• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    F8F «Bearcat». Часть I

    • ВМВ
    • авиация
    Василий Костин
    23 April '14

    В середине Второй мировой войны американские военно-морские силы объявили конкурс на создание нового палубного самолета. Победителем стала фирма «Грумман», представившая F8F «Бэаркэт». Первая часть статьи посвящена истории создания, испытаниям и службе этого самолета в мирное время.

    Источник: http://richard-seaman.com/
    (http://richard-seaman.com/Wallpaper/Aircraft/Naval/UsPropFighters/AmericanBearcatBanking45DegreesLeft9oClock.jpg)

    Фирма «Грумман» всегда славилась своими палубными самолетами семейства «кошачьих». «Хэллкэт», «Пантера», «Кугуар», «Томкэт» – названия, которые навсегда останутся в истории мировой авиации. Не стал исключением и «Бэаркет», о котором и пойдет речь в данной статье.

    В середине 1943 года командование военно-морских сил США объявило конкурс на создание нового палубного истребителя, который заменил бы F6F «Хэллкет». Было представлено несколько проектов, участвовали в тендере и такие известные авиастроительные фирмы, как «Кертисс» и «Боинг». Но, несмотря на такую серьезную конкуренцию, победу одержал «Грумман», выставивший на конкурс сразу два проекта.

    В то время все палубные самолеты были одномоторными. Фирма «Грумман» предложила создать в авиации флота следующий «тандем»: F7F «Тайгеркэт», который должен был применяться с крупных авианосцев (типа «Эссекс») и F8F «Бэаркэт», способный совершать вылеты с легких (или конвойных) авианосцев, получивших в годы Второй мировой войны широкое распространение в американском военно-морском флоте. Если первый из них был тяжелым двухмоторным истребителем, способным нести большую бомбовую нагрузку (в том числе и торпеды), то «Бэаркэт» был традиционным одномоторным «палубником», главной задачей которого оставалось завоевание господства в воздухе.

    При создании нового истребителя были учтены и результаты боев с японскими самолетами. Как известно, они не достигали высоких крейсерской и максимальной скоростей, но обладали, как выразились бы сегодня, «сверхманевренностью». Американские же истребители благодаря своей скорости легко уходили от противника, но в «собачьей свалке», ближнем воздушном бою, уступали летательным аппаратам Страны восходящего солнца. Проект компании «Грумман» предполагал установку крыла с высоконесущим профилем, что делало новый истребитель весьма и весьма маневренным, хоть и снижало его скоростные характеристики.

    В ноябре 1943 года, после того как проект «Груммана» одержал победу в конкурсе, флот США обязал фирму построить два летных прототипа. Тогда же новый истребитель получил кодовое обозначение XF8F-1. Началось строительство первых «Бэаркэтов». Самолет получил хорошую защиту жизненно важных систем, его крыло было способно выдерживать девятикратную перегрузку. Несмотря на все это, летательный аппарат получился легким: сказывались последние достижения американских инженеров. Одним из них стал механизм отстрела законцовок крыла: когда «Бэаркэт» выходил на запредельную перегрузку, законцовки крыла остреливались, что уменьшало ее и спасало самолет от гибели.

    Прототип XF8F-1, 1944 год.
    Источник: http://warbirdinformationexchange.org
    (http://i1337.photobucket.com/albums/o679/Mark_Allen_M3/F8F/XF8F-1-first-flight-Factory_zps22f175c8.jpg)

    Первый полет состоялся в августе 1944-го. На первом летном прототипе уже установили 4 12.7-мм пулемета, расположенных в консолях крыла. Двигательная установка была изготовлена фирмой «Пратт-Уитни» и получила обозначение R-2800-22W. Благодаря хорошим аэродинамическим качествам и мощному двигателю в одном из первых полетов была достигнута скорость 680 км/ч, что являлось отличным показателем для того времени. Но куда более сильное впечатление на пилотов произвела скороподъемность нового палубного истребителя.

