29 мая 1948 года палестинские евреи выгрузили и собрали первые четыре истребителя-бомбардировщика «Авиа» S-199 (модификация немецкого истребителя «Мессершмитт» Bf.109), которые были доставлены на Святую Землю в результате договоренностей между Израилем, СССР и Чехословакией. Молодое еврейское государство остро нуждалось в собственной авиации, но в распоряжении израильтян было всего лишь пару десятков транспортных, учебных и связных самолетов. Поставки вооружения из Чехословакии должны были решить вопрос нехватки боевых единиц в авиации Израиля.
В Чехословакии «мессершмитты» разбирали и грузили в транспортные самолеты С-54 «Скаймастер» и С-46 «Коммандо», которые отправлялись в Израиль и приземлялись на авиабазу «Экрон». По прибытии самолеты собирались чешскими механиками, которые паралельно с этим также обучали израильский наземный персонал.
В Израиле эти самолеты назвали «Сакин» (ивр. — «нож»). Интересно, что точно так же переводится и слово «мессер» с немецкого языка. По неимоверному стечению обстоятельств через день после того, как первые четыре «сакина» были собраны, египетские войска вплотную подошли к Тель-Авиву. Премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион принял решение отправить в поддержку пехотной бригаде «Гивати», сражавшейся на этом направлении, только что созданную израильскую авиацию – четыре самолета, носившие название «Истребительная эскадрилья 101». Каждый самолет нес по две бомбы весом 70 килограммов, которые были сброшены на скопление египетской техники возле Ашдода. После бомбардировки эскадрилья также обстреляла египетские войска из пушек и пулеметов. Из боя вернулось всего два самолета, остальные два были подбиты египетскими наземными средствами ПВО, однако египтяне прекратили наступление, увидев, что у евреев появились свои ВВС. По сути, беззащитный Тель-Авив не был сдан египтянам только благодаря психологическому эффекту от этой воздушной атаки. На следующий день два «сакина» нанесли удар по иорданской армии у города Тулькарм – на этом участке иорданцы пытались пробиться к городу Нетания. В их распоряжении было 20 БТР при поддержке пехоты, которым противостояла малочисленная израильская бригада «Александрони». «Сакины» сбросили бомбы на железнодорожную станцию, куда прибывали войска неприятеля. В этой схватке израильтяне потеряли еще один самолет, который был подбит осколками своих же бомб и упал в море. Последний «сакин», оставшийся в строю после этого боя, наутро снова поднялся в небо и 1 июня бомбил крепость Латрун, занятую на тот момент арабскими войсками.
3 июня 1948 года полковник Мордехай Алон, управляя этим же «Сакином», совершил настоящий подвиг. В тот день в небе над Тель-Авивом появились два египетских транспортных самолета «Дакота» С-47, переоборудованные для бомбардировок. Алон поднял в небо свой «сакин» и сбил первую «дакоту» над городом Ришон-ле-Цион, расположенным рядом с Тель-Авивом. Вторая «дакота» попыталась выйти из боя, но была расстреляна Алоном над Средиземным морем. После этого поражения египтяне больше ни разу не отваживались на дневные авианалеты на Израиль.
Первые четыре «сакина» сыграли важную роль в Войне за независимость. Неизвестно, в какую сторону качнулись бы чаши весов, если бы израильская авиация не подоспела в Палестину до наступления египтян на Тель-Авив. «Виновниками» этого были сами арабы, устроившие в середине апреля бомбардировку центрального автовокзала в Тель-Авиве, в результате которой погибло 40 человек. Узнав об этом, израильтяне и иностранные добровольцы, находившиеся в Чехословакии, сделали все возможное для того, чтобы как можно раньше попасть в Палестину, и очевидно, что их стремление полностью оправдало себя.
9 июля 1948 года численность Истребительной эскадрильи 101 снова достигла четырех самолетов, и она была отправлена на штурм египетских позиций в Секторе Газа. Из боя вернулись три самолета. 10 июля два сирийских самолета «Тексан» АТ-6 сбросили бомбы на израильские позиции, расположенные севернее Тель-Авива. Это были учебные самолеты, переоборудованные под бомбардировщики аналогично египетским «дакотам». Ответный бой между двумя «сакинами» и двумя «тексанами» окончился со счетом 1:1. С таким же результатом завершилась и воздушная схватка 18 июля между египетской авиацией и звеном «сакинов», только что прибывшим из Чехословакии.
В начале августа 1948 года между воюющими сторонами было подписано перемирие, продлившееся два месяца. За это время Израиль смог завершить поставки «сакинов», а также пополнить свои ВВС самолетами иного происхождения. Это, а также частые поломки самолетов арабской авиации, привело к тому, что по окончании перемирия Израиль продолжил боевые действия, имея в воздухе относительный паритет с противниками. Через год, 20 августа 1949 года, Война за независимость Израиля завершилась победой еврейской стороны.
Из двадцати пяти «мессершмиттов», поставка которых была предусмотрена договоренностями между Израилем и Чехословакией, в Израиль попало только двадцать два. Один транспортный самолет, который вез «мессершмитт», разбился, пытаясь приземлиться на запасном аэропорту «Сде-Дов» в разгар песчаной бури, где был по ошибке обстрелян зенитчиками. Второй «мессершмитт» разбился в во время учебного полета в чешском городе Будеёвице. Еще один транспортный самолет во время рейса в Израиль по техническим причинам был вынужден приземлиться в Афинах, где был арестован местной полицией и военными.
Стоит заметить, что на истребителях-бомбардировщиках «Авиа» S-199 стояли менее мощные двигатели, чем изначально на истребителях «Мессершмитт» Bf.109. В конце Второй мировой войны на заводе «Авиа» в Праге-Чаковице началось серийное производство «мессершмиттов» Bf.109G-6 и Bf.109G-14, и после войны на предприятии оставалось большое количество запчастей, однако отсутствовали «родные» двигатели (они были уничтожены в результате мощного взрыва на соседнем сахарном заводе). Чехословакия приняла решение о сборке самолетов из имеющихся запчастей, и на планеры «мессершмиттов» стали монтировать двигатели Jumo-211, которые во время Второй мировой войны ставились на самолеты «Юнкерс» Ju-88, а теперь лежали без дела на складах. Новый мотор повлек за собой доработку винта, кока и капота, а также некоторых мелких деталей. Немецкое происхождение значительной части оружия, использовавшегося евреями в Войне за независимость, добавляет особую изюминку этой истории. Оружие, разработанное людьми, стремившимися уничтожить еврейский народ, спасло этот народ от поражения в войне.
Комментарии к данной статье отключены.