Первая мировая война завершила эпоху решающих морских баталий. При этом именно в 1914–1918 годах начали широко применяться подводные силы военно-морских флотов. Субмарины, проходившие первые мили на глубине, становились важным внешнеполитическим фактором.
При этом их общее количество на вооружении держав-соперниц было невелико: в составе немецкого флота к началу 1915 года находилось всего 30 подводных лодок. Однако они неслучайно остались в истории одним из грозных символов Великой войны.
Германия развязала неограниченную подводную войну не вдруг. Возможности, открываемые боевым применением субмарин, были тогда очевидны для многих. Командующий Флотом открытого моря на исходе Первой мировой Рейнхард Шеер писал: «В нашей войне с Англией вопрос о применении подводных лодок имел исключительное значение». Они несли угрозу как торговле Туманного Альбиона, так и его гордости – Гранд-флиту. Но первый план использования немецкого подплава в боевых действиях на море, от октября 1914 года, был отклонён командованием. Такая стратегия была чревата обвинениями со стороны нейтральных государств в нарушениях международного права.
Ситуацию раз и навсегда изменил политический шаг Великобритании, 2 ноября того же года объявившей всю акваторию Северного моря территорией военных действий. Это решение означало морскую блокаду Центральных держав. Симметричным ответом могла послужить только блокада самой Англии. «Ястребы» в военно-политической верхушке рейха призвали установить её с помощью субмарин. Но германский МИД и сам канцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег опасались ухудшения отношений с тогда ещё нейтральными Италией и САСШ. К решительным действиям Берлин сподвигла жёсткая политика Лондона. Реакция других держав уже представлялась меньшей из зол. К тому же их торговлю с Великобританией требовалось пресечь.
Как следствие, 4 февраля 1915 года была обнародована декларация кайзера Вильгельма II, объявлявшая территориальные воды вокруг Британского архипелага зоной войны. Две недели спустя все неприятельские торговые суда в них ждало уничтожение. Спасение экипажей и пассажиров «купцов» не гарантировалось. 19 февраля неограниченная подводная война (сами немцы именовали её «ограниченной» – ведь американским и итальянским судам гарантировалась неприкосновенность) началась в Северном море и Ла-Манше. С 22 февраля она объявлялась в остальных районах действия военно-морских сил Германии.
Итак, общее число субмарин исчислялось тридцатью. Из них, по признанию командующего Кильской флотилией Андреаса Михельсена, против Англии могло действовать только 23. Превосходя надводные корабли за счет скрытности, подводные лодки были тихоходными и весьма уязвимыми. Руки их командирам заведомо связывала дипломатия. Ведь уже 12 февраля, ещё до старта блокады, посол САСШ в Берлине Джерард вручил министру иностранных дел кайзеровской Германии Готлибу фон Ягову ноту. В ней американское правительство сочло сложившуюся ситуацию «прискорбной» и призывало имперские власти к строгой ответственности за подобные эскапады. Дело могло дойти и до разрыва дипотношений.
В то же самое время экипажам подводных лодок было непросто различать суда по их подданству. Британское Адмиралтейство прибегало к прикрытию флагами нейтральных держав, чем, однако, не брезговала и сама Германия. Отдельные «купцы» оснащались артиллерийским вооружением. Дистанция огня же подводных лодок определялась дальностью торпедных ударов. Оставляемыми в ходе них следами на поверхности воды обозначились следующие вехи неограниченной подводной войны:
- было уничтожено 228 торговых судов Антанты и 89 – нейтральных государств – внушительная результативность;
- худшие опасения берлинских дипломатов в итоге сбылись.
28 марта 1915 года произошёл инцидент с потоплением английского судна «Фалаба» с американским гражданином на борту. Политики в Штатах разделились во мнениях – реагировать, примкнув к блоку «Сердечного согласия», или же придерживаться изоляционизма. Сторонник последнего, госсекретать САСШ Уильям Брайан увещевал президента Вудро Вильсона закрыть глаза на произошедшую трагедию. Но любые аргументы сделала ничтожными последовавшая 7 мая гибель трансатлантического пассажирского лайнера «Лузитания».
