В отличие от самоходных артиллерийских установок, вооружённых орудиями лёгкого и среднего калибров, с машинами, имевшими более тяжёлое вооружение, у англичан и американцев дела шли не очень хорошо. Это выглядит несколько странно, ведь первоначально САУ создавались именно как средство механизации тяжёлой артиллерии. У англичан по этому направлению работы и вовсе встали, дальше опытных образцов дело не продвинулось. В случае с американским танкостроением дела обстояли всё же лучше. Первые серийные машины появились ещё осенью 1942 года, но в бой они пошли только летом 1944 года. Речь идёт о Gun Motor Carriage M12 — первой крупносерийной американской САУ, имевшей тяжёлое орудие. О непростой судьбе данной машины расскажет эта статья.
Повозка для GPF
Одной из самых удачных орудийных систем крупного калибра времён Первой мировой стала французская 155-мм пушка Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle.1917. Разработал её полковник Луи Фийю, работавший на APX (Atelier de construction de Puteaux), крупнейшего французского изготовителя артиллерийских систем. Орудие было очень удачным, но имело большую массу — 13 т в походном положении. Чтобы перевозить эту систему, французы закупали все тягачи, до каких могли дотянуться. Имелись эти орудия и у американцев — у них они получили обозначение M1917. Также по лицензии было запущено производство этих орудий под индексом M1918.
Американцы также столкнулись с проблемами перевозки подобных систем. Решение оказалось простым — механизация орудия, то есть создание САУ. Надо сказать, что американские военные «Америки не открыли» — Луи Фийю изначально предполагал более мощные орудия как самоходные (например, орудие калибра 194 мм). Правда, Canon de 194 mle GPF, шасси для которой разработали на FAMH под руководством Эмиля Римайо, получилась странной. Машина состояла из двух частей — шасси с орудием, а также «зарядного ящика», в котором находился мотор и генератор. От «зарядного ящика» тянулись кабели, по которым шло электричество для питания моторов самоходного шасси. Конструкция была весьма сложной, но работала исправно. Американские военные захотели чего-то попроще, но в США тоже получилась странная машина. Точнее, их было несколько, но наиболее удачной стала Christie M1920 155-mm Gun Motor Carriage, условно принятая на вооружение колёсно-гусеничная САУ разработки Джона Уолтера Кристи. На момент создания это была лучшая САУ подобного класса, но очень дорогая — к тому же, у американских военных исчезли и средства, и согласие между собой.
Работы по САУ с тяжёлым вооружением замерли на двадцать лет. На то имелся целый ряд причин. Во-первых, на такие работы банально не было средств. Во-вторых, попросту отсутствовала подходящая база. Для того чтобы возить такую систему на себе, требовался средний танк, а у американцев с ними было очень плохо. Поэтому артиллеристам приходилось использовать буксируемые орудия. Хоть какой-то просвет появился уже во время войны. Летом 1940 года была запущена программа создания Medium Tank M3, который уже вполне подходил как база для самоходных артиллерийских установок. Одна проблема — вплоть до марта 1941 года танк существовал в виде тактико-технических требований, а также фанерных макетов. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки только в тот момент, когда началось серийное производство нового танка на Детройтском арсенале.
Первые подвижки по второй волне механизации 155-мм пушки M1918 начались в июне 1941 года. Впрочем, интерес к этому был, скорее, со стороны Департамента вооружений, где помнили уроки Первой мировой войны. Артиллеристы же считали, что буксируемых орудий им хватит, и надо только мощных артиллерийских тягачей, да побольше. Надо сказать, что в итоге победила именно эта концепция: в 1942 году появился M4 High-Speed Tractor, который был разработан Allis-Chalmers с использованием элементов Light Tank M3. При ряде очевидных минусов, связанных со скоростью развёртывания орудия в боевое положение, у тягачей имелся существенный плюс — они получались проще, дешевле и куда более массовыми. Поэтому особого интереса у артиллеристов к САУ, вооружённой 155-мм орудием, не возникло.
Несмотря на такую позицию основного заказчика, Департамент вооружений всё же санкционировал разработку самоходной установки 155-мм орудия M1918A1 на шасси Medium Tank M3. В качестве исполнителей выступили структуры в Департаменте вооружений и Арсенале Рок-Айленд. Задание оказалось нетривиальным. Даже база Medium Tank M3 для орудия, имевшего длину ствола почти 6 м, была маловата. Поэтому с самого начала единственно возможным способом размещения являлась установка орудия аналогично предшественникам, то есть создание «самоходного лафета» с боевым отделением в кормовой части. При этом шасси Medium Tank M3 требовало серьёзной перекомпоновки.
