Идея покорения воздуха прочно владела умами человечества с давних времен, но в конце XIX века, когда появились потенциальная техническая возможность постройки летательного аппарата, это приобрело форму настоящей мании. Свои проекты предлагали и пытались осуществить самые разные люди. Например, Хайрем Максим, известный как изобретатель пулемета, несколько лет своей жизни и изрядное количество денег потратил на создание самолета с паровым двигателем. Большинство из этих машин не были построены или были начаты, но не завершены, а достроенные обычно разваливались прямо на старте или просто не могли оторваться от земли. Те немногие, которые все же отрывались, привлекали пристальное внимание публики.
Кто именно первым сумел полететь – вопрос непростой, так как не сразу было дано точное определение полета. Небольшой «подскок» на пару метров в высоту и десяток метров в длину – это уже полет или еще нет? А парение запущенного с горы планера, на котором стоял создающий небольшую тягу мотор? В конечном итоге первыми официально были признаны братья Уилбур и Орвилл Райт, запустившие свой аэроплан «Флайер» с косы Китти-Хок 17 декабря 1903 года. Однако, это было в Америке – в Старом Свете были свои первопроходцы.
20 июля 1873 года на ферме Кабангу неподалеку от бразильского города Пальмира в семье инженера французского происхождения родился Алберту Сантус-Думонт. С самого детства его интересовала различная техника, и еще в подростковом возрасте он научился управлять паровым трактором – такие широко использовались на ферме. В возрасте семнадцати лет Алберту с семьей переехал за океан, в Париж, где первым делом купил автомобиль. Впоследствии его интересы сместились в область воздухоплавания. Он построил целый ряд дирижаблей, некоторые из которых были оснащены двигателем внутреннего сгорания, а некоторые – педальным приводом, и неоднократно совершал на них полеты. Молодой талантливый бразилец, называвший себя теперь на французский манер Альберто Сантос-Дюмоном, стал весьма популярен в светских кругах – многие парижские юноши даже подражали его манере одеваться и держать себя. Альберто называл себя «воздушным спортсменом» и относился к авиации как к средству познания и покорения мира. В отличие от братьев Райт, которые с самого начала строили свой самолет с расчетом на использование его в армии, он крайне отрицательно относился к использованию летательных аппаратов в военных целях.
Сам Сантос-Дюмон был, по отзывам общавшихся с ним, человеком открытым, щедрым и благородным. Известно, например, что он, в отличие от большинства других изобретателей (и не только тогдашних), был ничуть не против того, чтобы его конструкции свободно копировали другие любители авиации, и даже не просил за это денег. К деньгам он вообще, судя по всему, относился без нездорового пиетета – завоевав в октябре 1901 г. приз Дойча де ла Мерта за полет на дирижабле от парка Сен-Клу до Эйфелевой башни, он полностью раздал прилагавшуюся денежную премию. Половина из ста тысяч франков (а это были по тем временам огромные деньги) была распределена между работниками, помогавшими строить дирижабль, а вторую половину Сантос-Дюмон пожертвовал в пользу бедных, не оставив себе ни гроша.
В первые годы XX века Сантос-Дюмон увлекся летательными аппаратами тяжелее воздуха и построил вертолет и самолет. Сведений о вертолете практически не сохранилось, а вот самолет завоевал огромную известность. Сантос-Дюмон подошел к его конструированию весьма ответственно и продуманно. Конечно, специализированными знаниями он не обладал просто ввиду неразработанности научной основы самолетостроения на тот момент – но это не помешало его машине оказаться удачной и полететь с первого раза. За основу была взята конструкция коробчатых воздушных змеев – они славились устойчивостью и управляемостью, которой так не хватало ранним аэропланам. Дополнительную поперечную устойчивость самолету придавала сильно выраженная V-образность несущей крыльевой коробки. В отличие от большинства успешных единомышленников, Сантос-Дюмон использовал для поперечного управления не перекашивание плоскостей (как братья Райт, например), а отдельные горизонтальные рули – в самолетах более поздних конструкции они трансформировались в элероны.
Отдельной любопытной особенностью конструкции стало размещение рулей высоты и направления в носовой части аппарата, а не в хвостовой. Именно после демонстрации самолета Сантос-Дюмона такая схема получила название «утка» за схожесть силуэта с этой птицей в полете. Хотя схема не получила широкого распространения, но ее неоднократно применяли впоследствии в различных экспериментальных самолетах. В настоящее время ее широко используют в беспилотных аппаратах и управляемых ракетах. Самолет Сантос-Дюмона был оснащен двигателем «Антуанетт» в 50 лошадиных сил, весьма мощным по тем временам.
