Любой разговор об асах периода Первой мировой войны обычно сводится к небольшому количеству имен типа Рихтгофена или Фонка. Однако, несмотря на то, что эти люди благодаря своему мастерству и таланту порой могли затмить результатами целые эскадрильи, основой победы в войне стали так называемые «рядовые асы». Несмотря на то, что их имена скрываются в тени более выдающихся коллег, зачастую они тоже, в том или ином роде, становились первопроходцами.
Интересный факт: Несмотря на то, что авторство названия самых лучших пилотов приписывается французам, существует и германская версия происхождения слова «ас». По этой версии слово происходит из германской мифологии, в которой богов, населяющих небесный город Асгард, именовали не иначе как «ассы». В русский язык это слово пришло именно из Германии, поэтому до середины XX века писалось как «асс».
Христо Топракчиев
Звезда болгарской авиации, в честь которого на родине называют образовательные учреждения, родился 16 декабря 1885 года в городе Бургас. В 25 лет он прошел обучение в военной летной школе, а вскоре, в 1912 году был в числе лучших отобран для повышения квалификации во Франции в летной школе Луи Блерио. После этого он принял участие в Балканской войне и стал одним из первых в мире пилотов, выполнивших бомбометание с воздуха. Вместе с этим, 19 октября 1912 года он стал первым в мире летчиком, погибшим в бою – его самолет был подбит огнем с земли и разбился при посадке.
Стефан Станислав Стец
Родился в 1889 году на территории Австро-Венгерской империи в городе Львове. Получив диплом инженера в местном политехническом институте, 1 августа 1914 года он был мобилизован в австрийскую армию, где до ноября 1915 года служил в саперном полку. Затем он поступил в офицерское летное училище в Вене и с января 1916 года служил летнабом в дивизионе разведывательной авиации на Восточном фронте. Именно благодаря снимкам Стеца в июне 1917 года командование австрийской армии заранее узнало о так называемом «наступлении Керенского». Помимо этого, львовский летнаб умудрился сбить из турельного пулемета российский истребитель, но победа не была засчитана – по правилам австрийской авиации победы воздушных стрелков не учитывались.
Понимая, что пересев в кабину летчика, он сможет достичь большего, Стец становится пилотом двухместного разведчика, а в апреле 1918 года поступает в школу летчиков истребительной авиации. Через месяц он сдает все экзамены и в составе 3-й истребительной эскадрильи отправляется сражаться в Италию. Свой счет он открыл 28 июня, а уже к 20 августа за ним числилось 7 вражеских самолетов. Однако, военная удача переменчива, и спустя 11 дней 3-я истребительная эскадрилья была почти полностью уничтожена в жестоком бою за линией фронта – в живых остались лишь два летчика, в том числе и Стец, который на своем изрешеченном истребителе едва добрался до ближайшего аэродрома.
В конце октября до Стеца дошло известие о распаде Австро-Венгерской империи и о том, что его новая родина теперь Польша, а вокруг Львова полным ходом идут бои между украинцами и поляками. Стефан, не мешкая, бросил службу в австрийской армии и вернулся домой, где вошел в число первых летчиков, поддержавших защитников города. В апреле 1919 года он стал командиром 7-й польской авиационной эскадры. В этом же месяце он сбил украинский бомбардировщик, а 10 мая уничтожил вражеский аэростат. Затем Стеца отправили в парижскую военно-инженерную академию, по окончании которой на родине его назначили начальником департамента авиационной промышленности при министерстве обороны Польши. Однако Стец, даже находясь на столь высокой должности, продолжал летать, и 11 мая 1921 года погиб в авиакатастрофе.
Интересный факт: Во время войны Стефан Стец нанес на борт своего самолета красно-белую «шаховницу». Впоследствии этот символ стал официальным опознавательным знаком польских военно-воздушных сил.
