Действия авиации на итальянском театре Первой мировой войны заслуженно оказались в тени более активного и богатого на события французского. Тем не менее, деяния наиболее результативных асов по обе стороны итальянского фронта вполне сопоставимы с достижениями элиты истребительной авиации западного фронта. Лучшим асом итальянских ВВС стал один из пионеров авиации майор Франческо Баракка.
Франческо Баракка (Francesco Baracca) родился 9 мая 1888 года в Луго-ди-Романья, – небольшом городке недалеко от Равенны, – в семье преуспевающего землевладельца. Родители хотели, чтобы их единственный сын, повзрослев, взял в руки бразды правления поместьем, но тот решил выбрать военную карьеру и в ноябре 1907 года стал курсантом офицерской школы в Модене.
В сентябре 1909 года, уже в звании соттотененте, что примерно соответствует привычному для нас младшему лейтенанту, Баракка продолжил обучение в кавалерийской школе в Пинероло, а в декабре следующего года получил назначение в престижный Королевский Пьемонтский (он же 2-й кавалерийский) полк, расквартированный в столице Италии.
Из кавалеристов в авиаторы
Пока часть спокойно несла гарнизонную службу в Риме и Риети, в Северной Африке шла итало-турецкая война. В ней приняли участие и первые военные лётчики, в том числе бывший офицер Пьемонтского полка тененте Джулио Пальма-ди-Чеснола. Следуя примеру своего однополчанина, Баракка подал рапорт о зачислении в авиацию, и весной 1912 года вместе с тремя другими офицерами был направлен во Францию для обучения в лётной школе.
В военной авиационной школе в Реймсе использовались самолёты разных типов. Наш герой попал в группу, изучавшую аппараты «Анрио» под руководством мсье Анрио, сына авиаконструктора. 4 мая Баракка впервые поднялся в воздух, сначала просто пассажиром, а всего через два месяца он уже был обладателем французского «бреве» за №1037 и итальянского диплома №171 – оба они были гражданского образца.
Летом 1912 года новоиспечённый авиатор вернулся в Италию, где был зачислен в состав Батальоне Авиатори (тогдашнее название итальянских ВВС) и продолжил тренировочные полёты. В октябре Баракка получил звание «тененте» и вторую звёздочку на погоны, в ноябре принял участие в манёврах, а 8 декабря наконец-то получил диплом военного лётчика.
На 23 мая 1915 года, день объявления Италией войны Австро-Венгрии, тененте Баракка был в Париже, где в числе прочих итальянцев осваивал новые истребители «Ньюпор»-10. Первые впечатления от самолёта были очень хорошими, но переучивание неожиданно затянулось. Дело было в разной системе управления на монопланах и бипланах фирмы «Ньюпор»: на первых ручка управления была связана с рулями высоты и поворота, а на вторых использовалась классическая система.
Процесс переподготовки закончился в конце июля, и итальянские лётчики вернулись на родину. Новым местом службы Баракки стала сформированная 8-я эскадрилья бипланов «Ньюпор» (не путать с параллельно существовавшей 8-й эскадрильей монопланов «Ньюпоров»). В августе эскадрилья получила несколько пулемётов «Гочкис» и вооружила свои самолёты, при этом несколько машин получили неподвижную пулемётную установку, а остальные предполагалось использовать в двухместном варианте.
В погоне за первой победой
21 августа два самолёта с экипажами и частью наземного персонала были переброшены в Кампоформидо для обеспечения ПВО прифронтового города Удине, на который австрийцы совершили налёт. 25 августа оба «Ньюпора» выполнили первый в истории итальянской истребительный авиации вылет на перехват вражеских самолётов. Баракка в тот раз летел со стрелком рядовым Виттоне.
В первом боевом вылете перехватить неприятеля не удалось, поэтому воздушный бой состоялся лишь 7 сентября. Около 10 утра по тревоге взлетели сначала два одноместных «Ньюпора», потом третий, но лётчики действовали каждый сам по себе. Находясь над городом на высоте 1200 метров, Баракка заметил разрывы снарядов в паре десятков километров к юго-западу и значительно выше себя. Начав набор высоты, лётчик направился в ту сторону. Вскоре стало ясно, что противники идут навстречу друг другу и быстро сближаются. К моменту рандеву истребитель летел на 2200 метрах, а бомбардировщик – на 2500.
Пулемёт на «Ньюпоре» был установлен не горизонтально, а под углом вверх, и это позволило итальянцу атаковать сразу, не набирая высоту. На встречных курсах Баракка выпустил короткую очередь из нескольких пуль и заложил вираж, заходя австрийцам в хвост. Неприятельский экипаж то ли не замечал опасности, то ли просто её игнорировал, продолжая прямолинейный полет.
