Помимо бесчисленного количества поражающих воображение, но несостоявшихся проектов, история военной техники XX века богата примерами вполне боеспособных машин. Некоторые технические предложения тех лет намного опережали свое время и были трудны для воплощения в жизнь, другие – опрометчиво забракованы. К таким проектам относится знаменитый сверхтяжелый танк "Объект 279", который в настоящее время выставляется в музее бронетехники в Кубинке.
В КБ разных стран мира
Изначально идея установки танка на четыре гусеницы принадлежала немцам. Таким образом планировалось увеличить проходимость машины, чтобы наделить ее сухопутной "непотопляемостью". Однако, разработчики упустили из виду два ключевых момента. Во-первых, это огромная масса, эффективно передвигать которую не смогли бы и шесть гусениц, а во-вторых – отсутствие башни. Эти два взаимоисключающих момента делали разрабатываемую машину одновременно "не танком" и "не бронеавтомобилем", что, вкупе с практически полным отсутствием приемлемой маневренности, превращало проект в бронебанку, неспособную вести боевые действия. Поэтому неудивительно, что немецкая разработка затерялась на страницах истории.
Более рационально подошли к вопросу англичане. Они решили использовать установку на четыре гусеницы для наращивания максимально допустимой массы танка, что уже говорит о верном направлении конструкторской мысли. Англичане планировали создать флагман для своих танковых войск, который не боялся бы артиллерийского огня и по всем параметрам мог бы называться, без малого, танком-крепостью. Но, к сожалению, и этот чугунный колосс, весом более 100 тонн и длиной 10 метров, был отправлен в металлолом. Можно сказать, что англичане наступили на "немецкие грабли", но с той лишь поправкой, что не учли допустимые мощности силовой установки машины. Для передвижения экспериментального "флагмана" требовалась, без малого, корабельная же турбина.
Следующими эстафету подхватили американцы, и они стали первыми, кому удалось снискать успех на "четырехгусеничной ниве". Широко известный проект сверхтяжелой противотанковой САУ T95 (позже переименована в T28), имевшей вес более 80 тонн и вооруженной орудием калибра 105 мм, был воплощен всего в двух опытных экземплярах. Однако, в отличие от предшественников, этот танк был вполне боеспособным.
Советский прорыв
Самым известным танком в четырехгусеничным исполнении стал отечественный "Объект 279", разработанный в 50-х годах. Это детище конструктора Л.С. Троянова, создателя знаменитого ИС-4.
"Объект 279" был поистине революционным. Танк разрабатывался полностью неуязвимым для всех видов бронетехники вероятного противника, а также популярных орудийных калибров. Среди потенциальных конкурентов "Объекту 279" пророчили такие известные танки, как британский "Конкэрор" и американский М103.
Проект должен был учесть и превозмочь недостатки предшествующих тяжелых машин советской разработки – совместить мощную защиту, пробивное орудие и высокие маневренные характеристики, а также быть пригодным для использования в условиях ядерной войны. К тому же, в отличие от большинства проектов того времени, "Объект 279" создавался "с нуля" и не являлся модификацией уже существующих машин.
Несмотря на то, что компоновка танка была классической, практически каждый его функциональный узел представлял собой новое техническое решение. Заброневой объем был рекордно малым – всего 11,5 кубических метров. Корпус состоял из 4 литых деталей, усиленных навесными бронеэкранами. Броня танка в разных местах варьировалась от 182 до 305 мм и имела эффективные углы наклона, что серьезно повышало броневой эквивалент (чуть ли не до 500 мм в некоторых участках корпуса). Это обеспечивало рекордную защищенность машины от всех имевшихся на тот момент орудий при крайне низкой массе в 60 тонн, что по меркам тяжелых танков являлось крайне незначительным показателем.
Система управления танком была во многом автоматизирована и упрощена, и экипаж "Объекта 279" составлял всего 4 человека. Это обуславливалось использованием современных систем прицеливания и наведения, многие из которых стали применяться на практике только к концу 60-х годов, то есть через 15 лет после разработки!
В качестве вооружения планировалось установить 130-мм орудие, представлявшее достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Для противопехотного воздействия предназначался мощный 14,5-мм пулемет. Система перезарядки была полуавтоматической и обеспечивала скорострельность орудия до 7 выстрелов в минуту. Пожалуй, единственным серьезным недостатком танка был малый боекомплект – всего 24 наряда и 300 пулеметных патронов.
Силовую установку составляли два мощнейших дизельных двигателя, около 1000 л.с. каждый. Заявленная скорость движения по шоссе была более чем достаточной – 40-55 км/ч. И, наконец, главной особенностью конструкции была четырехгусеничная ходовая часть, которая позволяла обеспечить крайне малое удельное давление на грунт – всего около 0,5 кГс на квадратный метр, что сравнимо с показателями легких танков.
Роковым моментом в жизни этого перспективного проекта стали полевые испытания на полигоне Капустин Яр. Тогда, в 1960 году, генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым было запрещено принимать на вооружение танки, масса которых превышает 37 тонн. Несмотря на то, что это решение партийного лидера привело к закрытию практически всех отечественных "тяжелых" проектов, "Объект 279" еще долгие годы оставался самым мощным танком в мире и гордостью советской конструкторской мысли.
Комментарии к данной статье отключены.