Испытания машины начались в июле 1906 года. Сантос-Дюмон не бросился покорять воздушные просторы сразу же после завершения постройки аэроплана, как это делали многие его единомышленники. Не стал он и рекламировать грядущее достижение, чем прочие кандидаты в авиаторы также любили злоупотребить, результатом чего становились многочисленные газетные статьи примерно одного и того же содержания: «Вчера там-то и там-то при большом скоплении народу летательная машина, построенная господином Имярек, после нескольких часов попыток так и не смогла оторваться от земли».
Сантос-Дюмон начал с того, что подвесил свой самолет к дирижаблю – при помощи подъемной силы баллона аппарат отрывался от земли, и можно было на практике проверить, как работают в воздухе его двигатель и органы управления. Кстати, именно от дирижабля самолет и получил свое название. Сантос-Дюмон не придавал значения громким именам, и все свои аппараты называл простыми номерами, в порядке очередности постройки. Дирижабль, использованный в испытаниях самолета, был четырнадцатым по порядку и назывался «14», самолет же, как «довесок» к нему, получил имя «14-bis». Позднее, уже после публичной демонстрации, французская пресса дала самолету звучное прозвище «Oiseau de Proie» – «Хищная птица».
Следующим этапом стали пробежки по земле – пока без попытки оторваться. В них, опять-таки, проверялась надежность и уверенность работы механизмов – на сей раз без поддержки баллона с легким газом.
Первый настоящий полет «14-бис» произошел 23 октября 1906 года в парижском парке Сен-Клу (он пользовался популярностью авиаторов в те годы). В присутствии многочисленных зрителей, журналистов и под надзором представителей Французского клуба аэронавтики машина поднялась в воздух и преодолела небольшую, но достаточную для признания совершившегося действа полетом, дистанцию. Точно ее не замеряли, но по всеобщему признанию она составила более пятидесяти метров.
12 ноября того же года полет состоялся повторно, и на сей раз был проведен по всем правилам – с хронометражем и замером дистанции. Расстояние от точки отрыва до точки посадки составило 220 метров. Это стало первым официально зафиксированным авиационным рекордом в истории. Позже мания рекордных полетов – на дальность, скорость, высоту – захлестнула мир и не спадала (с перерывом на две мировые войны) до самых шестидесятых, но первым был именно Сантос-Дюмон.
Значение работ французского бразильца сложно переоценить. Несмотря на то, что полет Сантос-Дюмона состоялся на три года позже полета братьев Райт, во многих отношениях он являлся гораздо более передовым. Например, «14-бис» имел собственное шасси и стартовал прямо с земли, а не со специальных рельсовых направляющих, как аппарат Райтов – соответственно, мог взлетать с любой ровной площадки, не требуя специальной подготовки. Кроме того, Райты летали только при встречном ветре – скорость воздушного потока складывалась с собственной скоростью машины, и эти дополнительные несколько метров в секунду помогали создать подъемную силу, достаточную для отрыва от земли. Аэроплан Сантос-Дюмона совершил все свои значимые полеты при почти полном штиле, пользуясь только силой собственного мотора. Его конструкция была гораздо более надежной и технологичной, чем у самолета Райтов, и многие из примененных Сантос-Дюмоном конструкционных решений применялись в авиации и позже, а некоторые применяются до сих пор.
В Бразилии в честь Сантос-Дюмона названы тысячи улиц, площадей, парков, школ и прочих объектов. Его имя носит личный самолет бразильского президента, им же названы аэропорты Рио-де-Жанейро и Паранагуа. Не стоит и упоминать, что город Пальмира, неподалеку от которого располагалась ферма, где родился авиатор, последнюю сотню лет значится на картах как город Сантус-Думонт (именно так, как вы помните, произносится фамилия героя на португальском). В честь Сантос-Дюмона даже назван кратер на Луне – на восточном побережье Моря Дождей, чуть севернее Апеннин.
Можно спорить о том, кто именно совершил первый в мире контролируемый полет на аппарате тяжелее воздуха, но, в любом случае, Альберто Сантос-Дюмон прочно занял свое место в истории человеческого прогресса.
Комментарии к данной статье отключены.