Баракка спокойно прицелился и снова открыл огонь, но после двух-трёх выстрелов пулемёт заклинило. Перезарядив оружие, лётчик нажал на гашетку, но пулемёт снова заклинило. Тем временем неприятельский аппарат долетел до Удине и развернулся в обратном направлении. «Ньюпор» постоянно следовал за ним, постепенно подбираясь ближе, но тут «Гочкис» заклинило, уже намертво. Некоторое время Баракка следовал за врагом, надеясь, что тот всё же повреждён и пойдёт на вынужденную посадку, но затем вернулся на свой аэродром.
13 сентября произошёл ещё один воздушный бой, в котором итальянские «Ньюпоры» безрезультатно атаковали австрийский «Альбатрос» B.I. Опять главной причиной неудачи стала плохая работа французских пулемётов, заедавших после нескольких выстрелов – позже их пришлось заменить сначала итальянскими «Фиат-Ревелли», а затем английскими «Льюисами». Основным отличием от событий недельной давности было наличие вооружения на неприятельском аппарате и готовности экипажа его применить.
Австрийский летнаб был хорошим стрелком, хотя винтовка и далеко не лучшее оружие для воздушного боя. Тем не менее, после посадки Баракка обнаружил пулевую пробоину в крыле своей машины и ещё две в оперении. Со вторым итальянским истребителем тоже ничего плохого не случилось, но выход из боя пикированием был воспринят как падение сбитого, и австрийский пилот обер-лейтенант Пилер и наблюдатель лейтенант Флорер получили официальное подтверждение на первую воздушную победу на итальянском фронте. «Жертвы» узнали о своём поражении несколько недель спустя из номера венской газеты «Рейхспост», и Баракка позже писал:
«Нужно сбросить сообщение господину лейтенанту Флореру, чтобы дать знать, что я был рад встрече с ним на высоте 2000 метров, но я все ещё очень даже жив, и для его же блага лучше не попадаться в мой прицел второй раз».
В октябре была объявлена награда в 20 000 лир лётчику или стрелку, который первым сумеет сбить вражеский самолёт, и в эскадрилье сразу появилось множество добровольцев-наблюдателей на участие в боевых вылетах… вот только противник взял «тайм-аут» в налётах на город.
Затишье закончилось 18 ноября с появлением над Удине одиночного разведчика. На следующий день на город совершили налёт сразу полдюжины аэропланов. На перехват поднялись все четыре боеготовых «Ньюпора» 8-й эскадрильи, которые расстреляли суммарно почти полтысячи патронов. В разгар этого боя у Баракки опять заклинило оружие. Итальянцы сумели достаточно сильно повредить один из «Альбатросов», но его пилоту удалось перетянуть через линию фронта.
1 декабря итальянские авиачасти от названий по типам самолётов перешли к названиям по назначению, и 8-я эскадрилья «Ньюпоров»-бипланов стала 1-й истребительной. Во время новой реорганизации ВВС 15 апреля следующего года она получила №70 в теперь уже единой системе нумерации эскадрилий.
В феврале эскадрилья Баракки начала получать новые одноместные «Ньюпоры»-11, но за отсутствием воздушного противника в бою их удалось опробовать не сразу. 1 апреля Франческо опять столкнулся с отказом оружия, а 7 апреля всё же сумел перехватить и сбить «Бранденбург» C.I из авиароты Flik 19. Раненый австрийский пилот сумел выполнить вынужденную посадку, и итальянцы, залатав пробоины и отмыв кабину от крови, получили возможность опробовать образец современной вражеской техники в полете. Довелось полетать на трофее и самому победителю. В том же вылете три других лётчика эскадрильи совместными усилиями сбили ещё один самолёт, и эти два «Бранденбурга» стали первыми официально признанными воздушными победами итальянской авиации.
Первый итальянский ас
Следующего успеха Баракка добился 16 мая, сбив при отражении очередного группового налёта на Удине «Лонер» B.VII из Flik 12, но самолёт упал далеко за линией фронта, и победу засчитали только в следующем году на основании показаний пленных.
Подтверждения на третью победу, одержанную 23 августа, лётчику тоже пришлось ждать до весны 1917 года, четвертая (13 сентября) была исправно зафиксирована в документах эскадрильи, но для остальных почему-то прошла незамеченной, и только пятая (16 сентября) сразу же получила всеобщее признание – сбитый «Ллойд» C.III из Flik 16 упал на итальянской территории. Баракка, с августа носивший чин капитана, первым из итальянских лётчиков пересёк рубеж в пять побед, но признанным асом он стал только 11 февраля 1917 года, когда фактически одержал уже седьмую победу.
С октября 1916 года ас летал на более современном «Ньюпоре»-17 – первом самолёте этого типа, который получила эскадрилья. Именно на этом истребителе впервые была нанесена его личная эмблема – чёрный вздыбленный конь. Она стала данью уважения Королевскому Пьемонтскому полку с его серебряным «Cheval animé», – «играющим конём» , – и в дальнейшем повторялась на всех персональных самолётах аса.