Индра Лал Рой
Самый известный индийский ас Первой мировой войны. Он родился в Калькутте 2 декабря 1898 года. Когда ему исполнилось 19 лет, Рой, учившийся в Лондоне, записался в Королевский Авиационный Корпус. 30 октября 1917 года его отправили в 56-ю эскадрилью, где в результате аварии на истребителе S.E.5a он попал в госпиталь. После выписки в январе 1918 года Рой получил назначение в 40-ю эскадрилью, где и пробил звездный час индийского аса – в период с 6 по 19 июля, налетав 170 часов, он сбил пять вражеских «Ганноверов», три «Фоккера» D.VII и по одному «Пфальцу» D.III и DFW. Спустя три дня после последней победы Индра Лал Рой погиб в воздушной схватке с «Фоккерами». Индра стал первым индийцем, которого удостоили высшей британской авиационной награды – «Креста за выдающиеся летные заслуги» (The Distinguished Flying Cross).
Интересный факт: помимо Индры Роя в Первой мировой принимали участие еще два индийских авиатора – Шрикриша Чанда Велингкар и Хардутт Сингх Малик. Чанда Велингкар был смертельно ранен в бою и так же, как и Лал Рой, посмертно награжден «Крестом за выдающиеся летные заслуги». Сингх Малик был учеником канадского аса Уильяма Баркера и сбил два самолета противника. Он является единственным индийским авиатором, пережившим Первую мировую войну.
Рональд Бернс Баннерман
Этот летчик родился 21 сентября 1890 года в Инверкаргилле, Новая Зеландия. После окончания университета он поступил в новозеландскую летную школу, после окончания которой отправился для повышения квалификации на Британские острова. 16 февраля 1918 года он получает назначение в 79-ю эскадрилью, ведущую бои в небе Франции. До конца войны ему удалось сбить 17 самолетов, причем почти все схватки проходили на малых высотах. 8 сентября Бернс получил «Крест за выдающиеся летные заслуги» и звание капитана. После войны он вернулся в Новую Зеландию, где занимался бизнесом. С началом Второй мировой войны Бернс вновь одел мундир и всю войну прослужил на штабных должностях. В 1945 году он получил звание Air Commodore и демобилизовался. Скончался новозеландский ас в своем доме 8 августа 1978 года.
Рауль Лафбери
Американский ас родился 14 марта 1885 года в маленьком французском городке Шемальери. В 17 лет он отправился путешествовать по миру и оказался в США. В 1908 году он вступил в ряды американской армии и нес службу на Филиппинах. Во время одной из увольнительных он впервые в жизни увидел аэроплан, а затем познакомился с его пилотом, знаменитым Луи Блерио. Эта встреча кардинально меняет жизнь Рауля, и он, бросив службу в армии, вернулся на родину и устроился механиком на завод Блерио.
Когда началась война, Лафбери, несмотря на то, что к тому времени являлся гражданином США, поступил добровольцем во французскую армию. В апреле 1915 года он получил диплом военного пилота и спустя несколько месяцев попал на службу в бомбардировочную эскадрилью VB-106. 30 июня 1916 года он одержал свою первую победу, а ближе к середине 1917 года на его счету уже было больше 10 самолетов противника.
Когда США вступили в войну, Рауль стал майором американской армии и возглавил 94-й дивизион истребительной авиации, в составе которого довел официальный счет до 17 сбитых, хотя ему приписывается еще больше десятка неподтвержденных побед, когда противник упал на вражеской территории. 19 мая Лафбери, атакуя двухместный разведчик противника, допустил ошибку и попал под очередь летнаба. Несколько пуль попали в бензобак, и самолет взорвался в воздухе, похоронив пилота.
Интересный факт: Из американских летчиков-добровольцев во Франции была сформирована отдельная истребительная эскадрилья, названная в честь французского героя войны за независимость «Лафайет». После вступления США в войну эскадрилья вошла в состав американских воздушных сил в Европе.
