Во Вторую мировую войну Румыния вступила, располагая скромными по численности и боевым возможностям танковыми войсками. Первые же бои на Восточном фронте показали, что имеющаяся бронетехника в большинстве своём неспособна противостоять советским средним танкам, не говоря уже о тяжёлых. Румынской армии срочно требовались новые, более мощные противотанковые средства. В столь сжатые сроки создать их можно было лишь на базе трофейной техники…
Летом 1941 года в сухопутных войсках Румынии имелось лишь одно бронетанковое соединение – 1-я танковая дивизия. Её костяк составляли 1-й и 2-й танковые полки, усиленные двумя моторизованными пехотными полками, моторизованным артполком, а также разведывательным и сапёрным батальонами. 1-й танковый полк комплектовался машинами чехословацкого производства «Шкода» Š-II-aR (экспортная модификация известного танка LT vz. 35), приобретёнными в 1938–1939 годах в количестве 126 единиц и принятыми на вооружение румынской армии под обозначением R-2. Во 2-м танковом полку служили машины французского производства «Рено» R-35 – в августе-сентябре 1939 года Румыния получила 41 единицу из Франции. Ещё 34 такие машины поступили из Польши – это были танки польского 21-го батальона, перешедшие румынскую границу 18–19 сентября 1939 года и затем интернированные. Если R-2 ещё могли бороться с советскими лёгкими танками, то R-35 с их короткоствольными пушками были практически бессильны против бронированных целей.
В первых же боях под Одессой румынские танкисты понесли ощутимые потери. Руководство страны поняло – надо что-то делать, иначе в ближайшее время королевство может остаться без танковых войск. Премьер-министр и фактический диктатор Ион Антонеску сгоряча распорядился начать производство собственного аналога Т-34, но эта идея была совершенно несовместимой с возможностями румынской промышленности. Гораздо более реалистичным оказался вариант импровизации по типу немецких истребителей танков «Мардер» – установка пушек, подходящих по бронебойным качествам, на шасси устаревших лёгких танков.
Трофейная пушка на трофейном шасси
Во второй половине 1941 и начале 1942 годов румынские войска захватили более полутора сотен советских 76,2-мм пушек образца 1936 года (Ф-22). Несмотря на статус полевого, это орудие имело отличные бронебойные характеристики – и в таковом качестве использовалось вермахтом. При создании САУ с советскими пушками немцы использовали танки Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw. 38(t), румыны же остановились на другом варианте – трофейном советском танке Т-60. Эта машина была доступна в немалых количествах и обладала неплохой проходимостью. К тому же установленный на Т-60 двигатель ГАЗ-202 представлял собой копию американского мотора «Америкен Додж-Деротто-Фарго» F.H.2, широко распространённого в Европе. Запчасти к нему были доступны как в Румынии, так и в Германии.
Проектирование истребителя танков возглавил инженер-подполковник Константин Гиулаи, уже имевший опыт работы в бронетанковой отрасли (участвовал в разработке проекта модернизации танков R-35). Работы осуществлялись заводом «Леонида» в Бухаресте. В 1942 году на предприятие поступило для переделки 23 танка Т-60, в начале следующего года – ещё 11.
В январе 1943 года был готов прототип истребителя танков, получившего обозначение Tun Anti Car cu Afet Mobil T-60 («Противотанковое орудие на самоходном шасси Т-60»), сокращённо – Т.А.С.А.М. Т-60. В общей сложности изготовили 34 такие самоходки: 17 из них сдали до июня 1943 года, а ещё 17 – во второй половине года.
Конструкция
Для переделки в истребители танков использовались шасси двух модификаций Т-60 – ранней и поздней, отличавшейся усиленным бронированием (в западных публикациях иногда обозначалась как Т-60А). Сварной корпус имел дифференцированную толщину брони. В лобовой проекции она составляла 15–20 мм (у Т-60А – до 35 мм), по бортам – 15 мм, в корме – 13 мм (у Т-60А – 25 мм). Крыша и днище имели толщину 10 мм. В передней части находилось совмещённое отделение (трансмиссионное и управления). Рабочее место механика-водителя было смещено влево от продольной оси, а его голова и верхняя часть туловища были закрыты бронированной «будкой»-эркером. При переделке в САУ эту будку модифицировали – заварили люк в крыше.
За отделением трансмиссии и управления в базовом танке находилось ещё одно совмещённое отделение – моторное и боевое (справа устанавливался двигатель, слева – одноместная башня с вооружением). При переделке башня и подбашенный лист (он же – крыша моторного отсека) демонтировались. Вместо них установили неподвижную рубку, открытую сверху и сзади. Изготавливали её тоже из «вторсырья» – бронелистов толщиной 15 мм, полученных при разборке захваченных или подбитых танков БТ-7. Для защиты вооружения и экипажа от осадков над рубкой можно было натянуть брезент (на специальном каркасе).
В рубке устанавливались вооружение самоходки (76,2-мм пушка Ф-22) и сиденья для двух членов экипажа (командира, выполнявшего также функции наводчика, и заряжающего). При монтаже в САУ нижний станок Ф-22 был заменён стальной плитой. Её отливали на заводе «Конкордия» в Плоешти, а механическую обработку осуществляли фирмы «Астра» в Брашове и «Леметр» в Бухаресте. Переделке подверглись также механизмы наводки. Румыны перенесли их на одну сторону орудия – так же, как немцы при конверсии трофейных Ф-22 в противотанковые пушки Pak 36 ®. Благодаря этому для орудия требовался только один наводчик, а не двое. Угол вертикальной наводки пушки составлял от −5° до +8°, горизонтальной – по 32° вправо и влево. Вспомогательным вооружением являлся 7,92-мм пулемёт ZB vz. 37 (ZB53), перевозимый внутри рубки.
