Перед началом Второй мировой войны во всех страны Европы, Америки и других государств шло активное развитие танкостроения, но по опыту Первой мировой войны было понятно, что танки сами по себе не могли действовать без поддержки специальных машин. Одним из видов таких машин стали огнеметные танки. Они строились на базе серийных машин практически во всех странах, особого успеха в этом направлении достигли в Советском Союзе. В немалых количествах были созданы огнеметные танки на базе Т-26 (ХТ-26, ХТ-130, во время Великой Отечественной, строились на базе КВ и Т-34), они принимали участие в Финской войне и в начале Великой Отечественной.
Ведущие европейские страны тоже не отставали в постройке таких машин. В 1940 году в Англии был принят на вооружение тяжелый пехотный танк «Черчилль», конструкция которого была довольно старомодной и больше напоминала архаизм времен Первой мировой (не хватало только спонсонов по бортам). Это был самый тяжелый английский танк Второй мировой до появления на фронте тяжелого немецкого танка «Королевский Тигр» (1944): его броня достигала 152 мм, но орудие и низкая подвижность были слабыми местами этой машины. Первоначально планировалось делать огнеметные танки на базе Churchill IV, но в дальнейшем выбор пал на Churchill VII.
В 1943 году на базе Churchill VII была создана огнеметная модификация «crocodile», которая стала, несомненно, самым известным огнеметным танком Второй мировой. Всего было построено около 800 таких машин. Конструкция огнеметного варианта «Черчилля» была довольно привычной для европейских машин того периода. Прицеп соединялся с брандспойтом, установленным в лобовом листе корпуса вместо пулемета «Беса», специальными трубками, которые проходили по днищу танка. Дальность стрельбы из огнемета достигала 120 метров. После отстрела огнесмеси прицеп демонтировался, и танк мог продолжать боевые действия. У «Крокодилов» были и свои существенные недостатки: попадание из противотанковой пушки в прицеп вызывало его детонацию, возгорание в большинстве случаев перекидывалось на корпус танка. Также существенным недостатком было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, из-за этого приходилось закачивать газ перед самым боем. Страшная участь ждала экипажи машин, ведь по неписанному правилу войны огнеметчиков не брали в плен.
Использовались «Крокодилы» на итальянском театре военных действий. 10 апреля 1945 года между городом Фаенцо и озером Комаккьо машины 21-й бригады прокладывали путь через немецкие позиции, поддерживая 8-ю Индийскую и 2-ю Новозеландскую пехотные дивизии. 18 апреля оборона Италии рухнула, это был последний эпизод участия «Крокодилов» во Второй мировой войне. Также в СССР по программе ленд-лиза было поставлено пять экземпляров «Крокодила» для ознакомления. После Второй мировой войны о «Черчиллях» не забыли: с началом боевых действий в Корее танки, отправленные на консервацию, пришлось потревожить. Но стоит отметить, что пушечные варианты «Черчилля» в Корее не использовались, использовали лишь огнеметные варианты (при этом чаще использовали их как пушечные) и мостоукладчики на базе «Черчилля». 4 января 1951 года танки приняли участие в наступлении в районе реки Ханган. После окончания боев, 21 февраля 1951 года, большинство «Черчиллей» было неисправно и требовало ремонта. После окончания войны в Корее огнеметные варианты «Черчилля» не использовались, и вскоре были списаны. На смену «Черчиллям» пришли более совершенные танки «Центурион».
Комментарии к данной статье отключены.