Средства массовой информации не обошли вниманием примечательную историческую дату, приходящуюся на последние дни декабря. Именно 21 декабря 1988 года в небо над Киевом впервые поднялся в небо самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия». Выдающееся творение инженерной мысли, реактивный авиа-тяжеловес Ан-225 (по классификации НАТО – «Cossack») был спроектирован в КБ имени Антонова и построен на авиастроительном предприятии «Киевский механический завод».
Первый полет самолета выполнялся с территории опытного аэродрома под Киевом и длился 1 час 14 минут. В таких тестовых полетах проходят проверку характеристики устойчивости и управляемость нового самолета, уточняются аэродинамические поправки, а также проверяется работа бортовых систем и оборудования. Полет подтвердил верность всех инженерных расчетов и надежность технических решений, выполненных специалистами КБ.
Одно из самых впечатляющих технических достижений человечества - самолет «Мрия» (по-украински «мрія» означает «мечта») был создан в последние годы существования СССР и задуман как часть одной из космических программ, реализовавшихся в Советском Союзе. В частности, воздушный гигант должен был стать летающим космодромом для высотного старта многоразового космического челнока «Буран». Кроме того, Ан-225 являлся перевозчиком самого челнока в процессе производства и подготовки к старту. Кроме этих специфических околокосмических задач, Ан-225 «Мрия» планировался как транспортный самолет для магистральных перевозок сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов. В его строительстве принимали участие десятки тысяч специалистов со всего СССР - некоторые узлы и компоненты самолета проектировались и строились в России (Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж) и Узбекистане (Ташкент). При проектировании«Мрии» использовался опыт и наработки предшествующих успешных проектов КБ, в частности, транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Унификация многих элементов и деталей «Мрии» с «Русланом» и широкая производственная кооперация позволили создать уникальный самолет за рекордно короткий срок – три с половиной года.
Созданное более четверти века назад, детище КБ имени Антонова и сегодня превосходит по своим основным параметрам (таким как длина, размах крыльев, грузоподъемность, дальность полета, крейсерская скорость) почти все самолеты мира, и лишь по отдельным параметрам некоторые мировые тяжеловесы догоняют или немного превосходят «Мрию». Так, Боинг 747-8F показывает крейсерскую скорость 908 км/час против 880 км/час у «Мрии». Аэробус А380-800 демонстрирует практический потолок в 13115 метров, тогда как «Мрия» – 11600. Американский гидросамолет Huges H-4 «Spruse Goose» имеет размах крыльев 97,5 метра против 88,4 метра у «Мрии», но уступает ей в длине почти на четверть – 66,5 против 84 метров. По главному транспортному показателю – грузоподъемности (которая у «Мрии» составляет 250 тонн) – к Ан-225 не приблизился ни один из конкурентов. Ближайший – «Руслан» Ан-124 поднимает груз до 150 тонн. Почти столько же – около 148 тонн – сможет поднять Боинг 747-8F, а Локхид C-5M «Гэлэкси» – примерно 130 тонн. Остальные тяжеловесы подымают до 80 тонн – треть от того, что способна перевезти «Мрия».
Созданный под космическую программу и спроектированный для перевозки космического корабля «Буран» с учетом его размера и веса (длина – 36,4 метра и полный стартовый вес – 105 тонн), Ан-225 имеет грузовой отсек, в который корпус челнока (без крыльев) может поместиться в длину. Длина грузового отсека «Мрии» составляет 43 метра при ширине в 6,4 и высоте 4,4 метра. Авиаспециалисты шутят, что в грузовом отсеке Ан-225 пионеры авиастроения братья Райт вполне смогли бы совершить свой первый в истории человечества полет, длина которого, как известно, составила всего 36,5 метра. Кроме того, «Мрия» имеет внешние крепежные устройства, позволяющие ей перевозить габаритные и тяжелые грузы, размещенные снаружи собственного корпуса. Напомним, что «со спины» «Мрии» в полете должен был стартовать на орбиту космический челнок «Буран». Именно для обеспечения возможности перевозить грузы снаружи корпуса хвостовое оперение «Мрии» выполнено в двухкилевом варианте, чтобы избежать аэродинамических завихрений от наружно перевозимого груза. В грузовом отсеке самолета вмещается 16 стандартных 10-тонных контейнеров и до 50 легковых автомобилей. Кроме того, самолет может взять на борт до 80 человек.
Ан-225 является обладателем многих выдающихся рекордов. Так, в одном из своих первых рейсов в марте 1989 года он с грузом в 156,3 тонны одним перелетом побил сразу 110 мировых авиационных рекордов, что само по себе является «рекордом рекордов». «Мрия» выполнила почти полтора десятка уникальных полетов с «Бураном» на борту с общим временем налета почти 30 часов, работая в различных климатических зонах и погодных условиях. На счету у самолета-гиганта около 250 мировых рекордов, среди которых рекорд перевозки по воздуху самого тяжелого груза в 253 тонны весом и самого габаритного груза длиной в 42,1 метра. За перевозку в 2009 году из Германии в Армению самого большого в истории авиации моногруза – генератора для электростанции общим весом в 187,6 тонны самолет Ан-225 «Мрия» занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
В настоящее время в практическом использовании находится только одна машина Ан-225 - ее эксплуатирует украинская авиакомпания «Авиалинии Антонова» (подразделение КБ имени Антонова). Второй самолет находится в стадии достройки, и его готовность составляет около 70%. «Авиалинии Антонова» специализируются на международных авиационных перевозках тяжелых и габаритных грузов, в том числе, и для военных операций. «Мрия» часто участвует в гуманитарных операциях, спасая жизни людей тем, что быстро доставляет в пострадавшие районы необходимую тяжелую строительную технику, генераторы, турбины, продовольствие, грузы неотложной помощи. Кроме того, «Мрия» сохраняет шанс на участие в космических программах, так как существуют проекты использования самолета в качестве воздушной стартовой площадки для аэрокосмических орбитальных летательных аппаратов. Одним из таких перспективных проектов до последнего времени являлся российско-украинский космический проект МАКС.
Комментарии к данной статье отключены.