Для поддержки наступления пехоты в ходе советско-финской войны 1939–1940 гг. руководство СССР поставило конструкторским бюро задачу разработать лёгкий гусеничный танк поддержки, который можно было бы в короткие сроки запустить в серию, а затем и на поля сражений. Дело в том, что красноармейцам приходилось участвовать в боях без всякой поддержки со стороны бронетехники: танки часто выходили из строя, так как не были готовы к аномальным холодам того года, и командование испытывало острую необходимость в морозоустойчивом лёгком танке поддержки.
Уже к марту 1940 года на Кировском заводе в Ленинграде был собран испытательный образец «Проекта 217». Другое название танкетки довольно точно отражало её назначение – «Передвижное пулемётное гнездо» (ППГ). Назначение танкетки было «точечным» – бронетехнику предполагали использовать лишь в условия боевых действий на Карельском перешейке, что не могло не отразиться на её конструкции.
Корпус танкетки имел прямоугольную форму и был выполнен из листов брони толщиной 10–20 мм с небольшими углами наклона. Заброневое пространство было разделено на два отсека – отделение управления и машинное отделение. Ходовая часть была предельно упрощена и состояла из задних ведущих звёздочек и четырёх опорных катков, передний из которых выполнял функцию направляющего. Силовая установка танкетки была представлена карбюраторным двигателем мощностью всего 16 л.с., который позволял развивать скорость не более 18 км/час. Именно ходовая часть стала самым слабым местом «Проекта 217» – танкетка «сдыхала» на подъёме круче 30 градусов и обладала низкой проходимостью, а также неудовлетворительной манёвренностью.
В лобовой части танка было установлено два пулемёта ДТ системы Дягтерёва с общим боезапасом в 1500 патронов. Даже по меркам тех лет вооружение танкетки считалось слабым и оправдывалось лишь применением танка исключительно против пехоты противника.
Боковая проекция танкетки (http://alternathistory.org.ua)
Пожалуй, главным конструкторским «новаторством» являлась кабина экипажа «Проекта 217». На марше крышка люка откидывалась, и члены экипажа управляли танком сидя, а в боевом положении бронированная крышка закрывалась, и экипаж вёл огонь из пулемётов лёжа. Это техническое решение позволило наделить танкетку низким силуэтом, что способствовало малой заметности машины.
В 1940 году был собран первый экземпляр «Проекта 217», который поступил на заводские испытания. Практически сразу были вскрыты все недостатки конструкции танка: пулемётное вооружение, вследствие особенности исполнения амбразур, имело ограниченные углы обстрела, а члены экипажа не могли длительное время вести боевые действия из-за неудобного расположения. Ещё одним серьёзным недостатком была полная беспомощность «Проекта 217» перед противотанковыми силами противника. Толщины брони было недостаточно для противостояния танкам и бронебойным орудиям, а маломощная силовая установка значительно ограничивала манёвровые способности машины.
По завершении испытаний приёмная комиссия, приняв во внимание наличие всех конструкционных недостатков танкетки, сделала вывод, что для их устранения надо не просто дорабатывать танк, но практически полностью менять техническое задание проекта. Но времени на это не было, так как война подходила к концу. На этом все работы были свернуты, и «Проект 217» стал историей.
Комментарии к данной статье отключены.