Новая разработка получила обозначение 155 mm Gun Motor Carriage T6. С самого начала было понятно, что машина получится специфичной. Помимо того, что часть расчёта однозначно размещалась «на улице», боекомплект у машины явно получался маленьким. Поэтому быстро возникла та же самая идея, что и у французов — в паре с самоходкой действовал «зарядный ящик» (подвозчик боеприпасов). Разумеется, машины получались полностью независимыми, при этом подвозчик боеприпасов имел во многом аналогичную конструкцию. Примечательно, что вскоре аналогичная идея посетила немцев, когда они создавали свою САУ Hummel.
Опытный образец GMC T6 был готов к началу февраля 1942 года. С точки зрения ходовой части Medium Tank M3 остался без изменений, но всё, что выше надгусеничных полок, стало другим. Для обеспечения более или менее просторного боевого отделения силовую установку сместили в центр машины. В связи с этим выхлопную систему вывели через борта возле ходовой части корпуса. Это существенно осложнило доступ к силовой установке (впрочем, и на других самоходках аналогичного назначения для доступа к мотору требовалось разобрать половину машины). Здесь же требовалось снять качающуюся часть орудия. После этого доступ оказывался даже лучше, чем у Medium Tank M3. При этом вышеупомянутой немецкой самоходке Hummel требовалось гораздо больше операций. Топливные баки разместили в развитых надгусеничных полках.
Экипаж составил 6 человек, из них двое находились в отделении управления, а остальные в боевом отделении. В связи с перекомпоновкой моторного отделения впереди стало довольно плотно, кроме того, наличие большого ствола (который благодаря такой компоновке почти не выступал за габариты машины) заставило существенно изменить систему доступа. У механика-водителя и его помощника появилось аж по два люка. Два люка предусмотрели в крыше отделения управления, ещё по одному — по бортам. Боковые люки были нужны скорее для доступа, если орудие повёрнуто в стороны, а так они получились не особо удобными. Также в лобовой части появились смотровые люки, как на Medium Tank M3. Что же касается остальных членов экипажа, то сиденья для них предусматривались в боевом отделении. При этом рядом с сиденьями (в том числе и под ними) размещался боекомплект. Он был скромным — всего 10 выстрелов. Впрочем, конструкция машины была такова, что удобнее было подносить боеприпасы «с земли».
Одной из особенностей GMC T6 стала довольно большая высота огня — 2200 мм. В результате и общая высота машины составлял 2883 мм. Впрочем, другие «самоходные лафеты» были ничуть не ниже, да и имелась одна веская причина. Особенностью GPF была в том, что на больших углах возвышения приходилось вырывать небольшую яму, куда «уходил» ствол при откате. То же самое приходилось делать на первых американских САУ, имевших данное орудие. В случае же с GMC T6 такого не требовалось. Кроме того, на машине учли опыт создания предыдущих машин данного типа, в том числе и то, что при стрельбе получилась большая отдача. Поэтому на GMC T6 предусмотрели большой сошник, который крепился к кормовой части машины. Он имел гидравлический привод, то есть поднимался и опускался самостоятельно.
К 12 февраля 1942 года опытный образец новой САУ прибыл на Абердинский полигон. В целом испытания показали, что идея с самоходным лафетом верна — орудие оказалось хорошей огневой платформой. При стрельбе часть расчёта выходила из машины, при этом заряжание шло с земли. И вот тут выяснилась одна существенная проблема — сошник. Во-первых, он находился довольно низко, поэтому при езде по пересечённой местности задевал землю. Во-вторых, при стрельбе он мешал тем номерам расчёта, что занимались заряжанием орудия. В-третьих, при стрельбе гидравлический привод получал излишние удары и периодически выходил из строя. Одним словом, сошник потребовалось переделать.
После испытаний САУ отправилась на переделку, а далее её ждали в Форт-Брэгг, где размещалось командование американской полевой артиллерии — то самое командование, которое считало, что тягачей вполне хватит. И вот тут генералам пришлось поумерить свой пыл. Выяснилось, что подвижность GMC T6 в разы превосходит буксируемый аналог. Если САУ для перемещения на новую позицию, находившуюся в 9,6 км от предыдущей точки, хватало 35 минут, то буксируемой M1918A1 на это требовалось 3 часа. Пришлось признать, что машина удалась. 17 июля 1942 года командование полевой артиллерии рекомендовало принять GMC T6 на вооружение после устранения небольшого списка недочётов. Вскоре после этого машину стандартизировали как 155 mm Gun Motor Carriage M12 (GMC M12).
Серия с осторожными объёмами
Принятие GMC M12 на вооружение не означало, что позиция командования полевой артиллерии сильно изменилась. Первоначальный заказ составил всего 50 машин, а 12 августа его увеличили до 100. И на этом всё — несмотря на явное превосходство САУ над буксируемым орудием, использование быстроходных артиллерийских тракторов осталось в основном приоритете. Такая консервативность была у американских артиллеристов в порядке вещей.