Боекомплект пушки состоял из 44 унитарных выстрелов. Наряду с трофейными боеприпасами использовались бронебойные снаряды «Костинеску», производство которых было налажено в Румынии. При массе 6,6 кг и начальной скорости 751 м/с такой снаряд на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 72 мм при угле встречи 30° – таким образом, Т.А.С.А.М. Т-60 представлял реальную опасность для «тридцатьчетвёрок».
Силовая установка (двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л. с.) и трансмиссия изменений не претерпели. Переделке подвергся лишь радиатор – с целью увеличения пространства для размещения боекомплекта. Кроме того, плита с воздухозаборником, закрывавшая двигатель, была заменена металлической сеткой. А вот ходовую часть пришлось основательно усилить – масса машины возросла с 6,5 до 9 т, к тому же на ходовую часть теперь воздействовала мощная отдача трёхдюймовой пушки. Были применены усиленные торсионы и новые опорные катки, изготавливавшиеся в Румынии по советскому образцу. Изготовлением последних, несмотря на ограниченное количество выпущенных самоходок, занимались сразу три предприятия: «Индустриа Сирмеи» в Торда, IAR в Брашове и «Конкордия» в Плоешти. Кроме того, машина получила тормоз, блокировавший опорные катки в момент выстрела.
Боевое применение
10 мая 1943 года самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 были впервые представлены публике во время парада в Бухаресте. В июне 1943 года такие САУ попали в Учебный механизированный центр (Centrului de instructie Mecanizat) и 1-й танковый полк, где использовались для подготовки экипажей. К концу 1943 года новыми машинами укомплектовали две роты истребителей танков (Compania de Vânători de tancuri): 61-ю в составе 1-го танкового полка (16 единиц) и 62-ю в составе 2-го танкового полка (18 единиц).
Боевой дебют Т.А.С.А.М. Т-60 состоялся в феврале 1944 года, когда 14 самоходок, сведённых в две батареи, включили в состав бронегруппы «Кантемир» – импровизированного соединения, сформированного из подразделений 1-й танковой дивизии для обороны Северной Транснистрии. Помимо истребителей танков, группа включала 30 танков Т-4, два Т-3, 10 штурмовых орудий ТА (под этими обозначениями скрывались поставленные из Германии танки Pz.Kpfw. IV, Pz.Kpfw. III и штурмовые орудия StuG III соответственно), а также по роте лёгких танков R-2 и R-35. Подробности участия Т.А.С.А.М. Т-60 в этих боях неизвестны, но, вероятно, им пришлось нелегко: когда 28 марта 1944 года бронегруппа «Кантемир» была выведена с фронта в Северную Бессарабию, в её составе оставалось только семь таких машин.
В апреле 1944 года остатки бронегруппы «Кантемир» влили в состав 1-й танковой дивизии. После реорганизации в её противотанковом батальоне сформировали батарею Т.А.С.А.М. Т-60, по организации аналогичную батареям немецких штурмовых орудий. Батарея насчитывала 10 самоходок (три взвода по три САУ и одна самоходка в управлении батареи), один разведывательный бронеавтомобиль и один легковой автомобиль в управлении, а также 14 грузовиков в колонне снабжения.
7 апреля 1944 года из подразделений 8-й моторизованной кавалерийской дивизии, проходившей переформирование во 2-ю танковую дивизию, сформировали боевую группу «Кожокару». В состав группы вошли 12-й моторизованный полк, 3-й полк моторизованной артиллерии и три отдельных пехотных батальона, а также три самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 из состава 62-й роты. На фронте это подразделение действовало до 30 июня 1944 года, после чего вернулось в свою «родную» дивизию.
О дальнейшей судьбе самоходок Т.А.С.А.М. Т-60 известно немного. Румынские источники поверхностно упоминают об их участии в обороне Бессарабии в августе 1944 года. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции 23 августа 1944 года всякие упоминания о службе Т.А.С.А.М. Т-60 в румынской армии отсутствуют. Вероятно, эти машины были переданы СССР, поскольку и шасси, и установленные на них орудия были произведены именно там. Во всяком случае, как минимум одна САУ Т.А.С.А.М. Т-60 проходила испытания на полигоне в Кубинке.
Как и немецкие прототипы (истребители танков серии «Мардер»), самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 представляли собой типичную импровизацию. Главными их недостатками были высокий силуэт, слабое бронирование и открытая рубка. К тому же, появление этих «гибридов» на фронте сильно запоздало – будучи вполне уместными в 1942 году, к 1944-му они стали анахронизмом.
Экипаж, чел. |
3 |
---|---|
Боевая масса, кг |
9000 |
Длина полная/по корпусу, мм |
5510/4240 |
Ширина, мм |
2350 |
Высота, мм |
1750 |
Клиренс, мм |
330 |
Основное вооружение |
76,2-мм пушка Ф-22 |
Боекомплект |
44 снаряда |
Мощность двигателя, л. с. |
70 |
Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч |
32/15–20 |
Запас хода по шоссе/по пересечённой местности |
200/150 |
Толщина брони корпуса/рубки, мм |
10–35/15 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
угол подъема, град. |
32 |
ширина рва, см |
130 |
глубина брода, см |
60 |
высота стенки, см |
55 |
Источники и литература:
- Kuchciak M. Niszczyciele czołgów spod znaku kryża Sw. Michała // Techika wojskowa historia. – 2013. – №3
- Коломиец М. Танки-«смертники» Великой Отечественной. Т-30, Т-60, Т-70. – М.: Яуза, Эксмо, 2010
- Мощанский И. Бронетехника Румынии во Второй мировой войне // ТанкоМастер. – 1998. – № 2–3
- http://www.worldwar2.ro
Комментарии к данной статье отключены.