Командир субмарины U-20 капитан-лейтенант Вальтер Швигер был раздосадован результатами похода к побережью Ирландии. Ему не довелось уничтожить ни одного корабля противника, запас горючего иссякал и на борту подлодки оставалось всего две торпеды. Взяв курс домой, на Вильгельмсхафен, в 14:20 он прямо по курсу обнаружил и 40 минут спустя атаковал крупный пароход, идущий с закрашенным именем и без флага. Одна-единственная торпеда поразила судно в центр, за мостиком, когда штурман экипажа U-20 запоздало воскликнул: «Бог мой, это «Лузитания»!». Вскоре она затонула, из 1198 погибших пассажиров 128 были американцами.
Это событие стало национальной трагедией для Соединенных Штатов. «Безжалостное потопление громадного парохода “Лузитания” и гибель более полутора тысяч пассажиров, между которыми, может быть, половина была американцами, как громом поразили всю страну», – писал в те дни русский посол в Вашингтоне Ю. П. Бахметьев. «Четвёртая власть» – СМИ развернули небывалую анти-немецкую пропаганду. Говорить о равноудалённой изоляции Америки от Антанты и Центральных держав было уже невозможно. Президент Вильсон удержался от вступления в Первую мировую войну, хотя чаши весов склонились в пользу союза с Великобританией.
Капитан-лейтенант Швигер был заочно осуждён и приговорён к смерти. Могилой ему два с половиной года спустя стали воды побережья Дании. Но тогда, ещё в 1915 году, очередной международный скандал – уничтожение немецким подплавом британского парохода «Арабик» с тремя американцами на борту – отозвался не меньшим эхом. 27 августа Вильгельм II принял принципиальное решение о сворачивании подводной войны.
Следует отметить, что в ходе неё торговые суда союзников отнюдь не всегда были жертвами обстоятельств. Консервативные немецкие историки писали об атаке в апреле 1915 года немецкой субмарины U-33 английским пароходом «Брюссель». Его капитан даже был премирован, хотя факт уничтожения вражеского корабля и не подтвердился. За пару дней до торпедирования «Лузитании» английская подводная лодка без предупреждения потопила в акватории Эгейского моря турецкий пароход «Стамбул». Но среди сотен его погибших пассажиров не оказалось американских подданных. Наконец, десятилетиями остаётся на слуху конспирологическая версия гибели «Лузитании»: на её борту перевозился большой объем взрывчатых веществ и боеприпасов для нужд английских армии и флота. Детонация этого груза и обрекла гигантский лайнер на гибель. Недавние исследования останков судна водолазами якобы подтвердили это предположение, однако официальных заявлений на сей счёт до сих пор не последовало.
Как бы то ни было, дипломатия и субмарины продолжали идти в одном фарватере. Политики ценой немалых усилий сглаживали конфронтацию Берлина и Вашингтона, добиваясь на этом поприще успехов. Моряки же прибавляли им работы. 7 ноября 1915 года в Средиземном море был атакован итальянский лайнер «Анкона». Но его борту вновь случились граждане САСШ, но ни предупреждения, ни спасения пассажиры так и не дождались. Ответственность за это военное преступление взяла на себя Австро-Венгрия. Тем не менее, германо-американские отношения в очередной раз обострились.
Эскалации конфликта вплоть до объявления войны поспособствовали последующие фазы подводной войны, пришедшиеся на 1916 год. Теперь немецкими подводными лодками велось торпедирование без предупреждения как военных кораблей, так и вооружённых торговых судов Антанты. В феврале был потоплен французский пассажирских пароход «Сассекс» с несколькими американцами на борту. Ближайшие советники президента Вильсона потребовали ультиматума германскому правительству, но затем сочли возможным принять его извинения. Затем к руководству армией в Германии пришли Гинденбург и Людендорф, адепты войны до победного конца. Разыгралось ещё несколько трагедий с потоплением торговых судов, прежде чем 3 февраля 1917 года между рейхом и САСШ были разорваны дипломатические отношения.
На исходе Великой войны Германия ценой огромных стараний усилила свой подводный флот. Однако добиться поставленных целей ему уже не довелось: карта великой державы и её вооруженных сил была бита. Карл Дениц тогда был ещё вахтенным офицером, Отто Кречмеру исполнилось целых пять лет, а Гюнтер Прин только начал ходить в школу… Опыту подводной войны 1915–1917 годов предстояло воплотиться в боевых действиях на море периода Второй мировой.
Комментарии к данной статье отключены.