    Вскоре фирма «Грумман» получила контракт на серийное производство. Уже в начале 1946 года новейшие F8F должны были полностью сменить «Хэллкэтов». В то же время самолету было присвоено имя собственное – «Бэаркэт», что часто ошибочно переводят как «Росомаха». На самом же деле «кошачьим медведем» в англоязычных странах называют панду.

    В конце 1944 – начале 1945 года велись испытания F8F. На предсерийных прототипах испытывали различные варианты подвески ударного вооружения. Самолет мог нести как фугасные бомбы, так и ракеты HVAR. С февраля 1945-го начались испытания на авианосце. Самолет постепенно шел в серию, и 16 августа 1945 года первые «Бэаркэты» отправились к берегам Японии. Но было одно «но». К тому времени японские вооруженные силы уже не оказывали союзным войскам никакого сопротивления, а вскоре и вовсе капитулировали. «Пандам» так и не довелось поучаствовать во Второй мировой войне.

    XF8F-1 во время испытаний, 1944 год.
    Источник: http://warbirdinformationexchange.org
    (http://i1337.photobucket.com/albums/o679/Mark_Allen_M3/F8F/XF8F-1-Bearcat-Test-1_zpsee92183b.jpg)

    Окончание крупнейшего конфликта в истории человечества повлекло за собой и другие последствия для F8F: количество заказанных самолетов резко сократили. Кроме того, легкие авианосцы, для которых он предназначался, стали массово выводить из состава военно-морских сил США. Казалось, что новый истребитель не будет нужен будущему флоту Америки. И здесь сыграла свою роль упоминавшаяся выше программа тяжелого F7F. Двухмоторный истребитель, в котором авиация ВМС нуждалась в ходе войны, в мирное время оказался бесполезен. Серия «Тайгеркэтов» была весьма ограниченной, и использовались они в основном в качестве ночных истребителей. «Бэаркэт» стал единственным новым палубным истребителем.

    В послевоенные годы груммановская «Панда» стала основой морской авиации США. Были созданы несколько модификаций этого прекрасного винтового истребителя: F8F-1B, вооруженный 20-мм пушками, ночной F8F-1N, F8F-2, оснащенный новым двигателем. Последней модификацией, продержавшейся в частях дольше всего, стал F8F-2P, самолет-разведчик.

    Но неудержимо наступала новая эра, эра реактивных самолетов. «Бэаркэты» уже с конца 1940-х годов выводились из состава флота, отправлялись в резервные эскадрильи. До 1949 года на них выступали летчики-пилотажники из группы «Голубые ангелы».

    Мирное время продлилось недолго. Несмотря на бурное развитие «реактивов», «Панде» все равно довелось поучаствовать в военных конфликтах. Об истории ее боевого применения будет рассказано в следующей части статьи.

    F8F-1 на палубе авианосца, 1951 год.
    Источник: http://upload.wikimedia.org
    (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/F8F-1_on_USS_Monterey_CVL-26_1951.jpg)

    Источники, использовавшиеся в написании статьи:

    1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru

    2. И. Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны. М., издательство «Астрель», 2001.

    Вторая часть статьи

    Василий Костин

    Сикорский: крылья будущего на Warspot.ru
    Сикорский: крылья будущего
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Warspot.ru
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны
    «Севастополь – город-герой» на Warspot.ru
    «Севастополь – город-герой»
    Поделиться
    • 1
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    
Судьба «Лайсендера» на Warspot.ru
    Судьба «Лайсендера»
    «Хлебницы Молотова» на Warspot.ru
    «Хлебницы Молотова»
    Авиабаза Лэдд. Из рук в руки на Warspot.ru
    Авиабаза Лэдд. Из рук в руки
    Стальной шлем для «сталинских соколов» на Warspot.ru
    Стальной шлем для «сталинских соколов»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google