В марте 1917 года Баракка совершил первый вылет на новом мощном «Спаде»-7, но не стал забирать его «в личное пользование», предпочтя оставить за собой более манёвренный полутораплан. 26 апреля он одержал свою уже девятую победу – последнюю на «Ньюпорах» и последнюю в бывшей 8-й «бипланно-ньюпорной» эскадрилье.
1 мая все современные истребители и наиболее опытные пилоты 70-й эскадрильи пошли на формирование новой 91-й, которая позже заработала красноречивый титул «Squadriglia degli Assi». Баракка тоже был туда направлен, но довольно странным образом: он числился в подчинении верховного командования и лишь прикомандированным к эскадрилье.
В первый же день существования части ас провёл воздушный бой с одиночным «Бранденбургом» C.I из Flik 12, пилотируемым очень умелым лётчиком, и не сумел добиться решительного результата. Сам он полагал, что все же ранил наблюдателя, а повреждённый самолёт совершил вынужденную посадку на своей территории. В Италии, как и в Австрии или России, принуждённые к посадке засчитывались на равных со сбитыми, но свидетелей не было, как и официального подтверждения. Из австрийских документов впоследствии стало известно, что разведчик пилотировал обер-лейтенант Франк Линке-Крофорд, будущий четвёртый по результативности ас Австро-Венгрии.
В первых числах мая Баракка продолжал летать на своём старом «Ньюпоре», но затем все же сменил его на «Спад», и 10 мая одержал на этом типе свою десятую подтверждённую победу, на этот раз над истребителем «Бранденбург» D.I из Flik 41/J. Он атаковал пару этих аппаратов, и, пока сбивал одного, упавшего на своей стороне фронта, второй сам зашёл ему в хвост и открыл огонь. К счастью для итальянца, его «Спад» был только повреждён, и после короткого боя противники разошлись восвояси. Из австрийских документов теперь известно, что пилотировал этот второй «Бранденбург» гауптман Годвин Брумовски, одержавший в другом бою этого же дня шестую победу, а позже ставший асом №1 Австро-Венгрии.
Череда громких побед
6 июня Баракке, наконец, оформили формальный перевод в 91-ю эскадрилью и назначили её командиром. К этому времени на его счету было 13 побед. 31 июля он стал «трижды асом», а 22 октября одержал 20-ю и 21-ю победы, примечательные сразу по нескольким причинам. Во-первых, это был его первый «дубль», причём, не просто за день, а в одном бою, во-вторых, впервые объектами его атаки стали не австрийские, а немецкие самолёты – DFW C.V из Fl.Abt.14. Наконец, итальянский ас в тот день впервые вылетал на новом истребителе «Спад»-13 – первом и до февраля 1918 года единственном самолёте этого типа в итальянских ВВС.
Как и при получении предыдущей новинки, Баракка, недавно произведённый в майоры, не спешил отказываться от старого персонального истребителя, и в дальнейшем летал попеременно на машинах обоих типов.
26 октября он повторил «дубль» на «Спаде»-7, в двух воздушных боях одного вылета сбив два DFW C.V (23-я и 24-я победы). Через пару минут после того, как второй «германец» рухнул, объятый пламенем, двигатель итальянского истребителя внезапно остановился, и победителю пришлось самому идти на вынужденную – наблюдатель второго разведчика тоже умел стрелять, пробив двигатель и бензобак. Баракке повезло, что пули не были зажигательными.
Следующим вечером пришёл приказ на отступление, и 10 дней «эскадрилья асов» потратила на перебазирования и переформирование, возобновив боевые действия лишь 6 ноября. Тем утром Баракка с ведомым провёл долгий бой с парой австрийских «Альбатросов» D.III из Flik 41/J, ведущим которой был обер-лейтенант Рудольф фон Сепеши-Соколль, фрайхерр фон Недьеш ет Рено, днём ранее одержавший свою пятую победу. В бою обе пары разделились: ас против аса и ведомый против ведомого.
Инициатива в поединке принадлежала более опытному итальянцу, и в итоге тот сумел поразить цель. «Альбатрос» плюхнулся на нейтральной полосе, снеся шасси, но смертельно раненный лётчик уже не смог выбраться из кабины. В это время его ведомый, чех по национальности, сумел ускользнуть от преследования и тут же приземлился на итальянской территории, заявив о желании присоединиться к Чехословацкому легиону. Он утверждал, что это был его первый боевой вылет, хотя, на самом деле, воевал он уже полгода и даже одержал одну победу…
Итальянская пара продолжила патрулирование и встретила два DFW C.V в сопровождении стольких же истребителей, но эскорт сразу же бросил подопечных. В бою был сбит самолёт из F.Abt.219(A), а второй «германец» сумел уйти. Обе победы этого вылета были записаны как одержанные в паре, и счёт лучшего аса итальянского фронта достиг 26. К концу месяца он одержал ещё три, а 7 декабря добавил к ним «юбилейную» 30-ю, сбив «Бранденбург» C.I из Flik 19/D.
