Одна из малоизвестных страниц в истории стальных шлемов — это защитные каски для лётчиков. И если о немецких и американских конструкциях есть некоторая информация, то о специализированных советских разработках до последнего времени не было совсем ничего известно. Тем не менее оказалось, что работы в этом направлении велись.
На заре авиации у лётного шлема была одна основная функция — предохранение головы пилота от различного рода ударов. С развитием радиосвязи и оснащением самолётов радиостанциями в шлем лётчика стали встраивать наушники и микрофоны переговорных устройств, и этот тип головного убора стали называть шлемофоном. С увеличением авиационных скоростей самолётов и распространением закрытых кабин нужда в защитных свойствах лётного шлема практически сошла на нет.
К началу Второй мировой войны шлемофоны изготавливались либо из кожи, либо из ткани, с боков к ним крепились чашки наушников, а на ремешках ларингофоны, с наружной части пришивались шлёвки для удерживания лётных очков и кислородной маски. Зимние варианты шлемофонов шились с меховой подкладкой, летние могли полностью кроиться из лёгкой тканевой сетки.
«Флигерштальхельм» и другие
Вновь к идее возвращения лётному шлему защитной функции вернулись после начала Второй мировой войны. Пионерами в этой области стали экипажи немецких бомбардировщиков, участвовавших в налётах на Британию.
Бомбардировщики подвергались интенсивному зенитному обстрелу, воздух был насыщен осколками зенитных снарядов, да и пуль разных калибров хватало. Снизу и сзади лётчиков, как правило, прикрывали толстые листы брони, а голова чаще всего оставалась не защищённой, особенно это было актуально для стрелков и штурманов. Очевидно, что от прямого попадания мало что помогло бы, но от пуль на излёте и потерявших большую часть энергии осколков защита была нужна. Для истребителей из-за более высоких скоростей такая проблема не стояла настолько остро, да и головой им крутить приходилось значительно больше, чем пилотам тяжёлых и не быстрых бомбардировщиков.
Поначалу немецкие экипажи брали в боевые вылеты стандартные армейские каски М35, выламывая часть подтулейного устройства и надевая каску поверх штатного шлемофона. Из-за наушников такая импровизация оказалась мало приспособленной к реалиям боевых вылетов, тогда техники придумали выход — металл каски нагревался, и напротив ушей выколачивались выступы под наушники. Для того, чтобы такая кустарная переделка удобнее сидела на голове и не сползала на глаза, подбородочный ремешок был переделан — к нему пришивали еще одну деталь, из-за чего он стал иметь Y-образную форму. Крепёж ремешка тоже был перенесён — по бокам выступа для наушников просверливались отверстия под кламмеры крепления подбородочного ремешка. Впрочем, такая эрзац-переделка значительно ухудшала защитные свойства стали шлема, да и наличие козырька и широких полей в нижней части М35 мешали обзору и подвижности головы.
На проблему обратило внимание руководство люфтваффе, вследствие чего фирмой «Сименс» после испытания нескольких прототипов был разработан стальной шлем для лётного состава. Принят на вооружение этот шлем был приказом Верховного главнокомандующего люфтваффе 8 мая 1941 года под обозначением SSK 90.
При определённых условиях SSK 90 обеспечивал защиту от зенитной шрапнели, мелких осколков и пуль винтовочного калибра. Шлем имел сложную конструкцию. Основной купол полусферической формы был изготовлен из склёпанных друг с другом выгнутых лепестков-сегментов, которые сверху были приклёпаны к металлическому кругу. Пластины-лепестки изготавливались из хромоникелевой стали толщиной 1 мм. Снаружи сфера была обтянута чехлом из козьей кожи тёмно-коричневого цвета, идентичной той, что использовалась для обычных шлемофонов. Внутри к металлической части крепился амортизатор из вспененного материала, а поверх него была нашита подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Шлем прикрывал затылок и лоб, а по бокам были сделаны вырезы для наушников. Снаружи в передней верхней части был пришит дополнительный гребень-амортизатор с набивкой, похожий на валики советских танковых шлемофонов — по замыслу конструкторов, он должен был предохранять голову от ударов при жёсткой посадке и тряске во время воздушного боя. Подбородочный ремешок пристёгивался снаружи на кнопки и при необходимости мог быть быстро снят. Сам ремешок был Y-образной формы, а фурнитура и способ застёгивания были идентичны немецкому парашютному шлему М38. Надевался SSK 90 поверх шлемофона.
Был разработан и упрощённый вариант SSK 90, получивший обозначение LKH W. Отличие от исходного варианта заключалось в увеличенной площади затылочных пластин и отсутствии подбородочного ремешка.