Франческо Баракка
Родился 9 мая 1888 года в семье крупного землевладельца. Он не хотел становиться очередным «золотым мальчиком», поэтому отказался от денег своих родителей и пошел по военной стезе. В 1907 году Баракка поступил в офицерскую кавалерийскую школу и спустя почти два года получил назначение в 11-й Королевский Пьемонтский кавалерийский полк. В 1912 году он в числе многих других военных присутствует на французских маневрах, где и знакомится с аэропланом. Это оказывает на него сильное влияние, и в этом же году Франческо в числе еще четырех офицеров зачисляется в летную школу в Реймсе. 9 июля он получает диплом гражданского летчика и назначение в авиационный батальон. 3 октября ему присваивают звание старшего лейтенанта, а 8 октября он становится дипломированным военным летчиком.
Вскоре после того, как Италия вступила в войну на стороне Антанты, Баракка добивается своего перевода на фронт, где 7 апреля на «Ньюпоре-11» сбивает австрийский разведывательный «Бранденбург» C.I и берет в плен экипаж. Это стало первой официально зарегистрированной победой итальянской авиации, за что Франческо Баракка был награжден «Серебряной медалью за воинскую доблесть».
За свою карьеру итальянский ас сбил 34 самолета противника. Вечером 19 июня 1918 года, будучи уже в должности командира 91-й истребительной эскадрильи, Франческо Баракка в паре с молодым лейтенантом Франко Оснаго попал под плотный зенитный огонь противника, и паре пришлось разделиться. На базу вернулся лишь Оснаго. Лишь после отступления австрийских войск солдатам удалось найти обломки самолета командира эскадрильи и его обугленное тело – летчик погиб еще в воздухе. Австрийское командование поспешило заявить, что ас был сбит их «Фениксом» C.I, однако итальянцы опровергли это утверждение, заявив, что пилот погиб в результате огня с земли.
Интересный факт: символ «Черный конь, вставший на дыбы» был отличительным знаком самолета Франческо Баракка. 23 мая 1923 года мать погибшего аса передала этот знак автогонщику Эцио Феррари, который в то время успешно выступал в качестве пилота команды Альфа-Ромео. Эцио поместил черного коня на желтый геральдический щит, который являлся отличительной частью герба Модены, и добавил к нему итальянский триколор. Этот символ с 1929 года стал официальным логотипом команды Скудерия Феррари, а с 1947 года стал украшать все машины, выпущенные фирмой.
Вилли Коппенс
Родился в Бельгии в 1892 году. Службу в военной авиации он начал в 24 года в качестве пилота-разведчика. Его первый воздушный бой состоялся 1 мая 1917 года, когда его «Сопвич Страттер» привлек внимание четырех истребителей противника. Несмотря на то, что его самолет получил 32 попадания, бельгийцу все-таки удалось благополучно добраться до дома. После этого случая его перевели в истребительную авиацию. Там он успел сменить свой первоначально выданный «Ньюпор» на лицензионный «Анрио» HD.I, но долгое время сбить никого не мог.
Удача повернулась к нему лицом в апреле 1918 года, когда он подбил немецкий одноместный самолет, а вскоре и два наблюдательных аэростата. После этого именно аэростаты стали его излюбленной добычей – за свою карьеру он одержал 37 побед, и все они, кроме первой, были именно над «баллонами». Последний бой Коппенса состоялся 14 октября 1918 года: записав на свой счет два аэростата, бельгиец был сбит огнем с земли. В результате аварии при посадке ему ампутировали ногу, однако бельгийский ас, даже будучи инвалидом, продолжал службу в авиации. В 1940 году он уволился из армии и переехал в Швейцарию, так как не желал служить нацистам.
Интересный факт: Несмотря на то, что бельгийская авиация принимала активное участие в воздушных боях Первой мировой, ее численность была крайне мала, а летать в составе истребительной авиации имели возможность лишь немногие пилоты. Поэтому среди бельгийских авиаторов того периода так мало асов. К слову сказать, лишь трое имели на своем счету больше двух воздушных побед.
Шарль-Эжен-Жюль-Мари Нунжессер
Про этого французского аса говорили, что если бы он родился на пару веков раньше, то стал бы настоящим пиратом. Шарль родился в 1892 году во Франции. Будучи подростком, он сбежал из дома и отправился на поиски приключений. Какое-то время он жил в Южной Америке и участвовал в мотогонках, там же научился пилотировать аэроплан. В начале войны он вернулся во Францию и стал кавалеристом-гусаром. В одном из первых боев ему удалось захватить штабной немецкий автомобиль и перегнать его через линию фронта. Его наградили «Военной медалью» и перевели в ВВС.