Ввиду того, что решение о начале серийного производства GMC M12 было принято в середине июля 1942 года, запуск машины в серию раньше осени был нереален. И вот тут возникала интересная ситуация. Как уже говорилось, базой для самоходной артиллерийской установки выступал Medium Tank M3, вот только его производство закончилось в августе 1942 года. Ещё более щекотливым выглядел вопрос о том, где именно организовать выпуск новой машины. Контракт получила вагоностроительная компания Pressed Steel Car Company из Питтсбурга, штат Иллинойс. Так вот, там Medium Tank M3 и не выпускали — точнее, выпускали, но не совсем его. С августа 1941 по июль 1942 года Pressed Steel Car Company производила Grant I, английский вариант Medium Tank M3. При этом именно Pressed Steel стала первым местом, где организовали выпуск Medium Tank M4A1. Первые машины данного типа сдали в марте 1942 года, причём именно на Pressed Steel выпускали машины, больше всего напоминавшие Medium Tank T6. При такой ситуации фраза «база Medium Tank M3» звучала весьма условно.
После испытаний опытный образец GMC T6 уехал на Pressed Steel, где послужил образцом для выпуска. Первая же серийная машина была готова в сентябре 1942 года. Существенных отличий от опытного образца оказалась немного, но шасси явно было от Medium Tank M4A1. Надгусеничную полку со стороны помощника механика-водителя удлинили, убрав при этом боковой люк, выхлопные трубы частично перенесли на надгусеничные полки, снова переделали сошник, а также внесли целую массу изменений в боевое отделение. Наводчик получил откидной орудийный щиток, чтобы не получить пулю в голову. В отделении управления появился вентилятор — с учётом близкого расположения мотора вещь совсем не лишняя. Также ввели новую конструкцию сошника. Интересно, что орудия для GMC M12 не делались с нуля, а брались уже готовые M1917 или M1918. При налаженном производстве более мощных M1 особого смысла запускать заново выпуск GPF не было, заодно решался вопрос «утилизации».
Выпуск GMC M12 оказался неспешным. Задав высокий темп (37 машин за октябрь), далее Pressed Steel сдавала по 10-15 машин в месяц. В результате за 1942 год было сдано 60 машин данного типа, ещё 40 — в 1943 году, последние сдали в марте. Собственно говоря, никакой спешки и не было. О срочной отправке машин на фронт командование полевой артиллерии не заботилось, для него самоходка скорее представляла академический интерес. Машину долго обкатывали, вырабатывая требования к тяжёлой самоходной артиллерии. Это лишний раз показывает отношение американских артиллеристов (точнее, командования) к самоходной артиллерии.
Решение, по меньшей мере, странное, но у артиллеристов были свои резоны. По результатам годичной эксплуатации к GMC M12 были выработаны требования на улучшение конструкции. Причём речь шла уже не о каком-то ремонте, а о существенной переделке. Как выяснилось, накопились дополнительные претензии к сошнику, а также выхлопной системе, да и других требований хватало. Одним словом, речь шла о модернизации машины. Всего предполагалось модернизировать 75 машин, на практике их переделали 74.
Задание на модернизацию было подготовлено в декабре 1943 года. На сей раз подрядчиком выступила Baldwin Locomotive Works, работы прошли с февраля по май 1944 года. По результатам внешность машины несколько изменилась. Например, немного изменились боеукладки, ставшие более удобными для работы. Также появилась радиостанция. Существенно изменился сошник: у него появился более удобный ступенчатый «пол» (он появился на M12 изначально, но был ещё неудобен), благодаря чему расчёту стало проще заряжать орудие. Часть машин получила дополнительные грязевые щитки с боковыми экранами, а также дуги под тент. В результате эффективность машины немного выросла, как и её надёжность.
Как уже говорилось выше, ещё в ходе разработки GMC T6 возникла идея создания подвозчика боеприпасов. Ввиду того, что приоритетной задачей была именно САУ, подвозчик, получивший обозначение Cargo Carrier T14, некоторое время оставался на бумаге. Отмашку на его выпуск дали летом 1942 года, когда была готова основная машина. По сути, это была всё та же GMC M12, но без орудия и с чуть расширенным боевым отделением (точнее, это было уже не боевое отделение, а грузовое). Внутри размещалось 40 выстрелов. Одним из отличий машины стала кольцевая турель с крупнокалиберным пулемётом Browning M2HB, которую разместили в боевом отделении. Заказ составил 100 машин, то есть по одному подвозчику на САУ.
Стандартизация Cargo Carrier T14 произошла куда позже — к 1944 году, когда также назрела его модернизация. Он получил обозначение Cargo Carrier M30. Аналогично GMC M12, переделкой занималась Baldwin Locomotive Works, модернизации подверглись 74 подвозчика.
