько десятков миллиардов долларов на этот период для того, чтобы своевременно обновлять свой подводный ядерный щит.
Для сравнения, ВМФ США располагает подводным флотом из 72-х субмарин, 28 из которых способны нести ракеты различного типа, а еще 42 – не имеют ракетных шахт, но способны запускать ракеты из торпедных аппаратов. Стоит заметить, что ВМС США сталкиваются с теми же проблемами старения флота, что и ВМФ РФ, несмотря на то, что американские субмарины имеют несколько больший срок службы – до 30 лет. Таким образом, ВМС США вынуждены строить минимум по две субмарины в год, исходя из существующей доктрины наличия 50 подводных ракетоносцев, достаточных для эффективной обороны.
Очевидно, что темпы обновления флота в первую очередь зависят от наличия достаточного и систематического финансирования, так как современные атомные подлодки являются крайне дорогостоящей техникой. Объявленная в открытых источниках цена подводной лодки проекта «Борей» в 713 миллионов долларов США вряд ли отражает ее полную стоимость. По мнению некоторых экспертов, стоимость современной субмарины стратегического класса может превышать 1 миллиард долларов (по неподтвержденным данным, стоимость подводного атомохода «Курск» составляла около 2,3 миллиарда долларов США в ценах еще 1990-х годов). Очевидным является и то, что поддержание обороноспособности России на желаемом уровне требует значительных инвестиций именно в подводный флот, так как сегодня около половины всего ядерного оружия находится на подводных ракетоносителях, которые могут незаметно доставить его почти в любую точку мирового океана вплотную к неприятельскому берегу. В силу своей скрытности и способности к внезапному удару атомные подводные ракетоносцы сегодня служат единственным серьезным фактором ядерного сдерживания в мире. Однако экономический кризис может помешать планам ускоренного развития подводного флота или, по крайней мере, его затормозить. Таким образом, если военные планы не будут подкреплены экономическим ростом, то существует риск того, что многие проекты окажутся замороженными на несколько лет, а после возобновления финансирования со стапелей будут сходить достроенные лодки уже устаревших моделей.
Комментарии к данной статье отключены.