Вес SSK 90 оказался значительным — около 1,9 килограмма, и именно поэтому служба «флигерштурцхельма» (Fliegersturzhelm — буквально «шлем пикировщика») оказалась короткой. В докладе люфтваффе от 26 мая 1941 года указывалось, что новый шлем непригоден для использования на фронте; тем не менее, отдельные экипажи продолжили их использовать, что доказано находками на местах падения сбитых бомбардировщиков на территории бывшего СССР, в частности в районе Сталинграда.
К разработке специального шлема для лётного состава в Германии вновь вернулись в 1943 году. Под руководством медицинской службы люфтваффе велась разработка защитного шлема, который был бы избавлен от недостатков предшественников и мог бы использоваться не только в воздухе, но и на земле. Зимой 1944 года появился новый вариант «флигерштальхельма» — «лётного стального шлема», который часто называют Fliegerstahlhelm 44 или М44. Изготавливался он из стали, напротив ушей были вырезы для наушников, конструкция подтулейного устройства была упрощена, а подбородочный ремешок представлял собой два куска шнура, закреплённых по сторонам вырезов для наушников. В нижней части шнура располагалась кожаная часть с пряжкой и кнопками, как у десантного шлема. Выпущено шлемов М44 было совсем немного.
Шлемы для защитников «Крепостей»
У англо-американских союзников в начале войны также не было специальных средств индивидуальной защиты экипажей самолётов, но в середине 1942 года с началом массированных налётов американских бомбардировщиков на Германию перед командованием ВВС США остро встала проблема ранений от осколков. Экстренно понадобилось создать что-то, что могло бы уменьшить потери в экипажах. Поначалу американцы повторяли немецкий путь — попытались использовать стандартные армейские шлемы M1, натолкнулись на неудобство ношения из-за наушников, кустарно поменяли их форму. В итоге появился стальной шлем M3.
Появился M3 в начале 1943 года как заводская модификация стандартного пехотного шлема M1. Сейчас его иногда называют «USAAF Mk.3 Flak Helmet». Носился M3 поверх шлемофона, по бокам купола были сделаны вырезы для наушников, прикрывавшиеся выпуклыми крышками на петлях. С внутренней стороны ушных пластин подклеивались войлочные подушечки. Удерживался M3 на голове кожаным подбородочным ремнём с пряжкой быстрого сброса. Чтобы предотвратить обморожение кожи головы при касании металла шлема при отрицательных температурах на большой высоте, шлем покрывали флоком (смесь древесных опилок или аналогичного материала с краской) оливково-зелёного цвета.
Больше всего M3 пришёлся по душе не пилотам и штурманам, а воздушным стрелкам, ведущим огонь из шкворневых крупнокалиберных установок через большие открытые проёмы в фюзеляже. Не брезговали эти парни и бронежилетами — больше им прикрыться было нечем. Недостатком M3 оказался большой вес.
В результате инициативы полковника Гроу, хирурга 8-й Воздушной Армии США, получившей полную поддержку командующего армией, появился новый шлем. Он обеспечивал защиту чуть хуже, чем M3, но был легче и меньше по габаритам, а значит более подходил для ограниченного пространства внутри самолёта. Этот шлем начал производиться с декабря 1943 года и получил обозначение M4. Усовершенствованный вариант под обозначением M4A1 был принят на вооружение в апреле 1944 года и заменил M4 в качестве стандартного образца.
Последним в этом семействе стал M4A2, унаследовавший от своих предшественников конструкцию с накладывающимися друг на друга стальными листами, сочетая в себе прочность и защиту при наличии некоторой гибкости. Шлем был покрыт плотной тканью оливково-зелёного цвета. Наушники из закруглённых стальных пластин вставлялись в тканевые карманы, которые пришивались к ткани шлема и могли фиксироваться на макушке в поднятом состоянии. Сзади были нашиты застёгивающиеся ремешки для очков, а кожаный подбородочный ремешок был снабжён пряжкой быстрого сброса.
Советская разработка
В СССР столкнулись с теми же проблемами, что и союзники с противниками. В ВВС КА также пытались использовать для лётчиков и стрелков армейские каски и стальные нагрудники, но дальше этого, как считалось, дело не пошло. Найденные недавно в архиве документы показывают, что это не так.
26 октября 1943 года в бюро изобретений и предложений наркомата военно-морского флота поступила заявка от майора медицинской службы профессора В.И. Спасского, капитана медицинской службы В. Левашёва и инженера доцента А. Минкевича. Они предлагали рассмотреть разработанную ими «каску для лётного состава».
Заявка была хорошо проработана: в неё входило обоснование и описание каски, временная техническая инструкция по изготовлению, тактико-технические требования, а также подробные чертежи и фотографии опытного образца. В бюро переадресовали заявку в медико-санитарное управление ВМФ (МСУ ВМФ), куда оно поступило 24 ноября 1943 года.