С 8 апреля 1915 года Нунжессер проходил службу в составе 106-й эскадрильи. Шарль пилотировал довольно старую модель «Вуазена», на борту которого красовались череп и кости. Самолет часто получал серьезные повреждения, но его пилот всегда оставался жив и благополучно приземлялся. После того, как Шарль одержал свою первую победу над немецким «Альбатросом», его перевели в 65-ю истребительную эскадрилью, где он сел за штурвал одноместного «Ньюпора». По-прежнему самолет французского «пирата» украшало изображение черепа, костей, свечей и гроба, которые были вписаны в большое черное сердце. Встречая превосходящие силы противника, Шарль не отступал и ввязывался в бой, и каждый раз, как бы сильно ни страдал его самолет, сам всегда оставался цел.
29 января 1916 года Нунжессер разбился в испытательном полете. Он сломал обе ноги и серьезно повредил нёбо, в результате чего его речь порой было трудно разобрать. После выписки ас снова встал в строй, каждый раз увеличивая свой счет, но вместе со счетом росли и травмы. К августу 1917 года Шарль был так слаб, что его носили к самолету. Свою последнюю, 45-ю по счету, победу он одержал 15 августа 1918 года.
Интересный факт: После окончания войны Шарль Нунжессер, как настоящий пират, так и не смог адаптироваться к мирной жизни, поэтому бросил все и 8 мая 1927 года вместе с еще двумя смельчаками отправился в полет через Атлантический океан. Больше их никто не видел.
Йозеф-Карл-Петер Якобс
Родился в 1894 году в Кройцкапелле. После начала войны он вступил в ряды германской авиации, где и проходил обучение на пилота. О своей первой победе над аэростатом противника он объявил в марте 1916 года. К концу лета 1917 на его счету было уже пять побед, и Якобс стал командиром эскадрильи Jasta 7. В начале 1918 года он получил знаменитый триплан «Фоккер» Dr.I, после чего стал самым результативным асом на этом типе самолета. Все самолеты, на которых он летал, красились исключительно в черный цвет. Во время Второй мировой войны немецкий ас всеми способами избегал сотрудничества с нацистами, а после ее окончания стал президентом Германской ассоциации бобслея и оказал большую помощь историкам в деле изучения авиации Первой мировой войны. Умер Йозеф Якобс в 1987 году в своем доме в Мюнхене.
Интересный факт: В связи с тем, что Якобс не поддерживал идеи национал-социализма и не вступал в люфтваффе, он некоторое время он скрывался в Голландии от самого Геринга, которому отказал в возможности стать главным акционером фирмы «Адлер», которую Якобс основал после войны.
Родерик "Стенли" Даллас
Родился в 1891 году в Маунт-Стэнли, что в австралийском штате Квинсленд. В армию попал в 1913 году, а после начала войны усердно пытался добиться перевода в Австралийский авиационный корпус. Однако здесь его ждала неудача, поэтому в 1915 году он поступил на службу в Королевскую военно-морскую авиацию. За время войны он успел полетать на «Ньюпор-Скауте», «Сопвич-Триплане» и «Сопвич-Кэмеле». С 1 апреля 1918 года Даллас стал командиром 40-й эскадрильи, но через две недели попал под обстрел с земли и, получив серьезное ранение, попал в госпиталь. После выписки он вновь сел за штурвал и погиб 1 июня 1918 года в схватке с тремя «Фоккерами» Dr.I. За свою карьеру австралиец сбил 49 вражеских самолетов.
Конечно, в статье описана лишь самая малая часть так называемых «рядовых асов», но, так или иначе, ясно, что в тени громких имен авиаторов Первой мировой скрываются люди, чьи заслуги хоть и не получили всемирной известности, все же достойны того, чтобы о них помнили.
Комментарии к данной статье отключены.