С 24 декабря ас получил отпуск, вернулся в часть через месяц и возобновил боевые вылеты с 1 февраля. В 1918 году он продолжал летать на «Спадах» обоих типов, и со временем стал больше предпочитать двухпулемётный «Спад»-13. 3 мая он сбил «Бранденбург» C.I из Flik 19/D (31-я победа), а 22 мая – «Альбатрос» D.III из Flik 51/J (32-я победа).
15 июня началось последнее австрийское наступление войны, о подготовке которого итальянское командование было отлично осведомлено. Началось оно, кроме артподготовки, с массированного применения авиации, к чему союзники также были готовы, и результаты воздушных боев стали почти разгромными для противника.
Тем утром Баракка летал на персональном «Спаде»-13 и вскоре после полудня сбил самолёт-разведчик, бомбивший итальянские позиции (предположительно, «Бранденбург» C.I из Flik 32/D), а через несколько минут атаковал ещё одного, но вынужден был отойти в сторону, чтобы исправить неисправность обоих пулемётов, и австриец успел сбежать. Ещё через 10 минут майор заметил отставший от большой группы «Альбатрос» D.III из Flik 51/J и устремился в атаку. В коротком бою он всадил в противника несколько очередей, пока ведомый перекрывал тому путь отступления, так что австриец не стал рисковать с прорывом через линию фронта, а пошёл на посадку и сдался в плен.
Конец воздушного аса и начало легенды
Ещё с лета 1917 года во время наступательных и оборонительных наземных операций итальянской армии лётчики 91-й эскадрильи активно летали на штурмовку, и июнь 1918 года не стал исключением. 17 июня Баракка привёз из штурмовки пять пулевых пробоин, а вечером 19 июня не вернулся из второго за день вылета на штурмовку неприятельских траншей в районе Монтелло – одного из пунктов относительного успеха австрийских войск.
В последний полет Баракка ушёл на «Спаде»-7 в паре с таким же истребителем молодого пилота тененте Франко Оснаго, которого только «обкатывали» в боевых условиях. Ведомый остался на высоте, когда ведущий начал пикирования для атаки. В послеполётном отчёте Оснаго указал, что он заметил вспышку под фюзеляжем, сразу после которой истребитель командира вспыхнул и рухнул на землю. В этот момент Оснаго осмотрелся по сторонам, но ни своих, ни чужих самолётов поблизости не заметил.
Закономерно, что официальным заключением стало «сбит огнём с земли». Судьба лётчика оставалась не ясной ещё несколько дней, пока австрийцев не выбили обратно за реку. Тогда были обнаружены обгоревшие обломки истребителя и невдалеке от него обгоревшее тело аса. Убит лётчик был ещё в воздухе – единственная пуля попала ему в голову.
Австрийское командование, узнав о гибели лучшего итальянского аса, упомянуло об этом в сводке о действиях авиации, указав, что он был сбит в воздушном бою. Победителями был признан экипаж «Фёникса» C.I из Flik 28/D в составе пилота цугсфюрера Макса Кауэра и наблюдателя обер-лейтенанта Арнольда Барвига. Последний после войны рассказывал, как выпустил короткую очередь навскидку по внезапно выскочившему из облаков истребителю. Других побед в этом районе в тот день заявлено не было.
На момент гибели 34 победы Баракки делали его лучшим асом итальянского фронта. Превзойти его позже смог только британец Уильям Баркер (43 победы в Италии и 50 всего за войну), а у австрийца Годвина Брумовски при общем счёте в 35 побед только 32 были одержаны в Италии.
Обстоятельства гибели такой фигуры были делом во многом политическим, и итальянское командование уделило особое внимание вопросу. Оно официально объявило о лживости австрийской версии и отдало лавры победы над асом неизвестному пехотному пулемётчику. Однако то, как быстро самолёт вспыхнул, позволяет предположить поражение огнём авиационного или зенитного пулемёта с зажигательными боеприпасами.
По запросу командования ВВС, королевским декретом от 11 июля 1918 года 91-й эскадрилье присвоили имя её погибшего командира. Впоследствии в разное время имя и личная эмблема аса становились символами итальянских авиационных частей и соединений, и эта традиция жива до сих пор. Другим всемирно известным наследием Франческо Баракки стала его персональная эмблема, которую в 1923 году мать лётчика подарила автогонщику Энцо Феррари. С тех пор чёрный вздыбленный жеребец известен каждому автолюбителю…
Комментарии к данной статье отключены.