И для навесного огня, и для прямой наводки
Как уже говорилось выше, командование американской полевой артиллерии весьма скептически относилось к новинке. Все выпущенные самоходки распределили по учебным частям, чтобы понимать, насколько эти машины соответствуют требованиям. В результате ни в Северную Африку, ни на Сицилию, ни в материковую Италию GMC M12 не попали. При этом истребители танков GMC M10, выпуск которых начался примерно в то же время, успели и в Северную Африку, и на Сицилию, и в материковую Италию. Возможно, пусти артиллеристы хотя бы батарею GMC M12 на фронт, мнение резко бы поменялось, но история не любит сослагательных наклонений. Сложилась комичная ситуация, когда немцы, запустившие выпуск Hummel даже позже американцев, начали использовать тяжёлую гаубичную самоходную артиллерию куда раньше. Разница составила год — огромный срок для военного времени.
Надо сказать, что с задачей по созданию «самоходного лафета» американские конструкторы справились лучше. Безусловно, концепция с кормовым расположением боевого отделения и размещением части расчёта «на улице» имела свои недостатки, как и небольшой боекомплект. Но при этом GMC M12 имели и массу преимуществ. Для начала, боевая масса машина составила 27 т, что оказалось ниже, чем у танка, который послужил для неё базой. Это означало и более высокую подвижность. Формально максимальная скорость не превышала 40 км/ч, на самом же деле это, скорее, ограничение по ходовой части. Как показали испытания того же Medium Tank M4A2 в СССР, такое шасси могло разогнаться и до 50 км/ч (и американские самоходчики нередко это делали). А вот Hummel высокой прытью похвастаться не мог — шасси получилось немного перегруженным. Кроме того, немецкая машина была ещё и заметно выше. Также у GMC M12 имелся сошник, благодаря чему она оказалась более стабильной артиллерийской платформой.
Переломить ситуацию с отношением артиллерийского командования удалось только в начале 1944 года. Доводом стала «Линия Зигфрида» — немецкая оборонительная линия, для штурма которой как раз подходили столь подвижные и мощные самоходные установки. Дебют GMC M12 состоялся в Нормандии, где высадились два артиллерийских дивизиона — 557-й и 558-й. Каждый из них имел в своём составе 2 батареи (по 6 САУ в каждой). Всего же GMC M12 поступили на вооружение 6 артиллерийских дивизионов, из них часть ранее имели буксируемые орудия. Остальные дивизионы (258-й, 987-й, 989-й и 991-й) прибыли в Нормандию немного позже.
В первых же боях выявилась реальная боевая эффективность тяжёлой самоходной артиллерии. Благодаря высокой подвижности батареи GMC M12 могли быстро перебрасываться на новые позиции, являясь при этом отличным средством поддержки частей. Это выявилось и в ходе штурма Шербура, и во время операции «Кобра». О такой подвижности части, вооружённые буксируемыми орудиями, не могли и мечтать. При этом дивизионы придавались бронетанковым дивизиям, то есть мысли об использовании тяжёлой самоходной артиллерии и у немцев, и у американцев оказались одинаковыми. Плюсом GMC M12 стало то, что они могли вести огонь с куда большей дистанции, чем HMC M7, типовые американские гаубичные САУ.
Впрочем, на войне боевые машины нередко используются не совсем так, как их задумывали. Это в полной мере относилось и к GMC M12. Осенью 1944 года данные машины отметились по двум пунктам. Для начала, именно они стали первыми из американских войск, которые открыли огонь по территории Германии. Далее началась работа не совсем по профилю. Да, «Линию Зигфрида» GMC M12 штурмовали, но отнюдь не навесным огнём — их ставили на прямую наводку, и тут пригодился относительно низкий профиль. Били они прямо по дотам, причём 1-2 выстрелов хватало, чтобы вывести укрепление из строя. Впрочем, так было далеко не всегда — иногда для достижения результата требовался не один десяток снарядов. Самое же главное то, что применение GMC M12 для разрушения укреплений оказалось весьма частым заданием.
Карьера GMC M12 завершилась почти сразу после окончания боевых действий в Европе. На тот момент появились новые САУ, вооружённые более мощным орудием M1. Ну, а M12 быстро списали. До наших дней сохранилась всего одна машина данного типа. В целом можно смело говорить о том, что «первый блин» получился совсем не комом. Первая массовая американская тяжёлая САУ хорошо себя зарекомендовала, в том числе и для решения задач, которые ей были не свойственны. Остаётся лишь удивляться твердолобости командования американской полевой артиллерии, которое так долго тянуло с боевым дебютом GMC M12.
Источники и литература:
- NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.