12 декабря 1943 года начальник МСУ ВМФ генерал-майор медицинской службы Ф.Ф. Андреев отправил все материалы начальнику инженерно-авиационной службы Главного управления ВВС ВМФ генерал-майору И.К. Никитенко с просьбой «оказать всемерное содействие в быстром размещении на производстве опытных образцов с целью дальнейшего испытания их в конкретной боевой обстановке».
В итоге 18 февраля 1944 года последовало предложение вызвать авторов для более подробного рассмотрения проекта. До них подобные изобретения предлагались, но опытного образца никто не изготавливал.
В дальнейшем все материалы были переданы в научно-испытательный институт специальных служб ВВС, где это изобретение было внимательно изучено, после чего 8 июня 1944 года появилось заключение от начальника 8-го отдела НИИ спецслужб ВВС КА подполковника медицинской службы А.И. Демидова. В заключении он отмечал, что каска заслуживает внимания как средство защиты воздушных стрелков экипажей штурмовиков Ил-2. В качестве защиты головы пилотов истребительной и штурмовой авиации в ней нет нужды, потому что кабины этих самолётов имеют достаточную бронезащиту, и дополнительный вес в 0,8 килограмма на голове пилота будет вызывать его излишнее утомление. Использование каски в бомбардировочной авиации не рассматривалось.
После этого заключения дальнейшего хода изобретению дано не было. Так что же предлагали Спасский, Левашёв и Минкевич? На основе анализа санитарных потерь ВВС ВМФ, а также клинических наблюдений, сделанных ими лично или прочитанных в медицинских вестниках, делались следующие выводы:
- ранения лётного состава в голову составляют около 50%;
- подавляющее большинство ранений наносят осколки снарядов авиапушек. Ранения имеют множественный характер, очень часто это непроникающие в полость черепа ранения мелкими и мельчайшими осколками;
- большая часть ранений приходится на лобно-теменную, иногда на височную, и редко на затылочную область черепа.
Исходя из этого, предлагалась дополнительная защита головы в виде специальной каски. Отмечалось, что ранее ВВС ВМФ пытались использовать обычную пехотную каску, и медицинская служба ВВС ВМФ подтвердила ее эффективность, но пехотный шлем оказался слишком неудобен, тяжёл и его сложно было сочетать со шлемофоном.
Предлагаемый к использованию шлем был сконструирован на основе имевшегося немецкого трофейного образца — вероятно, это был SSK 90 — и с учетом медицинских наблюдений. Он имел следующие преимущества:
- конструкция разрабатывалась с учётом локализации и характера ранений головы лётного состава на основе опыта войны;
- вес каски составлял всего 800 граммов против 1850 граммов у трофейной;
- шлем был удобен в применении.
Предназначалась каска для снижения количества ранений головы — в первую очередь, от осколков авиационных снарядов, рикошетов пуль, а также для уменьшения тяжести ранений. Шлем надевался поверх стандартного лётного шлемофона, легко фиксировался на голове, не препятствовал ношению лётных очков, не вызывал неприятных ощущений при длительных полётах. Изготавливать лётную каску предлагалось одного размера, но в силу конструкции шлем можно было подогнать под нужный размер головы.
Состояла каска из четырёх частей-сегментов, скреплённых заклёпками, при этом в передней и задней части были сделаны прорези, позволявшие изменять размер за счёт сдвига заклёпок. Передняя часть, прикрывавшая лобно-теменную часть, изготавливалась из стали толщиной 1,3 мм, затылочная часть — из стали толщиной 0,7 мм, а две боковые секции — из стали толщиной 0,9 мм.
Каска могла применяться как с матерчатым чехлом, так и без него. Для чехла годилась любая ткань с огнеупорной пропиткой (это требование не было обязательным). Если чехол не использовался, то к боковым частям требовалось приклепать по две петли для подбородочного ремешка, который был составной частью чехла. Для амортизации при ударах сверху сзади на чехол предлагалось нашивать матерчатый гребень,набитый ватой.
В качестве материала шлема предлагалось использовать стали 35ХГС, 30ХГ, 36СГНА, 8С и другие марки, подходящие по пулестойкости. Рассматривался вариант выпиливания нужных частей по шаблону из трофейных немецких касок.
Исходя из доступных сегодня материалов, видно, что изобретение медиков ВВС ВМФ КА было не лишено смысла. Это подтверждается не только наблюдениями разработчиков проекта, но и немецким и американским опытом. Выводы и направление хода мысли совпадали с предшественниками. Появление подобного шлема в Красной армии было бы современным, необходимым и отвечающим требованиям военного времени, но, к сожалению, начинание не нашло поддержки на уровне командования ВВС.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО ВМФ
- Ludwig Baer. The History Of The German Steel Helmet 1916-1945 – R.J. Bender Pub., 1985
- https://www.flightgear.ch
- http://www.german-helmets.com
Комментарии к данной статье отключены.