• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    17

    Командиры стальных «крыс»

    • ВМВ
    • танки
    Сергей Смирнов
    04 February '14

    «Крысы пустыни» — под таким названием осталась в истории Второй мировой войны 7-ая бронетанковая дивизия британской армии. Пожалуй, ни одно крупное подразделение не отличалось столь явной самоиронией, если даже своей эмблемой избрало именно крысу: пустынный зверёк джербоа приглянулся в Каирском зоопарке супруге одного из первых командиров, генерал-майора сэра Майкла Крига, и забавный портрет грызуна потом пошел по рукам в расположении дивизии… Многим позже возникла легенда о том, что название было дано по тактике быстрых наскоков и уходов, характерных для поведения мелкого хищника, хитрого и опасливого. Впрочем, эта версия не лишена оснований: если в начале своего «африканского периода» дивизия весьма успешно гоняла по пустыне итальянцев и брала их в плен десятками тысяч, то уже в 1941году, с вторжением на черный материк Африканского корпуса Роммеля, британцам пришлось туго – тогда и пригодились им повадки джербоа и – шире – всех кочевников пустыни.

    В 1943 году дивизия была переброшена в Италию, позже участвовала в высадке в Нормандии, где ее командиры были подвергнуты серьезным нареканиям за «крысиную тактику», годную для боевых действий в далекой пустыне, но не для мощного победоносного броска, и закончила войну в Гамбурге.

    За время войны в дивизии сменилось полтора десятка командиров. Среди них было несколько действительно ярких выдающихся офицеров, о которых стоит рассказать особо.

    Первый командир дивизии, сэр Перси Клигорн Стэнли Хобарт (Percy Cleghorn Stanley Hobart, 1885-1957), задал всей дивизии особый, чисто британский колониальный колорит. Родившийся в Индии, он воплощал в себе тип классического персонажа Киплинга. В молодости изучал литературу, живопись, церковную архитектуру, слыл эрудитом. Потом выучился на офицера в Королевской военной академии в Вулриче, послужил в Индии, Месопотамии, в Первую мировую прошел от Франции до Месопотамии. В начале 20-х Хобарт «заболел» танками, поступил добровольцем в Королевский танковый корпус и уже через несколько лет стал признанным специалистом в области бронетехники. В 1938 году, уже в чине генерал-майора, Хобарт был направлен в Египет реорганизовать и усилить группировку, именовавшуюся «Мобильными силами», но уже прозванную злыми языками «Мобильным фарсом» (игра английских слов – «Mobile Force» = «Mobile Farce») за устаревшее оснащение («древний» Vickers Medium Mark II и т.п.). Хобарту удалось превратить это забытое Богом формирование в боеспособную дивизию, предназначенную именно для действий в условиях суровой пустыни. Однако старым служакам, которым Хобарт не давал тихо греться под египетским солнцем, удалось отомстить ему: в 1940-м его сместили по доносу в Военное министерство за… «фантастические планы ведения танковых операций». Позднее, отличившись во многих операциях Второй мировой, Хобарт посрамил своих недругов.

    Генерал-майор Майкл О’Мур Криг (Michael O’Moore Creagh, 1892-1970), сменивший Хобарта, остался в истории дивизии как командир, продержавшийся на своем посту дольше всех прочих, как первый победитель итальянцев в Африке и как аристократ с большим чувством юмора. Именно при нем дивизия получила не только свое официальное название, но и прозвище «Desert Rats». В июне 1940 года 7-ая бронетанковая под его командованием остановила у Сиди Баррани вторгшиеся в Египет из итальянской Ливии войска генерала Марио Берти, а в начале декабря при поддержке 4-й Индийской дивизии отбросила их назад, на территорию итальянской колонии. В условиях пустынного бездорожья, где продвижение бронетехники сильно замедлялось, Криг довольно успешно применял тактику «летучих формирований», высылая вперед моторизированные стрелковые части, которые сковывали действия итальянцев, дожидаясь подхода тяжелой бронетехники. Однако точку в карьере командира «пустынных крыс» поставила окончившаяся провалом операция Batleaxe по захвату Киренаики.

    Генерал-майор Уильям Генри Эварт Готт (William Henry Ewart Gott, 1897-1942), сменивший на посту Крига, остался в истории дивизии как ее самый яркий командир, истинный герой войны, несмотря на то, что командовал «крысами» меньше полгода и именно при нем дивизия понесла в ноябре 1941 года фактическое поражение в битве против Африканского корпуса Роммеля при Сиди Резег. Тот тяжелый бой был частью операции «Крестоносец», которая в целом оказалась успешной, так что кровопролитное столкновение «Крыс пустыни» с железной армадой «Лиса пустыни» Роммеля только повысило авторитет Готта. Высокого роста, агрессивный, он сам выглядел «типичным крестоносцем». «Слуга царю, отец солдатам», он нравился своим боевым характером самому Уинстону Черчиллю и пользовался популярностью среди подчиненных. Покровительство Черчилля, собственно, и стало причиной гибели героя. Получив повышение, Готт оставил дивизию, участвовал в битвах при Газале и Эль-Аламейне, и, наконец, в августе 42-го был назначен командующим 9-й армией… Самолет, на котором он полетел принимать командование, был сбит немцами.

    Генерал-майор Джон Хардинг (John Harding, 1896-1989) тоже командовал дивизией всего несколько месяцев, однако снискал славу тем, что, участвуя во второй битве при Эль-Аламейне, координировал действия подчиненных в гуще сражения сначала из командирского танка, потом – из легкого джипа, получил тяжелые осколочные ранения. Несмотря на них, он прожил дольше всех командиров – до 92 лет, получив после войны дворянский титул 1-го барона Хардинга Питертонского.

    Наконец, нельзя не отметить генерал-майора Льюиса Оуэна Лайна (Lewis Owen Lyne, 1899-1970), завершившего военную эпопею дивизии и доведшего ее от линии Зигфрида до Гамбурга. Лайн интересен уже тем, что был полной противоположностью практически всем своим предшественникам. Во-первых, он принял командование «стальными крысами», будучи до мозга костей пехотинцем: прошел войну последовательно командиром Ланкаширских фузилеров, пехотной бригадой в Италии, 59-й Стаффордширской пехотной дивизией, 50-й Нортумбрийской пехотной дивизией… и вдруг был назначен командиром танкистов. Правда, случилось это после неудачных действий «крыс» в Нормандии, и многие считали, что пехотинец во главе 7-й бронетанковой – это такое злорадное наказание за просчеты. Однако и на новом, неожиданном посту Лайн проявил себя не только хорошим командиром, но администратором и хозяйственником, что в итоге привело его на новую почетную должность – коменданта Британского сектора Берлина.

    Сергей Смирнов

    Творцы танкового мира: Уильям Триттон и Уолтер Вильсон на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Уильям Триттон и Уолтер Вильсон
    Творцы танкового мира: Йозеф Фольмер на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Йозеф Фольмер
    Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон
    Поделиться
    • 10
    • 12
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Монстр, оставшийся на бумаге на Warspot.ru
    Монстр, оставшийся на бумаге
    VK3601(H): на пути к "Тигру" на Warspot.ru
    VK3601(H): на пути к "Тигру"
    Быстрая гаубица на лёгком шасси на Warspot.ru
    Быстрая гаубица на лёгком шасси
    Кюстрин: окружение и прорыв на Warspot.ru
    Кюстрин: окружение и прорыв
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google